В 2005 г. на 111 ведущих европейских компаний фуд-сервиса (в их число вошли представители 17 стран) пришлось 72,4 млрд евро продаж, что составляет 22% общего объема европейского рынка общепита. Последний рейтинг вновь говорит о лидерстве брэндов из США и Великобритании, а также о роли двух секторов – кейтеринга и ресторанов быстрого обслуживания. Средний рост 111 ведущих компаний составил 5,2% за год (в 2004 г. – 4,8%). Исследование провели Гретель Вайсс и Стефани Маурер («FoodService Europe & Middle East») с использованием дополнительной информации о Великобритании, предоставленной Питером Бэкменом (Horizons).
Важные замечания
В рейтинг вошли компании, действующие как в секторе ресторанов быстрого обслуживания, так и в fine dining, кейтеринге, отельном бизнесе. Короче говоря, все компании, организующие питание вне дома, кроме предприятий возле автозаправочных станций. Как обычно, мы постарались приложить максимум усилий, чтобы исключить из исследования такую деятельность, как размещение клиентов. При необходимости мы переводили местную валюту в евро по среднему для 2005 г. курсу. Чтобы измерить реальные темпы роста (а не возникшие благодаря колебаниям курса валют), этот показатель мы выразили в национальной для данной компании валюте. Однако в случае с McDonald’s мы смогли показать темпы роста в «неизменной валюте».
Обычно объем продаж в секторе фуд-сервиса не публикуется в подходящем для этого рейтинга формате (за исключением ресторанов и предприятий быстрого обслуживания). Соответственно нам пришлось разработать ряд поправок, позволяющих перевести имеющуюся информацию в форму, подходящую для данного исследования.
Чемпионы роста
Наиболее впечатляющих показателей в этом году добилась Subway, чьи продажи в Европе выросли на 65% и составили 340 млн евро, благодаря чему компания переместилась на 23 места вверх в нашем списке. Второе и третье по темпам роста места занимают российская «Ростик Групп», которая увеличила объем своих продаж на 44%, и британская сеть кофеен Caffe Nero. Эта сеть подняла продажи на 39% и впервые вошла в наш список.
Что касается абсолютного объема продаж, то по этому показателю лидирует McDonald’s – 458 млн евро, впечатляющих результатов добились Compass (+375 млн евро) и Elior (+ 285 млн евро).
Ведущая десятка
Состав десяти крупнейших компаний по сравнению с прошлым годом в целом изменился мало. Autogrill выпала из числа лидеров (новая база данных), и ее заменила LSG – компания, которая вновь вошла в десятку ведущих, хотя до этого в течение двух лет показывала результаты ниже среднего. Если не считать этой незначительной перемены, то порядок, в котором располагаются десять ведущих компаний в нашем списке, во многом остается таким же, как и в прошлом году (см. «FoodService» №2 за 2006 г.).
Правда, средний рост десяти лидеров составил 4,4%, этот показатель оказался ниже, чем средний рост всех компаний, вошедших в список, а это означает, что доля рынка десяти лидеров за год несколько сократилась – с 57 до 56%. Очевидно, небольшие компании становятся все большей угрозой для крупных.
Конечно, эти компании называют небольшими в сравнении с крупнейшими операторами, ведь они достаточно велики, чтобы попасть в число 111 крупнейших европейских фирм. В этом году в список попали семь новых названий, правда, три из них – это реструктурированные или переименованные компании. Четыре новичка свидетельствуют о том, что европейский рынок фуд-сервиса географически разнообразен. Первый – французская компания Groupe Bertrand; второй – SOK из Финляндии, а остальные два – BaxterStorey и Caffe Nero – базируются в Великобритании. Эти компании представляют кейтеринг, ПБО и рестораны, что также говорит о разнообразии европейского рынка.
Однако новички действуют только в одной, максимум двух странах. Работа на территории небольшого числа стран – по-прежнему одна из особенностей ведущих европейских операторов. И хотя в среднем каждая компания действует в семи или восьми странах, этот средний показатель достигается за счет международной деятельности небольшой группы компаний, которую возглавляет McDonald’s, представленный в 37 странах. В общей сложности 10 операторов присутствуют более чем в 25 странах; на них приходится в среднем 29 стран. Еще 14 компаний представлены в 10–25 странах. Две трети компаний из списка действуют на территории одной или двух стран.
В список ведущих операторов вошли игроки из 17 стран, в том числе из Великобритании, Франции и Германии (25, 19 и 5 компаний соответственно), а Австрия, Ирландия, Россия и Швеция представлены одной компанией каждая.
Игроки по сегментам
Кейтеринг остается самым большим сектором. Действующие здесь 19 компаний из нашего списка в 2005 г. получили доход в размере 23,5 млрд евро, однако за ними близко следует сектор предприятий быстрого обслуживания. На оба сектора приходится почти две трети (63%) продаж всех компаний из нашего списка. На отели, пабы и рестораны приходится еще 27% продаж, 10% – на общепит на транспорте, секторы питания в магазинах и в увеселительных заведениях.
По сравнению с прошлым годом в целом картина мало изменилась, если не считать незначительный сегмент парков развлечений. Все секторы выросли минимум на 2,7%, а лидерами роста стали пабы, рост которых составил 7,9%. В этом процессе сыграли определенную роль слияния и приобретения.
Средний объем продаж операторов предприятий быстрого обслуживания составил 876 млн евро, пабов – 839 млн евро. Их значительно опережают кейтеринговые компании, чей средний объем продаж оценивается в 1,236 млрд евро на одного оператора. Но этот показатель не отражает различий между отдельными компаниями. К примеру, абсолютным лидером является McDonald’s, чей оборот составляет 11,8 млрд евро – это более половины оборота всех компаний, действующих в секторе ПБО. Если показатели этой компании не учитывать, средний доход предприятий быстрого обслуживания сократится наполовину и составит 421 млн евро.
Это подчеркивает огромное значение компании McDonald’s, на которую, а также на Compass и Sodexho приходится более трети общих продаж компаний, вошедших в список. Очевидно, состояние этих игроков может значительно повлиять на здоровье рынка в целом, но показатели некоторых более мелких операторов производят намного более сильное впечатление, чем производительность трех лидеров.
Так, в секторе кейтеринга Elior и недавно возродившаяся Aramark в 2005 г. добились 10%-го роста каждая, в то время как средний рост в этом секторе составил 5%, а рост двух лидеров Compass и Sodexho был еще медленнее – 4% и 2% соответственно.
В секторе ресторанов быстрого обслуживания картина более однородная. Поскольку у McDonald’s большая доля рынка, то рост этой компании – 4% – соответствовал росту сектора в целом. Увеличение продаж каждого из пяти крупнейших операторов предприятий быстрого обслуживания составило 2–6%.
Самый быстрый рост показал британский сектор пабов. Такие компании, как Greene King и Wolverhampton & Dudley, с легкостью добились в два или больше раз более быстрого, чем в среднем по сектору, роста. Достичь его можно было только за счет нескольких значительных приобретений.
Ресторанный сектор в целом вырос на 6%, хотя продажи пяти крупнейших компаний увеличились несколько больше. Но это было достигнуто только благодаря быстрому росту испанской компании Grupo Vips и британской The Restaurant Group. Обе компании выросли более чем на 18%.
По стране происхождения
Если взглянуть на то, какие страны вошли в список, то Великобритания представлена наиболее широко – как по количеству компаний (25), так и по доходам (22,2 млрд евро). Хотя в среднем объем продаж одной британской компании составляет 888 млн евро, это значение почти вполовину меньше, чем аналогичный показатель 12 американских компаний из списка – 1,660 млн евро.
37 компаний из Великобритании и США, а также 19 компаний из Франции в общей сложности составляют чуть больше половины общего объема продаж компаний из списка и три четверти общих продаж.
Такая неравномерность по национальному признаку во многом объясняется относительным размером рынка этих стран, однако есть и определенные национальные различия в том, что касается размера этих компаний. Приведем два примера. Средний размер ведущей компании из Франции, вошедшей в наш список, составляет 714 млн евро, компания из Германии более чем вполовину меньше. В то же время средний доход одной итальянской компании (509 млн евро) сравним с аналогичным показателем испанских предприятий (266 млн евро). Если учесть, что большинство компаний действуют исключительно на родном рынке или в лучшем случае еще на немногих, производительность в зависимости от размера каждой из них следует рассчитывать с множеством поправок, которые определяются такими факторами, как популярность крупных брэндов среди потребителей, способность менеджмента развивать бизнес и доступность инвестиций для расширения.
Пути развития фуд-сервиса
Как может развиваться европейский сектор фуд-сервиса? Как всегда, направление здесь задают США, хотя и они не дают однозначного ответа, поскольку во многом отличаются от Европы. Эти различия касаются отношения потребителей к пище и стилю жизни, наличия доступных инвестиций и опыта менеджмента в области развития крупных компаний фуд-сервиса.
Тем не менее полезно сравнить 10 крупнейших европейских операторов с теми, которые действуют в США. Пять компаний окажутся в десятке лидеров Европы и Штатов; три из них – предприятия быстрого обслуживания (McDonald’s, Yum! Brands и Burger King), а еще две – это Compass и Sodexho – представляют кейтеринг. Большая разница в том, что общий объем продаж десяти крупнейших американских компаний в два раза больше, чем объем продаж европейских лидеров. Продажи десяти крупнейших операторов в США больше, чем у всех 111 европейских лидеров в области фуд-сервиса.
Список 111 ведущих европейских компаний выявляет несколько четких тенденций:
– Значение ведущих игроков на рынке растет. Их общий рост продаж (5,2%) был несколько больше, чем в предыдущем году.
– Если сделать поправку на инфляцию и различия в курсе валют, рост 111 компаний весьма скромный, хотя он и опережает общее развитие европейского рынка фуд-сервиса. Они увеличили совокупную долю на европейском рынке фуд-сервиса.
Концентрация по-прежнему играет важную роль:
– На три ведущие компании приходится 38% продаж всех 111 вошедших в список фирм.
– На три ведущие страны, в которых эти компании зарегистрированы, приходится 63% общего объема продаж.
– На три ведущих сектора приходится 73% продаж всех 111 компаний.
– Конъюнктура весьма благоприятная: об этом свидетельствует быстрая экспансия таких компаний, как Subway (самая быстрорастущая компания из списка), а также «Ростик Групп», Caffе Nero, Groupe Score и др.
– Большинство компаний с трудом выходят за пределы своего рынка или рынка еще одной-двух приграничных стран. Две трети организаций, вошедших в список, действуют не более чем в двух странах.
– Компании, вошедшие в список, считаются крупными на своих рынках, но они не так уж велики. В общей сложности на них приходится всего 22% из 334 млрд евро всего европейского сектора фуд-сервиса.
Заключение
Чтобы составить этот список, каждый год тратится много времени и усилий. Даже для одной страны такое исследование провести непросто, не говоря о целом континенте. Мы выражаем благодарность всем, кто нам помогал. С тех пор как в 2000 г. мы впервые составили этот список, мы стремились каждый год улучшать его. Надеемся, что отметили всех крупных игроков и не допустили значительных ошибок. Но если мы упустили какую-то компанию или информации недостаточно, сообщите нам об этом: мы готовы к отзывам.
Гретель Вайсс, Стефани Маурер (foodservice@dfv.de) и Питер Бэкмен
(peter@horizonsforsuccess.com).
Что такое Европа?
В соответствии с самым общим определением, относящим к этому континенту европейскую часть России и Турцию, Европа состоит из 41 страны с общим населением 804 млн человек. Но практически вся деятельность ведущих операторов из тех, что вошли в список, осуществляется в 15 «старых» странах ЕС, а также в Норвегии и Швейцарии, где живут в общей сложности 390 млн человек. В будущем мы можем ожидать, что значительная часть деятельности операторов будет происходить на территории 10 «новых» членов ЕС. В этой статье мы рассматривали территорию с населением 804 млн человек.
Правила составления рейтинга
- По возможности мы приводили цифры, оценочные значения отмечены звездочкой.
- Оборот/продажи рассчитываются исходя из производительности компании и деятельности на европейских рынках, включая франчайзинг и исключая налоги с продаж.
- Фуд-сервис включает только еду и напитки, услуги по проживанию и т.п. исключаются.
- Ранжировали по корпорациям, а не по брэндам.
- Классифицировали по основным направлениям деятельности.
- При необходимости национальная валюта переводилась в евро по среднему для 2005 г. курсу.
- Продажи еды и напитков в отелях, если компании специально не сообщали их или не фиксировали в отдельности, оценивались следующим образом: одно-трехзвездочные – 20% общей доли продаж, четырех-пятизвездочные – 30% общей доли продаж.
- Британские пабы рассматривались только те, которые находятся в собственном управлении компании.
Слияния и поглощения
Важной особенностью списка этого года стала смена владельцев у ряда крупных европейских компаний фуд-сервиса.
Британская Laurel Pub Company возникла из ниоткуда и стала крупнейшим оператором в секторе неформальных ресторанов. Starwood приобрела Le Meridien за $225 млн (175 млн евро), а также купила контрольный пакет акций Societe du Louvre, чья стоимость оценивается в 1,2 млрд евро. Laurel приобрела конкурирующего владельца пабов Yates's за 300 млн евро, а также ряд других брэндов, включая Hog's Head и Slug & Lettuce. Mitchells & Butlers купила 235 Beefeater и ряд других предприятий casual dining у Whitbread за 720 млн евро.
Один из факторов, влияющих на эти слияния и поглощения, – это наличие значительных средств, привлекаемых на развивающихся рынках Ближнего Востока и Азии, а также в страховых и пенсионных фондах на развитых рынках.
Эти инвестиции направляются в защищенные активами компании, а в секторе общественного питания и отелей это компании с крупной собственностью. Здесь мы говорим прежде всего о гостиничных сетях, а в Великобритании это сектор традиционных английских пабов.
За последние десять лет британский сектор пабов значительно изменился за счет создания нового типа заведений, которые пользуются большой популярностью по двум причинам. Во-первых, благодаря большой базе активов стоимость всей сети увеличивается. Об этом свидетельствуют такие компании, как Punch Taverns и Enterprise Inns, в портфеле каждой из которых почти 10 тыс. объектов недвижимости. Во-вторых, стоимость повышает тот факт, что компании, которым принадлежат сети пабов, нанимают для их управления независимых управляющих. Компания не только берет с них арендную плату, но и поставляет им алкоголь и берет процент с продажи пива. Двойной поток доходов – арендная плата плюс процент с продаж пива – позволяет резко повысить стоимость компании–владельца пабов.
Привлекательность некоторых ресторанных сетей определяется их денежными потоками, которые у лучших компаний значительны. Они привлекают инвестиционные фонды, и это привело к тому, что ряд ресторанных сетей были куплены фондами прямых инвестиций.