Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • На крыльях популярности

На крыльях популярности

Куриные концепции – один из самых динамично развивающихся сегментов предприятий быстрого обслуживания. Все дело в продукте – недорогом, универсальном и любимом русским человеком. По данным «КОМКОНа» (R.T.G.I. апрель–август 2006 г.), курицу едят около 70% россиян, и эти показатели ежегодно растут в среднем на 3–5%. Именно поэтому рестораны разных категорий ставят позиции из курицы в первые строки меню, а куриная сеть «Ростик'c-KFC» завоевывает все более прочные позиции на российском региональном рынке.

По данным Института аграрного маркетинга, объем потребления мяса птицы в России в 2006 г. составил 21 кг на человека. Доля курицы в этом сегменте – 95%. По сравнению с 2005 г. объем потребления мяса птицы увеличился на 2 кг. Как сообщает ACNielsen, 97% участников общероссийского исследования подтвердили, что куриное мясо всегда являлось одним из основных продуктов в их рационе. Несмотря на угрозу заражения птичьим гриппом, 83% россиян подтвердили, что по-прежнему продолжают есть мясо птицы. И только 17% опрошенных сообщили, что отказались от него или ограничили потребление. 
Любовь к курице в нашей стране настолько сильна, что даже рестораторы, специализирующиеся на fine dining, не гнушаются куриными концепциями. Так, в 2003 г. Антон Табаков открыл ресторан «Цыплята Табакофф», где около 70% меню представлено блюдами из курицы. Проект изначально базировался на курице гриль, но, судя по всему, не выдержал ценовой конкуренции с уличными торговцами этим популярным блюдом. Позже меню заведения было расширено, а средний чек увеличился.
О перспективах куриных концепций можно, в частности, судить по количеству франшиз, проданных в регионы в 2006 г. операторами этого профиля. По данным инвестиционной компании «Финам», это число достигло 35, а количество «куриных» ресторанов по России в целом выросло более чем на 300 штук. Таким образом, куриные концепции стали первыми по популярности у франчайзи, обогнав другие концепции быстрого обслуживания, в том числе пиццерии. 
О популярности курицы свидетельствует также широкое распространение куриных концепций в стрит-фуде. Так, по данным исследования ресторанного рынка МКГ по заказу «FoodService», палатки c курами гриль оказались на четвертом месте по популярности после «Крошки-Картошки», «Пирогов да слоек» и «Пирожков из печи». Их более пяти раз посещали 30,6% опрошенных. 
Главный игрок на рынке российского куриного фаст-фуда, безусловно, «Ростик’с-KFC» («Ростик Групп»). Эта сеть предприятий быстрого обслуживания по популярности сегодня стоит почти наравне с «Макдоналдсом». Так, по данным исследования МКГ, в категории «наиболее известные рестораны» (спонтанное знание) лидирует брэнд «Макдоналдс» – его называют 54,9 % опрашиваемых, на втором месте «Ростик’с» – около 35,7 %.

«Ростик'c» на крыльях перемен
Корпорация «Ростик Групп», возглавляемая президентом Ростиславом Ордовским-Танаевским Бланко, была создана в 1981 г., а в 1993 г. в ГУМе, в центре Москвы, открылся первый ресторан «Ростик’с». Сегодня в столице работают 75 ресторанов сети и около 20 в регионах. В месяц эта сеть обслуживает около 3 млн человек. Средняя вместимость точек  – 100 посадочных мест. Сеть представлена как отдельными ресторанами, так и предприятиями на фуд-кортах в торгово-развлекательных центрах (около 40%). Согласно исследованию МКГ, предприятия «Ростик’с» стоят на втором месте по посещаемости на фуд-кортах после «Макдоналдса» (57,6% бывают в «Ростик’се» минимум один раз в три месяца, 76,4% – в «Макдоналдсе»). 
В 2005 г. между компаниями «Росинтер Ресторантс Холдинг» («Ростик Групп») и  мультибрэндовой компанией Yum!Brands было подписано соглашение о слиянии брэндов «Ростик’с» и KFC. Согласно ему российская сторона обязалась вложить около $100 млн в течение пяти последующих лет в открытие 300 совместных ресторанов «Ростик’с-KFC» на территории России и СНГ. Со своей стороны Yum!Brands инвестировала порядка $30 млн и взяла на себя обеспечение финансовой поддержки и предоставление кредитов. «По планам компаний «Ростик’с-KFC» должен заменить все «Ростик’сы» до конца 2007 г., на конец 2006 г. программа по ребрэндингу была выполнена на 40%», – рассказала Мария Чеканова, директор по маркетингу компании «Ростик Групп».
Первое совместное предприятие под новой вывеской «Ростик’с-KFC», положившее начало ребрэндингу главной российской куриной сети, появилось в Москве весной 2006 г. В новых «Ростик’с-KFC» наряду с логотипом и фирменным стилем изменились технологии и рецептуры приготовления. В меню «Ростик’с-KFC» вошли лидеры продаж от «Ростик’са» – куриный шашлык, пельмени, чебуреки, а также сэндвичная линейка KFC, включающая сэндвичи Original Recipe, Twister, Zinger. Главная новинка «Ростик’с-KFC» – курица, приготовленная по оригинальному рецепту от KFC с использованием оригинальной смеси из 11 трав. Средний счет в «Ростик’с-KFC» остался, как у «Ростик’са», – около $4-5.

Под крылом
Американская сеть быстрого обслуживания «Бростер» (Broaster Foods) появилась на рынке столичного куриного фаст-фуда в 2003 г. В России она работает по франшизе, в Москве оперирует семью точками. В сети четыре полноформатных заведения (в том числе два в здании МАИ), еще два «Бростера» разместились на фуд-кортах. Также в 2006 г. в Москве был установлен первый тонар «Бростер», работающий в формате стрит-фуд. В меню блюда из курицы – жареная курица, куриные шарики и др., а также картофель фри, картофель по-деревенски и несколько позиций салатов. Средний чек  – около 150 руб. Студенческий обед в МАИ – 100 руб. Сеть «Бростер» открывает по франчайзингу заведения и в регионах, уже работают несколько ресторанов в Екатеринбурге, Иванове, Мурманске, Твери.

Курица в регионах
На региональном рынке правила игры задает опять же известный брэнд. «Ростик’с» вышел на региональный ресторанный рынок в 2004 г. – первое лицензионное предприятие заработало в Нижнем Новгороде. Сегодня сеть франчайзинговых ресторанов «Ростик'с-KFC» включает 20 точек, работающих в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Перми, Самаре, Сургуте, Тюмени, Краснодаре. Таким образом, столичная сеть охватила почти все крупные города России, кроме Санкт-Петербурга. Там до недавнего времени прочные позиции занимали рестораны KFC, их в Петербурге около 17. Но программа ребрэндинга затронула и Санкт-Петербург: до конца 2007 г. на месте знакомых KFC в Петербурге также появятся «Ростик’с-KFC».
Локальным брэндам приходится считаться с присутствием сильного игрока из столицы и в соответствии с этим выстраивать свои концепции. Региональных брэндов, позиционирующих себя именно как куриные концепции, немного и создаются они чаще всего в городах, не занятых столичным конкурентом.
«Цыплята по-английски» (Пермь) – франчайзинг британской концепции быстрого обслуживания South Fried Chicken (SFC–Express), разработанной компанией Fast Food Systems Limited в 1976 г. В 2005 г. заведение сети начало работать в Москве на Солянке, но просуществовало недолго.
В Перми заведение было открыто компанией «Алендвик» в 2000 г. под названием «Цыплята по-английски». Сегодня в Перми и Пермской области действуют 12 точек «Цыплята по-английски», готовится к открытию заведение в Соликамске. Концепция «SFC–Express» представлена и как отдельно стоящие кафе, и на фуд-кортах в торговых и развлекательных центрах. Сеть «Цыплята по-английски» работает также на доставке, а на федеральной трассе Пермь – Ижевск работает проект «Chicken авто».
Фирменное блюдо сети – «Цыпленок по-английски». Также лидерами продаж стали бургеры с куриным филе, куриные крылышки «Сгори дотла», из некуриной части меню большой популярностью пользуются бургеры с мясом и чизбургер с хрустящим огурцом, листом зеленого салата и сыром. Средний чек – 120 руб.
В планах «Алендвика» открытие к 2010 г. около 35 ресторанов на территории Перми и Пермского края. Несколько лет назад брэнд «Цыплята по-английски» вышел за пределы своего региона: на условиях франчайзингового договора были открыты точки в Калининграде (4), в Риге (5) и по одной в Новокузнецке, Татарстане, Казахстане, Таджикистане, Армении. Сеть «Цыплята по-английски» – самый крупный региональный проект, а потому главный конкурент «Ростик’с-KFC» на региональном рынке.
В Омске местным куриным концепциям приходится активно конкурировать как между собой, так и с брэндом «Ростик’с-KFC», который представлен двумя франчайзинговыми ресторанами. Среди сильных местных игроков можно назвать омскую сеть «Курочка рядом», принадлежащую компании «Музыка и кино». Первая точка открылась в мае 2003 г. в Омске. На сегодняшний день сеть насчитывает девять ресторанов – семь в Омске и два в Краснодаре.
В основе концепции куриное меню и традиционная запеченная картошка, которую здесь называют клубень. Хиты продаж – куриные бедро и грудка, клубень с различными наполнителями. Также в меню есть фаршированная куриная ножка, куриный шашлык,, люля-кебаб, чикенбургеры, салаты с курицей, недавно ввели новую позицию – запеканку, в том числе и с курицей. Рестораны «Курочка рядом» обычно располагаются на фуд-кортах. Стационарных ресторана всего три, все они находятся в Омске. Средний чек в сети – около 120 руб.
В другой омской сети фаст-фуда – Hummy’s (управляющая компания – «Янтарь») две точки. Основа меню –  более 10 позиций гамбургеров и сэндвичей, а с 2006 г. в меню ввели новую позицию – «хрустящего цыпленка». Омская сеть в начале 2006 г. планировала активно продвигаться в регионы, где нет столичных игроков, а региональные куриные концепции не развиты.
«Курятник Лисса» – один из представителей куриного фаст-фуда в Краснодаре. Его основные конкуренты – недавно открывшийся франчайзинговый «Ростик’с-KFC» и активно осваивающие этот регион омские сети быстрого обслуживания Hummy’s и «Курочка рядом». Пока у «Курятника Лисса» одно заведение, находящееся в торговом комплексе в центре города, учредителем является ресторанная компания «АйсПлюс». Средняя проходимость в заведении – около 500 человек в день. Ресторан предлагает курицу под сыром, гамбургер с куриным мясом, хрустящего цыпленка, сэндвичи Zinger с куриной котлеткой. Средний чек в сети – около 150 руб.
«Пан Чикен», расположившийся на фуд-корте торгового центра в Дзержинске, работает с 2004 г. Это предприятие быстрого обслуживания принадлежит компании «Стэп», которая управляет еще несколькими ресторанами в городе. Основа меню – блюда из курицы. Самые популярные блюда – куриные крылышки в панировке, куриные ножки, картофель по-деревенски, а также куриный шашлык, супы-пюре, салаты, шампиньоны фри. В заведении также продается алкоголь. Средний чек  — 100 руб. Компания планирует открывать новые точки. 
В приморском Владивостоке курица очень популярна. Ее сделала одним из самых распространенных продуктов в ресторанных меню расположенная в городе птицефабрика «Михайловский бройлер» – крупнейший на Дальнем Востоке производитель охлажденного и замороженного мяса цыплят-бройлеров. Сети быстрого обслуживания Magic burgerMagiс bellAllegro Food, китайский фаст-фуд «Чайна Таун» сделали курицу ключевой позицией в меню. Так, сеть «Чайна Таун» предлагает посетителям куриные тушки с овощами, куриные крылышки, курицу Сян-Понь, курицу в прозрачном соусе, шашлык из курицы, куриные ножки, омлет с курицей. Средний чек в сети – около 500 руб.
Country Fried Chicken открылась по франчайзингу австралийского фаст-фуда. Ресторан расположился на двух этажах отдельного здания, рассчитанного на 40 посадочных мест. В меню заведения куриные котлеты, люля-кебаб, курица кусками, картофель фри. В ближайшее время у Country Fried Chicken появится вторая точка в другом приморском городе – Артеме.
«Чики Рики» тоже пока состоит из одной точки – это куриный фаст-фуд, предлагающий гостям куриные ножки, котлеты. При этом меню значительно расширено за счет других блюд – сосисок, пиццы, картошки, блинчиков. Средний счет – 120 руб.
В регионах широко распространена ситуация, когда концепция построена не на одном продукте – гамбургере, сэндвичах, пицце или куриных кусочках, а на их сочетании. Из-за недостаточной насыщенности ресторанного рынка в регионах, особенно в небольших городах, многие местные сети быстрого обслуживания стараются предложить гостям все одновременно. Примером тому может служить проект Chicken House в Нижневартовске. Изначально созданный как куриный фаст-фуд (куриные ножки, крылышки, кукуруза), он впоследствии изменил свою направленность и ввел много мясных блюд, в том числе стейки. Таким образом, блюда из курицы составили всего 30% меню. К тому же мясные блюда, в том числе блюда из курицы, оказались по большей части закуской к пиву и другим алкогольным напиткам.
Российские сети быстрого питания,  где в основе концепции курица, пока немногочисленны. Тем не менее куриное мясо в качестве неосновного продукта встречается в меню почти любого сетевого ресторана. Ресторанный рынок в регионах становится полем для сражения между столичными сетевыми игроками из центра и локальными «куриными» проектами.

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)