https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Свободная касса!

Технология электронной очереди предназначена для оптимизации обслуживания гостей на предприятиях быстрого обслуживания. Суть этой системы состоит в разделении зон приема и выдачи заказа: сотрудник на кассе только принимает заказ, а сбором и выдачей занимается персонал в отдельно выделенной зоне. После оплаты на кассе клиенту выдается чек с номером заказа, он отходит от прилавка и ожидает, пока сборщик формирует его заказ. Номер заказа гостя высвечивается на мониторе, который находится над зоной выдачи или рядом с ней и разделен на две колонки – готовящихся и готовых заказов. По завершении сборки номер заказа, выбитый на чеке, переходит в колонку готовых, и гость может забрать его из зоны выдачи, предъявив чек. Также номер готового заказа может быть озвучен с помощью голосового объявления.

Первой ресторанной компанией, внедрившей технологию электронной очереди в России, стал «Макдоналдс». Разработкой программного обеспечения для «Макдоналдса» занималась компания RDI, которая является глобальным партнером сети. Первой торговой точкой, где было установлено данное оборудование, стал ресторан в подмосковном Красногорске, открывшийся в сентябре 2012 г. Сейчас электронной очередью оборудованы 208 ресторанов «Макдональдс» по всей России, из них 35 находятся в Москве. Технология предполагает возможность приема заказа не только за кассой, но и через электронный терминал самообслуживания, где гость может самостоятельно выбрать блюда и расплатиться банковской картой, получив чек с номером заказа.

Повод остаться

В прошлом году электронная очередь также появилась в арсенале сетей «Бургер Кинг» и «Воккер». Они использовали технологию отечественного производства, разработанную компанией UCS. «Изначально эта идея появилась у «Бургер Кинга», полтора года назад они обратились к нам за ее технической реализацией», – рассказывает коммерческий директор UCS Галина Ретуева. По ее словам, такая технология предназначена для удобства обслуживания и оптимизации затрат при организации кассовой зоны за счет ее сокращения. «Суть технологии – перенос процедуры выдачи заказа из кассовой в отдельную зону, что позволяет сократить очередь в кассу и создать более комфортные для гостя условия ожидания заказа. При этом количество касс при обслуживании того же потока гостей сокращается примерно на 30%, позволяя оптимизировать расходы заведения», – поясняет она.

Немаловажным преимуществом для рестораторов служит и то обстоятельство, что электронная очередь – это хороший психологический способ удержать потенциальных гостей в заведении: когда гость видит очередь у кассы, он, весьма вероятно, покинет заведение, но, когда касса свободна, у посетителя создается ощущение отсутствия очереди. На самом деле очередь выстраивается за выдачей блюд, но, поскольку гость уже оплатил заказ, он не покинет ресторан. Само время сборки и выдачи заказов (тикет-тайм) может и не измениться, но по факту ресторан будет обслуживать больше гостей. В то время, когда заказов нет, на мониторе могут транслироваться проморолики и специальные предложения ресторана.

В сети «Бургер Кинг» электронная очередь появилась в мае прошлого года в ресторане, расположенном в московском торговом центре «Серебряный Дом». С тех пор данной технологией были оборудованы три ресторана в Москве и 12 заведений в других городах России. При переоборудовании столичных ресторанов были демонтированы три кассовых аппарата из шести, на их месте были оборудованы зоны выдачи, в которых одновременно могут работать два-три сборщика заказов. «Для компании установка данной технологии выгодна сразу по нескольким причинам. Во-первых, кассир – более квалифицированный специалист, чем сборщик заказов, получающий большую заработную плату. Во-вторых, это вклад в финансовое будущее компании, ведь техническое обслуживание электронной очереди гораздо дешевле обслуживания кассовой станции и фискальных регистраторов», – рассказывает старший ИТ-менеджер «Бургер Кинга» Антон Костиков.

Такое же программное обеспечение стоит и у сети лапшичных «Воккер», первой оборудованной точкой в мае прошлого года стало кафе в Парке Горького. В настоящее время электронная очередь используется в четырех столичных ресторанах «Воккер»: в Парке Горького, бизнес-центре «Белая площадь», а также в торговых центрах «Европейский» и «Метрополис».

Считаем деньги

По словам Галины Ретуевой, терминал «сборщика» в технологии электронной очереди стоит на 40% дешевле, чем кассовая станция. При этом электронная очередь может заменить сразу несколько кассовых станций, что делает данную технологию в перспективе гораздо выгоднее общепринятой модели расчета с клиентом. Такого же мнения придерживаются специалисты в области информационных технологий сетей «Бургер Кинг» и «Воккер». «Стоимость данного решения зависит от выбора оборудования. В первом ресторане мы установили монитор с диагональю 27 дюймов, в последующих – плазменные панели в 42 дюйма. Электронная очередь окупается уже на момент своей установки, поскольку позволяет сократить количество кассового оборудования и оплату его технического обслуживания», – отмечает Антон Костиков. Это подчеркивает и Леонид Арсеньев, руководитель ИТ-отдела лапшичных «Воккер». «Себестоимость программного оборудования составляет 9000 руб., также нужен гостевой экран (25 тыс. руб.), кронштейн для телевизора (3500 руб.), сенсорный монитор (17 тыс. руб.) и системный блок с Windows с хорошей видеокартой, поскольку на гостевом экране картинка отображается в режиме Adobe Flash (21 тыс. руб.). Таким образом, общая стоимость покупки и установки такой технологии составит примерно 76 тыс. руб., что при всех условиях является выгодным вложением в будущее сети», – рассказывает специалист.

Однако есть фактор, который затрудняет процесс оборудования предприятий быстрого обслуживания технологией электронной очереди. Наиболее экономически оправданной будет установка этой технологии в строящемся ресторане, иначе заведению приходится тратиться на переоборудование кассовой зоны.


Выпуск журнала:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43