Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Вхождение в Европу

Корпорация «Ростик Групп» стала первой российской структурой, вошедшей в 2002 г. в список 100 крупнейших ресторанных компаний Европы. Однако в этот рейтинг она попала благодаря российским заведениям, а не ресторанам, которые корпорация открыла на Западе с 1999 г. Сейчас лидер российского рынка фуд-сервиса признает, что завоевать Европу оказалось не так просто. Президент «Ростик Групп» Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко согласился рассказать «МД. Ресторану» о проблемах, с которыми столкнулась компания в Европе.

Президент корпорации «Ростик Групп» Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко родился в 1958 г. в Каракасе (Венесуэла). Ростислав – потомок русских эмигрантов. В 1981 г. он окончил университет Венесуэлы Simon Bolivar по специальности «инженер-химик», после чего основал первую компанию корпорации – Rostik International (импорт и розничная торговля электронным оборудованием).
В 1989 г. он открыл свой первый ресторан в Москве. В 1991 г. была зарегистрирована российская компания «Росинтер», которая стала развивать на территории России и стран СНГ фото- и ресторанный бизнесы. За тринадцать лет был создан холдинг «Ростик Ресторантс», который занимается развитием ресторанов различного типа. «Ростик Групп» принадлежат около 170 ресторанов в России и за рубежом.

– Чем руководствовалась компания, принимая решение о выходе на европейский рынок?
– Компания решила выйти на этот рынок сразу после кризиса 1998 г. Тогда мы сочли необходимым открывать рестораны в других странах, чтобы не зависеть от конъюнктуры российского рынка, то есть дифференцировать географические риски.
– По какому принципу компания выбирала страны, где открывала свои рестораны?
– Мы пошли в Австрию, Испанию и страны Центральной Европы. Во многом с выбором территорий и торговой марки нам помог случай. Как раз в этот момент компания, которая владела правами на T.G.I. Friday's в большинстве стран Центральной и Западной Европы, собиралась уходить из этого бизнеса. Мы купили права на развитие торговой марки Friday`s и взяли в управление два ресторана – в Праге и Будапеште. Это был логичный шаг: с торговой маркой T.G.I. Friday’s мы были уже давно знакомы, так как владели лицензией на ее развитие на территории всей Восточной Европы.
– Вы планировали развивать в Европе только T.G.I. Friday's или о других концепциях тоже думали?
– Понятно, что выбор Friday`s был предопределен, но мы планировали развивать еще и «IL Патио» (ранее «Патио Пицца»).
– Почему именно «IL Патио»? Были ли планы открывать «Планету Суши» или «Ростик’c»?
– Итальянская кухня, особенно пицца, популярна во всем мире, и мы считали, что «IL Патио» – это хорошее предложение в нише семейных ресторанов. Да, мы думаем и об открытии «Планеты Суши», но пока не торопимся с этим проектом. Что касается «Ростик`cа», то пока у этой компании много дел и в России, ее задача – стать первой в сегменте предприятий быстрого обслуживания.
– Почему Вы считаете, что бизнес в Европе оказался неуспешным? В чем основные причины неудачи?
– Сейчас, спустя три года, можно сказать, что результат был 50х50. Какие-то проекты удалось реализовать, какие-то нет. В таких странах, как Австрия и Испания, мы встретились с неожиданным для себя явлением: в большинстве ресторанов там не работают вбелую и используют труд нелегальных эмигрантов, которым можно платить скромную заработную плату. Мы, войдя в эти страны, сделали ошибку, решив, что сможем работать на одинаковых условиях со всей индустрией. Мы предполагали, что бизнес работает в основном вбелую и при этом эффективен, а на деле оказалось, что все совсем не так.
Второй ошибкой был выбор месторасположения ресторанов. Первые рестораны как в Испании, так и в Австрии мы открыли в торговых центрах, находившихся за пределами города, а там, как и, например, в «Меге» в Москве, бизнес работает в основном по выходным, что недопустимо для ресторанов полного цикла в отличие от ресторанных двориков. Рестораны наполнялись только в выходной день, когда люди приезжали за покупками. В будни поток посетителей был слабым. Итак, эти две причины заставили нас принять решение полностью закрыть заведения в Испании и частично в Австрии. Friday`s в центре Вены мы решили оставить.
– Сколько денег Вы потеряли в Испании и Австрии?
– Дело не в сумме, мы заплатили определенную цену за уроки, которые помогли нам не делать дальнейших ошибок и понять принцип работы в Европе. Компания работала на арендованных площадях, закрытые сейчас рестораны существовали только тестовый период, что дало нам возможность существенно сократить потери.
– В Центральной Европе у вас дела шли лучше?
– В Венгрии и Чехии мы взяли два уже действующих ресторана Т.G.I. Friday's, и, хотя они работали в убыток, нам удалось откорректировать деятельность, сегодня мы чувствуем себя очень комфортно в этих странах и продолжаем развивать бизнес. Думаю, в ближайшее время откроем еще один Friday`s – в Будапеште.
Кроме того, мы открыли в 2002 г. «IL Патио» в Братиславе, это тоже интересный рынок, который дает много новых знаний. Несмотря на то что это столица, там живет всего 150 тыс. человек, при этом заработок не очень высокий, существует социальное расслоение общества. Люди хотят быть уверены в том, что они могут себе позволить посещение нашего ресторана, причем еще до того, как они в него войдут.
– В Испанию не собираетесь возвращаться?
– Уверены, что если бы мы заново открыли ресторан в Испании, то вели бы другую политику, потому что знаем, чего именно стоит опасаться. Но, учитывая, что кризисный период в России позади, сегодня наш бизнес сосредоточен в тех регионах, в которых мы уже хорошо обосновались.
– Чему вы научились у европейского рынка?
– Мы узнали о его особенностях. Вопреки общепринятому мнению не только в странах Латинской Америки и СНГ основная часть ресторанов работает вчерную, но и, как ни странно, в Западной Европе тоже. Изучив не только Испанию, но и Италию, и Германию, могу сказать, что во всех индустриях работают много нелегальных эмигрантов и выплата черной зарплаты довольно часто практикуется. Должен сказать, что мы также научились управлять ресторанами более эффективно и сейчас внедряем полученный опыт в России и других странах СНГ.
– Что Вы имеете в виду? Какой опыт Вам удалось применить?
– В Австрии, например, мы держали такое количество персонала, которое принято держать по российским стандартам для самого лучшего обслуживания. Но, как я уже сказал, персонал настолько дорог, что это неэффективно. Мы научились по-другому составлять рабочие графики, находить людей, способных хорошо совмещать несколько работ, и т.п. Такие управленческие решения позволяют значительно сокращать расходы и при этом не терять качество сервиса.
Мы узнали, как вести себя в торговых центрах в спальных районах столиц и больших городов. ТЦ подходят в основном для ресторанных двориков. Там у гостей другие поводы для посещения: быстро перекусить, захватить еду с собой домой и т.п. Также большое значение имеет расположение торгового центра и его наполнение, то есть брэнды, которые в нем присутствуют. Все это влияет на частоту посещаемости и количество посетителей. Сегодня мы и в Риге, и в Праге, и в Будапеште получаем очень хорошую прибыль, хотя эти рестораны намного меньше, чем наши рестораны в Москве, других регионах России и странах СНГ.
– Я знаю, что у «Ростик Групп» есть какая-то кофейня в Европе, причем это не «Мока Лока». Что это за проект?
– Кофейня возникла на месте Friday`s в Братиславе. Это совместный проект с местным партнером, который развивает сеть Steem&Coffee. Очень интересный опыт совместной работы с местным игроком: он хорошо представляет экономические и законодательные реалии рынка и менталитет местных жителей.
– Как сейчас «Ростик Групп» управляет ресторанами в Европе?
Управлением ресторанами Европы занимается очень маленькая группа людей, которая базируется в Праге. Она изучает новые страны, куда мы могли бы пойти, ищет оптимальные схемы работы, анализируя опыт зарубежных игроков.
– Считаете ли Вы «Ростик Групп» европейской компанией? Или все-таки это исключительно российская структура?
– Думаю, что на сегодняшний день «Ростик Ресторантс» можно назвать международной структурой.
– Расскажите, пожалуйста, о планах компании на 2005 год.
– Хотя мы и являемся самой большой ресторанной компанией в СНГ, в мировых масштабах представляем собой маленькую структуру. Наша задача – постараться стать игроком мирового значения, но для этого предстоит еще много работать. В 2005 г. мы намерены активно усилить наше присутствие в других городах и регионах России, таких, как Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Самара, Красноярск, Иркутск, Казань, Уфа, Нижний Новгород и др. Мы также активно развиваемся в Латвии, Венгрии, Чехии, Белоруссии, Казахстане и на Украине, изучаем две страны Центральной Европы. Приоритетными торговыми марками сегодня для нас являются «IL Патио» и «Ростик`c».
И все-таки большинство ресторанов мы будем строить в Москве, а в регионах пока создаем плацдарм, который позволит нам успешно развиваться через пару лет, когда в столице рост рынка замедлится. Хотя мы всегда присматриваемся к новым тенденциям, пока хотим сосредоточить наше внимание на ныне действующих торговых марках, будем их развивать, чтобы удержать лидерство на рынке. Если говорить о цифрах, то наши планы – рост 30–35% в год.
– Когда будет запущен ресторан русской кухни? Утверждено ли название проекта?
– Мы уже три года работаем в этом направлении в Сибири, где уже есть более десяти пивных ресторанов под маркой «Сибирская Корона». Возможно, в 2005 г. мы создадим параллельный проект с русской кухней, но говорить об этом еще рано.
– Компания неоднократно заявляла, что планирует использовать опционы для мотивации топ-менеджмента? Что-нибудь уже сделано?
– Мы выпустили первые опционы в этом году, часть менеджеров их уже получила. Проект будет продолжен и в будущем году.

Рестораны, которые «Ростик Групп» открыла в Европе:
1999 г. – Friday`s (Будапешт)
2000 г. – Friday`s (Прага)
2001 г. – Friday`s (Мадрид). Сейчас закрыт
2001 г. – Friday`s (Вена, в ТЦ «Миллениум»). Сейчас закрыт
2001 г. – «IL Патио» (Вена, в ТЦ «Миллениум»). Сейчас закрыт
2002 г. – Friday`s (Вена, в центре города)
2002 г. – Friday`s (Братислава). В 2003 г. переделан в кофейню Steem&Coffee
2002 г. – «IL Патио» (Братислава)

Беседовала Анна Людковская

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)