https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Фуд-сервис на автобанах: зависимость от брэнда

Фуд-сервис на автобанах: зависимость от брэнда

Участки земли вдоль автомагистралей в Европе и США все чаще становятся объектами интереса транснациональных компаний фуд-сервиса. Причем с каждым годом «вписаться» туда становится все сложнее. Во-первых, площади вдоль магистралей, как правило, уже находятся в зоне влияния достаточно мощных компаний. Во-вторых, серьезную конкуренцию составляют точки фуд-сервиса на автозаправках и стоянках большегрузного транспорта, которые предлагают более чем привлекательные цены и сервис «без претензий». Задачей реорганизации упомянутых точек становится изменение их имиджа в пользу большей респектабельности, что упрочит их позиции на рынке.

Италия


Общая протяженность автомагистралей в этой стране составляет 6480 км, а суммарный пробег автотранспорта по ним в 2002 г. – 75 млрд км. Вдоль этих дорог сегодня расположено свыше 400 зон обслуживания, оборот продаж F&B и прочих товаров (за исключением бензина и моторных масел) за 2002 г. составил приблизительно 980 млн евро, и этот показатель последние пять лет увеличивается ежегодно в среднем на на 2,2%. Крупнейшим игроком на этом рынке является компания Autogrill (www.autogrill.com), практически монополист на итальянских шоссе.
Однако за последние годы произошло четыре события, итогом которых может стать изменение ситуации на этом рынке. Первое – приватизация в 2002 г. сети итальянских автомагистралей, в результате которой была образована группа Autostrade S.p.a. (в нее вошли компании, владеющие концессиями на строительство, эксплуатацию и ремонт платных автодорог Италии, включая тоннели и мосты). Второе – семья Бенеттон, контролирующая 57% Autogrill, приобрела контрольный пакет Autostrade S.p.a. Третье: Министерство по антимонопольной политике, чтобы избежать такой концентрации, разрешило Autogrill управлять лишь 72% сервисных зон, а также уменьшило участие Autostrade S.p.a. в решении других вопросов ограничительными мерами. Это заставило семью Бенеттон всерьез рассматривать возможность продажи принадлежащего ей пакета акций Autogrill, чем уже заинтересовались многие инвесторы. Однако Бенеттон отрицают принятие однозначного решения о продаже. И наконец, четвертое – до конца 2008 г. на тендерной основе будут перераспределены 314 концессий и, кроме того, созданы дополнительные зоны обслуживания.


К весне 2004 г. состоялось более 70 тендеров, в результате чего активные позиции на этом рынке занимают новые игроки. Autogrill был отстранен от участия в 18 из них (13 по старым и пять по новым концессиям), так как компания уже превысила отведенную ей квоту.
Значимость итальянского рынка сложно переоценить: здесь в зонах обслуживания тратится больше всего денег на еду и напитки с одной машины в пересчете на каждую 1 тыс. км пробега. Очевидно, что борьба за новые концессии очень жесткая, и для большей результативности в проникновении на рынок образовалось много совместных предприятий, особенно между компаниями фуд-сервиса и нефтяными. Одним из последних образовался совместный проект туроператора и фуд-сервисной компании, являющейся к тому же дочерней структурой дистрибьюторской группы, входящей, в свою очередь, в корпорацию Carrefore.


К апрелю 2004 г. в управлении Autogrill находились 435 точек, при этом компания не вышла за рамки установленных квот.
Среди остальных игроков следует выделить таких традиционных для итальянского рынка, как Ristop (20 филиалов), Fini (работает в партнерстве с итальянской нефтяной корпорацией Agip) и Sarni. Около 70 других операторов управляют собственными торговыми точками.
Из числа вновь образованных операторов заметны Moto – паритетное партнерство корпораций Compass и Cremonini; McDonald's; итальянская MyChef, в которой французская группа Elior недавно приобрела 40%-ый пакет акций, выигравшая уже пять тендеров; Festival – совместное предприятие, образованное оператором фуд-сервиса Gemeaz Cusin (Accor group) и нефтеперерабатывающей компанией Api.


Тем не менее Autogrill остается основным игроком и, вероятно, будет сохранять лидерство. Компания уже внесла существенные изменения в свое потребительское предложение, представив не только новые брэнды, но и форму их подачи, а также расширив продуктовую линейку и увеличив набор предоставляемых услуг.
В 2003 г. Autogrill перезапустил фирменные закусочные под маркой A-Cafe –
с более современной концепцией, выстроенной вокруг кофе и свежих продуктов.
За прошлый год компания открыла 20 A-Cafe, а уже к концу текущего их число достигнет 50. Другая новая концепция, представленная в качестве дальнейшего развития A-Cafe, – Aldente, где особое место уделяется пасте. Autogrill также запустил новый кофейный микс известного брэнда Segafredo и улучшил качество круассанов, добившись увеличения продаж завтраков на 7%. Если говорить о новых услугах, то это прежде всего специальные зоны обслуживания для водителей грузовых автомобилей – с бесплатными душами, спутниковым телевидением, комнатами отдыха с комфортабельными креслами, а также мониторами, на которые передается видеосигнал с парковочной площадки. Предусмотрены даже места для путешествующих с животными, а на некоторых площадках Autogrill проводит эксперимент по продаже билетов на театральные, концертные представления, в музеи и на выставки.


Благодаря новой стратегии выручка компании от розничной торговли и F&B сектора составила 841 млн евро, что на 4,3% больше в сравнении с 2002 г. А оборот в сфере F&B (60% валового) вырос на 5,8%, хотя интенсивность движения транспорта увеличилась на 2,8%. За 2003 г. на станциях обслуживания Autogrill было продано 128 млн порций кофе, 58 млн штук прохладительных напитков, 47 млн сэндвичей, 40 млн бриошей, 12 млн газет, 11 млн блюд в ресторане Ciao и 7 млн пицц.
Из новичков в самой выгодной позиции находится, пожалуй, компания Moto. Она способна побороться за значительную
долю рынка. У руля этого совместного предприятия корпораций Compass и Cremonini стоит Паоло Прота Джурлео, бывший генеральный менеджер Autogrill. Moto победила в 17 тендерах и теперь насчитывает в своем портфеле 24 зоны обслуживания, включая семь приобретений в результате поглощения и ребрэндинга других компаний. Свою первую торговую точку Moto открыла год назад, в июле 2003 г., в зоне обслуживания Bazzera неподалеку от Местре, и она стала прототипом всех будущих филиалов. На площади 1,1 тыс. кв. м расположились 180 мест, бар Ritazza, закусочная Da Leone cose buone, ресторан самообслуживания Gusto, магазин розничной торговли Il Mercatino, местная справочная, зона отдыха и детская игровая комната.

Германия


Протяженность шоссейных дорог Германии составляет 11 785 км. А единственная компания, которая имеет право (во взаимодействии с партнерами) управлять зонами обслуживания, – Tank&Rast (T&R). Ее услугами ежегодно пользуются приблизительно 450 млн человек. Холдинг со штаб-квартирой в Бонне располагает 750 точками. Это 340 заправочных станций, 340 зон обслуживания, 55 отелей и 40 павильонов. Через руки более чем 12 тыс. персонала проходит около 3,3 млрд евро выручки.
В прошлом году гостиничный сегмент компании (300 арендаторов и несколько предприятий, управляемых самой компанией) принес около 500 млн евро, а 2,8 млрд евро пришлось на продажи бензина и выручку магазинов.


В сравнении с другими странами Европы сеть немецких придорожных зон обслуживания ничем особенно не выделяется.
У нее также недостаточно респектабельный имидж, хотя есть и отдельные примеры для подражания. С точки зрения специалистов, T&R запоздала с систематизацией деятельности. Однако немало усилий и денег было вложено в улучшение стандартов сети. С 1998 г. на модернизацию было потрачено свыше 300 млн евро.
Расстояние от одной зоны обслуживания до другой в Германии составляет в среднем 35 км. И хотя основная их часть действует по принципу самообслуживания, есть и ресторанчики с полным обслуживанием. Все точки работают круглосуточно. Все больше арендаторов компании берут в управление не только заправочные станции, но и зоны обслуживания. Доходность предприятий варьируется от 500 тыс. евро в павильонах на обычных шоссе до 7 млн евро в точках на загруженных трассах. Вот тройка ресторанов – лидеров по доходности: Witterau West на автобане А5 (к Франкфурту), Vaterstetten West на А99 в направлении города Гармиш-Партенкирхен и In der Holledau, что на А9 в направлении Мюнхена. В среднем около 74% выручки приносит продажа еды и 26% – напитков.


Одна из наиболее важных наработок Tank&Rast – интеграция различных брэндов в уже существующие или модернизированные зоны обслуживания или классические рестораны. Список лидеров сегодня выглядит следующим образом:
– 132 прилавка Barilla pasta, весь ассортимент которых готовится из порционных полуфабрикатов глубокой заморозки, поставляемых напрямую итальянским брэндом в соответствии со спецификациями T&R. В 2003 г. было открыто свыше 100 филиалов, таким образом, каждая третья зона обслуживания может похвастаться прилавком Barilla pasta;
– 58 кофеен Segafredo;
– 19 Burger King, функционирующих как самостоятельные рестораны и прилавки в крупных зонах, где посетители самостоятельно делают выбор, перемещаясь от одного прилавка к другому;
– 12 точек самообслуживания Axxe;
– семь ресторанов Marche Moevenpick;
– три Nordsee (самообслуживание);
– два ресторана McDonald's;
– два филиала Joey's Pizza;
– два филиала Alberto Pizza.


Типовые зоны обслуживания компании T&R насчитывают примерно 250 модулей разных брэндов, и около 20 площадок полностью обслуживаются каким-либо известным брэндом. В 2004 г. компания собирается запустить 130 модулей. Она также планирует заняться интеграцией еще не представленных в ее зонах, но известных ресторанных брэндов. По данным базирующейся в Бонне головной компании холдинга, чтобы безболезненно ввести в свой портфель такие брэнды, как Burger King или Nordsee, и классическую гастрономию, необходима стандартизация. Руководство холдинга планирует также дальнейшее увеличение продаж.
А вот на автобане А1 создается прототип зоны обслуживания будущего. Шесть лет назад, после приватизации холдинга, в компании решили запускать по модульному принципу рестораны самообслуживания. (T&R довольно долго делала небольшие и средние совместные предприятия, но не занималась глобальным брэндированием.) Партнеров здесь ждут с нетерпением. Планируется улучшать качество и обновлять ассортимент услуг.
Еще один аспект реконструкции деятельности холдинга затрагивает основных акционеров: Lufthansa Commercial, Apax Fonds и Allianz capital Partners, руководство которых сейчас ищет пути стратегического развития организации, а возможно, и покупателя. Сегодня рассматриваются сразу несколько вариантов развития, один из них предполагает размещение акций на фондовой бирже.
Основным конкурентом T&R сегодня являются Autohofe (www.tank.rast.de), чем-то похожие на придорожные зоны обслуживания, но удаленные от шоссе на расстояние около километра. Цена на топливо здесь несколько ниже, кроме того, предлагается большой набор услуг для водителей большегрузных фур (на них делается основной расчет), в том числе разнообразная еда, напитки, зачастую сдаются комнаты. По всей Германии насчитывается до 300 таких предприятий, включая первую сеть – Maxi (www.maxi-autohof.de).

Бизнес-характеристики


Площадки под застройку. Право на застройку площадок возле автомагистралей, как правило, предоставляется государственными организациями, приглашающими для участия в тендерах национальные и иностранные компании и принимающими решение на основе определенного набора критериев и количества набранных участниками бонусных очков. До начала приватизации автодорог развитие зон обслуживания во многих странах была связана с государственным контролем.
Операторы. Чаще всего это мультинациональные корпорации, такие, как Autogrill, Compass, Elior и Moevenpick, работающие на конкурентной основе с местными компаниями вроде Rosenberger (Австрия) и Dinners (Швеция) и частными арендаторами. Состояние рынка характеризуется и стремлением к стандартизации, систематизации и брэндингу. Некоторые операторы управляют как автозаправками, так и магазинами, чтобы соблюсти баланс развития. Появились и первые совместные предприятия, создаваемые нефтяными компаниями и крупными компаниями индустрии фуд-сервиса.


Местоположение. Двойные (по обе стороны проезжей части) или единичные (с одной стороны) площадки с возможностью подъезда с одной или с обеих сторон автомагистрали. Реже встречаются двойные площадки, соединенные мостом. Практически все зоны обслуживания совмещены с автозаправками. Особый интерес для операторов предприятий фуд-сервиса представляют площадки, расположенные вдоль загруженных автомагистралей, которые во многих странах являются к тому же платными.
Перечень услуг. В основном самообслуживание, встречаются рестораны с полным циклом. Существует масса точек, оборудованных торговыми прилавками.
Главный принцип для составления набора услуг – это время и деньги, затраченные потребителем. Для транзитных автомобилистов главным является быстрота обслуживания. Для водителей грузовых фур и туристов важнее качество и количество услуг, и они готовы тратить больше времени на полноценную еду. Однако и для тех, и для других важным критерием является чистота.
Сервисные модули. Для привлечения прибыли и повышения уровня потребительской удовлетворенности важнейшим фактором являются узнаваемые международные брэнды. Их интегрируют в зоны обслуживания в виде отдельных модулей или полноценных ресторанов. Как правило, вокруг них обосновываются брэнды компании-оператора, обеспечивающие предоставление дополнительных услуг. Сегодня практически на всех станциях обслуживания можно найти действующие модули фаст-фуда и кофеен.
F&B. Бизнес станций обслуживания предназначен для широких масс, поэтому они не подходят для рыночной обкатки кулинарных продуктов, адресуемых небольшой группе потребителей. Весь ассортимент должен удовлетворять рядовую публику. Кроме классических и традиционных блюд упор делается на новые и ультрамодные продукты, пиццу и сэндвичи (пищу, не требующую осторожного обращения), эспрессо и фруктовые соки.


Проблемы. Воровство, так как количество посетителей растет. Кроме того, ощущается конкуренция со стороны площадок обслуживания большегрузного транспорта, где меньше цены на топливо и брэндовый микс точек фуд-сервиса довольно привлекателен. Ценовая политика также попадает под сильное давление в периоды общего экономического спада, когда цены на топливо растут, и к тому же приходится оплачивать проезд по автодорогам.
Будущее. Необходимость улучшения имиджа предприятий путем привлечения наиболее актуальных брэндов и качественного предложения в сочетании с добавлением новых услуг: беспроводной Интернет, бесплатный душ, зоны для отдыха или деловых встреч, банковские услуги и др. Зоны обслуживания должны эволюционировать в поставщиков комплексного обслуживания, отвечающего требованиям потребителей. И это означает комбинирование зон фуд-сервиса с зонами розничной торговли товарами и/или павильонами.

Испания


Из почти полумиллиона километров испанских автодорог лишь 10,5 тыс. можно назвать загруженными. Около 2,8 тыс. км – платные. По данным консалтинговой фирмы DBК, вдоль дорог действует приблизительно 2,6 тыс. areas de servicio (зон обслуживания), в 27% есть предприятия фуд-сервиса. Крупнейшими операторами в сегменте кейтеринга на автомагистралях являются корпорации Areas и Autogrill, владеющие 15 и 10% рынка соответственно. За последние 10 лет структура обслуживания на испанских автодорогах коренным образом изменилась, и в этом
существенная заслуга корпораций. К традиционным семейным ресторанчикам присоединились современные зоны обслуживания с ярким оформлением, зонами отдыха, сектором общепита и быстрым обслуживанием. Расширять свою сеть зон обслуживания лидеры рынка намереваются за счет платных автодорог.


Areas, основанная в 1968 г., но с 2001 г. на 60% управляемая французской Groupe Elior, действует главным образом в секторе общепита на транспортных путепроводах. Всего в разных странах (включая страны Латинской Америки) она насчитывает более 1 тыс. точек, в Испании – около 600, из них более 250 – на крупных автомагистралях. На платных дорогах компания занимает 61% рынка, а выручка составляет 73,2 млн евро. На бесплатных эти показатели равны соответственно 18% и 14 млн евро. Привлекая в свои зоны обслуживания брэнды фуд-сервиса, Areas уделяет особое внимание стандартам брэнда и его имиджу и поэтому работает лишь с тремя: Ars, Medas и La Pausa (Medas был приобретен в 1998 г.). Каждое заведение представляет собой ресторан самообслуживания с баром. В ресторанах Medas меню выстроено вокруг средиземноморской кухни, а Ars и La Pausa имеют более ярко выраженную испанскую направленность. Цены: 14 евро за два блюда и напиток; 10 евро за блюдо и напиток; 6 евро за сэндвич и напиток.


Итальянская компания Autogrill еще в начале 90-х пришла на испанский рынок, купив у Banco Central сеть ресторанов на автозаправках. Вернув вложенные средства и стандартизировав имидж брэнда, меню и уровень обслуживания в ресторанах, работающих уже под маркой Autogrill, компания начала расширяться. Не пытаясь переиграть Areas на платных автодорогах, Autogrill сфокусировала свои усилия в основном на остановках местных «электричек» – высокоскоростных поездов, а также на других сферах деятельности, обладающих высоким потенциалом. Среди них (не считая A-Cafe) – Track, кейтеринговая концепция для транспортных путепроводов, которая помимо еды предлагает еще и услуги прачечных.
Сегодня Autogrill управляет примерно 50 точками в Испании (оборот – около 80 млн евро). Средняя сумма счета в них приблизительно такая же, как и в филиалах Areas: багет с хамоном – 6 евро.
К настоящему времени две корпорации сумели географически поделить рынок. Areas главенствует в Каталонии и Арагоне, а Autogrill доминирует в восточных районах и в центре Испании.
Среди других игроков можно отметить нефтяные компании Repsol и Cepsa: на их автозаправках есть розничные продуктовые магазинчики. В местах большого скопления транспорта они также открывают кафетерии и рестораны. Например, Cepsa представлена 250 точками De Paso, и в 10% из них оборудованы кафетерии. За 2001 г. кейтеринг и розничная торговля продуктами принесли компании 60 млн евро. В свою очередь Repsol сдает в субаренду рестораны на некоторых из своих 2 тыс. автозаправок и делает ставку на торговлю продуктами в магазинах Supersol (созданных при участии крупной сети универмагов El Corte Inglos) на автозаправках вокруг крупных городов. В 2001 г. выручка от кейтеринга и розничной торговли компании достигла 200 млн евро.
Компания Cafestore (доход за 2002 г. – 25 млн евро) в июле 2002 г. продала свою сеть придорожных кафетериев корпорации SYV (строительство недвижимости вдоль автомагистралей) и участвует в тендерах на создание новых предприятий.


К концу 2003 г. она планировала владеть 21 новой точкой. К маю заработали пять areas dobles по обе стороны проезжей части на дорогах в районе Мадрида.
Los Abades de la Gineta (13 млн евро дохода в 2002 г.) – ресторанная компания, владеющая шестью предприятиями на автомагистралях вблизи Гренады и Альмерты. В 2003 г. открылись еще четыре.
Многие частные ресторанчики вдоль автомагистралей приходят в упадок. Несомненно, будущее фуд-сервиса на испанских автодорогах – за крупными предприятиями, брэндингом и объединением ресторанчиков в сети.

Швейцария


Зоны обслуживания вдоль автомагистралей страны считаются одними из наиболее привлекательных в Европе. Высокую доходность обеспечивают транзитные автомобилисты. Благодаря интеграции в регионе немалая доля выручки поступает и от местного населения.
Доминируют компании Moevenpick (www.moevenpick.com), имеющая швейцарские корни, и итальянская Autogrill. Швейцарский брэнд лидирует, владея около 40% рынка (117 млн швейцарских франков выручки). Структура: 20 точек, 13 из которых – кафетерии Marcho, три ресторана быстрого обслуживания Cindy's Diners, четыре ресторана с полным обслуживанием, которые сейчас перепрофилируются в точки самообслуживания.


Первая точка Moevenpick открылась в 1968 г.: это был ресторан Silberkugel возле автодороги в Deitengen Sud. В 1972 г. на автостраде возле Wurenlos компания оборудовала мост с просторной торговой галереей, что в то время было новинкой для придорожных зон обслуживания. Этот проект и поныне считается одним из трех наиболее прибыльных предприятий компании в данном сегменте. Первый ресторан Marcho заработал в 1986 г. на крупной автомагистрали Luzern Ost. А флагманом компании до сих пор считается открытый еще в 1991 г. в Майнфелде Heidiland. Каждый из трех самых удачных проектов компании приносит от 12 до 16 млн франков выручки в год, но большинство точек – 5–10 млн франков (в среднем их площадь – 1 тыс. кв. м). Как правило, Moevenpick управляет не только кейтеринговыми точками, где могут располагаться сразу несколько кофеен, но и концепциями розничной торговли самых разных сочетаний и форматов (павильоны, специализированные магазины, сувенирные лавки).


На рынке Швейцарии владельцы магазинчиков на автозаправках вынуждены искать новые источники дохода, предлагая закуски, кофе и т.д. Крупные розничные сети вроде Coop и Migros также стремятся освоить рынок придорожного обслуживания. Конкуренция и ценовые рамки становятся жестче. «Мы делаем упор на свежесть, – утверждает Оливер Алсер, глава Concession Gastronomy. – Задействуем также сезонные и местные продукты в качестве дополнения к базовому сетевому ассортименту». Еще один фактор успеха – компания начала предоставлять всем категориям путешественников (семьям, туристам, бизнесменам и др.) дополнительные услуги. Это подтверждают и данные Moevenpick: банковские услуги, справочные бюро, детские игровые комнаты и т.д., большинство из которых организованы в партнерстве с другими компаниями, увеличивают полезность площадок, что, в свою очередь, делает гораздо более привлекательными зоны обслуживания.
«Большинство автодорог в Швейцарии платные, – сказал Бит Грау, руководитель швейцарского отделения компании Autogrill (www.autogrill.ch). – Но мы работаем с потребителями так же, как на бесплатных дорогах». Выручка компании зависит от правильно подобранного ассортимента, постоянного качества, скорости обслуживания и чистоты. На автомагистралях, по мнению Грау, цена не является определяющим фактором: «Тем не менее мы всегда помним о чувствительности потребителя к цене». Autogrill CH с девятью точками занимает 2-е место в этом сегменте швейцарского рынка. У мирового лидера в сфере придорожного кейтеринга, осваивающего также и железнодорожные станции и аэропорты, дела в Швейцарии складывались не так легко, учитывая приостановку полетов Swissair.


Autogrill пришла в страну в 2001 г., приобретя кейтеринговую Schweizerische Speisewagen-Gesellschaft (придорожные рестораны Teufengraben and Eggberg), существующую с 70-х годов. С того времени под маркой Autogrill были открыты еще две зоны обслуживания, за основу были взяты концепции прежних владельцев. Еще одна зона обслуживания появилась в местечке Pieterlen, близ Биела в 2002 г. Она включает ресторан Passaggio и магазин Esso Tiger на автозаправке.
Как правило, Autogrill управляет ресторанами, магазинчиками (на Gruyere имеется еще и мотель) и самими автозаправками. Меню ресторанов ориентировано на средиземноморские блюда: пицца, паста, салаты, сэндвичи, местные продукты. Всего у Autogrill три ресторана Passaggio, две закусочных Passaggio, один филиал
A-Cafe, полностью повторяющий созданную в Италии модель современной интерпретации классической итальянской кофейни, торговые точки, действующие по лицензиям разнообразных брэндов, и 36 точек общепита и розничной торговли, не имеющих брэнда или же управляемых местными брэндами. Выручка Autogrill от деятельности на автомагистралях в 2002 г. составила 81,5 млн франков. Персонал – 600 человек (данные на 31 января 2004 г.), около половины получают почасовую оплату. В зависимости от расположения точек их продажи составляют 1,4–9,6 млн франков. Площади – 15–17 кв. м (для Passaggio – 250 кв. м). Выручка магазинов – от 1 млн до 22,5 млн франков. Самая впечатляющая торговая точка компании – Pratteln (Базель). Здесь через автостраду перекинут мост с торговой галереей, общая выручка превышает 33 млн.
Рост, по мнению Грау, в принципе возможен лишь на уже существующих площадках: «Система автодорог в Швейцарии уже сложилась. За редким исключением, новые зоны обслуживания не строятся». Стратегическая цель компании – ежегодный прирост прибыли от существующих точек на 3–5% (оптимизация продуктового портфеля, создание многочисленных брэндов). Учитывается и тенденция в изменении потребительских предпочтений: жители страны все чаще предпочитают пищу, не требующую осторожного обращения, а ресторанам – магазины.

США


Для путешествующих американцев вдоль дорог предлагаются любые еда и напитки. И как раз в этом заключается сложность ситуации. Автолюбители требуют удобства, качества, богатого выбора и знакомых брэндов. Все это в изобилии предлагается различными популярными заведениями общепита, сетями фаст-фуда, стоянками фур и операторами придорожных магазинчиков.
За последние 20 лет в «драку» за потребителя оказалось втянуто так много поставщиков услуг фуд-сервиса, что практически все придорожные площадки заняты. «Заняты уже все съезды с дорог, – считает Рон Пол, учредитель, директор и президент чикагской компании Technomic Inc. – А новые платные автодороги прокладывают ся медленно». Придорожный общепит оценивается как зрелый сегмент рынка: «Я больше не вижу особенно выгодных перспектив в этом направлении». «Все основные платные автодороги и загруженные магистрали, оборудованные сервисными площадками, давно и хорошо поделены, – вторит Давид Милобски, представитель HMSHost Corp. – Наша компания нацелена на максимизацию выгоды от уже существующих точек путем запуска новых брэндов, новых акций и превращения сервисных площадок в составную часть путешествия потребителей». HMSHost («дочка» концерна Autogrill) известна амбициозными инновационными планами по организации питания в местах активного движения транспорта. Ее выручка составляет $1,6 млрд в год, в управлении – более сотни сервисных площадок на 13 платных автострадах в 10 американских штатах и в Канаде. Кроме этого компания представлена в 71 аэропорту по всему миру.


Следующий по величине американский оператор фуд-сервиса на автомагистралях – McDonald's, за которым идут многочисленные более мелкие местные компании.
Такая ситуация позволяет лишь расширять деятельность уже существующих площадей.
«В США очень сильные брэнды – и с точки зрения управления, и с точки зрения известности у потребителей. Наша компания, например, продвигается вперед с помощью заметных брэндов, главным образом благодаря Starbucks, – утверждает Милобски. – За последнее время мы открыли множество точек этой сети. Как только мы запускаем очередной Starbucks там, где до этого не были представлены какие-либо брэнды, уровень продаж на одного потребителя резко возрастает». Корпорация HMSHost поддерживает лицензионные соглашения с рядом брэндов, включая сети повседневных ресторанчиков (Starbucks, Ruby's, Dinette, Sbarro, Wolfgang Puck Express, California Pizza Kitchen), ресторанов с полноценным обслуживанием (Dick Clark's AB Grill, FOX Sports Sky Box, Jose Cuervo TequilerTa, Expedia.com Cafe, Chili's) и сетями фаст-фуда (Burger King, Cinnabon, Nathan's, Pizza Hut). «Одно из направлений, в котором мы работаем для развития бизнеса, – предоставление дополнительных услуг, выходящих за привычные рамки F&B», – продолжил Милобски. Например, спонсируются различные мероприятия, привлекающие людей на площадку обслуживания. Компания в сотрудничестве с региональными департаментами по туризму рекламирует разнообразные события – начиная с фермерских ярмарок и заканчивая демонстрациями. Одним из последних таких событий (со-спонсор – New Jersey Turnpike Authority) стала программа Spotlight on New Jersey, в рамках которой на площадках были установлены палатки с информацией и различными призами. По мнению Милобски, мероприятие оказалось взаимовыгодным: жители окрестных городков достаточно редко получают возможность обмена информацией с потенциальными партнерами.


Крупными игроками в сфере фуд-сервиса на автомагистралях США являются также предприятия, управляющие стоянками для большегрузного транспорта, и придорожные магазинчики. Однако и здесь тоже рост значительно замедлился. Рон Пол утверждает: «Я бы не сказал, что бизнес стоянок грузового транспорта процветает. Это также уже сформировавшийся рынок. Компания Pilot всегда была заметным участником рынка, и что же? Она все больше уходит в сегмент придорожных магазинов. Причем ее развитие обеспечивает не продажа еды и напитков, а все, кроме этого». Pilot Travel Centers, образованная в 1958 г., – крупнейший в стране оператор комплексов обслуживания грузоперевозчиков. В 2004 г. она рассчитывает продать 2,6 млрд галлонов бензина. Клиентам Pilot предлагается широкий выбор продуктов и напитков и дополнительные услуги. Например, несколько месяцев назад компания подключилась к сети Truckstop.net (все точки Pilot в США). Это позволит водителям грузовиков, автобусов, продавцам передвижных торговых точек и т.д. пользоваться услугами беспроводного выхода в Интернет. Перед компанией, в свою очередь, открываются возможности пополнения уже существующего набора услуг новыми.


Компания Petro Stoping Centers – еще один хорошо известный в США оператор грузовых автостоянок. Она обслуживает как профессиональных води- телей, так и автолюбителей. В ее фуд-сервисном портфеле – круглосуточные рестораны Iron Skillet и другие брэндовые точки общепита (на некоторых площадках). В меню Iron Skillet можно найти, к примеру, легендарный стейк из курицы King of the Road, а завтраки сервируются в любое время дня и ночи. Посетителям предлагаются домашние супы и салаты, свежий хлеб и масса десертов. Там же расположены магазины товаров для туристов и продовольственные лавочки, индивидуальные душевые кабинки, прачечные, интернет-кафе, банкоматы, факс, игровые комнаты и др.
По данным NACS (National Association of Convenience Stores), на подъеме находится и фуд-сервис в придорожных магазинах. Блюда, приготовленные там прямо на месте, сэндвичи на заказ, холодные и горячие напитки, продающиеся через машины-автоматы, и прочая снедь вроде жареной курицы, гамбургеров и пиццы по продажам занимают 3-е место среди всех остальных категорий товаров, аккумулировав в 2002 г. 12,3% общих продаж.
В заключение можно сделать вывод, что, хотя рынок фуд-сервиса на автомагистралях и даже небольших дорогах США очень насыщен, тем не менее рост возможен, и прежде всего за счет креативности, запуска новых продуктов и свежих маркетинговых решений.

Германия: Гретель Вайсс
Италия: Флавия Фрезия
Испания: Марио Кензел Вилларино
Швейцария: Марианн Васхолц
США: Говард Райл

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43