Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Лидеры европейского рынка фуд-сервиса

Лидеры европейского рынка фуд-сервиса

Вот уже пять лет компания Horizons (Великобритания) и постоянный партнер «МД. Ресторана» журнал FoodService Europe & Middle East составляют европейский рейтинг ста крупнейших игроков на рынке питания вне дома. В этом году к аналитикам присоединилась Ecole Hoteliere de Lausanne (Швейцария). Выяснилось, что на рынке по-прежнему доминируют кейтеринговые компании и крупные брэнды предприятий быстрого обслуживания. Кроме того, в сотне наиболее влиятельных операторов Европы национальных компаний больше, чем международных. Российская корпорация «Ростик Групп» сохранила свое место на сотой строчке рейтинга, завоеванное еще в прошлом году. Результаты исследования рынка комментирует Питер Бэкмен, управляющий директор Horizons.

Общие продажи всех компаний, попавших в сотню лидеров, за 2003 г. составили 58,7 млрд евро, что равняется приблизительно 20% всего европейского рынка, объем продаж которого превысил 300 млрд евро. Два сектора – кейтеринг и предприятия быстрого обслуживания – до сих пор занимают доминирующее положение на рынке. На их долю приходится 66% совокупных продаж ста крупнейших компаний. Более того, 46 компаний этих двух секторов имеют средний уровень продаж равный 839 млн евро, что значительно выше среднего показателя (584 млн евро) остальных участников рейтинга.


Десять крупнейших операторов аккумулировали 59% торгового оборота ста компаний, вошедших в рейтинг, что составляет 10% всего рынка питания вне дома. Это все те же самые компании, которые вошли и в десятку в прошлом году, но места оказались распределены несколько иначе.
По последним результатам в десятку лидеров входят три оператора ресторанов быстрого обслуживания, две кейтеринговые компании и по одной компании из других рыночных секторов (ресторанный сектор, обслуживание на транспорте, гостиницы и пабы). Интересно, что в десятку попали всего лишь четыре страны, три из которых (США, Великобритания и Франция) представлены тремя компаниями, а на долю четвертой (Италия) приходится всего одна.
В рейтинг на сей раз вошли всего лишь семь новых игороков, из которых четыре являются гостиничными группами, еще две – ресторанные группы, а также одна компания, специализирующаяся на ресторанах быстрого обслуживания в ТЦ. И, наконец, попавшая в наш прошлогодний рейтинг единственная компания, которая представляет страны бывшего СССР – «Ростик Групп», сохранила свой статус.


Большинство компаний в рейтинге осуществляют свою деятельность на территории только одной страны. Некоторые операторы открывают филиалы в соседних странах, но доля продаж «экспортированных» предприятий составляет весьма незначительную часть общих продаж. Интересно посмотреть на национальную принадлежность различных секторов рынка. Кейтеринг главным образом сосредоточен в руках британских или французских компаний, в то время как группы, специализирующиеся на предоставлении услуг питания в туристическом секторе, преимущественно немецкие или швейцарские. Крупные сети предприятий быстрого обслуживания по большей части американского происхождения, а пабы – сфера безраздельного влияния британцев.
Такая концентрация компаний и стран наглядно отображает, что Европа ни в коем случае не может считаться единым рынком с точки зрения общепита. Природу того или иного сектора до сих пор в значительной мере определяют культурные барьеры, и европейские компании сталкиваются с существенными трудностями, пытаясь экспортировать свои ресторанные концепции за пределы отдельно взятого государства.


Если взглянуть на каждый сектор в отдельности, становится понятно, что крупнейшим из них является именно сектор кейтеринга, в котором совокупные продажи услуг 22 операторов, вошедших в наш рейтинг, за 2003 г. составили 20,5 млрд евро, при этом общие продажи двух крупнейших операторов данного сектора (Compass и Sodexho) равны двум третям общей суммы.
Что касается ресторанов быстрого обслуживания, то в этом году в рейтинг ста крупнейших предприятий фудсервиса вошли 24 компании-оператора, а их средний торговый оборот за год составил 574 млн евро. Возглавляет список McDonald's, а продажи компании (9,9 млрд евро) равны результату работы за тот же период остальных 23 компаний этого сектора.
Гостиничный сектор, расположившийся в рейтинге на 16 строчках, является третьей по количеству компаний группой, со средними годовыми продажами на уровне 296 млн евро. По объему общих продаж всех компаний этот сектор откатился на пятое место (4,7 млрд евро). По этому показателю сектор питания в отелях опередили 15 компаний ресторанного сектора при совокупных продажах 5,2 млрд евро, а также сектор придорожного питания (общий объем продаж – 4,9 млрд евро). Последний характеризуется относительно высоким средним торговым оборотом (704 млн евро) вошедших в рейтинг семи компаний.
Оставшиеся рыночные сектора – рестораны, расположенные на торговых территориях, пабы, парки отдыха – представлены в общей сложности 16 компаниями.

Выпуск журнала:
Комментарии (0)