
Фото: «Архиурбан»
«С начала 2020 года на главных торговых коридорах Северной столицы закрылось 308 магазинов, кафе и ресторанов, что на 5% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Но открылось всего 203 новых заведения, а доля пустующих помещений стабильно растет», – комментирует руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Наталия Киреева.

Основная ротация в течение 2020 года происходит в сегменте общественного питания, одежды, обуви и аксессуаров, а также продуктовых магазинов. В третьем квартале 2020 года чаще других закрывались рестораны и кафе (41%); среди новых открытий на них приходится около трети (27%). Летний сезон без иностранных туристов в Петербурге привел к стремительному сокращению магазинов книг, подарков и сувениров.
Особенностью кризисного периода стало появление нетипичных для конкретной улицы форматов торговли. Так, на улице Рубинштейна, которая считается главной ресторанной локацией, открылся ювелирный магазин Avgvst. На Невском проспекте, 18 в помещении, ранее занимаемом «Шоколадницей», работает музей восковых фигур. Рост открытий обеспечил сегмент красоты и здоровья, в первую очередь за счет аптек.
Увеличение количества пустующих помещений, а также сроков их экспозиции привели к снижению арендных ставок, отмечают в JLL. Например, на Невском проспекте еще в июне ставки находились в диапазоне 7500-13000 руб. за 1 кв. м в месяц (включая НДС), а уже в конце сентября они снизились до 7000-11000 руб. за 1 кв. м.
При этом увеличилась верхняя граница диапазона ставок по Большому проспекту П.С. с 4000 до 4500 руб. за кв. м в месяц (включая НДС). Этому способствовало открытие здесь ряда новых престижных брендов и увеличение привлекательности этой локации.
До конца года ожидается новая волна пересогласований коммерческих условий в связи с завершением летнего сезона, ухудшением погоды, что приведет к сокращению и так невысокого пешеходного трафика на основных улицах города и дальнейшему росту вакантности.