23 марта 2020, 06:03
NPD Group проанализировала каналы продаж, наиболее актуальные для ресторанов в период карантина по коронавирусу. «В условиях пандемии удар по фудсервису неизбежен, смягчить его удастся заведениям, которые предлагают еду навынос, доставку и услугу drive-thru», – считает главный эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Мария Лапенкова, отмечая при этом, что уже в 2019 году 36% заказов на российском ресторанном рынке потреблялись вне стен кафе и ресторанов.
Доставка – подходящий формат для минимизации человеческого контакта. В России по итогам 2019 года доставка росла в четыре раза быстрее рынка в целом. Она выросла на 23% в затратах, заняв 8% рынка питания вне дома. Этот канал в крупных российских городах хорошо развит: доля российской доставки в затратах сопоставима с ее долей на рынке Великобритании (8%). В других странах Европы (Франции, Италии, Испании, Германии) доля доставки в 2019 составила от 3 до 5%.
Главными драйверами роста доставки готовой еды в 2019 году, по данным NPD, были операторы фастфуда, которые последние два года целенаправленно развивали это направление. В прошлом году сегмент фастфуд-концепций, основанных на бургерах и блюдах из курицы, вырос в России в два с половиной раза. Пицце, как бессменному лидеру доставки, пришлось потесниться – в 2019 году доля заказов этого блюда составила 48% (против 55% в 2018). Однако, на фоне общего развития доставки пицца по-прежнему пользуется высоким спросом и растет в заказах.
«На рынке существенно увеличилась доля агрегаторов, поскольку потребителям удобнее заказывать на одной платформе, где сразу представлена еда из многих заведений, – рассказывает Марина Лапенкова. – В 2019 году на агрегаторы пришлось 42% рынка доставки, причем в последние дни из-за коронавируса к ним подключилось много новых ресторанов. Также растет доля заказов через приложение и веб-сайты, на них приходится уже 2/3 заказов, а доля традиционных телефонных звонков снижается».
В текущей ситуации потенциал увеличения трафика есть у drive thru, когда потребителю даже не нужно выходить из машины, чтобы сделать и забрать заказ. Однако в России этот формат развивается медленнее, чем в Великобритании или США, и в 2019 году на drive thru проходилось 3% всех заказов в затратах. К тому же, в России сети быстрого обслуживания и кофейни не спешили инвестировать в строительство drive thru, и более половины заказов канала приходится на одного оператора.
Click&collect – еще один потенциально успешный формат в новых реалиях. Потребители делают заказ онлайн через приложение и потом сами забирают его в заведении. В России этот канал находится на стадии становления, но текущая ситуация может ускорить его развитие.
Для сравнения в Китае доставка еды из ресторанов за последние десять дней января 2020 года – до введения китайскими властями карантина – выросла на 20% к аналогичному периоду 2019 года, свидетельствуют данные NPD Group. Как и ожидалось, в Китае в январе сильнее всего пострадали рестораны полного обслуживания, кафе и кофейни. Фастфуд чувствовал себя лучше, поскольку многие операторы смогли быстро переориентироваться на доставку. «При выборе места для заказа готовой еды потребители отдавали предпочтение проверенным знакомым заведениям, причем стоимость блюд не была для них решающим фактором», – отмечает Марина Лапенкова.
Доставка – подходящий формат для минимизации человеческого контакта. В России по итогам 2019 года доставка росла в четыре раза быстрее рынка в целом. Она выросла на 23% в затратах, заняв 8% рынка питания вне дома. Этот канал в крупных российских городах хорошо развит: доля российской доставки в затратах сопоставима с ее долей на рынке Великобритании (8%). В других странах Европы (Франции, Италии, Испании, Германии) доля доставки в 2019 составила от 3 до 5%.
Главными драйверами роста доставки готовой еды в 2019 году, по данным NPD, были операторы фастфуда, которые последние два года целенаправленно развивали это направление. В прошлом году сегмент фастфуд-концепций, основанных на бургерах и блюдах из курицы, вырос в России в два с половиной раза. Пицце, как бессменному лидеру доставки, пришлось потесниться – в 2019 году доля заказов этого блюда составила 48% (против 55% в 2018). Однако, на фоне общего развития доставки пицца по-прежнему пользуется высоким спросом и растет в заказах.
«На рынке существенно увеличилась доля агрегаторов, поскольку потребителям удобнее заказывать на одной платформе, где сразу представлена еда из многих заведений, – рассказывает Марина Лапенкова. – В 2019 году на агрегаторы пришлось 42% рынка доставки, причем в последние дни из-за коронавируса к ним подключилось много новых ресторанов. Также растет доля заказов через приложение и веб-сайты, на них приходится уже 2/3 заказов, а доля традиционных телефонных звонков снижается».
В текущей ситуации потенциал увеличения трафика есть у drive thru, когда потребителю даже не нужно выходить из машины, чтобы сделать и забрать заказ. Однако в России этот формат развивается медленнее, чем в Великобритании или США, и в 2019 году на drive thru проходилось 3% всех заказов в затратах. К тому же, в России сети быстрого обслуживания и кофейни не спешили инвестировать в строительство drive thru, и более половины заказов канала приходится на одного оператора.
Click&collect – еще один потенциально успешный формат в новых реалиях. Потребители делают заказ онлайн через приложение и потом сами забирают его в заведении. В России этот канал находится на стадии становления, но текущая ситуация может ускорить его развитие.
Для сравнения в Китае доставка еды из ресторанов за последние десять дней января 2020 года – до введения китайскими властями карантина – выросла на 20% к аналогичному периоду 2019 года, свидетельствуют данные NPD Group. Как и ожидалось, в Китае в январе сильнее всего пострадали рестораны полного обслуживания, кафе и кофейни. Фастфуд чувствовал себя лучше, поскольку многие операторы смогли быстро переориентироваться на доставку. «При выборе места для заказа готовой еды потребители отдавали предпочтение проверенным знакомым заведениям, причем стоимость блюд не была для них решающим фактором», – отмечает Марина Лапенкова.