08 октября 2019, 03:10
За третий квартал 2019 года в стрит-ритейле на центральных улицах Москвы открылось 53 заведения общепита. Это наибольшее значение с начала 2016 года, согласно данным компании JLL. Активное развитие сегмента ресторанов и кафе – главный тренд на основных торговых улицах Москвы в последние несколько лет. Доля операторов общественного питания в общей структуре арендаторов центрального стрит-ритейла выросла с 32% в 2016 году до 37% в настоящий момент.
Наибольшее число открытий аналитики наблюдали на Садовом кольце (23%), Арбате (17%), Покровке (9%) и Пятницкой (8%). «Если говорить о типах открывшихся заведений, то больше всего в третьем квартале открылось традиционных ресторанов и кафе (38%). На втором месте – кофейни с показателем 21% от общего количества новых заведений. Стоит отметить, что сегмент кофеен в общей структуре операторов общественного питания в рассматриваемых центральных торговых коридорах занимает около 15% и их количество растет примерно на 10% за год, аналогичная тенденция ожидается и в следующем году. На третьем месте по количеству открытий находятся бары и пабы – 15%», – комментирует Владислав Фадеев, заместитель руководителя отдела исследований компании JLL.
Помимо кафе и ресторанов в 3-м квартале высокий спрос наблюдался в сегментах одежды, обуви и аксессуаров, а также среди супермаркетов и специализированных магазинов. В целом за квартал количество открытий на 30% превысило число закрытых объектов, что привело к снижению доли свободных помещений центрального стрит-ритейла столицы – она опустилась до 9,4%, что является самым низким уровнем с начала года. По сравнению с показателем прошлого квартала вакантность опустилась на 0,8 п.п.
Наибольшее снижение доли вакантных площадей наблюдалось на Арбате – за прошедшие 3 месяца этот показатель опустился на 5,9 п.п. и достиг 5,8%. Как и в целом по рынку, большинство новых арендаторов (60%), занявших свободные помещения, представляют сегмент общепита.
Снижение доли свободных помещений также наблюдалось на Садовом кольце, высвобождение помещений на котором в начале года было одной из основных причин общего повышения уровня вакантности. По итогам сентября доля свободных помещений на Садовом упала до 10,3%, -2 п.п. за последние три месяца. Более 60% вакантных помещений заняли представители категорий «кафе и рестораны» и «красота и здоровье».
Наименьшая доля свободных помещений сейчас наблюдается на Покровке – вакантность здесь опустилась на 1,9 п.п. и составила 1,8%. Все новые арендаторы, занявшие пустовавшие помещения опять-таки рестораны и кафе.
Небольшое снижение средних запрашиваемых арендных ставок наблюдалось в локациях с высокой долей свободных площадей - в Столешниковом переулке (-3% до 195 тыс. руб. за кв. м в год) и на Петровке (-7% до 135 тыс. руб. за кв. м в год). Тверская улица напротив показала рост арендной ставки на 6% до 90 тыс. руб. за квадратный метр в год.
«В связи с начинающейся застройкой территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода арендаторы сформировавшегося там ресторанного кластера вынуждены срочно искать альтернативные площадки под свои заведения. Как следствие, повышенный спрос, конкуренция и ограниченное количество качественных и удачно расположенных локаций в ближайшее время могут вызвать рост арендных ставок на помещения под заведения общественного питания в центральных торговых коридорах Москвы», – комментирует Екатерина Подлесных, руководитель отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве.
Наибольшее число открытий аналитики наблюдали на Садовом кольце (23%), Арбате (17%), Покровке (9%) и Пятницкой (8%). «Если говорить о типах открывшихся заведений, то больше всего в третьем квартале открылось традиционных ресторанов и кафе (38%). На втором месте – кофейни с показателем 21% от общего количества новых заведений. Стоит отметить, что сегмент кофеен в общей структуре операторов общественного питания в рассматриваемых центральных торговых коридорах занимает около 15% и их количество растет примерно на 10% за год, аналогичная тенденция ожидается и в следующем году. На третьем месте по количеству открытий находятся бары и пабы – 15%», – комментирует Владислав Фадеев, заместитель руководителя отдела исследований компании JLL.
Помимо кафе и ресторанов в 3-м квартале высокий спрос наблюдался в сегментах одежды, обуви и аксессуаров, а также среди супермаркетов и специализированных магазинов. В целом за квартал количество открытий на 30% превысило число закрытых объектов, что привело к снижению доли свободных помещений центрального стрит-ритейла столицы – она опустилась до 9,4%, что является самым низким уровнем с начала года. По сравнению с показателем прошлого квартала вакантность опустилась на 0,8 п.п.
Наибольшее снижение доли вакантных площадей наблюдалось на Арбате – за прошедшие 3 месяца этот показатель опустился на 5,9 п.п. и достиг 5,8%. Как и в целом по рынку, большинство новых арендаторов (60%), занявших свободные помещения, представляют сегмент общепита.
Снижение доли свободных помещений также наблюдалось на Садовом кольце, высвобождение помещений на котором в начале года было одной из основных причин общего повышения уровня вакантности. По итогам сентября доля свободных помещений на Садовом упала до 10,3%, -2 п.п. за последние три месяца. Более 60% вакантных помещений заняли представители категорий «кафе и рестораны» и «красота и здоровье».
Наименьшая доля свободных помещений сейчас наблюдается на Покровке – вакантность здесь опустилась на 1,9 п.п. и составила 1,8%. Все новые арендаторы, занявшие пустовавшие помещения опять-таки рестораны и кафе.
Небольшое снижение средних запрашиваемых арендных ставок наблюдалось в локациях с высокой долей свободных площадей - в Столешниковом переулке (-3% до 195 тыс. руб. за кв. м в год) и на Петровке (-7% до 135 тыс. руб. за кв. м в год). Тверская улица напротив показала рост арендной ставки на 6% до 90 тыс. руб. за квадратный метр в год.
«В связи с начинающейся застройкой территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода арендаторы сформировавшегося там ресторанного кластера вынуждены срочно искать альтернативные площадки под свои заведения. Как следствие, повышенный спрос, конкуренция и ограниченное количество качественных и удачно расположенных локаций в ближайшее время могут вызвать рост арендных ставок на помещения под заведения общественного питания в центральных торговых коридорах Москвы», – комментирует Екатерина Подлесных, руководитель отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве.