В Москве в последнее время один за другим открываются клубы-гиганты, чья минимальная площадь – больше тысячи квадратных метров. Владельцы таких площадок рассчитывают привлечь в свои заведения новое поколение состоятельной молодежи и старых клабберов, которым в небольших заведениях стало тесно. Однако большой клуб – это рискованный бизнес, поскольку собрать на вечеринку 5 тыс. человек и окупить затраты на персонал и аренду не так-то просто.
Ровно полгода назад открылся клуб Neo (площадь – 1,5 тыс. кв. м). В декабре 2003 г. заработал клуб «Зона», куда могут поместиться 5 тыс. человек (площадь – 4 тыс. кв. м), а двумя месяцами позднее было объявлено об открытии Fabrique (1,5 тыс. человек). Весной этого года начнет действовать огромный «Гауди» на 6 тыс. человек.
Михаил Ардабьев, клубный обозреватель газеты «Коммерсантъ Week-end», отмечает, что в последнее время открылись или планируются к запуску несколько больших клубных площадок. «Это напоминает рейв-движение конца 1980-х гг., когда собиралось большее количество людей для того, чтобы потанцевать вместе. А сейчас люди приходят в клубы-гиганты и слушают известных диджеев», – говорит Ардабьев.
Похожей точки зрения придерживается исполнительный директор агентства RectCon Андрей Петраков. «Клубы-гиганты сейчас в моде, – считает он. – С точки зрения бизнеса это перспективное предприятие. Компании-владельцы клубов очень точно уловили настроение публики. Часто бывает, что в пятницу все обычные заведения забиты и никуда не попасть. Кроме того, людям сейчас действительно нравятся грандиозные шоу и толпа».
Одна из главных причин возникновения заведений-гигантов, по мнению клубных промоутеров, это появление нового поколения состоятельной клубной публики. «В России появились молодые люди, которые хорошо зарабатывают и разбираются в иностранной музыке. Они знают, кто такие Seb Fontaine и диджей Tall Paul, и хотят слышать их на танцполе», – сказал Андрей Глушаченков, один из промоутеров Fabrique. Огромные общедоступные танцполы с низким уровнем обслуживания или маленькие закрытые заведения, рассчитанные на V.I.P.-персон, как это было раньше, посетителей уже не удовлетворяют.
Новые клабберы требуют больших пространств и качественного сервиса, поэтому клубам пришлось объединить под одной крышей большой танцпол для среднего класса, а для более состоятельных людей – V.I.P.-зону и звукоизолированные чил-ауты. «Сегодня клуб – это не место для наркоманов и людей, не считающих деньги; сюда можно просто прийти потанцевать и отдохнуть, так же как поход в ресторан стал не праздничным событием, а просто едой вне дома», – отмечает Карина Григорян, куратор «Гауди».
По словам Андрея Глушаченкова, сейчас многие известные диджеи из Европы и США, прежде чем подписать контракт, интересуются, для какой аудитории они будут выступать, и отказываются ехать в маленькие залы. «Такая звезда, как Сандр Кляйненберг, не поедет играть для сотни человек, он требует толпу и открытое пространство, – говорит Алексей Каймаков, экс-арт-директор клуба Neo. – Этим большой клуб и выгодней маленького. У него есть средства приглашать к себе настоящих звезд».
Промежуточное звено между диджеями и клубами – промоутерские агентства. Промоутеры, как правило, арендуют залы под выступление приглашенного диджея. Есть спрос на большие концертные площадки, где слушатели могут танцевать – это предполагается самим форматом модной музыки. Клубы-гиганты идеально для этого подходят. «В Москве нет большой концертной площадки европейского класса, поэтому крупные клубы – самый приемлемый вариант для выступления диджея», – отметил Дмитрий Ашман, арт-директор клуба «Цепеллин».
Однако главное конкурентное преимущество – колоссальная вместимость – может обернуться основной проблемой гигантов. «Я бы не рискнул открывать такой клуб. Не уверен, что в Москве найдется достаточное количество людей, готовых регулярно заполнять такие огромные площади», – считает Дмитрий Ашман.
По мнению Андрея Александрова, арт-директора клуба «Б2», столица может вместить не более 10 больших заведений. «Если их число будет расти, то произойдет то же, что с боулингами. На волне моды появился не один десяток боулинг-клубов, а оказалось, что в Москве не так уж много людей, играющих в эту игру. Так же с клубами-гигантами: неизбежно возникнет жесткая конкуренция, кто-то закроется. Выживут только заведения с четко проработанной концепцией», – считает Александров.
Neo
В мае 2003 г. на Варшавском шоссе, в доме 27, после реконструкции открылся клуб Neo, один из самых больших в Москве (площадь – 1,2 тыс. кв. м). Одновременно там могут поместиться более 1 тыс. человек. Клуб состоит из нескольких залов. В подвале располагается чил-аут, на 1-м этаже – огромный зал, выполненный в золотистых тонах. Он обставлен низкими столиками и огромными диванами желтой кожи, на стенах размещены панно – морские карты, у входа – макет парусника. Чил-аут и этот зал – V.I.P.-зона. На 2-м этаже оборудованы танцпол и небольшая сцена. Стены в этом помещении задрапированы серебряной тканью, балконы нависают над танцполом. В клубе есть шумоизолированный кальянный зал, где пол застлан арабскими коврами. С балкона можно пройти в маленький «космический» чил-аут. Его стены украшены светящимися звездами и планетами. Основная музыка в клубе – «интеллектуальный» хаус. Диджеи-резиденты – Яныш, Львов, Дейв, Кустов, Космо.
По словам арт-директора, в проект было вложено $1,5–2 млн, хотя в прошлом году клуб не приносил особой прибыли. Поэтому учредители разрабатывают новую политику заведения, что потребует дополнительных инвестиций.
В конце декабря 2003 г. в Neo сменился менеджерский состав, в нижнем чил-ауте начался ремонт. До весны сильно изменятся интерьеры и других залов. Например, на 1-м этаже мебель расставят так, чтобы освободить площадку для танцующих, установят дополнительный свет и звук. Со временем будут полностью разделены танцпол на 2-м этаже, который останется общедоступным, и V.I.P.-зал на 1-м, где будет своя шоу-программа. Учредители хотят сменить и состав посетителей клуба. Для начала собираются ввести фейс-контроль и дресс-код.
В ресторане клуба новый шеф-повар – Рафаэль Салимов. Раньше он работал в клубах «Мулен Руж» и «Консул». Цитата из меню: Террин из лосося и палтуса с креветками и шпинатом. Средний счет без алкоголя – $20.
Публику в клуб учредители собираются привлекать, во-первых, качественными шоу. Для стриптиза планируют приглашать девушек из клуба Dolls, а для V.I.P.-гостей будут выступать артисты балета Аллы Духовой. Во-вторых, оригинальными вечеринками. Например, 17 января в клубе уже прошла специальная цветочная вечеринка. Для ее подготовки был приглашен парфюмер, который расставил цветы так, чтобы их ароматы гармонировали между собой и в залах разливалось благоухание.
Новая политика клуба уже дает положительные результаты. Новогодние вечеринки, организованные новыми промоутерами и менеджерами, собрали весьма много народа и окупили затраченные на них средства.
Fabrique
В начале февраля по адресу: Космодамианская набережная, дом 2 открылся клуб-гигант Fabrique. Промоутеры отрицают связь с лондонским Fabrique, который считается самым популярным и респектабельным клубом английской столицы. А название Fabrique, по их словам, появилось в процессе строительства. Хотя в московском Fabrique рассчитывают привлечь публику, похожую на ту, что посещает лондонское заведение.
Интерьер клуба выполнен в стиле хай-тек. Основная тема оформления – контраст между обстановкой старых фабричных помещений и роскошью оформления: обшарпанные бетонные стены, дорогая мебель, кованые украшения и росписи на колоннах. Во время реконструкции обнаружились пирамидальные опоры от здания, которое здесь стояло раньше; они были задействованы в интерьере. Переоборудование помещения заняло два года. Концепцию разрабатывала группа дизайнеров, оформлявшая кафе «Булошная» и «Москва-Берлин».
Общая площадь заведения, включая технические помещения, составляет 1,5 тыс. кв. м. Клуб состоит из ресторана и танцпола, есть еще большой подиум. Ресторанная зона расположилась на возвышении. На танцполе – бар и платформа для диджея, которая может двигаться вверх и вниз. Ресторан работает все дни недели, а клуб – только по выходным. В Fabrique действуют фейс-контроль и дресс-код. Цена билета на вечеринки – около 300 руб., хотя она может меняться в зависимости от звезности выступающего диджея. Музыка – диско-хаус, хаус, прогрессив. Планируются тематические вечеринки.
Владельцы собираются сделать во внутреннем дворе открытую площадку. Летом там будет площадка, а зимой – каток с лавочками, музыкой и глинтвейном.
Целевая аудитория – менеджеры среднего и высшего звена, работники рекламных агентств, студенты, банковские служащие, а также любители хорошей музыки. Екатерина Белякова, креативный директор клуба, рассказала: «Сейчас в моде некое передвижение, когда люди за ночь объезжают три-четыре клуба. Такие клиенты особой прибыли не приносят. Мы стремимся к целостности, чтобы человек приезжал к нам в 24.00 и оставался до 3.00 или до утра. Поэтому в клубе постарались создать свободную атмосферу и в то же время уют и комфорт. В зале много удобных диванчиков и кресел. Самая желаемая публика – это люди со средним уровнем достатка, которые приходят что-то отметить, выпить с друзьями, отдохнуть. Они не только остаются до утра, но и тратят деньги в баре, а это устраивает клуб».
Два раза в месяц в Fabrique планируются вечеринки с известными зарубежными диджеями. Наличие подиума предполагает организацию показов модных коллекций. По мнению организаторов проекта, только такая разнообразная деятельность позволит выжить столь большому заведению. Даже во время строительства в клубе проводились банкеты и тематические вечеринки. Не последнюю роль здесь играют корпоративные мероприятия. Это, с одной стороны, позволяет заработать деньги, а с другой – привлечь новых клиентов.
«Гауди»
«Гауди» откроется весной по адресу: улица Складочная, дом 1, строение 19. В отличие от классических заведений, это будет площадка, которую планируют сдавать под проведение каких-то крупных мероприятий. Учредители пробуют работать по новой для России бизнес-схеме. За образец они взяли такие огромные техно-клубы, как Privilege и Space на Ибице.
Несмотря на то что клуб планирует открыться только весной, там уже проводятся различные мероприятия. 13 декабря 2003 г. прошла крупная рейв-вечеринка. А клуб «Цепеллин» праздновал в «Гауди» Хеллоуин и собрал около 6 тыс. гостей. На конец января в «Гауди» прошли 7 мероприятий.
Клуб рассчитан на модную публику, которая уже знакома с подобными заведениями в разных странах, и ее привлекает масштабность проекта. «В большом клубе совсем другая энергетика, – считает Карина Григорян, куратор «Гауди». – Человек видит тысячи танцующих, улыбающихся людей и просто заряжается от них. У него нет времени и возможности рассматривать, оценивать, выбирать соседей. Любые законы снобизма отметаются. Часто в маленьком клубе клиент сидит, скучает и ждет, когда же его начнут развлекать. В большом такая ситуация исключена».
Раз в неделю (минимум – раз в две недели) в «Гауди» собираются проводить громкие мероприятия с участием известных диджеев. Все это будет сопровождаться масштабными рекламными акциями и PR-кампаниями: только промоутеров задействовано 20. В остальные дни клуб работать не будет. Соответственно, персонал (барменов, официанток) планируют набирать только на время проведения вечеринок, постоянными будут лишь менеджеры. Билеты в клуб на любую вечеринку можно купить на входе. Цена будет зависеть от концерта.
Расположен «Гауди» в промышленной зоне, в здании старого элеватора. Его трубы, окрашенные в розовый цвет, являются своеобразной «визитной карточкой» клуба. «Гауди» – это цемент и железо, жесткий индустриальный дизайн; интерьер разработан дизайнерским агентством «Варс». Общая площадь заведения – 3 тыс. кв. м. Помещение рассчитано на 5 тыс. посетителей. Клуб одноэтажный, но разделен на три зоны на разных уровнях: нижний танцпол, 300-метровый V.I.P.-зал на возвышении и второй танцпол – непосредственно под трубой элеватора. В заведении четыре бара, летом планируется открытие ресторана.
У организаторов «Гауди» грандиозные планы. В феврале 2004 г. собираются начать проектирование рейв-пространства перед клубом для проведения мероприятий под открытым небом. Там будет построена сцена, шатры для V.I.P.-трибун и несколько баров.
Весной этого года планируют открыть чил-аут, выполненный в колониальном стиле. Кроме обычных диванов, там повесят гамаки, а в отдельных кабинетах установят кровати. Посетителям будут предлагать чай с восточными сладостями и кальян.
Вера Ершова,
специально для «МД. Ресторан»