https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Заоблачное меню

Дарья Наволокова

Слетать в крупные города России за 500 руб. (включая все налоги) в 2007 г. удалось более 8 тыс. пассажиров. Разноцветные самолеты SkyExpress ежедневно совершают 20 рейсов из Внуково по девяти направлениям: Сочи, Ростов-на-Дону, Мурманск, Тюмень, Калининград, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Пермь. Парк SkyExpress составляют десять самолетов «Боинг-737».

Принцип работы SkyExpress состоит в том, что услуги, которые обычно составляют стоимость билета, дробятся и клиентам предлагают самостоятельно отобрать необходимое именно им. Теперь потребитель может сам решить, платить ему за еду на борту самолета или нет. «Многие наши пассажиры удивлялись на первых рейсах, что на борту они не получают обычную «бесплатную» пайку питания. Часто приходилось слышать, что low cost – это там, где не кормят, – объясняет Елена Семенова, директор по сервису компании SkyExpress. – Наша компания предоставляет полный перечень услуг, такой же, как и традиционные авиакомпании, но пассажир сам выбирает, покупать услугу или нет. Мы предоставляем нашим клиентам право выбора».

Дополнительные услуги на борту самолета SkyExpress (еда, пледы, лишний вес багажа и т.д.) для пассажира могут составлять около $12. Питание – четвертая часть всех дополнительных услуг, примерно $3. «С введением крепкого алкоголя эта сумма значительно увеличится», – прогнозирует Елена Семенова. Бригада бортпроводников авиакомпании получает комиссионные от общей выручки продаж на рейсе, в которые включена и реализация пищевых продуктов.

Продолжительность полетов на рейсах авиакомпании составляет в среднем около двух часов. Если вычесть из них 40 минут на взлет и посадку (в это время по салону не разрешается перемещаться), времени на еду в самолете остается около 80 минут. «Как правило, у наших пассажиров нет желания основательно пообедать – съесть обед или ужин из трех блюд. Чаще всего они настроены слегка перекусить», – отметила Елена Семенова. Система обслуживания на рейсах первого российского дискаунтера такая же, как и в обычных авиакомпаниях: стюардессы развозят еду и напитки на тележках по салону. Меню вложено в карман кресла перед пассажиром, чтобы можно было заранее сделать выбор и не задерживать раздачу.

Ассортимент на линиях SkyExpress разрабатывался в сотрудничестве с кейтеринговой компанией SkyFood (организация питания в Генеральной прокуратуре, Институте повышения квалификации руководящих кадров ГП РФ, Московском государственном университете прикладной биотехнологии и т.д.). «Мы хотели создать такое предложение, ради которого бы люди летали именно нашими самолетами», – говорит Елена Семенова.

Конечно, главные требования к питанию на авиалиниях едины. «Основной фактор при выборе продукта – безопасность. Выбрали сэндвичи и салаты как наиболее приемлемые с этой точки зрения товары. Напитки взяли брэндовые, раскрученные», – вспоминает Георгий Дахария, генеральный директор компании SkyFood. Компания предлагает пассажирам еду, не требующую дополнительной термообработки на борту самолета. Все скоропортящиеся пищевые продукты в одноразовой упаковке доставляются к самолету на сертифицированном транспорте. На борту они хранятся в термоконтейнерах с соблюдением требований к температурному режиму. SkyExpress не арендует буфетно-кухонное оборудование, а также не имеет необходимости приобретать, хранить и комплектовать многоразовую посуду.

Поскольку питание на бортах самолетов в России никогда не продавалось, SkyFood надо было определить ценовую политику. Сотрудники компании изучили весь маршрут потенциального клиента из города до аэропорта с точки зрения «где и чем можно перекусить». «Цены и ассортимент нас удивили, мы сразу поняли, что сумеем разработать предложение, более выгодное нашему клиенту. Наш фирменный сэндвич с лососем за 130 руб. может составить конкуренцию пачке печенья «Причуда» за те же деньги в буфетах аэропорта Внуково», – отметила Елена Семенова.

Изначально потенциальные покупатели еды в самолете были поделены на три категории: тех, кто готов потратить до 100 руб., до 500 руб., до 1500 руб. «Но оказалось, пассажиры, если едят, не тратят меньше 100 руб. Правда, больше 1500 руб., даже на семью, наши пассажиры не готовы оставить», – поделилась Елена Семенова.

Сотрудничество со SkyFood позволило разработать меню, помещающееся на одном заламинированном листе А4. В него вошли четыре вида сэндвичей (сытный сэндвич с ветчиной – 130 руб., диетический сэндвич с курицей – 130 руб., летний сэндвич с овощами – 120 руб., фирменный «скай сэндвич с лососем» – 130 руб.), два вида салатов («Цезарь с креветками» и «Цезарь с курицей»), напитки (чай, кофе, вода и т.д.), шоколадный маффин с изюмом. «Сейчас мы закупаем оборудование, которое поможет увеличить срок хранения сэндвичей с 12 часов до 5 суток, – поделился планами Георгий Дахария. – С последним обновлением в меню появятся крепкие напитки: вино, коньяк, виски».

Сегодня самые любимые и популярные среди пассажиров позиции – сэндвич с лососем и шоколадный маффин. Средний счет на борту самолета составляет 160 руб. на человека. Питание на борту как дополнительную услугу приобретают около 40% пассажиров SkyExpress. «Желания пассажиров безграничны. К сожалению, не все мы можем реализовать. К примеру, технические возможности не позволяют вводить десерты, так как их сложно транспортировать и хранить. Но какие-то наборы для детей мы скорее всего разработаем», – поделился Георгий Дахария.

Помимо основного меню SkyExpress сформировала спецпредложения из наиболее популярных и востребованных позиций: «Понедельник» (состоит из бутылки пива, чипсов и пакетика арахиса – 110 руб.), «Доброе утро» (растворимый кофе, кекс «Скай маффин», яблоко – 110 руб.), «Скай бокс» (Coca-cola, сэндвич, шоколадный батончик – 170 руб.). Купив все вместе, пассажир выигрывает в цене. «Мы хотели максимально расширить список предложений для наших клиентов. Даже для тех, кто очень хочет есть, но решит сэкономить, мы предусмотрели смеси сухофруктов «Джаз» – питательно и недорого. Но наши клиенты оказались намного активнее и очень охотно все покупают», – поделилась Елена Семенова.

Меню на борту появилось уже на первом рейсе и  с этого момента изменилось на 10%. «Мы почти полностью угадали ассортимент, что позволило избежать серьезных потерь от нереализованных скоропортящихся продуктов. Единственное разочарование – энергетические напитки и сидр. Наша основная аудитория – люди до 40 лет, поэтому мы думали, что подобное предложение будет очень востребовано, но ошиблись – их совсем не покупали», – сетует Елена Семенова. Зато добавленное со временем пиво оказалось очень популярным.

Планируется ввести в меню суши (естественно, не с сырой рыбой), горячие закуски. Компания хотела продавать на борту самолета горячий поп-корн, но идею не удалось реализовать по техническим причинам – не нашлось авиапечей, в которых можно было бы готовить кукурузу. В ближайшее время в предложении появятся разогретые пироги. «Сейчас мы предлагаем горячий шоколад для повышения настроения», – отметила Елена Семенова.

Сэндвичи, салаты и маффины производятся и упаковываются на фабрике-кухне компании SkyFood в Москве. Ее производительная мощность позволяет готовить и 20 тыс. сэндвичей в месяц. В Подмосковье (Апрелевка) работает распределительный центр, где продукцию фабрики-кухни готовят к рейсам. Оттуда еда попадает во Внуково, на борт самолетов SkyExpress.

По словам Елены Семеновой, самая большая проблема – это определение наиболее рентабельного объема загрузки еды на борт. Покупательная способность летающих зависит и от времени суток, и от дня недели, и от направления рейса, поэтому необходимо постоянно анализировать потребительский спрос. Например, на рейсах в Сочи самый востребованный продукт – яблоки. «В праздники люди готовы покупать больше. Пассажиры рейсов Москва–Санкт-Петербург и Москва–Калининград намного активнее покупают еду, нежели рейса Москва–Пермь», – рассказала Елена Семенова. Авиакомпания старается даже учитывать, на какое мероприятие летят пассажиры. «Если в Тюмени рок-фестиваль, мы увеличим количество пива на борту, в Сочи открывается детский кинофестиваль – в продаже больше сладостей и газировки, во время поста увеличиваем загрузку вегетарианских сэндвичей», – объяснила Семенова.         

SkyExpress в цифрах

Компания SkyExpress была основана в 2006 г. По объемам внутрироссийских перевозок в 2007 г. Она заняла пятое место среди российских авиаперевозчиков. Оборот компании в 2007 г. составил 1,8 млрд руб.

На сегодняшний день парк воздушных судов авиакомпании состоит из 10 самолетов типа «Боинг-737». Общий налет парка составил более 15 тыс. часов. Пассажирооборот компании достиг 875 млн п/км. SkyExpress выполнила за 2006 –2007 гг. около 8 тыс. самолетовылетов.

Лидерами потребительского спроса стали рейсы в Санкт-Петербург и Калининград – 17 и 16% всех перевезенных пассажиров соответственно. Оставшийся пассажиропоток распределился следующим образом: Екатеринбург – 13%, Сочи – 13%, Ростов-на-Дону – 12%, Мурманск –11%, Тюмень – 8%, Казань – 5%, Пермь – 5 %.

В первом квартале 2008 г. SkyExpress перевезла по девяти направлениям полетов 215 тыс. пассажиров. По сравнению с первым кварталом 2007 г. пассажиропоток увеличился в 5,5 раза. В январе–марте 2008 г. авиакомпания выполнила 3057 рейсов.

В планах авиакомпании в 2008 г. перевезти 1,8 млн пассажиров, выполнить 20 тыс. рейсов по 16 направлениям, занять 7% рынка внутренних авиаперевозок. Парк компании составит 16 воздушных судов типа «Боинг-737».

Выпуск журнала:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43