Pоссийский рынок фастфуда, кажется, пережил свои самые тяжелые времена. Несмотря на то что операционные сложности сохраняются, а гости все скрупулезнее считают деньги, в 2016 г. большинство компаний отмечало рост продаж и количества точек по сравнению с 2015 г. Лидерство традиционно принадлежит трем международным гигантам – «Макдоналдс», «Бургер Кинг» и KFC. Так, в 2016 г. было открыто 73 ресторана «Макдоналдс» по всей стране от Центральной Сибири до Калининграда, из них восемь по франшизе. Сеть вышла в несколько новых городов, в частности Томск и Барнаул. Самые стремительные темпы развития взял бренд KFC. В начале 2017 г. в российском подразделении Yum! Brands произошли существенные изменения: компания стала макрорегиональным хабом и теперь помимо России и стран СНГ управляет бизнесом компании в Восточной и Центральной Европе. Кроме того, Yum! Brands объявила о новом многолетнем стратегическом плане. Так, планируется, что к 2018 г. доля франчайзинга вырастет с 93 до 98%. В рамках новой стратегии в России должны провести продажу до 180 ресторанов KFC франчайзинговым партнерам, как работающих, так и строящихся. Тем не менее сеть оставит за собой 50 российских ресторанов, чтобы гарантировать близость компании к клиентам. «Мы заявили о своем плане – 1000 ресторанов KFC в России и СНГ к 2020 г. – и продолжаем ему следовать, открывая по 100 ресторанов в год в основном за счет франчайзинга. Высокий спрос на продукцию KFC среди потребителей создает и спрос среди потенциальных франчайзи. Ежегодно мы прирастаем в среднем на 30% по системным продажам, в 2016 г. – на 33%, а это показатель здоровья и привлекательности бренда», – говорит Петр Розански, директор по маркетингу KFC в России, СНГ, Центральной и Восточной Европе. Крупнейший оператор стритфуда, сеть «Стардог!s», в 2016 г. потеряла порядка 40 точек, в основном в Москве, что связано с сокращением числа мест для уличной торговли. Тем не менее за год, по словам председателя совета директоров компании «Маркон» Сергея Рака, количество точек сети (включая многочисленные точки реализации продукции «Стардог!s» на АЗС) выросло более чем на 7%. В общей сложности 19 точек открыла за 2016 г. и начало 2017 г. сеть «Прайм», сегодня их 75. Сеть «Воккер» в 2016 г. продала 13 франшиз в разные регионы России, а также Казахстан, не развивая при этом корпоративную сеть. К началу 2017 г. сеть управляла 39 точками, включая франчайзинговые. Возможность запустить франчайзинговое предложение для экспансии в регионы рассматривает «Теремок», но пока не дает прогнозов по срокам. На конец 2016 г. компания Михаила Гончарова управляла 295 точками, одна из которых в прошлом году заработала в США. Негативную динамику отмечает «Крошка Картошка». Сеть закрывала нерентабельные точки, прекратили работу и точки франчайзи из-за сноса уличных павильонов в сентябре и декабре 2016 г. В настоящее время компания сосредоточилась на развитии в Москве и Санкт-Петербурге.
Полный текст статьи читайте в печатной версии журнала "Foodservice".