Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Обед с Интернетом

Современный бизнес диктует жесткий темп жизни. Деловые люди не желают тратить ни минуты зря и даже за едой не расстаются с ноутбуками и карманными компьютерами. Для рестораторов это означает, что скоро возможность выйти в Интернет из ресторана со своего компьютера станет для посетителей решающей при выборе заведения. Несколько мос-ковских ресторанов уже обзавелись оборудованием для мобильного беспроводного доступа в Интернет по протоколу Wi-Fi.

За последние два года услуга беспроводного доступа в Интернет появилась сразу в нескольких заведениях. Одними из первых в России Wi-Fi начали использовать три московские гостиницы сети «Марриотт» – в апреле 2003 г. Радиус покрытия обеспечивает устойчивый доступ в Интернет из любой зоны отеля. Услуга беспроводного Интернета доступна также в сети ресторанов Starlite Diners, сети «Кофемания», ресторанах «Сноб’с», «Коммерсант» и др. Общее число точек доступа, или хот-спотов, постоянно увеличивается. В ближайшее время к Интернету можно будет подключиться в «Скандинавии», сети кофеен «Ле Гато», кафе R’N’B и отеле Sheraton.


Беспроводной доступ в Интернет по протоколу Wi-Fi своим гостям вскоре начнет предоставлять и компания «Ростик Групп». 26 мая компания объявила, что в 10 московских ресторанах – Santa Fe, TGI Friday’s и «Американский бар и гриль» – эта услуга будет бесплатной. Помимо «Ростик Групп», в этом проекте приняли участие еще четыре компании – IBM, «Интел», «Таском» и «Яndex». Оператором и собственником точек беспроводного доступа во всех ресторанах является компания «Таском», которая также обеспечивает роуминг между другими точкам доступа в Москве. К концу 2004 г. «Ростик Групп» намерена установить Wi-Fi в 70 ресторанах, в том числе в сетях Il Patio, «Планета Суши» и «Мока Лока».
Хотя рестораторы/отельеры на этой услуге вряд ли зарабатывают: Интернет, скорее, возможность привлечь бизнесменов и менеджеров. Эти люди, стремясь сэкономить время, носят компьютеры в портфелях и работают в любом подходящем месте. В кафе они достают ноутбуки и работают, пока едят или кого-то ждут.


В отелях, где останавливаются бизнесмены, услуга беспроводного доступа в Интернет особенно востребована. Как рассказал генеральный менеджер отеля «Марриотт Тверская» Йорг Бегинен, в «Гранде», который облюбовала деловая публика и бизнесмены, занимающиеся компьютерным бизнесом, Wi-Fi ежедневно пользуются около 20–30 гостей, тогда как в других двух отелях московской сети это число меньше – 5–10. Всего в месяц в сети «Марриотт» услуги Wi-Fi заказывают 1,2 тыс. пользователей, и эта цифра увеличивается.
Беспроводной Интернет пользуется спросом и в заведениях фуд-сервиса. За рубежом эта услугу активнее предлагают небольшие кафе или бары, нежели дорогие рестораны, поскольку именно в демократичных заведениях люди проводят короткие деловые встречи и оперативно решают бизнес-вопросы. Хотя Крис Карле,


генеральный директор интернет-паба «Флегматичная собака», считает, что беспроводной доступ в Интернет может пригодиться в любом заведении, так как это лишь дополнительная услуга, не противоречащая практически никакому формату ресторана или кафе. И если сейчас активные пользователи – именно деловые люди, то через 2–3 года, по мнению Пола О’Брайана, совладельца Starlite Diner, услуга Wi-Fi будет востребована почти всеми посетителями.

По данным исследовательской компании ROMIR-Monitoring, в России сегодня пользуются Интернетом около 13,2 млн человек, из них около 27% – в Москве. Более половины российских пользователей сети оценивают свой ежемесячный доход как высокий. Основные сферы занятости пользователей Интернета – финансы, наука, органы управления и производство услуг для потребительского сектора. Среди пользователей сети преобладают мужчины (56%), средний возраст которых 18–35 лет.

Владельцев ноутбуков, большинство из которых не прочь поработать в кафе или ресторане, с каждым годом становится все больше. Как отмечают в компании «Белый ветер», продажи ноутбуков в России в 2003 г. выросли на 67% по сравнению с 2002 г., достигнув отметки в 280 тыс. штук. В последнее время все больше популярностью пользуются и карманные компьютеры (PDA), которые также «умеют» бродить по глобальной сети без проводов. Менеджер по связям с общественностью «Белого ветра» Ольга Пьянова объяснила, что по функциональным возможностям карманные компьютеры сейчас практически сравнялись с ноутбуками.


Самые активные пользователи портативных компьютеров живут в Москве (60% покупателей), что естественно: ноутбук удовольствие не из дешевых. В зависимости от модели он обойдется в $1,2–2,5 тыс. К примеру, ноутбук Toshiba с процессором Pentium 4, поддерживающим технологию беспроводного доступа Centrino и памятью 40 Гб, стоит $1,3 тыс. Карманные компьютеры существенно дешевле – $100–750. Управляющий директор компании Moscom Group Патрик О’Долан считает, что уже через 6–12 месяцев ноутбуки станут уделом менеджеров среднего звена. Бизнесмены, которые активно используют преимущества новых технологий, перейдут на PDA. «Причем русские любят PDA гораздо больше, чем европейцы», – отмечает он.
Все столичные заведения, обзаведшиеся беспроводным доступом в Интернет, используют стандарт Wi-Fi. Название Wi-Fi – это аббревиатура английского выражения Wireless Fidelity, то есть «беспроводная преданность». Такое название получил стандарт беспроводной передачи данных по радиоканалам IEEE 802.11b. Для передачи данных Wi-Fi использует частоту 2,4 ГГц. Стандарт может обеспечивать передачу данных до 54 Мбит/с (7 Мб/сек). С такой скоростью можно скачать фильм объемом в 400–500 Мб в цифровом формате за 5–10 мин. К 2006 г. разработчики стандарта Wi-Fi обещают повысить скорость соединения до 320 Мбит/с (около 45 Мб/сек).


Доступ к Интернету осуществляется при помощи беспроводных сетевых карт, которые устанавливаются в стандартный разъем ноутбуков или PDA. Такая карта стоит $40–150 в зависимости от производителя, если приобретать в собственность. Радиокарточку Wi-Fi можно бесплатно взять у администратора сети.
Протокол Wi-Fi не требует специальных настроек компьютера, поэтому ноутбук или PDA достаточно подключить к сети. Компьютер всего лишь должен быть оборудован специальной картой или поддерживать технологию Centrino (ее поддерживает большинство процессоров Pentium 4, которыми оснащены практически все современные ноутбуки).
В Москве услуги по установке Wi-Fi предлагают компании Moscom, «Вымпелком» и «Комбелга». На начало мая 2004 г. у компании Moscom, основного поставщика услуг Wi-Fi на московском рынке, было оборудовано 20 точек доступа, к сентябрю их число планируется довести до 90. «Вымпелком» (BeeLine) установил четыре точки доступа, а «Комбелга» запустила в тестовом режиме систему Wi-Fi в московском отеле сети Iris.


В большинстве случаев компания Moscom устанавливает оборудование в рестораны бесплатно (вложения – около $2 тыс.). «Естественно, что при этом мы получаем весь или большую часть дохода от продажи доступа в Интернет. Ресторан же приобретает дополнительную услугу для своих гостей», – сказал Патрик О’Долан.
В других компаниях услуга по установке Wi-Fi пока работает в тестовом режиме.
Возможность бесплатной установки оборудования в Moscom зависит от расположения и уровня ресторана. «Нас прежде всего интересует место и проходимость заведения. Например, мы создали хорошую зону покрытия вдоль Тверской улицы до Белорусского вокзала. Теперь в планах – Ленинский проспект и район Проспекта Мира», – объяснил О’Долан.
Открывая новые точки, Moscom создает базу лояльных подписчиков, которые покупают безлимитный доступ в сеть за 2,1–3 тыс. руб. в месяц. «Они пользуются Интернетом постоянно и с удовольствием будут ходить в те рестораны, которые предлагают эту услугу. В местах, где оборудование устанавливает наша компания, есть возможность роуминга. В следующем году мы планируем подключить международный роуминг», – рассказал О’Долан. По его словам, в базе Moscom в мае 2004 г. было около тысячи подписчиков.
О том, что в ресторане есть беспроводный доступ в Интернет, посетители обычно узнают из рекламных объявлений или об этом сообщает наклейка на двери ресторана или непосредственно на столе. В сети «Кофемания» о Wi-Fi оповещает первая страница в меню.

В западной практике наибольшее распространение стандарт Wi-Fi получил в аэропортах и гостиницах. Беспроводный Интернет предлагается пассажирам на борту более 800 самолетов авиакомпаний Lufthansa, British Airways, Singapore Airlines и др. Всего в мире около 27–28 тыс. Wi-Fi-точек доступа в Интернет.
Беспроводный Интернет за рубежом предлагают небольшие кафе или рестораны, а также с 2002 г. к Wi-Fi бесплатно подключают клиентов в 2,7 тыс. заведениях Starbuck’s и 420 книжных магазинах Borders. Глава Starbuck’s Говард Шульц
в июне 2003 г. заявил, что новая технология позволила увеличить объем выручки в сети на 27%.
К 2005 г. к Интернету будет подключен каждый из 6 тыс. ресторанов McDonald’s в США. В 2004 г. беспроводным Интернетом будут оборудованы 3 тыс. точек McDonald’s. Пока речь идет только о Соединенных Штатах, но, если опыт будет успешным, компания планирует распространить подобную практику в других странах
.

Посетителям ресторанов доступ в сеть обычно предоставляется по ваучеру, которые выдаются официантами. Час беспроводного доступа в Интернет в ресторане Starlite Diners, например, стоит 300 руб. «Купленный» час можно использовать в ресторане в течение 14 дней (в отличие от гостиниц «Марриотт», где приобретенный доступ в сеть отключается в полночь). Час работы в Интернете в «Марриотт» стоит $10, сутки – $30, но при этом не ограничивается траффик.


В ресторане «Сноб’с» доступ бесплатный, хотя за установку оборудования его владельцам пришлось заплатить. По словам Федора Фомина, директора «Сноб’са», сначала услуга рассматривалась как источник дополнительного дохода, но с учетом высокого среднего счета ее стали предлагать бесплатно. Она даже стала поводом для рекламной кампании. В нескольких журналах «Сноб’с» разместил объявления со слоганами «Офис может быть удобным» и «Офис может быть вкусным».


Некоторые рестораторы считают, что брать плату за беспроводной доступ в Интернет заведениям не следует. «Ведь за просмотр футбола с посетителей денег не берут: это дополнительная услуга, – считает Крис Карле, генеральный директор интернет-паба «Флегматичная собака». – Когда-то посетитель ресторана спрашивал: «Могу ли я позвонить по телефону?» Сегодня высокие технологии развиваются настолько быстро, что скоро в барах или ресторанах вопрос «Могу ли я подключиться к сети?» станет совершенно обычным».


По информации Пола О’Брайана, новая услуга привлекла не так много новых посетителей, зато завсегдатаи с компьютерами стали заходить чаще. Причем для бизнесменов время суток вообще не имеет значения: «К нам часто приходят посетители с компьютерами в 4 или 5 утра, когда в ресторане никого нет и они могут спокойно прочитать почту или поработать с документами».

Дмитрий Аленушкин,
специально для «МД. Ресторана»

Комментарии (0)