Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Новая реальность: как меняется потребительский рынок России на фоне пандемии COVID-19

Новая реальность: как меняется потребительский рынок России на фоне пандемии COVID-19

24 Апреля 2020, 04:04
Как относятся потребители к ситуации, сложившейся на фоне пандемии, и готовы ли они тратить деньги в столь тревожные времена, выяснили консалтинговая компания BCG и исследовательский холдинг «Ромир».

В исследовании приняли участие 1200 респондентов из разных социально-демографических групп по всей России групп с углубленным исследованием по Москве. Были проанализированы данные о потребительских расходах более, чем в 40 товарных категориях.

Эксперты полагают, что по сравнению с представителями других развивающихся стран российские потребители менее серьезно воспринимают как сам вирус, так и его влияние на свою жизнь.
Тем не менее, уровень обеспокоенности россиян остается высоким из-за опасений, связанных как со здоровьем, так и с финансовым положением. Ухудшения экономической ситуации в ближайшие месяцы ожидают 84% респондентов, о грядущей экономической рецессии в связи с пандемией COVID-19 говорят 75% опрошенных, 62% чувствуют свою финансовую незащищенность или испытывают финансовые трудности, 76% полагают, что мир находится в серьезной опасности из-за пандемии.

romir3

Потребители в регионах осведомлены о COVID-19 не хуже москвичей и чувствуют даже большее беспокойство, несмотря на то, что эпидемия коснулась их в гораздо меньшей степени, отмечают исследователи. Большинство респондентов считают, что риск заражения наиболее высок при посещении развлекательных мероприятий или в поездках, чем при заказе еды или других покупках онлайн.

Исследование выявило, что снижение потребительского спроса произошло в 90% категорий продуктов и услуг. Это больше, чем на других развивающихся рынках. Повышение расходов ожидается лишь в пяти категориях, каждая из которых связана либо с опасениями по поводу здоровья, либо с введением режима самоизоляции: коммунальные услуги, домашний WI-FI, мобильные услуги, безрецептурные лекарства, свежие продукты.

Категории, предсказуемо затронутые в наибольшей степени, относятся к сфере путешествий и развлечений: организация отдыха и развлечений, спа-салоны, рестораны, кинотеатры — потребители выбирают доставку продуктов на дом и онлайн-видеосервисы.

Доля российских потребителей, планирующих сокращение расходов, ближе к показателям развитых (таких как США или Италия), чем к показателям развивающихся стран (таких как Китай или Индия). Меньше тратить планируют представители всех возрастных групп, причем «миллениалы» готовы экономить в большей степени, чем «поколение Z» и «бэби-бумеры». Однако представители «поколения Z» собираются увеличить расходы на домашние развлечения, а «миллениалы» — воспользоваться преимуществами образовательных сервисов.

Потребители планируют меньше тратить во всех каналах продаж, как офлайн, так и онлайн. Боязнь заражения в наибольшей степени отразится на торговых центрах и стрит-ритейле, а в наименьшей – на магазинах шаговой доступности. Хотя считается, что онлайн-каналы в меньшей степени способствуют риску заражения, потребители в России в целом планируют меньше тратить и здесь по причине финансовой нестабильности (доля потребителей, планирующих сократить траты, превышает долю потребителей, планирующих увеличить траты).

romir2


Основные тренды потребительского рынка сегодня
Исследователи ожидают спад во всей категории "Продукты", за исключением сегмента "Свежие продукты". Те потребители, что увеличивают расходы, делают это исключительно ради создания запасов в период самоизоляции.

В категории "Одежда и обувь" ожидается спад во всех сегментах, за исключением детской одежды.
В категории "Товары длительного пользования" наибольшее падение отмечается в сегменте домашней электроники, а наименьшей — в сегменте"Велосипеды и самокаты". Возможно, потребители планировали покупку ранее или покупают, опасаясь повышения цен.

В качестве основной причины (до 60% случаев) снижения трат в сферах развлечений и путешествий респонденты называют изоляцию и страх заболеть. Эту же причину люди указывают при отказе от использования общественного транспортом по всей стране. В среднем по России тратить на ОТ меньше планируют 47% респондентов, на такси — 49%, а на каршеринг — 56%.

romir1

Прогноз на ближайшие шесть месяцев
Российские потребители планируют тратить меньше во всех каналах, причем наихудшие перспективы у торговых центров (порядка 47% опрошенных планирует тратить там меньше) и заведений уличной торговли (40%). Также сильно пострадают услуги для отдыха и развлечений: кинотеатры (34%), рестораны (34%), спа-салоны (36%), тематические парки (36%), концертные залы (36%), организация досуга и отдыха (46%).

«В сегменте онлайн-торговли хотя и ожидается рост, благодаря столичным потребителям, однако и здесь ситуацию простой не назовешь: в целом покупатели планируют сокращать свои расходы практически во всех категориях из-за опасений в связи с возможным повышением цен. На это накладывается неготовность игроков рынка удовлетворить текущий спрос, поэтому объемы электронной коммерции в ближайшие шесть месяцев, вероятнее всего, не покажут такой же рост, как в некоторых других странах, например, в Индии», — считает партнер в Московском офисе BCG Максим Бахтин.

На офлайн торговлю будет негативно влиять боязнь заразиться, а покупки в интернете будут сокращаться из-за ухудшающейся экономической ситуации. В ближайшей перспективе ожидается, что единственно растущим каналом продаж будет онлайн, причем только в Москве.

Одновременно прогнозируется рост расходов на услуги телемедицины, вызванный опасением лично посещать медицинские учреждения.

По всей России снижается число выдаваемых кредитов на покупки товаров длительного пользования.

bakery-consumer.jpg
Фото: pixabay.com








Комментарии (0)