За пять лет существования клуба знакомств «Инкогнито» в самом заведении сыграли свадьбы более двадцати пар. И это не считая множества сложившихся гражданских браков. Пока в Москве и Санкт-Петербурге работает всего лишь несколько ресторанов для знакомств, хотя число одиноких в обеих столицах превышает несколько миллионов.
Подобных тематических ресторанов сейчас не так много. Между тем стоит вспомнить советские времена, когда в клубах (в давно забытом смысле «место для культурного досуга») и кафе проводились специальные вечера, где люди могли потанцевать, познакомиться, пообщаться. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге ставку на ищущих свою вторую половину делают несколько заведений. Лишь одно из них – клуб «Инкогнито» (Москва) – позиционирует себя как место для знакомств, для остальных такое «сводничество» – лишь побочная услуга (например, кафе «Флегматичная собака» в Москве, телефон-кафе «Александровское» и «Строгановский двор» в Санкт-Петербурге).
Сотрудники упомянутых заведений отмечают, что у них люди действительно находят друг друга. «Приходя к нам, гости раскрепощаются и становятся более раскованными и уверенными в себе, – считает арт-директор клуба «Инкогнито» Вадим Терновой. – Хотя почему-то у многих есть стереотип, что зазорно прибегать к помощи подобных заведений, что ты какой-то ущербный, если не можешь познакомиться с девушкой сам». В начале следующего года владельцы «Инкогнито» планируют открыть еще одно заведение для знакомств – «Оранжевое настроение» – в центре Москвы.
Однако, по данным исследовательской компании КОМКОН (исследование R-TGI, второе полугодие 2002 г.), потенциальных клиентов для таких заведений очень много. Количество одиноких посетителей ресторанов в возрасте от 20 лет по России составляет 30,8%, по Москве – 22%. Из них только около 20% – люди в возрасте от 45 лет, это означает, что оставшиеся 80% – потенциальные женихи и невесты.
Причем число свободных мужчин и женщин растет с каждым годом. Как сообщают в Управлении ЗАГС по Москве, ежегодно в столице регистрируется около 70 тыс. браков, а расторгается 50 тыс. Тогда как в середине 1980-х гг. в Москве заключалось 87 тыс. браков, а расторгалось около 43 тыс.
По словам психологов, одиночество – это результат изменения в обществе. «Мы становимся обществом одиночек, причем не только в России, эта мировая тенденция», – считает консультант психологического центра «Команда» Григорий Крамской. К тому же в России за последние годы изменилась роль женщины – она стала самодостаточной и независимой, что с трудом переносят мужчины. «Женщина для российского мужчины традиционно либо помощник, либо объект опеки, но не самодостаточный, равный ему человек», – сказала директор центра психологической помощи женщинам «Ярославна» при РАМН Альбина Пашина.
У одиночества есть и экономические особенности – люди больше потребляют, когда живут порознь, а не вместе. К примеру, компании, выпускающей пылесосы, выгоднее, если пара живет на два дома – ей понадобится два пылесоса. Не связанные семейными узами люди более социально активны, тратят больше денег на развлечения.
«Люди разучились общаться друг с другом, – сказала Альбина Пашина. – Кроме того, им сегодня просто негде знакомиться».
По мнению Григория Крамского, подобные специализированные рестораны могут помочь одиноким людям, которые оказались таковыми по каким-то внешним обстоятельствам (нет времени, негде познакомиться и т.д.). Правда, Крамской приводит следующую статистику: из 1 тыс. пар, познакомившихся в таких заведениях и зарегистрировавших брак, через год сохраняется две-три семьи. Для сравнения: из 1 тыс. пар, познакомившихся на улице, через год сохраняется около 10-ти семей.
«Мне нравится идея таких клубов для одиноких, хотя их не может быть мно-го, – говорит Андрей Петраков, исполнительный директор агентства RestCon. – Самое главное, прежде чем открывать такое заведение, посоветоваться с психологом. Ведь нужно придумать такую программу, чтобы закрытые люди смогли раскрепоститься».
«Инкогнито»
Клуб «Инкогнито» на Большой Серпуховской улице, дом 44, успешно существует уже пять лет. За этот период в нем сыграли свадьбу более двадцати пар, познакомившихся в клубе, и это не считая множества гражданских браков и тех, кто предпочел провести свадебную вечеринку в другом месте. Вадим Терновой отмечает, что многие, тем не менее, стесняются потом рассказывать, где они познакомились.
Последние два года «Инкогнито» работает четыре раза в неделю, с 20.00 до 5.00, а начиналось все с одного дня в неделю. Основные посетители заведения – мужчины от 25 до 45 и девушки от 22 до 40 лет. Количество мужчин и женщин примерно одинаково. Вход в заведение платный, от 50 до 250 руб., в зависимости от дня, пола посетителя и программы вечера. Основной поток людей проходит с 21.00 до 3.00. За это время клуб получает 60% всей своей прибыли. Около 30% приносит владельцам заведения кухня, остальные 70% – бар и плата за вход.
«Инкогнито» располагается в актовом зале Русского психологического театра, где днем обычно идут театраль-ные постановки. Общая площадь помещения – 350 кв. м. К вечеру расставляются столики, меняются декорации на сцене и свет – зал превращается в ночной клуб.
«Строгого фейс-контроля или дресс-кода нет, даже не очень состоятельный человек может быть одиноким, – поясняет Терновой. – Главное – позитивный настрой: охранники могут не пустить, например, агрессивного мужчину». Ужин с учетом спиртного в клубе стоит около $15–30. В заведении бывают до 400 человек, но посадочных мест только 210 в двух залах.
Раньше в «Инкогнито» проходили разнообразные тематические вечеринки, нечто похожее на ток-шоу, где ведущий задавал тему разговора, а зал активно ее обсуждал. Так многие находили себе интересных собеседников. Но от такой практики пришлось отказаться, потому что стало слишком много желающих посещать такие вечера, а коллективное обсуждение «превращалось в общий гул».
Сегодня в «Инкогнито» чаще всего проходят танцевально-развлекательные вечеринки, шоу-программы. Приглашаются группы, популярные в конце 80-х, в 90-е: «Нэнси», «Мираж», «Ласковый май» и др. «Мы придумали приглашать подобные коллективы еще до того, как начался бум на ностальгическую музыку. И всегда набивался полный зал гостей. Это также хорошее оправдание для девушек: я пришла сюда не для того, чтобы с мужчиной познакомиться, а чтобы послушать «Ласковый май», – улыбаясь, рассказывает Вадим Терновой.
Стриптиза в клубе нет: некоторые постоянные гости высказывали пожелания, чтобы его ввели, но владельцы против. «Мы стараемся создать атмосферу, располагающую к созданию пар, серьезных отношений», – поясняет Терновой.
Некоторые люди путают клуб с местом, где предлагают интимные услуги. Но в клубе строго следят за порядком – дорога репутация и подобные действия сразу пресекаются.
Познакомившись во время дискотеки или выступления артиста, молодые люди могут покинуть шумный зал и перейти в кафе – часть клуба – где можно перекусить и спокойно пообщаться. Найдя друг друга, люди не перестают посещать «Инкогнито». Они знакомятся с другими парами, создаются дружеские компании.
В первые годы существования «Инкогнито» при нем было брачное агентство, но подобный вид работы оказался неэффективным. Выбирающие друг друга по фотографиям часто разочаровывались, к тому же договаривались о встрече вне клуба, что тоже не нравилось организаторам.
Владельцы «Инкогнито» уже планируют запустить новый проект – «Оранжевое настроение». Клуб, который откроется после Нового года или весной следующего года, разместится также в центре. В отличие от скромного «Инкогнито», в «Оранжевом настроении» будет современный интерьер.
«Флегматичная собака»
Бар-кафе «Флегматичная собака» с развлекательным Интернетом открылся в середине апреля в ТЦ «Охотный ряд». Это первый ресторанный проект пивоваренной компании Efes Moscow, которая намерена превратить «Флегматичную собаку» в сеть. Первая точка обошлась компании в $2,7 млн.
Efes Moscow не ставила себе цель помогать одиноким людям. Как определил концепцию заведения генеральный директор «Флегматичной собаки» Крис Карле – это бар, где можно весело провести время и посидеть в Интернете.
Большинство из 32 столиков оборудованы компьютерами и доступом у Интернет: 21 место для тех, кто пришел со своим ноутбуком, и 11 столиков на четыре человека, оборудованные одним компьютером.
На домашней страничке кафе в Интернете гостю предлагается стать членом клуба: заполнить анкету, описать себя. По желанию посетитель может описать человека, с каким ему хотелось бы познакомиться, в разделе «Найти друга». База выдает список членов клуба, соответствующих описанию. Кандидатам можно оставить сообщение: придя в кафе, он его получит.
Если кто-то из «заявленных» посетителем «Флегматичной собаки» кандидатов находится в этот момент в кафе, гости могут начать переписываться. Каждый столик с компьютером оснащен web-камерой, разговаривающие по сети могут друг друга видеть. «Это довольно безопасный способ знакомства: если собеседник не понравился, всегда можно отключиться от его компьютера, а если понравился – договориться о встрече», – считает Крис Карле.
Все компьютеры объединены в локальную сеть, подключены к выделенной линии и через хостинг выходят в Интернет. Разработку web-сайта, включая довольно креативную домашнюю страничку, владельцы заказывали специальной компании. В среднем по России, в зависимости от сложности, заказать подобное программное обеспечение стоит $30–200 тыс.
Отличие «Флегматичной собаки» от обыкновенного компьютерного клуба в том, что посетитель не может полноценно работать с компьютером, например, набирать или редактировать тексты, скачивать или распечатывать информацию. Интернет предлагается бесплатно после того, как гость что-нибудь закажет. Поэтому основной доход приносят именно бар и кухня. Если официанту кажется, что человек слишком долго пользуется компьютером, ничего не заказывая, клиенту ненавязчиво предлагается сделать заказ; при отказе компьютер отключается от сети.
Крис Карле рассказал, что уже успел заметить несколько постоянных посетительниц, которые чуть ли не каждый день ищут новых друзей. Те, кто приходят просто выпить, также часто выбирают подобное развлечение. На данный момент в базе «Флегматичной собаки» уже порядка 700 членов клуба.
На домашнюю страничку «Флегматичной собаки» можно попасть только находясь в кафе, и электронное общение может очень быстро перейти в личное. По словам Криса Карле, внутренняя компьютерная система обошлась в 30–35% общих вложений в проект.
Бар в «Охотном ряду» – первое заведение из планирующейся сети. Летом 2004 г. откроется еще одно кафе, тоже в центре. Всего владельцы планируют организовать четыре подобных заведения, а дальше отдать проект на франчайзинг. Естественно, что компьютерные системы всех мест будут связаны между собой.
На сегодняшний день возможность новых знакомств в рекламе «Флегматичной собаки» не акцентируется. «Но мы подумаем об этом, потому что видим, что это действительно интересует наших посетителей», – сказал Карле.
«Александровское»
Петербургское телефон-кафе «Александровское» позиционирует себя как «единственное в России телефон-кафе», о чем свидетельствует вывеска под аркой дома номер 17 по Невскому проспекту. На деле это не так: панорамное телефон-кафе есть и в Сочи (клуб «Прометей»), а в Санкт-Петербурге – совсем близко от Невского, в Александровском парке. Кафе так и называется – «Александровское», открыто, как и «Строгановский двор», уже пятый год, однако на рекламу не тратится и потому менее известно.
«Александровское» располагает 180 местами в крытом помещении и около 100 –на летней площадке, однако телефонами оборудован только зал (200 кв. м). Кафе существует пятый год и рассчитано на публику от 20 до 40 лет с достатком средним и выше среднего: днем сюда ходят студенты, у которых люби-мое блюдо – картофель-фри ($1); вечером – публика поденежней: жители Петроградского района,компании, гуляющие по парку. «Вечерние» гости больше налегают на шашлыки (шашлык по-карски – 190 руб.), подаваемые круглогодично. Средняя сумма чека составляет 300 руб.
Телефоны в «Александровском» появились спустя год после открытия: хозяин кафе привез идею из-за границы. Принцип работы мини-АТС прост: на каждом столе табличка с планом зала. Номер стола на плане и есть тот, который нужно набирать, чтобы поговорить с приглянувшимся собеседником. На глазах корреспондента «МД. Ресторана» компания девушек двадцати с небольшим лет, всесторонне обсудив имевшихся в кафе кандидатов, набрала номер столика, за которым расположились ровесники-военные. О чем они беседовали, неизвестно, однако спустя три минуты девушки подсели за столик к молодым людям.
Хозяева кафе не отрицают, что алкоголь развязывает гостям языки: звонят чаще вечером, преимущественно молодежь. Совсем недавно в «Александровском» установили проекционный экран, где время от времени будут показывать эротические клипы. (В программке значится: «Каждый, кто принесет свой домашний эротический клип, получит приз, а лучший клип месяца – суперприз».) Что будет суперпризом, пока неясно, но клипы уже несут. Можно предполагать, что под соответствующий видеоряд и разговоры в кафе будут откровенней.
«Строгановский двор»
«Строгановский двор» – приют для другой публики. Это тоже молодежь, но состоятельная, модная, часто и богемная. С ней соседствуют многочисленные туристы, в основном иностранные. Меню продублировано на английском языке, все цены указаны в долларах, в названиях блюд часто мелькают слова «традиционный» и «русский»: Традиционный русский столичный салат ($3), Традиционный борщ со сметаной ($2), Традиционные русские пельмени, сервированные сметаной и хреном ($3).
Кафе расположено во дворе Строгановского дворца, причем к памятнику культуры при проектировании заведения отнеслись максимально бережно: сквозь зал кафе, например, проходят стволы деревьев-старожилов. Из оригинальных находок – мраморная статуя, «одолженная» у Строгановского дворца, площадка второго этажа с несколькими столиками на ней.
Принцип работы АТС здесь тот же, что и в «Александровском»: номер столика равен номеру телефона, плюс нужно прибавлять «2», можно позвонить менеджеру (номер 200). Номера столиков крупно обозначены на стенах над ними. Кафе достаточно просторное (максимальная вместимость – 300 человек), так посетителям удобней.
Владельцы «Строгановского двора» – компания Concord Catering&Banqueting (ей принадлежат также ряд ресторанов города и сеть фаст-фуда «Блин-Дональдс») – в лице своего персонала утверждают, что услуга общения по телефону пользуется большой популярностью.
Софья Ганнушкина (Москва),
Наталья Лавринович (Санкт-Петербург)