Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Смена лидеров


Европейский рынок кофеен в 2011 г. расширялся намного быстрее, чем в 2010-м. Количество заведений впервые превысило отметку 10 тыс. Более половины из 70 ведущих игроков отмечают рост количества своих торговых точек, у 40% число заведений снизилось, для четырех брендов показатели остались на прежнем уровне. Имела место консолидация сетей, особенно в Испании и Великобритании.

В 2012 г., по прогнозам, рост продолжится, особенно в местах с высокой проходимостью: за лучшие локейшены будет разворачиваться серьезная борьба. Внимание ключевых игроков сегодня привлекают два формата – отдельно стоящие кофейни с drive-in и сотрудничество с отелями для открытия кофеен в вестибюлях гостиниц.

Все больше компаний используют социальные сетевые сервисы, мобильные приложения и программы лояль-ности. Применение этих новых инструментов коммуникации с гостями и укрепления лояльности клиентов, а также предложение им дополнительных бонусов и услуг – один из ключевых факторов успеха.

В 2011 г. всех участников рынка затронула общая проблема – высокие и волатильные цены на кофе, какао и молоко. В 2012 г. ситуация вряд ли улучшится, следовательно, сохранится необходимость корректирования ценовой политики в кофе-барах.

70 ведущих игроков

 В рейтинг включены 70 игроков на рынке кофеен, которым принадлежат в общей сложности 10 474 заведения в Европе. Рост количества точек за 12 месяцев составил ровно 8% 

(2010: +4%, 2009: +3%, 2008: +16%). 

 Лидер рынка – Costa Coffee, бренд, под которым работают 1550 точек в 14 европейских странах.

 В третий раз лидеры рейтинга – три бренда, под каждым из которых работает более 1000 кофеен. Самые сильные показатели роста – у McCafé, сеть выросла на 282 заведения (+23%).

 2011 год стал годом противоположных тенденций развития: 38 брендов открыли новые заведения, 29 игроков сократили количество точек, четыре компании остались на прежнем уровне.

 Рост количества заведений: на первом месте по абсолютным показателям McCafé (+282), за ним следуют Costa Coffee (+208), Starbucks (+105) и российский бренд «Шоколадница» (+61). В относительном исчислении лидирует немецкий бренд Caffé Dallucci (контрактный кейтеринг, в основном модули в столовых группы Eurest/Compass Group) с ростом на 87%. За ним следуют еще одна немецкая сеть кофеен – Coffee Fellows (81%) после приобре-тения и переименования 25 точек Coffeeshop Company, а также испанская сеть Charlotte Cafe (50%). 

 Наиболее широко представлены в Европе сети Segafredo (37 европейских стран), McCafé (23 страны) и Starbucks (21 страна).

 Участники рейтинга – 71 бренд из 20 стран мира: по 14 брендов родом из Германии и Испании, шесть – из Великобритании, по пять – из Австрии и Нидерландов. Следует отметить, что в десятку лидеров вошли две рос-сийские компании.

 Из 71 бренда восемь представлены в десяти или более странах. 33 бренда работают только на одном рынке – в своей стране происхождения.

12 компаний–лидеров

1. Costa Coffee. Показатели этого бренда значительно выросли с момента составления предыдущего рейтинга. Под брендом Costa Coffee (владелец – компания Whitbread) работают 1595 заведений в 14 странах. Годовой прирост по количеству точек составил 15%. Британская сеть обогнала Starbucks, лидера мирового рынка. По всему миру работает более 1800 кофеен Costa Coffee. 

Более 80% европейских кофеен расположены в Великобритании. Среди новых форматов кофеен, появившихся в Великобритании, – Costa Drive-thru в Ноттингеме. В планах компании – открыть 75 заведений такого формата по всей стране. Всего в течение следующих 50 лет сеть планируют расширить до 3000 заведений.

«В последние 12 месяцев мы уделяли наибольшее внимание разработке новых продуктов, – делится специалист по маркетингу британского офиса Costa Coffee Мелисса Мейс. – Летом напитки из ассортимента Ice Cold Costa обеспечили рост выручки на 44% (до 12,4 млн фунтов стерлингов). Этому способствовали удлиненный период продажи и новые вкусы напитков. В августе 2011 г. мы представили «Коста Лайт» – напиток с пониженной калорийностью и пониженным содержанием кофеина. За месяц доля этого напитка в общих продажах кофе достигла 1–2%».

В 2010 г. сеть Costa Coffee представила напиток «Флэт Уайт» (меньше молока, чем в латте; благодаря особой технологии подогрева молоко приобретает более бархатную текстуру) и запустила первую рекламную кампанию на британском телевидении с рекламной поддержкой в газетах. 

2. McCafé. Эта концепция «магазина в магазине» компании McDonald’s присутствует в 23 европейских странах. В 2011 г. в их число вошла Украина, где открылись семь заведений. Концепция, созданная в Австралии, быстрее всего развивается во Франции (+58 точек), Германии (+46) и Польше (+38). В общей сложности компания McDonald’s увеличила число McCafé в Европе на 23% (в 2010 г. – на 12%). Таким образом, в рейтинге крупнейших кофеен на европейском рынке сеть вышла на второе место, обогнав Starbucks. На крупнейшем европейском рынке, в Германии, McDonald’s с 2011 г. тестирует McCafé нового поколения. Во флагманском заведении в Берлине основной акцент сделан на новый ассортимент. На главном железнодорожном вокзале Кельна открылась первая отдельно стоящая кофейня в новом формате. McCafé работают уже более чем в 3000 ресторанов McDonald’s по всему миру. 

3. Starbucks. Лидер мирового рынка; под этим брендом работает около 17 тыс. кофеен. В Европе сеть в 2011 г. выросла на 8% (2010: +6%). На 2012 г. запланировано быстрое расширение сети. Недавно компания Starbucks в Европе перешла в наступление, сосредоточив основные усилия на рынках Германии, Франции и Великобритании. Кроме расширения ассортиментного предложения в розничной сети цель компании – усилить свое присутствие на вокзалах и в аэропортах. Дополнительные возможности развития: выдача лицензий заведениям общественного питания у автомагистралей (в начале 2012 г. уже было заключено партнерское соглашение с компанией Autogrill) и сотрудничество с отелями. В Германии Starbucks планирует открыть первые отдельно стоящие кофейни с drive-thru, эта модель уже достаточно широко представлена в Великобритании. На родине бренда она пользуется огромным успехом.

4. Tchibo. Немецкая компания-поставщик кофе открыла 30 новых заведений. Под брендом Tchibo работают 860 кофе-баров в восьми странах Европы, 534 из них – в Германии. Фильтр-кофе остается лидером продаж в стране происхождения бренда.

5. Segafredo Zanetti. Бренд Segafredo, работающий в 37 странах, остается наиболее широко представленным участником рейтинга. Концепция, созданная в 1988 г., отметила 3%-ный рост; теперь эта сеть насчитывает 480 точек. «Рынок кофеен не слишком пострадал от кризиса. В 2012 г. бизнес будет стремительно развиваться», – считает Франц Швайгер, управляющий Segafredo Zanetti в Германии.

6. Caffé Nero. Третья по величине сеть кофеен в Великобритании. Под этим брендом работают 465 заведений по всей стране, в том числе 16 мобильных киосков Nero Express на железнодорожных вокзалах. В целом по Европе сеть насчитывает 477 точек в двух странах: Великобритании и Турции (12 заведений). Бренд также присутствует в ОАЭ.

7. «Шоколадница». Концепция, основанная в 2001 г. российским предпринимателем Александром Колобовым и его семьей, выросла в крупнейшую сеть кофеен на территории бывшего СССР. По количеству заведений она входит в пятерку крупнейших операторов общественного питания в России. Сеть с полным обслуживанием в последние годы отмечает значительный рост, занимая все доступные помещения в центре Москвы. Бренд рас-ширяется за счет открытия новых заведений – как под управлением компании, так и по франчайзингу. В настоящее время «Шоколадница» активно продвигает кофе навынос, стремясь составить конкуренцию Starbucks – бренду, занимающему все более сильные позиции в российской столице.

8. Coffeeright. Греческий бренд, принадлежавший компании Gregorys’, уже третий раз попадает в десятку ли-деров рейтинга. Кроме Греции сеть Coffeeright также представлена в Румынии, на Кипре и в Албании, всего под этим брендом работают 260 заведений (+3%).

9. «Кофе Хауз». До начала экономического спада этот российский оператор был лидером в российском сегменте кофеен. За последние несколько лет сеть несколько сдала позиции, хотя по-прежнему входит в тройку крупнейших на своем рынке. По франчайзингу бренд не работает.

10. Hema Koffiebuffet. Сеть супермаркетов Hema продолжает стабильно расширяться. Количество магазинов выросло с 516 до 590. 482 из них расположены в Нидерландах, 87 – в Бельгии, десять – в Германии, три – в Люксембурге. В 210 супермаркетах (как правило, самых крупных) работают кофейни Koffiebuffet. К настоящему времени компания изменила оформление значительного количества кофеен и расширила ассортимент сэндвичей, булочек и кексов.

11. Coffeeshop Company. Австрийская Schärf Group увеличила количество точек на 3%. В 2011 г. компания уделяла особое внимание расширению сети на рынках России (+22 точки) и Словакии (+7). С другой стороны, в Германии 25 заведений Coffeeshop Company были проданы Coffee Fellows. Цель компании – продвигать даль-нейшее сотрудничество с сетями пекарен в формате «магазин в магазине». По всему миру под этим брендом работают 228 точек, на 2012 г. запланировано открытие еще 25–30 заведений.

12. Café & Thé. Эта сеть кофеен смещает акцент с кофе на тапасы. Вскоре бренд будет переименован в Café & Tapas, что уже имело место при выходе на рынок Великобритании. В Испании идет редизайн заведений в связи со сменой названия и концепции. Расширение сети планируют в первую очередь в Мадриде и Барселоне.

Рейтинг 70 ведущих игроков на европейском рынке кофеен – результат совместной работы редакции и региональных коррес-пондентов журнала «FoodService Europe & Middle East». Перечень игроков должен быть практически полным. Но если мы пропустили какие-то компании или какие-то данные устарели, пожалуйста, со-общите об этом нам


Выпуск журнала:
Комментарии (0)