В России появилась новая ресторанная премия. Учредители – Национальная торговая ассоциация (НТА) и журнал «Ресторатор». Создатели – французские рестораторы, придумавшие «Пальмовую ветвь» двенадцать лет назад. О том, как французская премия адаптируется на российском рынке, «МД. Ресторану. FoodService» рассказала исполнительный секретарь Leaders Club Russia Влада Убожкова.
– Расскажите, пожалуйста, как НТА и создатели «Пальмовой ветви» нашли друг друга?
– Ровно год назад эксперты Leaders Club посетили Международный кулинарный салон «Мир Ресторана» в Москве. Они обошли большое количество заведений Москвы, побывали на «Мире Ресторана» и выбрали нас в качестве партнеров. Важным оказался тот факт, что у НТА есть опыт в организации и проведении премий всероссийского масштаба (НТА проводит премию «Товар Года» – Примеч. ред.). В начале сентября в Москве состоится официальная церемония вручения первой национальной премии за лучшую ресторанную концепцию в России «Пальмовая ветвь».
– Что такое Leaders Club, и какое отношение клуб имеет к «Пальмовой ветви»?
– Давайте по порядку. Leaders Club – это клуб рестораторов, появившийся двенадцать лет назад в Париже, когда группа друзей-рестораторов взяла за правило собираться, обсуждать последние тенденции, отмечать новые оригинальные заведения, устраивать поездки за границу с посещениями ресторанов для обогащения своих знаний. Подобная деятельность обратила на себя внимание многих других коллег-рестораторов, а также поставщиков, представителей крупных продуктовых марок, производителей оборудования. Постепенно это увлечение друзей-коллег выросло в профессиональную ассоциацию, которая сегодня объединяет 150 крупных брэндов – около 2 тыс. предприятий: 55% из которых рестораны, 45% – продовольственно-промышленные группы, сельхозпредприятия, банки, выставочные компании и т.д.
Клуб лидеров ежегодно проводит церемонию вручения «Пальмовой ветви» за самую оригинальную концепцию года в стране. Традиционно выбирается трое призеров (золотая, серебряная, бронзовая «пальмовые ветви»). Денежных поощрений премия не предполагает. Вот уже несколько лет в борьбе за право обладать этой наградой наравне с французскими участвуют немецкие и бельгийские концепции. Теперь этот шанс появился у российских рестораторов.
– Если клуб организовали признанные лидеры рынка, то зачем этим людям премия? Они ведь уже и так состоявшиеся и признанные специалисты.
– Создатели Leaders Club хотели поддержать молодых. Так что задача клуба – находить интересные решения по всей стране, а затем эти концепции поддерживать. Как именно поддерживать, зависит от конкретного случая. Кому-то нужно привлечь инвестора, кого-то подучить за границей, а кто-то может просто нуждаться в совете. Разве не полезно поощрить человека, который смог за год создать успешную концепцию, приносящую деньги?
– В России вы тоже будете обучать начинающих рестораторов?
– Тренинги и обучение персонала – одно из приоритетных направлений Leaders Club Russia, но не на начальном этапе. Первоочередными задачами клуба являются анализ местного ресторанного рынка, поддержка и популяризация инновационных идей, их развитие и продвижение.
– То есть PR?
– Да, PR чистой воды. Если человек что-то придумал, то он достоин, чтобы о его идее узнали все. Журнал «Ресторатор», который является главным информационным спонсором премии, берет на себя обязательства рассказать о победителе. На саму церемонию мы привлекаем около 50 разных изданий: от отраслевой прессы до популярных журналов life-style, которые читают потенциальные посетители ресторанов.
– Как будут отбирать конкурсантов?
– Ресторатор должен сам заявить о желании принять участие в конкурсе. На сайте клуба www.lclub.info рестораторам предлагается заполнить подробную анкету, которая включает вопросы о среднем чеке, количестве посадочных мест, об объеме средств, затраченных на рекламу, оборудование. Затем бюро Leaders Club Russia проверяет правдивость данных и размещает информацию о концепции на сайте до 1 августа 2006 г. Любой посетитель сайта может в течение четырех месяцев проголосовать за концепцию, оставить свои комментарии. Существенная деталь: конкурсных концепций может быть сколько угодно, хоть три тысячи, хоть 35. Десять заявок, набравших максимальное количество голосов посетителей, выйдут в финал. Так как в этом году вручение премии будет проходить впервые, мы допускаем к конкурсу все концепции, появившиеся на рынке за последние 15 лет. Однако со следующего года соревноваться смогут лишь те, кто открылся за минувшие 12 месяцев.
– Выбрали десять кандидатов. Что дальше?
– Затем о каждой из десяти концепций снимается пятиминутный ролик, который будет демонстрироваться на Первой официальной церемонии награждения победителей. Причем после каждой трансляции представитель компании должен защитить свой проект, ответить на вопросы членов Экспертного совета. Жюри, состоящее из приглашенных профессионалов ресторанного бизнеса, журналистов и членов ассоциации, путем прямого голосования здесь же определяет победителя. Технология on-line, как в Государственной Думе, где у каждого есть пульт и результаты видны всем.
Технология голосования – это принципиальное отличие «Пальмовой ветви» от других отечественных премий. У нас эксперты голосуют на виду у всех номинантов и гостей церемонии, что делает премию прозрачной. Мы рассчитываем, что в этом году экспертов будет около 250, из которых 50, как я уже сказала, представители СМИ. К слову, в прошлом году во Франции в голосовании приняли участие около 1000 человек.
– Во Франции костяк Leaders Club, как я понимаю, сложился сам собой. Как он разросся до 1 тыс. человек, и кто будет входить в экспертный совет в России?
– Давайте начнем с французской модели. Повторюсь, что после основания парижского клуба его лидеры стали приглашать в клуб новых членов, причем не только рестораторов, но и поставщиков, производителей оборудования и продуктов, гастрономических журналистов, известных декораторов и ресторанных промоутеров. Такой состав участников Экспертного совета нам кажется разумным и оправданным и в России, ведь речь идет об оценке ресторанной концепции целиком, а не отдельных ее составляющих. Мы уже пригласили в Экспертный совет клуба известных отечественных рестораторов, поставщиков продуктов и алкогольных напитков, шеф-поваров, сомелье, декораторов и журналистов, но назвать имена я пока не готова.
– Существует ли ограничение по количеству людей в Экспертном совете?
– Нет, однако в Leaders Club невозможно попасть с улицы, сказав: «Здравствуйте, примите меня в свои члены, я открыл чебуречную в городе Нальчик». Человек должен заслужить право войти в этот клуб, его должны порекомендовать действующие члены совета.
– Кто оплачивает все издержки по организации премии?
– Журнал «Ресторатор». В перспективе планируется учредить членские взносы, чисто номинальные, но которые позволят участникам клуба собираться вместе и выезжать в регионы и за рубеж.
– Насколько я понимаю, осенью состоится церемония награждения. А будет ли создан в России сам клуб по типу Leaders CLub, который помимо премии собирается вместе и обсуждает положение дел на рынке?
– Пока мы говорим только о «Пальмовой ветви», хотя, конечно, надеемся, что со временем появится и клуб. Ведь все существующие федерации, гильдии и ассоциации России объединяют или только рестораторов, или шеф-поваров, или кулинаров. Единой структуры, которая бы консолидировала производителей, поставщиков, дизайнеров, специалистов по рекламе, полиграфии и самих рестораторов, в нашей стране нет. Так что Leaders Club – это попытка объединить в межотраслевое сообщество всех, кто работает на ресторанную индустрию.
– Но ведь этим уже занимается ФРиО…
– ФРиО собрала профессионалов двух крупнейших сегментов рынка индустрии гостеприимства. Leaders Club – это прежде всего межотраслевой клуб. К тому же у рестораторов сегодня столько вопросов и задач, что и нескольким объединениям их все не решить.