Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Концепция желудку

Печёнкин Алексей

«Концепция желудку» – идея, лежащая в основе дизайна еды японской компании Food Сreation. Экспериментальная комбинация разных вкусовых ощущений, преобразованная в единый зрительный образ, сделала Food Сreation популярной не только в Японии, но и за ее пределами. Основательница и идейный вдохновитель компании – молодой дизанер Айако Сува. В прошлом году ее выставка «Стимул и релаксация», которая проводилась в одной из токийских галерей, собрала многих гурманов и ценителей искусства.

Айако Сува окончила Колледж искусств в Канадзаве по специальности «коммерческий дизайн». Начинала работать в издательском и рекламном бизнесе, затем перешла в дизайнерскую компанию D&Department Project, изготавливающую товары для дома и проектирующую интерьеры. После этого она работала в отеле «Гранд Хайятт» в Токио. Три года назад Айако Сува начала заниматься дизайном еды и в 2006 г. организовала компанию Food Сreation. Шинья Фуруи, муж молодой японки, курирует творческие выставки в своей галерее Point (Токио). В прошлом году там проводилась выставка работ Айако Сувы под названием «Стимул и релаксация».

Дизайнер интерьеров и рекламных площадей Айако Сува, не имея профессионального кулинарного образования, разработала инновационный подход к повседневной еде. В январе 2006 г. она организовала компанию Food Creation, разрабатывающую дизайн еды и концепции приемов. Объединяя, казалось бы, несовместимое, Айако Сува создает новые вкусовые комбинации, незнакомые до этого человеческим рецепторам. «В сознании людей существуют общие, традиционные идеи о вкусе и сочетаемости продуктов. Например, принято считать, что оливки, моццарелла, базилик и помидоры образуют вкусное блюдо. Я экспериментирую, стараюсь создать абсолютно новый вкус, который нельзя представить, не попробовав, которого еще нет в сознании людей», – рассказала Айако Сува. Она особо подчеркивает, что речь идет не о чем-то абстрактном и недоступном, а о дизайне блюд, которые человек может есть каждый день. 

Собирая вкусовой конструктор, дизайнер одновременно создает новый зрительный образ. По замыслу Айако Сувы, оформление продуктов в единую композицию должно вызвать у человека интерес к блюду, желание его попробовать, воспринять гастрономическую идею с разных сторон – зрительно, по запаху, на вкус – и в итоге получить комплексный чувственный опыт от блюда. При разработке концепции важны не только состав еды, но и порядок, в котором подаются блюда: одни вкусовые ощущения сменяются другими, важно найти оптимальную  последовательность. 
Несмотря на молодость Food Creation, Айако Сува уже участвовала в нескольких известных токийских выставках: фотовыставке Каори Йуцавы After The Fog («После тумана»), выставках дизайна Skin («Кожа») Томоко Тагавы, Garden («Сад») Мисато Бан, Monyomonyo, а также организовывала частные вечеринки. Персональная выставка работ молодой японки «Стимул и релаксация», которая проходила в 2006 г. в галерее Point, объединила разные концепции блюд одной идеей. По мнению Айако Сувы, еда воздействует на человека двумя способами: стимулирует, дает энергетический заряд и расслабляет, позволяет отдохнуть. «Допустим, вы вечером приходите в ресторан и читаете меню. Если вы устали днем, вам захочется «расслабляющей еды», если же у вас прилив сил, вы выберете что-то энергичное, стимулирующее, – считает она. – Для своей выставки я искала еду, которая одновременно стимулирует и расслабляет. Имбирь, например, имеет острый и пряный вкус. Некоторые ингредиенты, такие, как редис, имеют острый, энергичный вкус вначале и прохладное, успокаивающее послевкусие. Такой же эффект у перца». Овощи благодаря яркому цвету стали постоянными ингредиентами блюд Айако Сувы.

Молодой дизайнер призналась, что еще в детстве ее увлекали эксперименты с едой. На выставке «Стимул и релаксация» было представлено много игровых композиций: десерты в виде ювелирных украшений, розовые бегемотики из ветчины и имбиря, забавные глазастые существа из черной икры, разместившиеся в луковых кольцах, новогодняя елка в виде стеклянных банок с мармеладом, цветущая полянка пиццы.
Компания Food Сreation не просто разрабатывает новые идеи еды, но и занимается «концептуальным» кейтерингом, а именно делает еду средством общения и брэндирования. Компания часто выступает как кейтеринговая служба на модных показах и вечеринках. Это могут быть небольшие мероприятия на 30 человек или масштабные праздники, собирающие до тысячи гостей. По словам Айако Сувы, для каждого события разрабатываются индивидуальные концепция и стиль, а в процессе приготовления блюд иногда принимают участие художники.
Айако Сува разработала новый подход к организации угощений: цель, лежащая в основе оформления еды и напитков, – обозначить идею события и места, донести ее до гостей. «Блюда и продукты, которые мы едим, не только заполняют наши тарелки и желудки, они воздействуют на нас эмоционально. Мы не просто поддерживаем вечеринку или презентацию пищей, мы наполняем ее информацией, выражаем тему и суть мероприятия с ее помощью. Это своего рода рекламное послание в желудок», – считает она. Например, на презентации какого-либо нового товара компоненты меню подбираются по цвету. Закуски и коктейли, выполненные, например, в оранжевом цвете, надолго запоминаются посетителю. 
Этой весной в Токио и Осаке откроются кафе, которые будут предлагать авторские блюда Айако Сувы. Меню будет обновляться каждый месяц.

Выпуск журнала:
Комментарии (0)