Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Съедобная миля

В конце 1990 – начале 2000-х топливные компании еще только присматривались к формату кафе на заправке. Услугу питания часто отдавали на откуп сторонним арендаторам, встраивая точку питания в уже существующий торговый зал. Со временем операторы АЗС, наблюдая за уровнем спроса и оборотом сопутствующего сервиса, стали все чаще брать бразды правления в свои руки. Так сформировался канал общепита, который даже сейчас, в кризис, демонстрирует уверенный рост. По данным международной исследовательской компании The NPD Group, в январе-феврале 2016 г. точки питания на АЗС выросли на 15% в трафике и на 22% в деньгах относительно того же периода 2015 г. По Москве прирост составил 19%. Средний чек на заправках The NPD Group оценивает в 197 руб. Исследователи также отмечают, что активно развивается потребление еды и напитков внутри АЗС (соответственно, доля навынос падает), сегодня оно составляет 36%.

Количество автозаправочных комплексов, предлагающих услугу питания, наращивают как федеральные, так и региональные сети АЗС. Из 1200 точек «Газпромнефти» в Центральном, Северо-Западном и Поволжском регионах, на Урале и в Сибири порядка 800 оборудованы зоной кафе. Собственная сеть АЗС «Шелл» включает 141 станцию, представленную в ЦФО и СЗФО, каждая из которых предлагает автомобилистам сладкую выпечку, горячие перекусы и кофе. Компания «Торговый Дом Нефтьмагистраль» управляет собственными точками питания, которые присутствуют на 42 из 70 заправочных станций. Собственные кафе работают на всех 52 АЗС «Трасса». На 54 из 89 заправок «Ека» имеются кофе-юниты, а на шести АЗС работают кафе Subway. Зоной кафе оборудованы 20 из 22 АЗС Plüs.

«Предоставление услуги питания делает сервис АЗС более полным: чем больше потребностей автомобилиста может удовлетворить АЗС, тем больше шансов, что он вернется снова и станет постоянным клиентом, – уверен коммерческий директор сети АЗС «Ека» Александр Малинин. – Также это дополнительное конкурентное преимущество перед теми АЗС, где питание не представлено». На долю кафе в структуре выручки АЗС «Ека» приходится 10–15%. При этом услугами кафе пользуется около 25% заезжающих на «Ека» автомобилистов. Большинство из них, порядка 60%, по словам Александра Малинина, предпочитают перекусить на месте. На трассовых станциях «Шелл» перекусить в кафе заходит каждый четвертый посетитель. На АЗС «Газпромнефти» услугами кафе пользуются около трети посетителей в дневное время.

Особенности формата

В большинство новых АЗС зону кафе закладывают уже при проектировании. Расположение АЗС – на трассе или в черте города – диктует наличие и размер посадочной зоны. Там, где площадь слишком мала для размещения витрин с едой, операторы АЗС размещают кофе-юниты – уголки с кофемашиной. Кафе при АЗС в черте города или неподалеку от выезда из него чаще всего похожи: витрины со сладкой и сытной выпечкой, сэндвичами, ассортимент горячих перекусов, например хот-догов, одна-две кофемашины. Посадка комбинированная – высокие и низкие столы, а иногда и просто стойка без сидений. Для трассовых АЗС более характерны точки, располага-ющие к тому, чтобы поесть на месте за столиком и в целом провести там некоторое время. «На трассовых станциях для гостей очень важно иметь возможность отдохнуть, подкрепиться и купить все необходимое в дорогу. Зоне кафе на таких станциях мы должны уделять особое внимание и предлагать удобные посадочные места, а не только городской вариант с барными стульями», – рассказывает София Батталова, менеджер компании «Шелл», отвечающая за категорию кафе.

Точка питания, как правило, делит торговый зал с магазином, но эти зоны разграничены, чтобы у автомобилистов была возможность отдохнуть в спокойной обстановке. Чем больше площадь всей заправки, тем большее пространство выделяют и для кафе. Кафе на АЗС «Газпромнефть» в среднем занимает 20–30% площади торгового зала, что составляет 25 кв. м; количество посадочных мест варьирует от 2 до 20, посетители могут разместиться на диванчиках или барных стульях. На больших АЗК Plüs площадь кафе также занимает до 30% торгового зала и составляет 20 кв. м, здесь умещаются восемь–десять посадок. На малых АЗК площадь точки питания может составлять не более 5 кв. м и включать два-три стоячих места. Некоторые АЗС создают в своих кафе дополнительные условия для комфорта посетителей, например предоставляют бесплатный Wi-Fi. Большая часть АЗС «Трасса», площадь которых составляет в среднем 200 кв. м, оборудована мягкими диванами, детскими стульчиками, телевизором. В ассортименте большинства кафе на заправках превалируют сладкая и сытная выпечка, такая как улитки, пеканы, круассаны, маффины, плетенки и слойки, а также готовые сэндвичи, хот-доги. Некоторые кафе предлагают готовые упакованные салаты, как, например, АЗС Plüs, а также горячие закуски, в частности, в ассортименте Drive Café на «Газпромнефти» можно найти картофель фри и драники. Такая продукция поступает на точки большей частью в замороженном виде, приготовления на месте обычно требуют выпечка (расстойка и выпекание в печи) и хот-доги.

В связи с этим в кафе при АЗС не требуется сложного поварского оборудования. Охлаждаемые витрины, холодильники, расстоечные и духовые шкафы, микроволновая печь, гриль для хот-догов, мойка – вот примерный набор оснащения такой точки питания. Востребованным оказывается и многофункциональное кухонное оборудование, к примеру, «Газпромнефть» использует оборудование MerryChef. «Этот аппарат заменяет конвекционную печь, контактный гриль для панини, СВЧ-печь, жарочную поверхность для бифштексов. Здесь же мы готовим картофель фри и драники», – рассказывает Роман Крылов, заместитель руководителя сети АЗС «Газпромнефть» в РФ и СНГ по сопутствующему бизнесу.

Горячие блюда заправки вводят редко. Специфика работы АЗС такова, что формат фастфуда представляется наиболее актуальным и востребованным, а более сложный ассортимент может повлечь дополнительные затраты на технологию и оборудование, которые не всегда окупаются. «Среднее время, которое клиент проводит на заправке, – пять–десять минут, и за них он рассчитывает получить все необходимые услуги. Горячие блюда требуют задержаться на более длительное время, – поясняет Алексей Галкин, главный специалист отдела маркетинга «Компании Трасса». – Мы пробовали вводить охлажденные блюда, например мясо с гарниром – картофель, макароны, рис. Это неудобно, так как спрос не очень высокий, а срок хранения у таких блюд короткий, соответственно, объем списаний большой, и прибыль за счет этого стремится к нулю. Сейчас мы держим несколько позиций готовых блюд глубокой заморозки, но они не пользуются широкой популярностью». Компания «Газпромнефть», напротив, решила пополнить свое предложение горячими блюдами и ввела две новинки: суп и азиатскую лапшу. Причем эти блюда не выбиваются из формата быстрого обслуживания, так как продаются только в упаковке навынос. Общее в оснащении всех кафе при АЗС – кофемашина-суперавтомат. Им отдают предпочтение даже те компании, которые трепетно относятся к своему кофейному предложению. Суперавтомат максимально упрощает жизнь кассиру, которого не нужно обучать варить кофе или специально держать для этого бариста, к тому же кофейные станции на заправках нередко работают в формате самообслуживания.

Своего производства у АЗС обычно нет, всю продукцию в готовом виде или в виде полуфабрикатов закупают у поставщиков. Исключением стала «Компания Трасса», запустившая в 2012 г. собственную фабрику-кухню в Подмосковье. Кухня оснащена швейцарским оборудованием, на ней компания производит весь ассортимент, реализуемый в кафе на заправках, как то: салаты, сэндвичи, выпечку и кондитерские изделия. Лишь хот-доги сеть АЗС «Трасса» закупает у компании «Маркон».

Стоят особняком

Полноценные рестораны, находящиеся в непосредственной близости от АЗС, – характерный формат для европейских автомагистралей, но на российских трассах такие точки встречаются нечасто. Некоторые шаги в этом направлении сделал «Торговый Дом Нефтьмагистраль». В 2013 г. был запущен корпоративный бренд ресторанов быстрого обслуживания «Магбургер», а чуть позже компания разработала еще одну концепцию – «Сабкафе». Сегодня «Нефтьмагистраль» управляет 33 ресторанами «Макбургер» и девятью «Сабкафе». Дизайн, меню и стандарты сервиса заведений разработаны внутри компании.

В зависимости от площади АЗС в «Сабкафе» или «Магбургере» может быть от 5 до 50 посадочных мест. Даже при небольшой площади кафе в нем стараются организовать мягкую посадку, чтобы у посетителей была возможность отдохнуть с комфортом. Точки, имеющие от 30 посадочных мест, выглядят уже как полноценный ресторан быстрого обслуживания. К примеру, «Магбургер» на Горьковском шоссе немногим отличается от городских бургерных. Здесь частично открытая кухня: через стойку, где молодой энергичный персонал принимает заказы, можно видеть, как работают повара. В ресторане организована полноценная кухня, оснащенная фритюрницами, грилями для котлет, панинницами и печами. Такие же кухни размещены и в ресторанах «Магбургер» меньшей площади.

Стиль интерьера одновременно напоминает дайнер и классические рестораны фастфуда: кожаные диваны с высокими спинками, красный, желтый, оранжевый цвета в оформлении. Ресторан работает круглосуточно, здесь есть бесплатный Wi-Fi, телевизоры и небольшая детская игровая зона. Магазин товаров в дорогу также находится в здании АЗС, но его и ресторан отделяют друг от друга несколько шагов, кроме того, между ними находится входная зона. «Мы стремимся к тому, чтобы каждый посетитель АЗС становился постоянным гостем кафе. Сейчас растет число клиентов, которые рассматривают АЗС как место, где оказывают полный спектр услуг: заправка топливом, магазин и кафе. Есть постоянные гости, которые приходят только в кафе, при этом они необязательно являются автолюбителями. Число таких гостей неуклонно растет со временем, что для нас является лучшей оценкой работы», – делится руководитель отдела «Рестораны» компании «Торговый Дом Нефтьмагистраль» Ева Гутер.

Еще один интересный опыт имеется у «Компании Трасса». Помимо кафе в формате фастфуд оператор развивает на заправках сеть ресторанов «Трасса». В настоящее время работают три ресторана: на Новорязанском, Ленинградском шоссе и на трассе М4 «Дон». Площадь каждого ресторана 800 кв. м, они разделены на два зала: основной, организованный по принципу фри-фло и рассчитанный на 107 посадочных мест, и барный зал, он же кофейня. Основной зал работает с 10.00 до 22.00, кофейня – с 8.00 до 23.00. В основе меню блюда русской и европейской кухонь, есть предложение завтраков и комплексных обедов, стоимость последних – 499 руб. Среди станций есть салат-бар, гриль-станция, где гость выбирает понравившийся кусок мяса, рыбы или птицы и наблюдает за его приготовлением. Супы и порционные горячие блюда отдают на линии раздачи. Также в ресторане есть фирменные сэндвичи и бургер «Трасса», в кофейне установлена витрина с кондитерскими изделиями. В барной карте, кроме прочего, предлагают алкогольные напитки. Средний чек в ресторане – 600–650 руб. У ресторанов есть бренд-шеф, который отвечает за всю концепцию в целом, также на каждой точке работает шеф-повар. Кухня здесь нулевого цикла, готовые полуфабрикаты, как в кафе, рестораны не используют. Снаружи ресторан оформлен в ретростиле. На крыше крыльца всех ресторанов кружится флюгер в виде ретромашины, а перед входом в ресторан на Новорязанском шоссе установлен отреставрированный послевоенный «Москвич», в котором гости могут сфотографироваться. Внутри столики отделены друг от друга плетеными деревянными перегородками. «Это было сделано специально, чтобы гости не были на виду друг у друга и не мешали друг другу, – рассказывает Алексей Галкин. – Например, у нас есть гости, которые в дневное время приезжают на деловые встречи, в то же время в ресторане может остановиться семья с детьми. Перегородки решают вопрос личного пространства». Кроме того, для детей в ресторанах оборудована игровая комната, где есть как обычные игрушки для малышей, так и видеоприставка.

На АЗС, которая находится буквально в двух шагах от ресторана, так же, как и на всех прочих заправках «Трассы», действуют магазин и кафе. «Сначала мы думали, что гостями ресторана будут те, кто обычно приезжает на АЗС. На практике же некоторая часть клиентов заправки действительно заходит в ресторан, но есть много тех, кто продолжает по привычке покупать еду в кафе, – рассказывает Алексей Галкин. – В связи с этим потоки разделились. У ресторана останавливаются те, кто заинтересован именно в этом формате». Он отмечает также, что такой формат общепита для многих автомобилистов пока непривычен: с одной стороны, ресторан на дороге вызывает сомнения в качестве предложения, с другой, напротив, пугает излишними условностями. «Многим кажется, что если ресторан, то туда надо идти в платье и смокинге, а к нам можно зайти, например, в пляжных шортах и сланцах», – дополняет он. Также компания стремится привлечь в ресторан дальнобойщиков, специально с этой целью на прилежащей территории организована просторная парковка. В ближайшее время готовится к открытию четвертый ресторан «Трасса» на Новой Риге, он будет больше своих предшественников и займет два этажа.

Все свои

Прежде заправки часто отдавали услугу питания на аутсорсинг, однако сегодня, видя перспективность торговли нетопливными товарами, сети АЗС все чаще делают выбор в пользу самостоятельного развития направления F & B. Более того, некоторые компании выстраивают собственный бренд общепита. Первопроходцем в этой области стали заправки BP, где с 1996 г. работают кафе под международным брендом Wild Bean Cafe. Собственное Drive Café развивает «Газпромнефть», «Шелл» продает кофе под брендом Deli2go. Собственные хот-доги с актуальными вкусами под брендом Real Hot-Dogs предлагают заправки Statoil.

Свои F & B-отделы или менеджеры, ответственные за данное направление, есть во многих топливных компаниях. Так, в структуре сети АЗС «Газпромнефть» функционирует блок сопутствующего бизнеса, в ведении которого находится развитие ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе организация работы кафе. Управление сетью кафе централизовано, при этом в регионах также есть штат сотрудников направления сопутствующего бизнеса, обеспечивающих работу кафе на каждой АЗС. Отдел «Рестораны» в компании «Торговый Дом Нефтьмагистраль» управляет точками питания, контролирует качество сервиса, продукции и выполнение стандартов. Непосредственно в кафе есть менеджеры, отвечающие за работу вверенного им объекта, а общий контроль осуществляют территориальные управляющие АЗС. Главная задача сотрудника, отвечающего за кафе в отделе Convenience Retail компании «Шелл», состоит в выборе ассортимента и работе с поставщиками. За заказ продукции, приемку, контроль процессов приготовления блюд, списание и инвентаризацию отвечает администратор торгового зала непосредственно на АЗК.

Точки при АЗС не требуют большого количества персонала. В кафе обычно работают один-два человека в смену, при этом функции продавца нередко берет на себя оператор АЗС. Исключение составляют рестораны «Магбургер», имеющие отдельную кассу, несколько кассиров и повара.

Готовый попутчик

Несмотря на то что большинство топливных компаний развивают услугу питания самостоятельно, не все из них готовы выстраивать концепцию с нуля и предпочитают готовые решения, одним из которых является классический франчайзинг. При этом операторы АЗС зачастую комбинируют развитие собственных концепций с франчайзинговыми. Так, на «Лукойле» в зависимости от региона можно встретить кафе Subway и Southern Fried Chicken; некоторые точки «Нефтьмагистрали» работают со «Стардог!s». Одна из наиболее востребованных франчайзинговых концепций на АЗС – Subway. Сейчас на заправках таких компаний, как «Башнефть», «Татнефть», «Ека», «ТрансАЗС», работают 28 ресторанов сети, несколько находятся в разработке. «Франшиза требует меньших затрат на открытие, нет необходимости разрабатывать производственный процесс, мы получаем бизнес «под ключ», – объясняет Александр Малинин. – Кроме того, это узнаваемая торговая марка, которая вызывает больше доверия потенциальных клиентов, чем безымянное кафе, плюс с нашей стороны требуется меньше затрат на рекламу и маркетинг. Еще один плюс – поддержка на всех этапах открытия и работы от консультантов франчайзера».

Сэндвичные концепции – удобный формат для АЗС в силу своей технологичности. Отсутствие горячего цеха не только избавляет франчайзи от лишних затрат, но и позволяет размещать точки на небольших площадях, в том числе интегрировать заведения в уже действующие автозаправочные комплексы, не перестраивая их. Также, по словам территориального менеджера по развитию сети ресторанов Subway в Москве и Московской области Дмитрия Чуйко, оборудование для таких заведений не требует больших электрических мощностей, что также немаловажно для операторов АЗС. В большинстве случаев рестораны Subway на АЗС, по словам Дмитрия Чуйко, открывают сами собственники автозаправок, приобретая франшизу. Часть ресторанов открыты сторонними предпринимателями на арендованных площадях. Так работают точки Subway на заправках «ТрансАЗС», владельцы которых, по их словам, рассчитывают не столько на прибыль с аренды, сколько на привлечение дополнительного трафика.

Другой вариант сотрудничества АЗС с брендами общепита – не классическая франшиза, а договор поставки. Таким способом работают два крупных игрока: основанный в 1930-х годах в Швеции бренд Sibylla, принадлежащий финской компании «Атриа», и российский оператор фастфуда «Маркон» с брендом «Стардог!s». Альтернативы их сосискам на рынке практически нет, в чем признаются и сами операторы АЗС. Среди партнеров Sibylla такие сети, как «Газпромнефть», «Лукойл», «Роснефть», «Газпром газэнергосеть», «Шелл», «Несте», «НК Альянс». Для компании это основной вид бизнеса, поэтому на АЗС работают 2150 из 2500 точек бренда. Для определения формата работы на АЗС Sibylla использует термин shop in shop. «Это означает, что мы не самостоятельная точка, а лишь часть другого комплексного решения», – поясняет Константин Донсков, директор по развитию концепции Sibylla. После массового закрытия уличных объектов в Москве 70% клиентов «Стардог!s» составили федеральные сети АЗК. Всего на заправках у компании работают 550 торговых объектов. «Фастфуд на АЗК – один из наиболее развивающихся сегментов рынка общепита. Средние продажи на автозаправочном комплексе приближены к средним продажам на городских объектах», – отмечает председатель совета директоров компании «Маркон» Сергей Рак. Формат сотрудничества бренда с АЗС предполагает, что компания фактически выступает как поставщик продукции, которую АЗС закупает, и оборудования, которое в случае работы с сетью отдается в безвозмездную аренду. «Заключается договор поставки, договор или дополнительное соглашение по аренде оборудования. Нет паушального взноса и роялти, – рассказывает Сергей Рак. – Юридически условия сотрудничества определяются условиями тендеров сетей АЗС. Но есть важное дополнение, касающееся стандартов приготовления блюд «Стардог!s» и возможности контроля нашими специалистами».

На АЗС «Стардог!s» предлагает свой классический ассортимент хот-догов, иногда в усеченном варианте. Кроме того, сетевые АЗК, по словам Сергея Рака, часто хотят видеть в своем ассортименте оригинальную позицию, и тогда компания разрабатывает блюдо под конкретную сеть, отличающееся, например, вкусом. Предложение Sibylla помимо хот-догов включает также гамбургеры, роллы, картофель фри, сладкую выпечку. Особенность точек формата shop in shop в том, что в большинстве случаев они должны быть брендированы, при этом степень присутствия бренда на разных АЗС может различаться. Реже всего можно встретить внешнюю вывеску, зато внутри кафе бренд бывает представлен довольно широко. «Максимальное присутствие нашего бренда – упаковка, меню, оборудование, изображение логотипа компании внутри АЗК и на внешней стороне; стандартное – упаковка, меню, оборудование; минимальное – упаковка, – рассказывает Сергей Рак. – Чем шире маркетинговые возможности компании, тем меньше она заинтересована в демонстрации стороннего бренда. И наоборот – небольшие сети автозаправочных станций, у которых нет собственных ресурсов на продвижение услуги питания, берут максимум от нас». При этом некоторые федеральные сети, имеющие собственный сильный бренд кафе, ставят его на всю продукцию сторонних поставщиков. Что касается Sibylla, то помимо таких носителей, как меню, оборудование, тейбл-тенты, продвигающие промопредложения, компания также использует постеры и вторые экраны на кассе.

В контакте

Так же, как и любой другой канал общепита, кафе при АЗС требуют постоянной маркетинговой активности и коммуникации с клиентом. Например, компания «Шелл» привлекает внимание к кофейному предложению с помощью наклеек на дверях, промоуказателей в торговом зале АЗС, а также плазменного экрана с промороликом над кофейным уголком. Кроме этого, в кафе действует дисконтная программа Shell Club Smart. За каждый горячий напиток и горячую закуску (хот-доги и бургеры) клиенту начисляют баллы, которые он может потратить на оплату топлива. В кафе сети «Трасса» действует кофейная программа лояльности: купив купон на десять порций, клиент платит только за восемь. «Недавно начали использовать меловые ценники при оформлении витрин, таким образом мы повышаем уровень сервиса, привлекаем внимание клиентов к продукции кафе», – рассказывает Алексей Галкин.

В сети «Магбургер» ежеквартально вводят в меню новые горячие или холодные напитки, также вводят сезонные предложения по блюдам. Предложения продвигают с помощью динамических меню-бордов над стойкой заказа в ресторане. Клиентам предлагают и подарок за покупку, например печенье «флэпджек» при покупке большого капучино или бесплатный кофе при заправке на определенную сумму.

Система поставок

Услуга питания для АЗС является дополнительным бизнесом, для организации которого требуются серьезные инвестиции. Существенная статья расходов – доставка продуктов питания в удаленные регионы. В некоторых областях, например, автозаправочные комплексы могут находиться на удалении 100–300 км друг от друга: один в Мурманске, другой – уже на границе с Норвегией.

Ряд операторов АЗС организуют доставку необходимого ассортимента до точек самостоятельно. Например, «Компания Трасса» имеет собственное производство, обеспечивающее АЗС одноименной сети готовой выпечкой, роллами и другими продуктами, а также логистическую службу и собственный автопарк. «Все направления бизнеса, в том числе услугу питания, компания развивает самостоятельно, что позволяет гарантировать качество предоставляемой услуги и не зависеть от сторонних поставщиков. Продукция развозится своими машинами по всем точкам», – говорит Алексей Галкин.

Другой вариант – передача доставки на аутсорсинг. Услугу организации поставок продуктов питания сегодня предлагают как логистические компании, так и поставщики в сегменте HoReCa. Сотрудничество с последними выбирают главным образом сети АЗС, расположенные в Центральном регионе. «У крупных поставщиков продуктов питания есть возможность доставлять свои товары до клиента, и это несильно увеличивает конечную стоимость товара», – делится менеджер по стратегическому развитию бизнеса компании Havi Logistics Екатерина Боронина. Так поступают, например, в сети Plüs, где закупки дифференцировали: поставки полуфабрикатов для хот-догов на все точки сети осуществляются силами логистической службы компании «Маркон», замороженные полуфабрикаты и кофейное зерно закупают у соответствующих поставщиков, силами логистических отделов которых производится доставка товаров до точек. По выпечке работают и с локальными поставщиками – особенно если точки удалены от столичного региона, по условиям доставки в данном случае договариваются индивидуально с каждым из партнеров.

Если автозаправочные комплексы находятся за 300 км от Москвы и Санкт-Петербурга, своевременно развозить продукты питания по точкам затруднительно, именно поэтому крупные сети АЗС с федеральным покрытием передают организацию поставок на аутсорсинг – но уже логистической компании. Помимо собственно доставки необходимой продукции логистический партнер берет на себя закупку основного ассортимента у производителя, поддержание необходимых запасов продукции на складе, ведение складского учета, составление маршрутов, а также анализ спроса на продукцию со стороны посетителей. «При большом охвате сети нет смысла самостоятельно организовать поставки продукции внутри компании: нужно обзавестись складом, набрать логистический отдел, заключить договоры с производителями и поставщиками и своими силами развозить по сети. Кроме того, в отличие от локальных сетей АЗС, которые имеют полное право работать с любыми поставщиками, сети федерального масштаба обязаны сотрудничать только с теми поставщиками, которые могут принимать участие в соответствующем тендере и соответствуют определенным нормативам», – рассказывает менеджер по работе с ключевыми клиентами «ГК Интербелко» Людмила Столяренко.

К услугам логистических компаний прибегают и сравнительно небольшие сети АЗС. «Конкуренция на рынке сегодня большая, операторы АЗС понимают важность развития услуги питания. По факту маржинальность воды при продаже ее на точках АЗС – максимум 20–25%, при этом маржинальность готового сэндвича может достигать и 100%, но при этом, разумеется, услуга питания должна быть организована на высоком уровне», – делится Екатерина Боронина.

Выпуск журнала:
Комментарии (0)