Конец года для «МД. Ресторана. FoodService» – время подведения итогов. Ответственность за выбор трех наиболее интересных проектов 2005 года мы переложили на плечи ресторанных критиков, на этот раз мы привлекли и экспертов из Санкт-Петербурга, ведь в Северной столице ресторанный бум.
Алексей Зимин, ресторанный критик газеты «Ведомости»
1. «Барашка». Самый приятный ресторанный проект Аркадия Новикова в этом году. Подобный фокус он уже однажды проделывал с узбекской кухней, но, мне кажется, что с азербайджанской у него получилось еще лучше. Новиков взял почти целиком меню главного ресторана азербайджанской диаспоры «Версай» со всеми его бакинскими помидорами с луком, с бараньими котлетами и омлетом со шпинатом, с наваристым крошевом шурпы, с дюшбарой, пити и довогой, с ароматными конвертиками кутабов и, естественно, с подробной палитрой шашлыков и люля и поместил все это в очень современные интерьеры. Дерево, лаконизм, доходящий до минимализма, крошечные столики, чилл-аутные диваны, сто банок на полках, фаршированных лимонами. Получилось неброско, но довольно уютно, как на хорошей скромной рублевской даче, сделанной по швейцарскому проекту.
2. «Гостиная». Симпатичный итало-грузинский ресторанчик, придуманный Ниной Гомиашвили, Этуной Кахидзе и Таней Беркович. Короткое меню, в котором итальянские блюда готовятся на грузинский манер, а грузинские на италь- янский. Там есть чудесная лапша с куриной требухой, баранина с тархуном, приготовленная по принципу ломбардского оссо-букко. Там говяжье карпаччо подают с кисло-сладким ткемали, отчего у карпаччо виноватый вид, но совершенно неожиданный вкус. Там есть хинкали, похожие на равиоли, женившиеся на грузинской княжне и уже десять лет оседло живущие в каком-нибудь Гори. Там есть неожиданная для грузинского ресторана публика, которую г-жа Беркович перетащила из бара «30/7» и которая ест хинкали с таким видом, будто они приготовлены Аленом Дюкассом.
3. Anatoly Komm. Первый в Москве гастрономический ресторан, сделанный с соблюдением всех канонов этого жанра. Имя повара и хозяина на вывеске, сумасшедшие приключения продуктов, безумная посуда и соответствующие цены. Для большей части даже самой просвещенной публики то, чем занимается Анатолий Комм, в Москве невозможно. Нормально для Парижа, нормально для Лондона с Нью-Йорком, но слишком для Москвы. В том числе и по этой причине не прижился у нас ресторан Мишеля Труагро. Но у Комма, как мне кажется, куда больше упрямства, чем у тех, кто пытался привить кухню Труагро на почву Трехпрудного переулка. Он заработал себе деньги в другом бизнесе и вроде бы достаточно богат, чтобы продолжать в том же духе. И если он не сдастся, то обязательно станет и знаменитым.
Светлана Кесоян, ресторанный критик журнала «Афиша»
Я считаю, что в этом году нет достойных кандидатов. Есть, конечно, интересные идеи, но не более того. Pasta Project, «Зиг-Заг» – недорогие и уютные места, но до идеальности им еще далеко. А с дорогими ресторанами все по-прежнему – совсем неинтересно.
Сергей Чернов, автор и издатель путеводителя по ресторанам «ЧЕРНОВиК. Ресторанный рейтинг»
В Москве 2005-й год не произвел, кажется, на свет ничего выдающегося в области ресторанной культуры. Главными гастрономическими событиями года стали открытия двух знаменитых парижских бутиков – Fauchon и Hediard. Можно, наверное, в определенной степени назвать событием реинкарнацию «Грина» в «Анатолия Комма», но сам я пока еще не успел оценить гастрономические тонкости активно раскручиваемого московско-женевского шеф-повара.
Анна Тюрина, ресторанный критик журнала «Ваш досуг»
1. Cafe Roset. Новиков верен себе: красиво, дорого, качественно. Но на этот раз еще и удивительно вкусно. Шеф-повар Андреа Маэстрелли на первых порах у многих вызывал неоднозначную реакцию. Однако уже к осени попривык, освоился и наконец показал себя во всей красе. Сегодня это один из самых «вкусных» поваров Москвы. За зеленый салат с кроликом и раками и сырные ньокки из рикотты со спаржей можно продать родину. Ну, или хотя бы сдать на время...
2. Blue Elephant. Тайская тема нынче в моде, и Blue Elephant отнюдь не худшая к ней иллюстрация. То, что ресторан открыт по франчайзингу, а значит, волей-неволей обязан поддерживать качество на определенном уровне, внушает оптимизм. Стабильными в этом отношении ресторанами мы не избалованы. Впрочем, один интерьер стоит платных экскурсий. Зеленые «джунгли», речка с живыми рыбами, плетеная мебель из ротанга – найти дорогу к сердцу вечно мерзнущего москвича не так уж сложно.
3. «Хинкальная Клеопатра». Жаль, что не все доедут. Еще больше жаль, что из тех, кто в принципе мог бы доехать, не все себе могут позволить: как ни крути, но платить в хинкальной 80 у.е. за ужин с парой бокалов вина тяжело не столько материально, сколько морально. Вроде бы не тот жанр... Однако хотя бы однажды потратиться стоит, ведь Антон Табаков в который раз открыл эффектный, «от и до» выдержанный в единой концепции и просто вкусный ресторан. Штучный товар, если хотите...
Светлана Дударь, ресторанный критик журнала «Тайм Аут»
1. «Кетама» – пример актуального молодежного европейского ресторана, где завоевавшая весь просвещенный мир марокканская кухня подается в авторском с большой буквы интерьере (и не важно, что архитектор не имеет мировой известности, жил бы в Лондоне, уже был бы во всех каталогах), имеет уникальную «свою» атмосферу с переобуванием в бабуши, окном в сортире и пр.
2. Чайная «Шелка» – пример «подвижничества»: владелец ресторана «Шелк» зарабатывает деньги доставкой нехитрой китайской еды в офисы (за что ему без всяких фиг в кармане большой респект, ибо у нас пол-редакции – его постоянные клиенты) и на эти средства содержит потрясающе стильную и заряженную морем позитивной энергии чайную. И, как все сделанное от души, место получилось почти произведением искусства – принц Кентский даже оценил.
3. Cafe Roset – пример не случайного озарения, а грамотной профессиональной работы двух независимых друг от друга сильных компаний – Ligne Roset и Новикова – кафе, которое просто обязано было появиться на одной из самых дорогих шоппинговых улиц: интерьер, кухня и сервис соответствуют уровню одежды target group (беспроигрышный вариант, вроде T.R.E.T.Y.A.K.O.V lounge, но первым додумался все-таки Новиков).
Санкт-Петербург
Юлия Тарнавская (ресторанный критик журнала «Афиша Санкт-Петербург»)
В этом году в Петербурге настоящий ресторанный бум, и выбрать лучших – сложная и невероятно ответственная задача.
1. VOX – это уникальный проект с точки зрения коммерческого успеха. Итальянский ресторан со средним счетом $80 без алкоголя, который по вечерам всегда полон. Огромные порции, приятная атмосфера, респектабельные гости, многим из которых за 40. В общем, хороший ресторан без хай-тека и прочих модных элементов.
2. «Бессонница». Крохотное заведение с видом на Дворцовую набережную, десятью столиками и приглушенным светом. И в этом камерном ресторане готовят простые современные французcкие блюда: минимальная обработка продуктов, отсутствие сложных соусов и т.п.
3. «Rыба». Дешевая кантина, если этот термин можно применить к рыбному ресторану на улице Академика Павлова. Заведение находится на восьмом этаже, откуда открывается вид на индустриальную часть города. Из окна видна телебашня, которую подсвечивают психоделическими цветами. «Rыба» – доступный ресторан, где самое дорогое блюдо стоит 560 руб. И для того, чтобы открыть такое заведение, нужна смелость. У владельца «Rыбы» Арама Мнацаканова она есть. Он, например, вешал на двери своих ресторанов таблички, запрещающие появляться в его заведении с собаками и детьми. В случае с «Rыбой» он пошел еще дальше. И, надо признать, сделать «едальный» ресторан ему удалось.
Алексей Дудин, редактор отдела «Рестраны» журналов «WHERE St.Peterburg» и «Inflight Review»
1. «Волна». Шеф-повар – Вадим Степанов. Стиль – европейский и азиатский фьюжн. Причем, европейский фьюжн с русским оттенком. Одно блюдо фуа гра с соусом «Квас» чего стоит.
2. Cote Jardin при отеле «Новотель Санкт-Петербург Центр». Шеф-повар – знаменитый Серж Фери.
3. «Джельсомино». Караоке-кафе, открытое группой петербургских рестораторов (Вадимом Лапиным («Гинза»), Михаилом Орловым («Онегинъ»)). Душевно и вкусно. Кухню ставили, разумеется, специалисты из «Гинзы».