https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Максимальная ставка Cafemax

Максимальная ставка Cafemax

Крупнейший оператор в сегменте интернет-кафе – компания Cafemax – сменила стратегию. По оценке руководства Cafemax, московский и питерский рынок интернет-кафе близок к насыщению, так что продвигать данную концепцию теперь имеет смысл в регионах. Для развития на столичном рынке компания выбрала новое для себя направление – кейтеринг. Дочерний проект, начавший работу в апреле прошлого года на территории бизнес-центра «Европа билдинг», включает ресторан и столовую. Новая ресторанная концепция носит созвучное, а на слух почти неотличимое от изначального брэнда название Cofemax.

Компания Cafemax была создана осенью 2000 г. Ее основатели Лев Николау и Алексей Резникович ради нового проекта покинули престижное место работы в международной консалтинговой компании McKinsey. Коллеги восприняли их решение неоднозначно: многие сомневались в успехе предприятия и считали шаг по созданию сети интернет-кафе на нестабильном российском рынке рискованным. Но риск себя оправдал. Летом 2001 г. в Москве открылся первый интернет-центр Cafemax на Пятницкой, который, по оценкам руководства компании, по сей день является крупнейшим заведением подобного рода не только в России и странах СНГ, но и в Европе. На реализацию проекта, по словам члена совета директоров  компании Константина Шаповаленко, потребовалось шесть месяцев работы и $1,5 млн. Осенью 2001 г. заработал второй Cafemax – в Эрмитаже. В последующие два года в Москве и Санкт-Петербурге открылись еще четыре точки. На сегодня сеть насчитывает семь интернет-центров: четыре в Москве, два в Санкт-Петербурге и один – франчайзинговый – в Алма-Ате.
Конечно, не все из того, что задумывалось, удалось реализовать. В 2003 г. на открытии шестого интернет-центра на Новослободской компания объявила о своих планах на два года: помимо развития сети в Москве и Санкт-Петербурге была поставлена цель открыть десять центров Cafemax в регионах, тем самым, как выразился генеральный директор Cafemax Владислав Беляев, «на деле доказать, что время исключительного права двух столиц на Интернет уже прошло». 
Первый и пока единственный региональный интернет-центр в Алма-Ате открылся в 2005 г. На сегодня он является единственным Cafemax, полностью работающим по франшизе (интернет-центр на Невском проспекте наполовину принадлежит Cafemax). Однако, как утверждает Владислав Беляев, компания не отказывается от планов активно развиваться по франчайзингу. «В этом году планируем наверстать упущенное, ведем переговоры с Украиной и несколькими партнерами в России», – рассказал он.
Более того, в соответствии с новой политикой компании продажа франшиз признана приоритетным направлением развития сети. «Поскольку столичный рынок интернет-кафе близок к насыщению, своими силами мы планируем открыть еще не более двух Cafemax в Москве и Санкт-Петербурге, а дальнейшее развитие сети видим во франчайзинге, – рассказал Владислав Беляев. – Для продвижения в регионы это наилучший вариант, поскольку мы недостаточно хорошо знакомы с местным рынком и его особенностями. Общие представления есть, но гораздо эффективнее, если развитием бизнеса будут заниматься региональные партнеры».
Проработав шесть лет, компания Cafemax, ставшая ведущим оператором в сегменте интернет-кафе, сменила стратегию. Для продвижения на столичном рынке было выбрано наиболее перспективное, по мнению руководства компании, направление – кейтеринг. Пилотным проектом стали столовая и ресторан Cofemax в бизнес-центре «Европа билдинг».
Несмотря на схожие имя и корпоративный стиль, Cafemax и Cofemax представляют разные сегменты ресторанного рынка. Если в сети Cafemax ресторанное обслуживание носит сопровождающий характер, то есть является дополнением к ядру концепции – предоставлению интернет-услуг, то Cofemax прежде всего ресторанный проект, где основная ставка сделана на сервис и кухню. «В бизнес-центре бессмысленно предоставлять интернет-услуги: у всех на рабочих местах и так есть доступ к Интернету», – комментирует Владислав Беляев. 
Столовая Cofemax площадью 300 кв. м рассчитана на 100 посетителей. Обед стоит порядка 130 руб. За день здесь обслуживают примерно 400 гостей. Средний чек в ресторане – около 1 тыс. руб. Кухня фьюжн. Предусмотрена пятизвездочная система бизнес-ланчей. Ресторан имеет отдельный вход с улицы, что позволяет увеличить оборот за счет посетителей в поздние вечерние часы, когда у сотрудников офисов рабочий день уже закончен.
Вопрос, станет ли тандем столовая–ресторан Cofemax сетью, будет решаться на совете директоров компании летом 2006 г. Как рассказал Владислав Беляев, уже сейчас ведутся переговоры с несколькими бизнес-центрами столицы, где заинтересовались концепцией.
Интерес Cafemax к  кейтерингу, по мнению специалистов, в первую очередь объясняется стагнацией в сегменте интернет-кафе. «Дело в том, что этот сегмент за последние несколько лет заметно маргинализировался, – считает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. – По сути в интернет-кафе не имеет смысла идти, чтобы только поесть, а теперь еще и неактульно приходить ради пользования Интернетом: сегодня большинство пользователей предпочитают более дешевые домашние сети. В этих условиях еще два года назад интернет-кафе начали активно продавать или закрывать. Более или менее успешно работали только сети, которые могли снижать издержки, занимали выгодные локации».
Как полагает директор по развитию бизнеса «КОМСТАР-Объединенные ТелеСистемы» Дмитрий Дронов, время интернет-кафе постепенно уходит. «Уже сегодня основную аудиторию таких заведений составляют подростки 9–15 лет, которые приходят в основном ради компьютерных игр, не пользуясь услугами выхода в Интернет, – утверждает он. – Это означает, что путей два: либо такие кафе начнут развивать ресторанную составляющую своего бизнеса и предлагать доступ в сеть как дополнительную услугу, либо станут обычными компьютерными игровыми клубами».
Кроме того, все больше ресторанов предоставляют своим посетителям бесплатный доступ в сеть через Wi-Fi, что не лучшим образом влияет на популярность интернет-кафе. По данным ИК «Финам», точки доступа сейчас имеются примерно в 190 ресторанах, около 170 из которых находятся в Москве. Как рассказал директор IT-отдела сети «Кофе Хауз» Геннадий Сбытов, к концу 2006 г. Wi-Fi будет доступен более чем в 50 московских кофейнях, а в перспективе беспроводной доступ в Интернет станет возможен во всех точках сети. 
В свое время «Кофе Хауз» сотрудничала с Cafemax, которая в 2001 г. оборудовала «веб-точками» шесть кофеен. Однако продолжения совместный проект не имел, сегодня «Кофе Хауз» сотрудничает с другим телеком-оператором. Как рассказал Геннадий Сбытов, для кофеен Wi-Fi – наиболее приемлемый вариант. «Не требуется дополнительных площадей для размещения компьютеров, и одновременно пользоваться Интернетом могут не один-два человека, а все посетители. Wi-Fi удобен и для гостей, которым не нужно дожидаться очереди, и для кофейни: вся площадь зала используется под посадочные места», – считает он. 
По утверждению Дмитрия Дронова, есть еще один немаловажный аргумент в пользу развития Wi-Fi. «Схема организации хот-спота гораздо более привлекательна по экономическим соображениям, – рассказал он. – Запуск публичной точки, оборудованной интернет-терминалами, обойдется дешевле, чем подключение того же интернет-кафе по кабельной сети». Россия, как утверждает Дмитрий Дронов, обладает большим потенциалом развития рынка публичного Wi-Fi-доступа, что подтверждается как ростом широкополосных подключений, так и динамикой спроса на портативные абонентские устройства с поддержкой Wi-Fi. В первом квартале 2005 г. в России насчитывалось около 4,5 млн пользователей широкополосного доступа. Сегодня в Москве установлено более 300 хот-спотов, всего по России их насчитывается более 650.
Актуальность Wi-Fi во многом связана и с возросшей популярностью ноутбуков. Как сообщает международная корпорация IDC, общемировые продажи ноутбуков в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом увеличились более чем на треть: поставки мобильных компьютеров достигли 65,3 млн штук в сравнении с 48,9 млн штук, отправленных на рынок в 2004 г. К 2008 г. доля ноутбуков на мировом рынке, по мнению экспертов, составит 50%. По данным ИК «Финам», в России продажи ноутбуков за прошлый год составили приблизительно 150 тыс. штук и число владельцев таких ПК на сегодня составляет 1,2-1,3 млн человек. 
Впрочем, рассматривать Wi-Fi как новую технологию, которая поставит крест на идее интернет-кафе, все же не стоит. По мнению Владислава Кочеткова, для ресторанного рынка Wi-Fi не самая выгодная вещь: он не привлекает большого числа новых гостей, а пользователи подолгу задерживаются за столиком, делая минимальный заказ. Как утверждает Дмитрий Дронов, в ресторанах уже отходят от предоставления бесплатного доступа, поскольку студенты с ноутбуками заказывают мало, а времени в заведении проводят много, занимая место и расходуя трафик. «Рестораны переходят на использование платной модели доступа, что обеспечивает фильтрацию клиентов», – рассказал он. Кроме того, IT-технологии развиваются такими темпами, что скоро Wi-Fi устареет, и  уже через несколько лет, по мнению Владислава Кочеткова, будет вытеснен широкополосным беспроводным доступом WiMax. 
В любом случае Wi-Fi, равно как и WiMax, – это всего лишь способы связи, а не основа концепции. Тот же Wi-Fi доступен во всех точках Cafemax и, как утверждает Владислав Беляев, не составляет конкуренции основному направлению. «Это дополнительная услуга, которая в первую очередь интересна для ресторанов, гостиниц, а в Cafemax доступ в Интернет – это ядро концепции, помимо которого мы предоставляем еще порядка 50 видов различных услуг, связанных с пользованием сетью. Кроме того, можно воспользоваться помощью навигаторов – сотрудников, которые помогут сориентироваться в Интернете, найти информацию и т.д.», – рассказал он.
По оценке некоторых специалистов, интернет-кафе хоть и не столь популярны, как в те времена, когда качественная связь была редкостью, но еще довольно долго будут оставаться востребованы. «Даже учитывая рост компьютеризации населения, сложно предположить, что все российские пользователи имеют стабильную возможность доступа в сеть, – считает консультант  компании J’son&Partners Алексей Шелестенко. – К тому же в интернет-кафе помимо качественной связи предоставляется целый комплекс других услуг: копирование и распечатка документов, запись на носители, помощь специалистов, специально обрудованные игровые места и т.д. Пока что остается достаточно людей, которые в подобных услугах нуждаются». Число пользователей Интернета постоянно увеличивается. За последний год их количество, по данным ИК «Финам», возросло примерно на 25% и составило около 22 млн человек, это примерно 20% взрослого населения России. По прогнозам Министерства экономического развития и торговли России, к 2007 г. число пользователей Интернета в стране составит уже 32 млн человек. 
Ежедневно через центры Cafemax в Москве проходит порядка 4 тыс. посетителей. «Спрос на такую услугу, как публичный доступ в Интернет, был и остается стабильным, потому как наша целевая аудитория  – определенный круг людей, который практически не меняется, –  утверждает Владислав Беляев. – Большинство посетителей – студенты. Они активно посещают центры во время обучения, потом еще заходят года два». Вторую по численности категорию посетителей интернет-кафе можно образно назвать «жертвами суровой корпоративной политики». «Во многих компаниях сейчас действуют жесткие правила и использование Интернета в личных целях в рабочее  время не приветствуется», – комментирует Владислав Беляев. Третья категория гостей – приезжие, для которых интернет-кафе – способ провести время и на расстоянии пообщаться с друзьями.
В ближайшие полгода Cafemax планирует возродить идею интернет-портала. Аналогичный проект e-max был запущен в 2000 г. – не в самое удачное время для электронной коммерции, поэтому весной 2001 г. был свернут. «Сегодня мы думаем снова диверсифицировать бизнес в интернет-направление», – поделился Владислав Беляев. 

Осень 2000 г. – основание компании
Июль 2001 г. – открылся первый интернет-центр на Пятницкой (площадь – 1,2 тыс. кв. , более 250 ПК)
Сентябрь 2001 г. – запущен проект оборудования «веб-точками» Cafemax кофеен сети Кофе Хауз»
Ноябрь 2001 г. – открытие второго интернет-центра Cafemax, в Эрмитаже
Сентябрь 2002 г. –  открытие третьего интернет-центра, на Невском проспекте (площадь – 700 кв. м, 200 ПК)
Сентябрь 2002 г. – открытие четвертого интернет-центра (800 кв. м, более 220 ПК), на территории МГУ
Март 2003 г. – в Москве, напротив метро «Новослободская», открылся пятый Cafemax (площадь – 700 кв. м, 220 ПК). 
Октябрь 2004 г. – открылся шестой Cafemax, на Соколе, около МАИ (350 кв. м, более 400 ПК)
Апрель 2005 г. – запуск кейтерингового проекта Cofemax
Ноябрь 2005 г. – начал работу первый франчайзинговый Cafemax (Алма-Ата)

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43