https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Волны роста

В ресторанах по-прежнему прочные позиции удерживают мировые премиальные брэнды воды. Поделив между собой столичный ресторанный рынок, они тем не менее постоянно предлагают что-то новое и удивляют не только новой формой, но и оригинальным содержанием. Тем временем отечественные производители закрепились на региональном рынке в сегменте демократичных ресторанов. И те и другие внимательно следят за последними тенценциями, одна из которых – новый объем воды в ресторанах (0,75 л), идущий к нам с европейского рынка.

Безалкогольные напитки – один из трех самых быстрорастущих товарных сегментов российского продовольственного рынка. По данным обзора ACNielsen «Глобальные тенденции на рынке продуктов питания и напитков», в 2006 г. он вырос еще на 16%, пропустив вперед только детское питание (20%) и рынок готовой еды (19%). Наиболее активный рост в сегменте безалкогольных напитков демонстрируют газированные напитки (+18%). Категория воды – к ней относятся натуральная или искусственная (обогащенная) минеральная вода, родниковая или очищенная вода в фабричных упаковках, которая может иметь вкусовые добавки, но не содержит в составе сахара, – росла более умеренными темпами, но на уровне со всем глобальным рынком воды. 
По предварительным оценкам агентства «Бизнес Аналитика», в России в 2006 г. объем продаж минеральной и питьевой воды (без учета воды в кулерах) достиг 295–300 млн дл, что примерно на 11-12% выше показателей предыдущего года.
Российские темпы роста опережают общемировые. Исследования ACNielsen в 2006 г. показали, что глобальный рынок воды вырос на 9% в стоимостном выражении (прирост составил $2,1 млрд). По словам эксперта ACNielsen (Россия) Екатерины Комаровой, такая динамика рынка обусловлена ростом продаж простой питьевой воды и воды со вкусовыми добавками (flavoured). Так, в Аргентине вода со вкусовыми добавками – основной двигатель водного рынка. Объем розничных продаж этого вида воды за 2006 г. вырос на 17% в натуральном выражении. В России эта ниша пока не так развита. Цифры исследования ACNielsen показали, что в 2006 г. доля продаж flavoured воды (в натуральном выражении) в нашей стране составила всего 0,4%. «Вода с добавками пока не столь популярна в России. Возможно, это объясняется недостаточной информированностью покупателя об этом продукте», – отметила Екатерина Комарова.
Тем не менее российские поставщики воды в рестораны уже начали осваивать эту нишу и вводить новые позиции воды с вкусовыми добавками. Так, компания «Ардекс», представляющая на российском ресторанном рынке немецкую столово-лечебную воду «Сельтерская» и «Сельтерскую» с яблочным соком, планирует в этом году вводить новую позицию воды – со вкусом лимона. Другой «водный» поставщик «Джермук» также планирует в преддверии лета ввести в ассортимент «Джермук» с натуральным лимонным соком. 
Согласно тенденции последних лет хорошие темпы роста демонстрирует сегмент воды без газа. Хотя, по данным компании Danone Group, россияне по-прежнему чаще покупают воду с газом, ее доля постепенно сокращается: если в 2004 г. она составляла 64%, то в 2005 г. – 61%, а в 2006 г. – 60%. Темпы общерыночного роста негазированной воды в два раза выше, чем газированной: 12% против 6% соответственно. 
По данным исследований компании Danone, натуральная минеральная вода без газа – наиболее перспективное направление воды для ресторанного рынка. Ее темпы роста оказались наиболее высоки – 17% в 2005 г., 16% в 2006 г. Так, продажи французской минеральной воды Evian в 2006 г. в сегменте HoReCa выросли на 20%. При этом основными источниками активного роста, по словам Ирины Мальцевой, являются регионы (рост более 50%). 
Ряд компаний специально для HoReCa вводит в свой ассортимент воду без газа. Так, компания «Джермук» представила на ресторанном рынке новую воду без газа слабой минерализации «Бюрег» (в переводе с армянского «Кристалл») объемом 0,5 л и 0,33 л. 
На российском рынке можно найти позиции воды разной степени газации, например «Сельтерс» – с газом и без газа; слабой и сильной газации; вода с природным газом, как правило не ярко выраженным.
Натуральную минеральную воду из Чехии с природным CO2 представляет компания «АквА МариЯ». Другую чешскую марку минеральной воды с природным газом – Mattoni из региона Карловы Вары – поставляет в рестораны компания «Чешская вода». Также на рынке есть позиции воды, искусственно обогащенной кислородом, как, например, Oxygen Water компании Oxy Vital. Если обычная питьевая вода содержит около 3 мг кислорода, то обогащенная кислородом вода – около 60 мг на литр. Вода Oxygen Water производится в Германии по швейцарской технологии. 
По ценовой политике рынок воды может быть поделен на сегменты Premium и Massmarket. Основными игроками Massmarket по-прежнему являются Coca Cola с Bonaqua и Pepsi Bottling Group c Aqua Minerale. Их совокупная доля в 2005 г. больше 22%. Эти марки столовой воды наиболее востребованы в сегменте casual dining. В ресторанах fine dining чаще всего отдают предпочтение известным премиальным брэндам Evian, Perrier, Voss, Vittel, San Pellegrino, Llanllyr, Wattwiller, Aqua Panna. Поставщики воды Premium отмечают стабильный рост продаж.

Освоение регионов
Активное развитие регионального ресторанного рынка дало предпосылки к освоению сегмента HoReCa  региональными брэндами. Так, компания «Ессентуки» вывела на рынок серию «Аллея источников» в стекле объемом 0,33 л. Другой региональный поставщик – «Рожново», представляющий суздальскую воду «Серебряный сокол», планирует выйти в рестораны городов Золотого кольца со столово-лечебной водой в стеклянной бутылке объемом 0,5 л. «Региональные проекты, как правило, находятся в более низкой ценовой категории, нежели столичные, поэтому федеральные брэнды местным ресторанам не всегда по карману, – отметил коммерческий директор компании «Рожново» Владимир Валуев. – Поэтому у нас много  клиентов в городах Золотого кольца, главным образом ресторанов при гостиницах».

В пользу большого 
Самой востребованной упаковкой для ресторанов fine dining являются стеклянные бутылки 0,25 л и 0,33 л. Хотя на фоне общего повышения культуры потребления воды набирают популярность и большие форматы – 0,75 л, 1 л. В этом российский ресторанный рынок постепенно приближается к европейскому, где гости ресторанов, как правило, заказывают воду в больших бутылках.
Кроме увеличения объема бутылки другая тенденция в сегменте премиальной воды – выбор пробки вместо крышки для бутылки, что ставит воду в ресторане на одну ступень с вином. «Пробочные» позиции с так называемым художественным пшиком предлагают производители воды «Сельтерс» – в бутылках объемом 0,75 л.
Наибольший же рост на рынке воды демонстрирует питьевая вода в крупноформатной упаковке ПЭТ (5 л и больше). По данным компании Danone, в 2005 г. ее рост составил 33%, а в 2006 г., по предварительным оценкам аналитиков, этот сегмент увеличился еще на 17%. «Причины этого очевидны: с ростом благосостояния и повышения внимания к здоровью люди отказываются от употребления водопроводной воды. Соответственно все больше заведений используют бутилированную воду для приготовления пищи», – считает Ирина Мальцева, менеджер по развитию бизнеса Evian (компания Danone). 
Тем не менее, как отмечает агентство «Бизнес Аналитика», по уровню потребления бутилированной воды Россия существенно отстает от европейских стран (чуть более 20 л на 1 человека в год по итогам 2006 г.), но эксперты «Бизнес Аналитики» соглашаются с тем, что наметился рост этой ниши и в ближайшие годы темпы роста останутся достаточно высокими – по их данным, порядка 13–15% в год в натуральном выражении.

Новые имена
Рынок премиальной воды постоянно расширяется за счет прихода новых игроков. Одной из главных новостей на отечественном рынке воды в этом году стало появление в России французского брэнда Badoit. Компания «Данон» выводит на российский рынок газированную минеральную воду Badoit, давно известную и популярную во Франции, но новую для российского рынка HoReCa. Как и Evian, эта вода относится к категории премиум. Badoit пока представлен в стекле 0,5 л и 1 л. 
«АквА МариЯ» представила новую позицию воды из Чехии – «Источник Рудольфа», натуральную, слабоминерализованную железистую воду гидрогенокарбонатно-кальциево-магниевого типа с повышенным содержанием кремниевой кислоты. «Источник Рудольфа» добывается в источнике популярного чешского курорта Марианске-Лазне и активно используется в лечебных целях. Эта же компания представляет другую интересную позицию – воду «Шумавский Прамен», природную структурную воду, которую не нужно кипятить. Она может использоваться ресторанами в кофемашинах, а также для приготовления мягкого чая (без кипячения).  
Новую позицию в сегмент HoReCa предложила компания «Бахмаро», производитель газированного холодного чая «Бахмаро». Скоро ресторанам наряду с классическим черным и зеленым чаем предложат желтый чай «Бахмаро» в стекле объемом 0,33 л.

Новые формы 
Компания «Данон» выпустила лимитированным количеством новогоднюю стеклянную бутылку Evian в виде горы, на этот раз в золотом дизайне. В Россию поступило всего лишь 1000 бутылок, часть из которых предстала на новогодних столах в московских ресторанах «Кафе Пушкинъ» и «Турандот», а также в сети супермаркетов «Азбука Вкуса».
Обновили внешний вид и другие известные брэнды – Vittel и Perrier. В начале 2006 г. появилась стеклянная бутылка Vittel в новом дизайне, а весной этого года на рынке будет представлена новая форма бутылки Perrier объемом 0,75 л с обновленной этикеткой.
Также в апреле появится другая новинка от компании Nestle Waters – воды Vitalitos со вкусом персика и клубники. Она будет представлена в двух формах – для детей в бутылках в виде игрушки объемом 0,33 л и в бутылках 1,5 л.
Компания «Лидер» представила ресторанному рынку новые бутылки воды «Супер Елена» и «Супер Николь» объемом 0,5 и 0,33 л. От других ПЭТ-бутылок их отличает дизайн со стеклянным эффектом, серебряная пробка и тисненная серебром этикетка.

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43