Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


На краю

Отраслевой журнал «American Restaurants & Institutions» (R&I) с 1965 г. составляет рейтинг 400 крупнейших компаний в индустрии общественного питания США и исследует их продажи по всему миру. По данным исследования, в прошлом году McDonald’s оставался всемогущим лидером с совокупным объемом продаж около $57 млрд (рост 11%, или 9% при подсчете по постоянному курсу) и общим числом точек более 32 тыс. (+1,9%). Другими словами, средний ресторан McDonald’s приносил $2,5 млн в год – почти в два раза больше, чем среднее заведение Burger King.

Отрыв McDonald’s от следующих за ним по рейтингу пяти мировых брендов – KFC, Burger King, Starbucks, Subway и Pizza Hut – остается огромным. Господство лидера мирового рынка демонстрируют следующие факты: на долю McDonald’s приходилась почти четверть общего объема продаж всех сетей-участников рейтинга тoп-400. 2008 год стал удачным для лидера рынка: сопоставимые продажи и количество посетителей росли каждый квартал. В Европе рост продаж составил 15% (или 10% при подсчете по постоянному курсу).

Цифры, иллюстрирующие соотношение продаж в США и за рубежом, в рейтинге не приводятся. Тем не менее очевидно, что рост дохода сети от продаж за рубежом значительно выше, чем в США. В то же время подавляющее большинство ресторанных сетей-участников рейтинга работает только в Северной Америке. Ближайший сосед Канада служит чем-то вроде испытательного полигона: многие американские компании тестируют там новые концепции перед их запуском на мировой рынок.

Общий объем продаж в ресторанах 400 сетей-участников рейтинга составил около $312,2 млрд, по сравнению с прошлым годом отмечен рост на 7%. Впечатляющие показатели, особенно если учитывать то, что в этом году количество посетителей снизилось, а цены на продукты питания взлетели вверх. Годовой объем продаж 45 компаний из 400 составил более $1 млрд. Многие из них, такие как Olive Garden, Red Lobster, Panera Bread, работают только в США.

Количество людей, которые едят вне дома, в Северной Америке выше, чем в большинстве высокоразвитых европейских стран. Определенные сегменты рынка, такие, как кофейни и рестораны с азиатской кухней, стремительно приобретают популярность и привлекают к себе всеобщее внимание.

Однако самые крупные доходы регистрируются у традиционных участников этого рынка. Так, около трети совокупного дохода участников рейтинга приходится на долю сетей, где основным блюдом являются гамбургеры (им принадлежит менее одной четвертой общего количества точек).

400-е место в рейтинге занимает The Spaghetti Warehouse: 20 заведений, оценочный годовой доход – $42 млн.

Что интересно, когда рейтинг тoп-400 был выпущен в первый раз – в 1965 г., – крупнейшей организацией общественного питания была американская армия, ее оборот составил $471,1 млн. Компании McDonald’s в это время шел десятый год, она выпустила на рынок акции номиналом $22,50 за штуку. Только в 1973 г. гигант индустрии фаст-фуда потеснил американскую армию с первой позиции в рейтинге с общим объемом продаж $1,16 млрд и 2272 точками. С тех пор оспорить лидерство Рональда МакДональда никому не удавалось.

Впереди Нью-Йорк и Лас-Вегас

Уже третий раз ресторан и ночной клуб Tao из Лас-Вегаса занимает первое место в рейтинге топ-100 независимых ресторанов США. В 2008 г. его доход от продаж составил $68,4 млн, рост по сравнению с прошлым годом – 3% (с 2006 по 2007 г. доходы скакнули вверх на 20%). В Tao 500 мест, средний счет за ужин – более $70. Второе и третье места занимают соответственно Tavern On The Green из Нью-Йорка (в сентябре 2009 г. объявивший о банкротстве согласно главе 11 Кодекса о банкротстве США) и Joe’s Stone Crab из Майами-Бич ($28,8 млн). Общий доход от продаж всех ресторанов-участников рейтинга Топ-100 (только отдельные рестораны, не ресторанные сети) составил $1,5 млрд, это немного меньше, чем в прошлом году. Профессионалы индустрии общественного питания увидят в рейтинге топ-100 много знаковых для мирового фуд-сервиса названий, например Smith & Wollensky с Третьей Авеню в Нью-Йорке (4-е место) и Grand Central Oyster Bar (50-е место, оценочный годовой доход – $13,1 млн, средний счет – $48 с учетом напитков), также из Нью-Йорка. Даже самый маленький ресторан в рейтинге – Daniel Boulud в Лас-Вегасе – приносит годовой доход в размере $11 млн. Как всегда, самые крупные операции совершаются в Нью-Йорке. А именно 31 ресторан из 100 участников рейтинга расположен в этом городе. Заслуживает внимания и то, что 26 самых высокодоходных предприятий в США находятся в Лас-Вегасе. 10–15 лет назад положение на рынке было совершенно иным – гораздо большим влиянием пользовались Чикаго и Сан-Франциско. Интересно и то, какие блюда наиболее популярны в 100 ведущих ресторанах Америки – стейки и морепродукты. Этот рейтинг составляется каждый год американским отраслевым журналом «American Restaurants & Institutions».

www.rimag.com

Выпуск журнала:
Комментарии (0)