Такой показатель ротации, однако, находится в пределах нормы; аналитики отмечают, что годом ранее он составлял 26,1%. Закрытия на Рубинштейна в основном коснулись непрофессиональных игроков рынка и связаны с несколькими факторами: с жалобами жильцов жилых домов и отсутствием согласований с городом размещения общепита в жилом доме с одной стороны, а также с ростом ставок аренды вслед за повышением популярности улицы – с другой. Крупные качественные концепции по-прежнему работают в этой локации.
Аналогичную картину эксперты рынка недвижимости наблюдают и на других улицах города: качественные концепции с осторожностью смотрят на жилые дома, пока власти не финализируют требования и процесс согласования размещения заведений в жилом фонде.
В 2019 году отмечается минимальный уровень годовой ротации (18,8%) в основных торговых коридорах Петербурга за последние пять лет. Увеличился срок экспозиции помещений на рынке.
Рост количества свободных помещений на главных торговых улицах Санкт-Петербурга, начавшийся летом 2019 года, достиг максимального уровня в декабре – 8,5%. К концу четвертого квартала на Невском проспекте оказалось свободно 7,4% помещений, что в два раза больше, чем год назад. Выросла вакантность и на главных fashion-улицах, в связи с минимальным количеством открытий за квартал в данном сегменте за всю историю наблюдений.
«К концу 2019 года количество свободных помещений на основных торговых улицах города достигло максимального значения за последние пять лет. Рынок стрит-ритейла адаптируется к жизни после взрывного роста во время чемпионата мира по футболу. Погодный фактор также внес свои коррективы: снежная зима и холодное лето не вызывали желание у петербуржцев лишний раз выходить из дома и посещать заведения общепита. В итоге число закрытий кафе и ресторанов, лидеров среди арендаторов по количеству занимаемых помещений, превысило число открытий к концу года», – отмечает консультант отдела стрит-ритейла компании JLL в Санкт-Петербурге Александра Камаева.
В текущей ситуации на ресторанном рынке Северной столицы активизировались арендаторы в сегменте кофеен и магазинов сладостей. В течение всего года открывались как традиционные кофейни, так и точки в формате coffee to go, спрос на которые устойчиво растет уже не первый год. «Кофейни небольшого формата, рассчитывая на синергетический эффект, объединялись не только с салонами связи, что наблюдается уже последние несколько лет, но и с другими арендаторами. Недавно «Сбербанк» анонсировал планы по продаже кофе в своих отделениях, – рассказывает заместитель руководителя отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Наталия Киреева. – Кроме того, появляются новые форматы специализированных продуктовых магазинов: в течение года открылись несколько карамельных и мармеладных магазинов на основных торговых улицах Петербурга – «Мармеладная бочка» на Невском, Московском, Среднем проспектах и на Садовой улице; «Карамельная фабрика» на Невском, «Пират Мармелад» на Большой Московской».
В 2020 году прогнозируется более позитивная динамика и снижение количества вакантных площадей на основных торговых коридорах города. У ритейлеров появился выбор и по ряду помещений уже идут переговоры с операторами. Аналитики JLL не прогнозируют существенного повышения арендных ставок. Корректировки возможны за счет роста минимальной границы диапазона запрашиваемых ставок на основных торговых коридорах.
Фото: Solo Group