Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

Офис в стиле фанк

Зарабатывать капитал играючи – вот цель, к которой стремятся современные деловые люди. Офис – коробка с секретаршей и унылыми менеджерами, необходимостью носить костюм и галстук – не отвечает требованиям творческого менеджмента. Другое дело – офис в виде неформального кафе. В Петербурге открылось уникальное заведение, где можно воспользоваться оргтехникой и современными видами связи, провести переговоры и при этом заказать по меню легкие блюда и полезные напитки.

«Офис-кафе»
Дата открытия: 17 ноября 2006 г.
Адрес: Санкт-Петербург, Крестьянский переулок, дом 5
Владельцы: Владимир Терещенко, Феликс Питка (компания «Офис-кафе»)
Площадь: 239 кв. м
Вместимость: 37 посадочных мест
Средний чек по кафе: 300 руб.
Инвестиции: $450 тыс. (из них около $40 тыс. на компьютерную технику и оборудование)

Необычная концепция «Офис-кафе», где совмещены офисные и ресторанные услуги, появилась в конце прошлого года  в Санкт-Петербурге по адресу: Крестьянский переулок, дом 5. В заведении можно забронировать одно-, двух-, четырех-, или шестиместную рабочую зону на любое количество часов и получить полный набор офисных услуг, а также заказать по меню блюда и напитки. Официанты здесь одновременно исполняют и функции офис-менеджеров. По мнению владельцев, эта концепция помогает людям лучше выстроить бизнес и при этом чувствовать себя более свободно.
«Иногда нужно, образно говоря, пустить пыль в глаза новым партнерам или провести встречу на нейтральной территории, а у нас основные помещения отданы под мастерские, технику, – рассказывает владелец небольшого автосервиса «ДКС» Сергей Марченков, посетитель «Офис-кафе». – Собственный офис – только лишние расходы». Он зашел в кафе просто перекусить, не зная об особом формате заведения, но идея временного офиса ему понравилась и в будущем он планирует пользоваться его услугами. 
«Прежде чем приступить к реализации проекта, мы провели исследование рынка и выяснили, что 80% опрошенных деловых людей нуждаются в помещении для переговоров на нейтральной территории, – объясняет один из совладельцев офис-кафе и его идейный вдохновитель, независимый маркетолог-консультант Владимир Терещенко. – Традиционные кафе и рестораны не совсем подходят для этих целей: для переговоров нужна конфиденциальность, тишина, серьезная атмосфера. Кроме того, далеко не во всех ресторанах есть полный набор услуг, который необходим с точки зрения офисной работы, а у нас он исчерпывающий». По его словам, «Офис-кафе» – это защищенные торговая марка и бизнес-концепция, правообладание которыми обеспечено официальными документами Роспатента. Терещенко около десяти лет занимается рекламой и маркетингом, в прошлом – топ-менеджер телекоммуникационной компании. В настоящее время он консультирует, пишет рекламные тексты, преподает маркетинг и проводит авторские тренинги по маркетингу и рекламе.
Помещение «Офис-кафе» общей площадью 239 кв. м разделено на три основные зоны: «стандарт» (рассчитана на 1, 2 или 3 человека, оплата – 250 руб. в час), «бизнес» (2–6 человек, 500 руб. в час, включены чай, кофе или вода), VIP (1–6 человек, 1500 руб. в час, включены чай, кофе или вода, возможность парковки на внутренней охраняемой стоянке, отдельный вход в заведение). В стоимость услуг включены: скоростной доступ в Интернет, предоставление ноутбука, городской телефон, видео конференц-связь (в бизнес- и VIP-зонах), услуги копирования и сканирования документов, печать документов, ламинирование, услуги по отправке или приему факсов, помощь офис-менеджера при проведении презентации, переговоров, услуги секретаря, зарядка мобильных телефонов, уничтожение бумаг и документов. В наличии справочная литература, свежая пресса.
При этом гостей ничто не обязывает присутствовать только в одной зоне. Сначала человек может поработать на компьютере и пообедать в стандартной зоне, потом провести переговоры в закрытой бизнес-зоне. Пространство кафе организовано таким образом, чтобы соответствовать различным целям. По словам Владимира Терещенко, сейчас в «Офис-кафе» действует «период лояльности». Если гость делает только заказ в кафе (пусть даже приходит со своим ноутбуком и работает во время обеда), то арендную «офисную» плату с него не берут. Такая система будет действовать до конца лета 2007 г., потом почасовая оплата будет взиматься строго со всех посетителей независимо от цели визита. 
Каждое рабочее место расположено таким образом, что в экран ноутбука может заглянуть только его владелец. Все столики оборудованы кнопкой для вызова менеджера, который может оказать любую офисную услугу – от отправки факса, до консультации по работе с любой компьютерной программой. В зале работают два-три сотрудника одновременно. По словам Владимира Терещенко, когда заполняемость «Офис-кафе» составит 50–60%, число офис-менеджеров будет увеличено до четырех в смену. 
В «Офис-кафе»действуют пластиковые карты клиента, которые выдают гостям во время их первого визита. Владельцы карт получают дополнительные преимущества: бронирование места через Интернет, льготные тарифы и скидки (накопительная система), возможность разместить под присмотром детей в свободной зоне. В дальнейшем по карте «Офис-Кафе» будет производиться электронный учет услуг офиса и кафе.
Пока петербуржцы не привыкли к новым услугам «офиса на час». Офисы заказывают (от 10 до 20 человек в день), но основная масса гостей (около 50 человек в день) сейчас ходят в кафе в дневное время перекусить, выпить чашечку кофе. Фактическая активность посетителей по аренде офисных зон оказалась ниже ожидаемой владельцами «Офис-кафе». Прогнозировалось, что среднее время, проведенное посетителями в кафе, составит 2,5 часа. Соответственно, чтобы выйти на рентабельность, необходимо было от 50 до 100 посетителей ежедневно. В реальности выяснилось, что большинству гостей хватает одного часа и на работу, и на обед. В такой ситуации заведению необходимо привлекать 100–150 посетителей ежедневно. Желая привлечь больше людей, владельцы понизили тарифные ставки: первоначально VIP-аренда стоила 3000 руб. в час., а «стандарта» – 300 руб. в час.  
При разработке меню создатели оталкивались от слова «офис», то есть широкого ассортимента сложных блюд не предполагалось. Изначально даже не планировалось покупать плиту и готовить горячие блюда. Владимир Терещенко видел концепцию заведения так: сначала офис, потом кафе. Но после первого месяца работы управляющему Юрию Кузнецову удалось убедить Терещенко, что ресторанное направление тоже нужно развивать. Сейчас посетители делятся на две равноправных категории: одни приходят, чтобы работать и может быть перекусить, другие, чтобы поесть и может быть поработать. 
«С самого начала мы не хотели, чтобы нас ассоциировали только с общепитом. В первую очередь мы продвигаем офисные услуги», – считает Владимир Терещенко. Основу меню составляют легкие блюда. Например, гости могут выбрать Легкий салат с моццарреллой, помидорами, базиликом и кедровыми орешками (210 руб.), Нежный салат из отварного языка со свежими яблоками, йогуртовым соусом и грецким орехом (110 руб.). «Я ориентировался на здоровое питание, не обремененное жирами. В то же время, ставилась задача создать такие блюда, которые комфортно было бы есть в процессе работы», – объясняет управляющий «Офис-кафе» Юрий Кузнецов («Граф Суворов», «Красная Мельница», «Экзотика» и др.). 
Горячих блюд в «Офис-кафе» практически нет. Предлагаются холодные закуски (5 наименований),  бутерброды и сэндвичи (11 позиций – 60–150 руб.), салаты (12 наименований), горячие бутерброды (10 наименований – 90–140 руб.), десерты. Спросом у посетителей пользуется блинное меню: 6 позиций сытных блинов, 3 – сладких. Планируется расширить это меню блинами с необычными начинками, приготовленными по рецептам кухонь народов мира. В «Офис-кафе» обширная карта напитков – несколько видов кофе, чая, кофейные коктейли, свежевыжатые соки, а также внушительная винная карта. По будням с 12.00 до 17.00 в кафе предлагают бизнес-ланчи, которые состоят из салата, супа (овощной с курой или суп-крем из шпината), блинов и чая (160 руб.). 
В «Офис-кафе» разработали специальную систему приготовления и упаковки бизнес-сэндвичей, которые удобно есть за работой (они не разваливаются в процессе еды, соус не капает на оргтехнику). В дальнейшем будет развиваться направление смузисов. По мнению Юрия Кузнецова, это оптимальное предложение для людей, которым не хочется много времени тратить на еду. Фактически, это «еда в стакане», которая как нельзя лучше вписывается в формат «Офис-кафе».
По словам Владимира Терещенко, после раскрутки первого проекта, который по расчетам должен окупиться за год, через два-три года можно будет запустить в центре Петербурга еще несколько «Офис-кафе» по такой же схеме.

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)