Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Крепкий рынок

На европейском рынке кофеен сохраняется потенциал роста. Кофе-бары, относящиеся к сфере предприятий быстрого обслуживания, предлагают посетителям нечто большее, нежели просто кофе, пирожные и закуски. Они предоставляют человеку передышку от повседневной суеты в приятной обстановке или современную возможность пройтись по улице со стаканом кофе. Несмотря на растущую популярность социальных сетей, «живые» разговоры с коллегами и друзьями сейчас востребованы, как никогда: люди не хотят без этого обходиться.

В 2009 г. количество кофеен трех ведущих брендов выросло всего на 3% (в 2010 г. – на 4%). Многие игроки в тот момент ограничили или даже притормозили расширение сетей и сосредоточили внимание на существующих точках, особенно в таких странах, как Россия или Испания. Вместо расширения компании пересмотрели организационную структуру сетей. Усилившись в условиях улучшившейся экономической ситуации, в 2010 г. кофейные сети воспользовались возможностью роста и открыли новые точки. Можно ожидать, что в этом году тенденция к расширению сохранится.

В 2010 г. все игроки пострадали от неустойчивости на рынке сырьевых товаров, в частности кофе, какао и молока. Пока эта ситуация сохраняется. В некоторых случаях сетям кофеен приходилось пересматривать цены.

70 ведущих игроков

В рейтинг включены 70 игроков на рынке кофеен, которым принадлежит 9723 заведения в Европе. Рост количества точек за 12 месяцев составил 4,2% (2009: +3%, 2008: +16%, 2007: +21%). В пятерке лидеров новый игрок – Caffè Nero из Великобритании.

– Starbucks – бренд, под которым работают 1373 точки в 19 европейских странах, – сохранил позиции лидера рынка. Более половины европейских кофеен расположены в Великобритании. Starbucks – лидер на мировом рынке.

– Второй раз лидеры рейтинга — три бренда, под каждым из которых работает более 1000 кофеен. Самые высокие показатели роста у Costa Coffee: сеть выросла на 169 точек (+14%). Расстояние, отделяющее компанию от лидера рынка Starbucks, сокращается. McCafé также продолжает быстро расти. Количество этих «магазинов в магазине» выросло на 130, таким образом, число точек McCafé увеличилось на 12%.

– 2010 г. стал годом противоположных тенденций развития: 36 брендов открыли новые заведения, 29 игроков, наоборот, сократили количество точек, пять компаний сохранили устойчивый темп роста. Все десять брендов-лидеров рейтинга отметили рост количества точек.

– Рост количества заведений: на первом месте по абсолютным показателям снова Costa Coffee (+167), за лидером следуют McCafé (+130), Starbucks (+79) и Caffè Nero (+78). По относительным показателям лидирует немецкая сеть chicco di caffè, число заведений под этим брендом выросло на 58%. На втором месте – британская компания AMT Espresso (53%), на третьем еще один немецкий бренд  – Einstein (46%).

– Наиболее широко представлены в Европе сеть Segafredo (35 европейских стран), McCafé (22 страны) и Starbucks (19 стран).

– 70 ведущих брендов происходят из 21 страны, таким образом, среди лидеров представлены компании из самых разных стран: по 13 компаний из Германии и Испании, семь – из Великобритании, пять – из Нидерландов. Следует отметить, что в десятку лидеров вошли две российские компании.

– Из 70 участников рейтинга восемь брендов представлены в десяти или более странах, а 34 только на одном рынке – в стране происхождения.

12 компаний-лидеров рынка

1. Starbucks. Под этим, пожалуй, самым известным брендом кофе-баров работают около 17000 заведений в более чем 40 странах мира. После нескольких лет быстрого роста (до 2008 г.) и консолидации в 2009 г. компания вновь усилила позиции для дальнейшего роста. В Европе Starbucks опять отмечает рост сети, после того как в 2009 г. количество точек сократилось на 1%. Число заведений в 19 странах возросло на 6%. К 40-летнему юбилею бренда планируется дальнейший рост. Немало обсуждений вызвало нововведение – измененный логотип Starbucks, который вскоре украсит заведения и стаканы для кофе по всему миру. Слова Starbucks Coffee исчезли из логотипа, осталось только изображение зеленой русалки. Компания открыла для себя новые поля деятельности (розничная торговля и гастрономия), а также расширила ассортимент.

По результатам 2010 финансового года (окончился 3 октября) можно отметить следующее:

– общий объем продаж компании вырос на 9,5% и составил $10,7 млрд;

– сопоставимые продажи в заведениях выросли на 7% в результате увеличения количества посетителей на 3% и суммы среднего счета на 3%.

2. Costa Coffee. По сравнению с прошлым рейтингом показатели сети значительно выросли. Под брендом Costa Coffee (владелец — компания Whitbread) работают 1175 точек в Великобритании, из них 212 — в Лондоне, 963 — за пределами столицы. Еще 616 заведений расположены в 24 других странах, 167 из них — в странах Европы. В прошлом году компания купила сеть coffeeheaven, около 70 из 80 точек, принадлежащих компании в Польше, до сих пор работают под вывеской coffeeheaven. Помимо активной деятельности в Европе бренд Costa развивается и на Ближнем Востоке, в Китае и Индии. Учитывая, что британская группа Whitbread, которой принадлежит сеть Costa, планирует довести количество заведений под этим брендом до 3000 к 2015 г., в 2011 г. следует ожидать дальнейшего роста сети. В Великобритании Costa Coffee обгоняет Starbucks по объему продаж: общий объем продаж Costa Coffee в Великобритании составил около 460 млн фунтов стерлингов, в то время как аналогичный показатель Starbucks – около 400 млн фунтов стерлингов. Также, по данным маркетингового агентства Allegra, покупатели отдают предпочтение именно Costa Coffee.

3. McCafé. Эта концепция «магазина в магазине» компании McDonald’s присутствует в 22 европейских странах. В 2010 г. в их число вошла Словения, где открылись два McCafé. Формула, созданная в Австралии, быстрее всего развивается в Германии: в этой стране рост составил 12%, а количество заведений в 2010 г. достигло 737. Тем не менее по сравнению с предыдущими периодами рост замедлился (2009: 21,7%, 2008: 35,8%). В Париже открылось первое McCafé, расположенное в отдельном здании. Там также работает салат-бар, а от McDonald’s в его классическом виде нет и следа. Развитие новой концепции будет зависеть от того, как покажет себя это заведение. McCafé работают уже более чем в 2650 ресторанах McDonald’s по всему миру.

4. Tchibo. Немецкая компания-поставщик кофе также увеличила количество своих заведений на 1%. Tchibo принадлежат 830 кофе-баров в 8 странах, 532 из них в Германии. В 2010 г. компания сосредоточилась прежде всего на расширении меню и использовании кофейных зерен Fairtrade. Абсолютный лидер продаж в стране происхождения бренда – фильтр-кофе.

5. Caffè Nero. Под этим брендом работает около 460 заведений в Великобритании и еще по 15 в Турции и ОАЭ. Таким образом, на европейском рынке у компании 475 заведений в двух странах. В планах вернуться к темпам развития, заданным до экономической рецессии: ежегодно открывать по 50 точек в Великобритании и по 40 в других странах. В то же время не сообщается, в каких именно странах они собираются открываться. 54 квартала подряд компания отмечает устойчивый рост. По прогнозам, за 12 месяцев по май 2011 г. прибыль до вычета налога, процентов, износа и амортизации составит 31 млн фунтов стерлингов. Прогнозируемый объем продаж компании на этот же период достигнет 171 млн фунтов стерлингов, увеличившись на 11% по сравнению с прошлым годом.

6. Segafredo Zanetti. Бренд Segafredo, работающий в 35 странах, остается наиболее широко представленным брендом-участником рейтинга. Концепция, созданная в 1988 г., отметила 7%-ный рост; теперь эта сеть насчитывает 465 точек. Один из основных рынков для Segafredo — Германия (100 кофе-баров).

7. Coffeeright. Греческий бренд, принадлежавший компании Gregorys’, второй раз попадает в десятку лидеров рейтинга. Кроме Греции сеть Coffeeright представлена также в Румынии, на Кипре и в Албании. Всего под этим брендом работают 252 заведения (+2%).

8. «Шоколадница». Российская сеть кофеен поднялась на две позиции в рейтинге. Количество точек выросло на 22% и достигло 238, рост сети продолжается. «Шоколадница» обогнала сеть кофеен «Кофе Хауз», лидировавшую ранее в России. Концепция была основана в 2001 г.

9. «Кофе Хауз». Российский игрок остался в десятке лидеров. После консолидации в 2009 г. (-9%) в 2010 г. компания отметила рост количества точек на 5%. Компании также принадлежат другие бренды в России и Украине: «Азия Кафе», «Винегрет Кафе».

10. Hema Koffiebuffet. Компании принадлежит около 420 розничных магазинов в Нидерландах, 80 — в Бельгии, девять — в Германии, три — в Люксембурге, четыре — во Франции. В 202 из них работают кофейни. В настоящее время концепция приобретает новое, более современное оформление.

11. Caffè Ritazza. SSP — кейтеринговая компания, специализирующаяся на аэропортах, железнодорожных вокзалах и станциях техобслуживания, – в прошлом году рассталась с 77 точками под этим брендом. Бренд Caffè Ritazza ранее был частью Compass Group. Концепция работает в 30 странах мира.

12. Coffeeshop Company. Австрийская Schärf Group увеличила количество точек на 7%. Теперь сеть кофеен насчитывает 161 заведение в 12 европейских странах. 2010 г. стал годом расширения сети, в частности, открылись 11 точек в России. Компания также вышла на несколько новых рынков – Китай, Косово, Ливия. Всего компании принадлежат 211 кофе-баров по всему миру.

N.B.: Этот список 70 ведущих игроков на европейском рынке кофеен – результат совместной работы редакции и корреспондентов «FoodService Europe & Middle East» (особая благодарность — Марио Касисалю Вильярино, Карелу де Восу, Юлиусу Донайски, Юлии Матвеевой, Катрин Шендекель, Софии Селберг, Марку Стреттону, Брюсу Уайтхоллу). Перечень игроков должен быть практически полным. Но если мы пропустили какие-то компании или какие-то данные устарели, пожалуйста, сообщите об этом нам.



Выпуск журнала:
Комментарии (0)