https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Зачетный обед

Дарья Жиганова

В 2013–2014  учебном году в  российских вузах, по  данным Министерства образования и науки, обучаются 6 млн студентов у более чем 271 тыс. преподавателей. Шестая часть приходится на столицу: в Москве за партами 117 государственных и 140  негосударственных вузов грызут гранит науки около миллиона студентов. И  каждого учащегося и сотрудника нужно обеспечить горячим свежим питанием по  максимально низкой цене.

В большинстве столичных государственных вузов эту задачу до сих пор  решают собственные комбинаты питания. Многие из них были созданы еще в  советское время и до сих пор остаются монополистами на территории учебного заведения. Как правило, для вуза это затратное подразделение: выручка комбината обычно покрывает только расходы на продукты и  зарплату; коммунальные же платежи, закупку посуды, оборудования и  ремонт оплачивает вуз. В  убыточности «виноваты» минимальная наценка и специфические требования, предъявляемые к  точкам питания в  высших учебных заведениях. «Студенты и  преподаватели хотят иметь доступную, дешевую и здоровую пищу на завтрак, обед и  ужин. Это увеличивает режим работы точек питания: мы вынуждены держать трехсменную  команду поваров»,  – поясняет проректор по экономике и  дополнительному образованию РЭУ им. Г.В. Плеханова Сергей Шибаев.

Вузовские комбинаты питания управляют столовыми, буфетами и кафетериями, раскиданными по корпусам. Как таковой фабрики-кухни на территории университета часто не существует: крупные столовые полного цикла обеспечивают продукцией более мелкие точки, отдельно могут быть вынесены пекарский и кондитерский цеха. Так, в  Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ собственный комбинат питания полностью обслуживает два корпуса и управляет двумя столовыми, шестью кафе, рестораном и  булочной. Общая площадь точек – 7500 кв. м, количество посадочных мест – 1200. В  главном корпусе МГТУ им. Н.Э. Баумана комбинат питания управляет большой трехэтажной столовой, шестью мини-кафе, блинной, пельменной, кофейней, буфетами. Основная столовая разделена на два зала, студенты и преподаватели обслуживаются отдельно. Точки работают с 8.00 до 18.00.
Сегодня вузам все чаще приходится задумываться об экономике комбинатов питания: государственное финансирование понемногу уменьшается. Выходом мог бы стать частичный аутсорсинг услуги питания: выручка от сдачи площадей в аренду позволила бы дополнительно финансировать комбинат. Однако вузы с осторожностью относятся к сторонним операторам. «У коммерсанта задача – получить прибыль, а нам важно суметь накормить даже тех, кто живет на одну стипендию. Не будет ли здесь противоречий? Как мы сможем контролировать арендаторов?» – делится сомнениями Сергей Шибаев.

Операторы питания, в свою очередь,  также присматриваются к учебным 
заведениям. «Мы обращаем внимание на численность: в вузе мы не можем рассчитывать на людей с улицы, а  между тем нам нужен хороший трафик. Имеет значение и платежеспособность студентов. Хотя сегодня многие из них работают и могут позволить себе траты на питание», – говорит операционный директор бренда «Сбарро» Антон Красулин. Не  устраивает многих операторов и необходимость платить рыночную арендную плату. «Сегодня арендная ставка в  РАНХиГС составляет 20  тыс. руб. за кв. м в год. Это рыночная цена, которая была сформирована по итогам независимой оценки», – рассказывает Игорь Кукляев, начальник Управления по организации питания и  сервисного обслуживания «Академсервис» РАНХиГС.

Тем не менее уже есть примеры, когда питанием в вузе занимаются и  собственная кейтеринговая служба, и частные ресторанные компании. Так, в РАНХиГС два корпуса полностью обслуживает вузовский комбинат питания, еще два – компания «Росинтер Ресторантс». В Российском университете дружбы народов есть и собственные столовые, и частные точки. На аутсорсинг общепит отдан в МГСУ-МИСИ, где с 2004 г. работают столовая «Грабли» и шесть кафетериев «Грабли-Экспресс» ресторатора Романа Рожниковского, и в МГИМО, где все 12 точек питания управляются разными арендаторами.

Претенденты на аутсорсинг

Питание в вузе потенциально интересно кейтеринговым компаниям, которые знакомы с корпоративным питанием. «Высшие учебные заведения – часть сегмента, в котором наша компания традиционно оказывает услуги корпоративного питания. В сферу наших интересов также попадают производственные предприятия, крупные офисно-деловые центры, представительства различных отечественных и зарубежных компаний. Все эти объекты объединяет один ключевой для нашего бизнеса фактор  – большое количество потенциальных посетителей, сконцентрированных в  одном месте и в одно время», – поясняет Дарья Топадзе, директор по развитию United Catering Group, крупной московской кейтеринговой компании, управляющей среди прочего столовой в МГИМО. В столовой полного цикла с  9.00 до 11.00 предлагают завтраки: омлеты, яичницу, каши, сэндвичи, блинчики, блюда из творога. С 12.00 до 16.00 студентов и преподавателей кормят обедами. Итальянскую пасту, азиатскую лапшу на воке, блюда на гриле готовят на глазах у посетителей на открытых станциях. Помимо United Catering на  территории МГИМО работает еще одна кейтеринговая компания – «Фуршет.ру». У нее здесь пять точек питания: собственный фуд-корт с шестью станциями (йогурты и смузи, курятина, пицца, суши, вок, блины и вафли), студенческая и преподавательская столовые полного цикла с  линиями раздачи, кофейня и  небольшое кафе. Общая арендуемая площадь  – около 2000 кв. м.

Заниматься вузовским питанием готовы и крупные ресторанные компании, специализирующиеся в том числе на  корпоративном питании. Яркий пример – «Росинтер Ресторантс», управляющая тремя столовыми и  тремя буфетами в РАНХиГС, а также тремя столовыми и одним буфетом в  МИСиС. В меню – блюда европейской кухни, кроме того, в столовых проводят недели национальных кухонь и тематические праздники. «Мы предлагаем гостям завтраки и обеды в дневное время и буфетную продукцию, включающую гамбургеры, сэндвичи, бутерброды, десерты и мороженое, в течение рабочего дня», – рассказывает Лилия Князева, директор по операционной деятельности департамента корпоративного питания «Росинтер Ресторантс».
Интерес к вузовскому сегменту проявляют и сети быстрого обслуживания с невысоким средним чеком, знакомым и популярным у студентов продуктом. В университетах пользуются спросом сэндвичи Subway (работает одна точка в МГИМО), запеченный картофель «Крошки-Картошки» (точка в РУДН), пицца «Сбарро» (ресторан в РУДН). По  мнению Игоря Кукляева, подобным точкам выживать легче, чем столовым полного цикла: для работы им требуется всего 15–30 кв. м, а недорогой сытный продукт обеспечивает хорошие продажи.

Сложная экономика

Работа точек питания в государственном вузе связана с разного рода ограничениями. Самое главное из них  – ценовое: предназначенные для студентов со стипендией 1200–2000  руб. в  месяц и преподавателей с невысокими окладами блюда и напитки не могут стоить дорого. До 2013 г. в Москве размер наценки регулировал ФЗ № 131: на  собственные изделия она не могла превышать 60%, на промышленные – 30%. С его отменой комбинаты питания вздохнули свободнее. Так, комбинат питания РУДН поднял минимальную наценку на блюда до 60%, а на самые дешевые блюда – до 90%, например, гречневая каша теперь стоит здесь не 6, а 12  руб. Повышение наценки позволило увеличить зарплату поварам. 
Частных операторов вузы контролируют уже на этапе тендера и подписания договора. «Каждый посетитель столовой должен иметь возможность купить обед, состоящий из салата, супа, горячего с  гарниром и напитка, по невысокой цене. Чтобы ограничить стоимость блюд, мы указали для «Росинтера» диапазон, в  который должен уложиться посетитель 
столовой, купивший три блюда и  компот, это 170–280 руб.», – рассказывает  Игорь Кукляев.

Ограничение по стоимости комплексного обеда, устанавливаемое администрацией, обычно касается столовых независимо от формы собственности. В столовой РУДН цена комплексного обеда составляет 70 руб., в столовых «Академсервиса» в РАНХиГС – 150 руб., у «Фуршет.ру» в Университете геодезии и картографии – 160 руб. «Комплексный обед должен состоять из салата, супа, гарнира с горячим и напитка и быть доступным для студентов с разными доходами», – поясняет Сергей Анохин, генеральный директор «Фуршет.ру».

В негосударственных вузах ценовой вопрос стоит не так остро, тем не менее и  там арендаторы не могут позволить себе ресторанную наценку. «Если поднять цены, студенты и преподаватели начнут ходить в недорогие кафе и  продуктовые магазины возле университета. Вот и выходит, что общепит в вузах – саморегулирующаяся система», – говорит Галина Крюкова, тренер кафедры менеджмента в  гостиничном и ресторанном бизнесе университета «Синергия».

Предприятия питания в вузах делают ставку на высокую ежедневную проходимость. Так, например, «Академсервис» в  РАНХиГС кормит 3500–4500  человек в день, «Росинтер» в МИСиС – 1500. Ежедневных чеков могло бы быть и больше, но этому препятствует специфика организации учебного процесса. «Нам «мешает» режим учебы: все стремятся пообедать во время большой перемены, но столовые не могут одновременно вместить всех желающих, и  многие уходят обедать на сторону», – поясняет Сергей Шибаев.
Точки питания в вузах не могут рассчитывать на гостей с улицы из-за  пропускной системы. В результате доходность бизнеса напрямую зависит от  графика обучения. Самые рентабельные месяцы – с сентября по декабрь. Во  втором семестре у многих начинается практика и количество питающихся в вузе падает. Июль и август обычно убыточны. «В эти месяцы мы  закрываем свой ресторан в РУДН»,  – делится Антон Красулин, операционный директор бренда «Сбарро».

Чтобы повысить рентабельность, операторы ищут дополнительные источники доходов. United Catering Group проводит в вузовской столовой банкеты и фуршеты. На комбинате питания РАНХиГС изготавливают выпечку для соседнего спорткомплекса. Арендаторы «Синергии»  зарабатывают на кофе и  выпечке, которые продают слушателям 
бизнес-тренингов университета. «Мы  планируем запустить доставку ужинов для проживающих в общежитии, а это 850  человек. Будем делать полуфабрикаты для сотрудников и  студентов»,  – рассказал  Сергей Шибаев. 



Оптимальный формат

В каждом московском вузе учится и  работает несколько тысяч человек. В  МГТУ  им. Н.Э. Баумана – 18 тыс. студентов и 3000 преподавателей. В  РЭА  им. Г.В. Плеханова – 10 тыс. студентов и 2500 сотрудников, в МГИМО – 5000  студентов и 2000 преподавателей. Неудивительно, что в каждом корпусе любого университета работает несколько точек питания (столовые, буфеты, фуд-корты, а также торговые автоматы). 
Конечно, основная нагрузка приходится на столовые, чья цель – накормить горячими обедами во время большой перемены (в разных вузах она длится от 40 до 60 минут). Как  правило, университетские столовые полного цикла очень вместительны, так, в  РУДН столовая площадью 800  кв. м  рассчитана на 1000  посадочных мест. Нередко залы для преподавателей и  студентов разграничены: в  МГИМО столовые для разных клиентских групп разнесены по двум этажам, в РУДН это два соседних зала.

Дополнительные пункты питания позволяют разгрузить столовую, дают возможность перекусывать тем, кто не  успевает дойти до нее в обед, проголодался в перерывах между парами или просто хочет отдохнуть во время «окон». Так, в 12-этажном корпусе МГТУ им. Н.Э. Баумана шесть мини-кафе, буфеты, блинная, пельменная и кофейня. В  РАНХиГС «Академсервис» управляет шестью кафе, рестораном и булочной.

Востребован у студентов и формат фуд-корта. «Занятые студенты хотят получать горячее питание быстро и  без очередей, при этом им важно разнообразие», – говорит Антон Красулин. На  фуд-корте в РУДН работают «Крошка-Картошка», «Сбарро» и  Yam  Kee. «Фуршет.ру» на  собственном фуд-корте в МГИМО развивает несколько концепций с разным ассортиментом: йогурты и смузи, пицца, которая выпекается под заказ в печи, суши (готовятся из-под ножа), лапша на  воке, блины, венские вафли. На отдельном столе установлена кофемашина, есть стол с чайниками, заваркой и различными добавками к чаю: имбирем, облепихой и медом, чабрецом и т. д.

Удовлетворить потребность в быстром перекусе позволяют вендинговые автоматы. В РЭА им. Г.В. Плеханова их около 15, через них реализуют чай, кофе, молочные напитки, шоколад, снэки, в будущем намерены продавать собственные бутерброды в  упаковке. «После занятий вечерних групп в вендинговых автоматах часто остается всего лишь пара пакетов снэков», – рассказывает Галина Крюкова.



Меню для голодных

Вузы предъявляют серьезные требования к меню. «Необходимо учитывать, что многие из наших посетителей – несовершеннолетние. Для них необходимо предусматривать отдельные рационы в соответствии с  нормами школьного питания, принятыми на территории РФ, – говорит Дарья Топадзе. – Далеко не факт, что несовершеннолетние воспользуются специально разработанным для них меню, все-таки они уже студенты, почти взрослые и имеют право на самостоятельный выбор. И  тем не менее наш технологический отдел регулярно разрабатывает актуальные для школьного питания обеденные комплексы».

«Меню должно быть сбалансировано по пищевой и энергетической ценности с учетом потребностей молодого организма», – дополняет Лилия Князева. В  ассортименте столовых «Росинтера» в РАНХиГС и МИСиС ежедневно бывает по шесть видов закусок, горячих блюд и напитков, по три вида супов и  гарниров. В столовой United Catering в МГИМО – пять салатов и холодных закусок, по три супа и гарнира, шесть-семь горячих блюд из рыбы, мяса, птицы. Обязательное требование к вузовскому общепиту – наличие диетических блюд и постных позиций в дни поста. В РУДН, где учатся представители 500 этносов, в меню регулярно вводят национальные блюда, которые предлагают землячества студентов, например мясо по-арабски, омлет по-африкански.

В вузах, где за гостей борются несколько точек питания или по соседству расположены известные бренды фастфуда, операторам приходится особенно тщательно прорабатывать меню. «Наши сотрудники регулярно отслеживают, что сейчас пользуется популярностью в столичных ресторанах, и затем мы стараемся включать эти позиции в меню. Например, у нас есть салат «Цезарь», стейк из телятины с лисичками, десерт панакота»,  – рассказывает Сергей Анохин. 
Кроме того, ресторанные компании нередко корректируют свое меню после обратной связи от студентов и  преподавателей. Например, в преподавательской столовой «Фуршет.ру» увеличили количество овощных салатов, поставили стол с соусами (сотрудники были недовольны салатами с заправкой), ввели маринованные шампиньоны и оливки.



Управлять потоком

Как накормить несколько тысяч студентов и преподавателей за 40–60 минут, пока длится обеденная перемена? Чтобы минимизировать очереди и увеличить скорость обслуживания, операторы питания тщательно продумывают логистику. В столовой United Catering Group в  МГИМО зона раздачи организована в  формате free flow. «Эта  система позволяет посетителям выбирать в  свободном порядке любые блюда, предложенные на  островных раздаточных элементах, с  последующей оплатой на выделенных кассовых модулях. Тем самым мы значительно увеличиваем пропускную способность», – говорит Дарья Топадзе.

В студенческой столовой «Фуршет.ру» две линии раздачи. Выбрав блюда, студенты идут оплачивать заказ к четырем кассам, установленным в виде квадрата. Меню транслируется на два больших экрана. «Стоя в  очереди, студенты могут выбрать блюда еще задолго до того, как подойдут к раздаче»,  – поясняет Сергей Анохин. Справиться с потоком помогают и расположенные по  периметру столовой буфеты: часть студентов ограничивается салатом, напитком и десертом. «Для удобства посетителей и экономии времени персонала у  нас организованы комплексные обеды», – рассказывает Алла Гумерова, директор комбината питания РУДН. В  столовых «Академсервиса» талоны на комплексный обед продают при входе в  зал, по ним можно быстро получить на линии раздачи скомплектованный обед.

Игорь Кукляев, начальник Управления по организации питания и сервисного обслуживания «Академсервис»  РАНХиГС при Президенте РФ (Москва):

– Вузовские комбинаты питания в соответствии с ФЗ № 94 обязаны раз в год проводить конкурсы на поставку продуктов питания. С  одной стороны, это удобно, цена не меняется в течение года, хотя по некоторым позициям это невыгодно, например, летом нам привозят овощи по той же цене, что и зимой. С другой – у нас практически нет рычагов, чтобы бороться с недобросовестными поставщиками, которые выигрывают конкурс низкой ценой, а затем привозят продукты самого низкого качества. Конечно, на такого партнера можно подать в  суд, но сколько я буду расторгать договор? А мне же работать надо. У частных арендаторов есть выбор двух-трех поставщиков, и они могут более гибко решать  эти вопросы.

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43