Наши вопросы:
- Кто в компании отвечает за соблюдение санитарно-гигиенических стандартов? Пользуетесь ли вы услугами сторонних организаций?
- Какие дополнительные санитарно-гигиенические требования предъявляются к концепции и формату? Используете ли вы систему HACCP?
- Действуют ли в ресторане специальные правила санитарно-гигиенической безопасности для посетителей?
- Какие затраты несет компания на обеспечение чистоты и гигиены? Какова их доля в структуре операционных расходов?
- Проводили ли в компании оптимизацию расходов на обеспечение санитарно-гигиенической безопасности на предприятии? Какие меры были предприняты? Каковы результаты?
- Какие профессиональные решения и технологии вы назвали бы наиболее эффективными для обеспечения чистоты в заведении и соблюдения стандартов санитарно-гигиенической безопасности?
Владислав Ерусланов, шеф-повар отеля «Swissotel Красные Холмы» (Москва):
- В отеле действует комитет, в который входят сотрудники различных отделов (хозяйственного и инженерного, служб уборки и закупок, складской службы, F & B-дирекции и др.). Комитет собирается раз в месяц для решения текущих задач. Ежегодно отель проходит внешний аудит, причем проверки во всех отелях международной цепочки проводит единый оператор – австралийская компания EHS.
- В 2017 г. по результатам аудита мы получили сертификат соответствия HACCP, набрав 80 баллов. Работа по HACCP в широком смысле основана на большом количестве чек-листов и бланков, которые следует заполнять – например, при приемке продуктов замеряют их температуру и вносят эти данные в специальный журнал. В случае возврата (ненадлежащее качество или не тот продукт) обязательно составляют протокол. Помимо прочего HACCP предполагает маркирование продуктов и полуфабрикатов, четкое разделение цехов (в нашем случае это кондитерский, горячий, холодный), в хранении не допускается пересечение готовой и сырой продукции, весь уборочный инвентарь мы поддерживаем в хорошем состоянии, он хранится в специально отведенном месте, для разделочных досок предусмотрено цветовое кодирование, нарезанные фрукты и овощи должны быть выложены в контейнеры и снабжены стикером с датой нарезки по FIFO (first in, first out), чтобы соблюдалась ротация.
- Во всех меню прописана информация о содержании в блюдах и продуктах аллергенов, и это тоже требование HACCP. В зоне самообслуживания установлены таблички с просьбой использовать приборы для накладки продуктов – ложки или щипцы, одноразовые палочки для суши и роллов, а также трубочки для коктейлей подают в индивидуальной упаковке. Вся продукция в номере также в индивидуальной упаковке. Стандарты содержания номерного фонда предполагают дважды в год брать смывы посуды из мини-бара, плюс должна быть отработана система по обороту этой посуды: сбор грязной, доставка на мойку, мытье, просушка, доставка чистой посуды. Теперь вся посуда проходит через посудомоечную машину и обеззараживается и в чистом виде в закрытых контейнерах доставляется в номер.
- Ведение документации, маркировка инвентаря и полуфабрикатов на кухне требуют дополнительных денежных затрат. Так, например, одна из критических точек по аудиту HACCP – использование специальных совков для забора льда из льдогенератора, а также специальных контейнеров, в которых в дезрастворе должны храниться эти совки. В отеле установлено порядка десяти льдогенераторов, для каждого пришлось закупить и совки, и контейнеры, и это недешевое удовольствие, принимая во внимание тот факт, что совки для льда должны быть изготовлены из нержавеющей стали, из определенного сплава, чтобы их не разъедал хлорсодержащий раствор.
- Значительную долю расходов в бюджете отеля занимает моющая химия – для стирки, уборки, дезинфекции и мытья посуды. Закупка моющей химии осуществляется централизованно и распределяется по отделам – долю в структуре расходов назвать сложно. Поставщик в свою очередь проводит тренинги для персонала, а также регулярные проверки состояния посудомоечного и стирального оборудования, собирает статистику расхода моющих средств, берет пробы воды на жесткость.
- Всю моющую химию закупаем у одного поставщика, работаем с компанией Ecolab, по договору с которой предусмотрена фиксированная сумма заказа.
- В отеле установлена система водоподготовки, что позволяет сократить расход моющих средств: любая, даже профессиональная химия эффективнее работает в очищенной воде. Такое решение позволяет нам выбрать химию меньшей концентрации и экономить на этом. Что касается выбора средств, то вся столовая посуда и фарфор моются отдельно, для чего используем средства разных концентрации и состава.
Наталья Авдеева, генеральный директор сети ObedBufet (Москва):
- В ресторанах сети действует производственный контроль, проводятся лабораторные исследования по микробиологическим показателям, их порядок и периодичность устанавливаются рестораном по согласованию с Роспотребнадзором. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических стандартов в производственных помещениях ресторанов осуществляет директор по качеству, поддержание чистоты в гостевых зонах и помещениях для персонала контролирует территориальный управляющий. Уже непосредственно в ресторане за порядок на производстве отвечают шеф-повара, су-шефы поддерживают чистоту в помещениях, следят за маркировкой, сроками хранения, соблюдением правил ротации и FIFO, организуют генеральные уборки. Менеджеры отслеживают те же требования в зале и служебных помещениях. Дважды в месяц рестораны проходят внутреннюю проверку.
- В каждом ресторане действуют открытая кухня, где блюда готовят на глазах у гостей, салат-бар, где ингредиенты выложены на витрине, и закрытая кухня, где блюда также готовят под заказ. Разнообразие способов приготовления накладывает дополнительные требования по безопасности. Например, хранение блюд в мармитах ограничено по времени, кроме того, необходимо отслеживать температурный режим мармитов; на открытой кухне действуют специфические правила использования перчаток, гастроемкостей и инвентаря. Мы внедряем НАССР, в ресторанах уже действует программа производственного контроля с элементами этой системы.
- В санузлах установлены дозаторы с дезсредствами, помимо мыла есть крем для рук. В туалетных комнатах установлены бесконтактные смесители и сушилки, что исключает контакт чистых рук с сантехническим оборудованием. Для посетителей с детьми оборудована отдельная комната, где можно воспользоваться набором гигиенических средств. При заказе еды с собой предлагаем наборы одноразовых приборов и индивидуальные влажные салфетки.
- Регулярная дезинфекция в одном ресторане обходится в 19 470 руб., что составляет 0,13% выручки, месячная закупка чистящих средств – в 65 106 руб.
- По согласованию с санврачом пробуем новые дезсредства. Пусть они дороже, но закупка в данном случае осуществляется реже – за счет меньшего расхода. Руководители подразделений заранее просчитывают и готовят дезрастворы, что позволяет исключить перерасход средств. Отдаем предпочтение качественным расходникам, например, стали использовать нитриловые перчатки вместо привычных латексных. Это позволяет менять перчатки действительно после каждой смены производственной операции, а не после того, как у повара порвалась перчатка или вспотели руки.
- Работа по соблюдению санитарно-гигиенических стандартов разбивается на три этапа: планирование, реализация и контроль. Выполнение трех действий гарантирует эффективность работы.
Алексей Павлов, шеф-повар ресторана «Erwin.РекаМореОкеан» (Москва):
- За гигиену на кухне отвечает шеф-повар, несколько сотрудников контролируют определенные участки работы: отдельный человек ведет санитарные журналы – например, журнал контроля температуры холодильников, состояния масла во фритюрницах, брокеражный журнал, в котором по каждому блюду указывают температуру отдачи, визуальные качества и органолептику, плюс журналы санобработки кухни и уборки зала.
- Работа с сырой рыбой накладывает на кухню дополнительные требования. Во-первых, это жесткий контроль закупки и регулярные, в том числе независимые, лабораторные исследования продукта. Во-вторых, рыба – продукт в некотором смысле травмоопасный. Разделка рыбы и филетирование ведутся только в перчатках, к работе не допускаются повара с повреждениями на коже рук. При переходе от одного вида рыбы к другому полностью меняется позиция – доска и ножи, использованный инвентарь отправляется на промывку и дезинфекцию. Разделочные доски – это первый источник заражения, каждую ночь мы замачиваем все доски в дезрастворе, каждые две-три недели полностью меняем их на новые: доски впитывают рыбный сок, вывести запах практически невозможно – проще заменить. Трижды в день проводится обработка всех кухонных поверхностей: в 12:00 перед началом работы, в середине дня в районе 16:00 и вечером – на ночь, когда работает заготовочный цех. HACCP официально не внедрили, однако многие требования данной системы выполняем.
- Для блюд, которые можно брать руками, предлагаем влажные салфетки и индивидуальные «рукомойники» – чашка с теплой водой и лимоном для устранения запаха и жира. В целях обеспечения безопасности гостей не продаем навынос морепродукты и рыбу, которые можно употреблять в сыром виде – например, морских ежей и устриц. Я как шеф-повар отвечаю за качество блюд, которые гости едят в ресторане, но не могу гарантировать, что продукт не испортится, пока его будут везти домой.
- Поддержание чистоты и гигиены обходится недешево. Если работать по правилам, то необходимо регулярно менять не только разделочные доски, но и сковороды для жарки (раз в полгода), для хранения закупать стеллажи и поддоны (СанПиН требует хранить продукцию на высоте не менее 1,5 м от пола), для разграничения ингредиентов – пластиковые и металлические боксы, плюс объем списаний. То же лабораторное исследование продукта на предмет определения сроков его реализации при тех или иных условиях хранения стоит от 10 до 30 тыс. руб., а мы должны таким образом проработать все продукты, которые перерабатываем на полуфабрикаты и собираемся хранить. Еще одна статья расходов – профилактика аквариумов, которую дважды в неделю проводит специалист по аквариумистике, его месячный оклад – 30 тыс. в месяц.
- Пока оптимизацию не проводили.
- Эффективно использовать профессиональную химию и дифференцировать закупки моющих средств – в нашем случае мойка кухонной утвари и зальной посуды разделены. На каждой подстанции есть инструкция по применению необходимых здесь химсредств.
Сергей Миронов, совладелец ресторанов «Мясо & Рыба» (Москва):
- За соблюдение законодательно утвержденных нормативов в ресторане отвечают управляющий, который заключает договор со сторонней организацией на реализацию программы производственного контроля, и технолог – следит за соблюдением правил хранения, товарного соседства, маркировкой полуфабрикатов, гигиеной сотрудников. Технолог в свою очередь контролирует шеф-повара, в ведении которого уже весь производственный процесс.
- Работа ресторана организована в соответствии с требованиями СанПиНа, сертификата HACCP у нас нет. Пока в ресторанах действует программа производственного контроля, она разработана и осуществляется сторонней организацией, часть пунктов программы пересекается с требованиями HACCP. Специфика концепции предполагает работу с мясными и рыбными полуфабрикатами. Если имеешь дело с охлажденным мясом, без вакуумного аппарата не обойтись: вакуум продлевает «срок жизни» полуфабриката практически в два раза (так, если охлажденное мясо без вакуума хранят 48 часов, после вакуумирования – до пяти суток). По техрегламенту на каждый упакованный в вакуум полуфабрикат должен быть наклеен стикер с указанием даты и времени его производства. Для хранения охлажденного мяса подходят гастроемкости с перфорированным дном, чтобы не застаивался мясной сок, а сам продукт не заветривался, на дно кладут лед – для поддержания необходимой температуры. Все установленные на кухне холодильники должны быть устойчивы к высоким температурам – перегрева на кухне сложно избежать.
- По требованиям Роспотребнадзора заведения, работающие с замороженными полуфабрикатами, должны использовать шокеры: технология шоковой заморозки увеличивает срок хранения полуфабриката и гарантирует его безопасность. Раз в три месяца блюда и продукты отвозят на лабораторные исследования, регулярно берут смывы труб, производственных поверхностей. При закупке ингредиентов ориентируемся на «минимаксы» (минимальное и максимальное количество продуктов), которые рассчитываются исходя из статистики продаж. Например, «минимакс» по апельсинам для приготовления фреша в баре – это минимум 3 кг, максимум 9,5 кг апельсинов. Если фруктов будет больше 9,5 кг, значит, они пролежат дольше одного дня, возникнет риск порчи и списаний.
- При подаче крабов гостям предлагают специальные щипцы, чтобы минимизировать контакт рук с панцирем, морепродукты подаем на ледяной подушке, используем для этого специальные емкости с отверстием для стока образующейся при таянии льда влаги. Если блюдо можно есть руками (например каре ягненка), гостям предлагают влажные салфетки в индивидуальной упаковке либо чашу с горячей водой и лимоном.
- На закупку хозтоваров и обеспечение санитарных норм, предписанных законом (влажные салфетки, пакеты-«майки», бумажные пакеты, одноразовые перчатки – силиконовые и полиэтиленовые и пр.), ресторан тратит порядка 120 тыс. руб. в месяц. Осуществление программы производственного контроля – это отдельная статья расходов. В структуре всех затрат ресторана вместе с ФОТ и закупкой продуктов ведение контроля, хозсредства и средства гигиены занимают долю 1,22%, обслуживание оборудования и химчистка – порядка 0,38%.
- Мы нормируем использование всех видов расходных материалов: допустим, повар может использовать не более 5 м вафельного полотна и так далее. Как правило, сотрудники с утра получают «норму» средств на день. Закупаем в основном моющую химию российского производства, использование которой считаю оправданным в российских реалиях. Так, например, легко предсказать расход моющего средства в канистрах по 5 л и количество расходников на одну канистру – при переходе же на новое средство-концентрат придется переучивать персонал. При существующей сегодня текучке кадров тренинги придется проводить постоянно.
- Есть интересные, на мой взгляд, решения, прописанные в HACCP, – например, применение цветовой маркировки по отношению к разделочным доскам и ножам. В принципе целесообразной считаю закупку импортной моющей химии, правда, достичь экономического эффекта в данном случае можно только при использовании дозирующих устройств.
Анна Ример, категорийный менеджер направления «Кафе» сети АЗС «Шелл»:
- В компании «Шелл» есть собственный специалист по безопасности. Ответственными за соблюдение санитарно-гигиенических норм на объектах являются руководители АЗС, контроль также осуществляют территориальные менеджеры, аудит проводят сторонние организации и партнеры. Cоблюдение стандартов предоставления услуги питания (температурный режим хранения полуфабрикатов и готовых продуктов, регламент приготовления, время отдачи, номенклатура изделий и обучение персонала) отслеживают сотрудники кафе на АЗС.
- На объектах выполняются требования СанПиНа, плюс в компании разработана процедура соответствия стандартам HACCP. Как и все заведения общепита, мы соблюдаем правила товарного соседства, однако специфика АЗС в том, что здесь помимо продуктов и еды продаем непродовольственные товары и автохимию, и витрину для нее следует организовывать с противоположной от зоны кафе стороны. В целях безопасности гостей по каждой позиции ассортимента автохимии обязательна инструкция по оказанию первой помощи – в случае разлива средства, его попадания в глаза и так далее. Также в помещении АЗС обязательна влажная уборка, которая осуществляется по графику, для контроля существует журнал. В кафе при АЗС не допускается установка открытых витрин для готовой продукции – выкладка выпечки производится только в стеклянную витрину. В открытом доступе может быть только предупакованная продукция.
Ввиду специфики локации ассортимент кафе – преимущественно продукция высокой степени готовности, которую достаточно либо разогреть, либо максимум обжарить на гриле. И даже на трассовых станциях, где действует полноценное меню с блюдами для завтрака и обеда, все равно используют продукты разной степени готовности. Вся готовая продукция хранится не более 72 часов.
Полуфабрикаты маркируют, в специальном журнале прописывают «путь» продукта: время, когда, например, выпечные изделия достали из морозилки, время дефростации, время, когда продукт отправили в печь, когда он попал на витрину. Ведение записей позволяет отслеживать сроки реализации продукции и контролировать списания.
Инвентарь для работы с продуктами питания (щипцы для хлеба и сосисок) обязательно промаркирован – во избежание путаницы. Сотрудники, выполняющие заказ в кафе, обязательно должны надевать одноразовые перчатки. - Для обеспечения безопасности при употреблении горячих напитков за рулем закупаем одноразовые стаканы с повышенной теплоизоляцией и крышки с максимальной степенью прилегания. На стаканах наряду с логотипом предупреждение: «Осторожно, горячий продукт». Если гость берет несколько порций напитка, предоставляем подставки плюс пакеты для покупок – чтобы было удобно нести до машины.
- В среднем расходы на обеспечение чистоты и гигиены составляют примерно 4% месячного бюджета объекта на операционные расходы. Величина расходов зависит от типа объекта (городская либо трассовая АЗС) и его площади.
- Планирование продаж позволяет минимизировать списания, что в условиях работы на АЗС крайне важно. В соответствии со статистикой продаж менеджер станции формирует план закупки готовой продукции (складские площади все-таки ограничены), а также график выпекания изделий. Так, например, утром лучше идут круассаны и сладкая выпечка, соответственно, на станции ко времени наплыва гостей готовят первую порцию выпечки, в часы обеда – спад продаж, а вот к вечеру больше выпекают изделия с сытными начинками, которые гости берут домой. Во избежание списаний в конце дня выпечку и сэндвичи на некоторых станциях могут предлагать со скидкой.
- Маркировка скоропортящихся продуктов, использование одноразовой посуды и средств индивидуальной гигиены и защиты (как для персонала, так и для клиентов), продажа готовых продуктов в индивидуальной упаковке.
Выпуск журнала:
Теги: