https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • «Хорошо, хоть что-то приняли»: как рестораторы оценивают меры помощи малому бизнесу

«Хорошо, хоть что-то приняли»: как рестораторы оценивают меры помощи малому бизнесу

08 апреля 2020, 09:04 Жанна Присяжная / Москва,
В начале апреля Правительство РФ  обнародовало меры поддержки малого и среднего бизнеса в отраслях, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекцией, куда вошла и сфера общепита. О том, помогут ли эти меры сохранить бизнес и как сейчас выживают московские рестораны, «FoodService» расспросил управляющего партнера бренда «Menza. Паназиатская кухня» Яну Панину.
Yana_Panina.JPG
– Расскажите, пожалуйста, как вы оцениваете принятые государством меры? Что из них действительно поможет?

– Во-первых, хорошо, что хоть что-то приняли и сфера общепита признана одной из наиболее пострадавших. Это в любом случае лучше, чем ничего. Самое позитивное, что пришли к 15%-ным взносам по фондам. Надеемся, это не тактическое, а стратегическое решение, которое не будет пересмотрено при первой же возможности. Да, это от зарплаты, превышающей МРОТ, но все равно это большое движение вперед. Налоги на труд у нас были непосильные. Государство часто говорит об НДФЛ 13% и УСН 6% (в режиме «доход»), но не любит поднимать вопрос налогов по фондам. Если же НДФЛ просуммировать с налогами по фондам, то получалось более 40% налога на труд.

– Как оцениваете меры по различными отсрочками?

– За это, конечно, спасибо, кто бы мог заплатить это сейчас, я не знаю. Дали отсрочку по налогам, по УСН, отсрочку по страховым взносам с апреля для микро- и малых предприятий. 

– Какие еще возможные меры, вы считаете, в данной ситуации помогли бы бизнесу?

– Буквально сегодня нашла информацию, что Правительство готово компенсировать затраты на комиссию при дистанционной продаже товаров и услуг через площадки. Есть пометка, что список последних будет добавлен позже. Если это так и нам действительно готовы компенсировать 50% комиссии, при условии, что она не больше 20%, то это тоже, конечно, было бы здорово. Пусть даже взаимозачетом – налоговыми платежами и пр.

  Также планировалось ввести довольно хорошие меры поддержки для московских франчайзи, кто купил франшизу не более полутора лет тому назад. Шла речь о субсидировании 70% коммунальных платежей, а также роялти, паушальных взносов и пр. Будем ждать официальных постановлений.
Менза.jpg
– Идут ли сейчас арендодатели навстречу рестораторам?

– В большинстве случаев – да. Три ресторана мы были вынуждены полностью закрыть, поскольку они находятся в торговых центрах. Отдельная благодарность «МЕГА Теплый Стан»: как только вышло постановление мэра Москвы, арендодатель сразу прислал письмо с предписанием о консервации заведения. Для пищевиков это крайне важный момент – возможность химической генеральной уборки перед закрытием: даже если оставить жирное пятно на полу, через месяц там разведутся насекомые. Аренда там сейчас не начисляется, как и, по предварительным данным от франчайзи, в локации в ТЦ «Щука».

  Сложная ситуация с рестораном в ТЦ «Охотный ряд» на Манежной площади. Мы до сих пор ведем переговоры с арендодателем, который не готов идти на уступки. Да, он не начисляет нам пени, но аренда – а она немаленькая в самом центре Москвы, идет. Нам было сказано, что ресторан не является отдельно стоящим и мы можем работать на доставку, а принятие решение о закрытии – наше собственное. Но ни о какой доставке в центре Москвы, где большая часть офисов закрыты, сейчас и речи быть не может, да и доставка без зала не может окупить такую аренду в принципе. Мы готовы платить по ставкам, когда возобновим деятельность. Но платить за простой у нас нет возможности – просто нечем, как и у большинства малых предприятий, которые работают в ТЦ.

– Многим ТЦ в свою очередь нечем платить кредиты.

– Да, и здесь их также можно понять – они имеют обязательства перед банком. У них своя ситуация. И она патовая. Если бы им тоже пошли навстречу и объявили форс-мажор, дали бы кредитные каникулы и другие льготы, они бы вели с нами диалог по-другому. Другой вопрос – что потом будет с банковской системой.

Но, опять же, когда сравниваешь объемы ВВП, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса в других странах, с нашим в 0,5%, становится грустно. В Германии это более чем 30%, в США – 12%, в Италии — 20%, в Японии – 5%.

– Какие скидки дали остальные арендодатели в тех пяти локациях, которые сейчас работают на доставку?

– Один из арендодателей дал хорошую скидку в 50% еще с самого начала ситуации: он ценит, что мы работаем на коротком арендном договоре. По другим точкам аренда также снижена от 20 до 50%. Но опять же – это пока на ближайший месяц.

  Мы ценим, когда арендодатель мыслит стратегически: можно выгнать ресторан, но кто придет на его место, как долго будет работать другой арендатор, не накопит ли он задолженностей по коммуналке и пр.

– Как сейчас организована доставка в ресторанах Menza? Вырос ли спрос?

– Пять работающих на доставку ресторанов временно получили территорию закрывшихся трех точек. Средний рост заказов на доставку – 10–15%. У кого-то она выросла на 50% – из-за временного присоединения чужой территории. Сейчас 100% наших продаж сопряжено с тратами на упаковку, еще часть – с агрегационной комиссией.

  Второй момент – напитки. Люди станут их брать, только если мы будем продавать их по цене магазина, поэтому наценку получается делать только на кухню. А это прилично меньше, чем наценка на бар в зале. Потеряв зал, мы потеряли не только поток заказов, не сопряженных с расходами на упаковку, логистику и наценку агрегации, но и весь объем высокомаржинальных напитков.
Менза_Охотный ряд.jpg
– Какова сейчас доля собственной доставки и агрегаторов? На каких условиях сотрудничаете с ними?

– Доля агрегаторов значительно выросла – до 80%. Условия остались прежними: Delivery Club только агрегирует заказы, логистики при этом наша. С «Яндекс.Едой» сотрудничаем по полному пакету услуг.

– Участвуете в акциях, предоставляете скидки?

– У нас, как и у многих других ресторанов, еще с января-февраля были запланированные акции на весну, когда идет массовый спад активности и начало сезона пикников и выездов на шашлыки. Получилось все наоборот. Может, мы бы и вышли из этих аттракционов невиданной щедрости, но тут произошло следующее: все, у кого не была развита доставка, кинулись ее подключать – настало время «Яндекса» и Delivery. Рестораны предоставляют промокоды, дающие скидку в 40–50%, это абсолютная работа в убыток. Особенно, когда скидку в 50% предоставляют на такие блюда, как бургеры.

– Какой смысл в такой работе?

– Сложно сказать. Пытаются сохранить хоть какой-то оборот, у кого-то, возможно, особые договоренности с агрегаторами, кто-то просто плохо считает.

– На что хватает вашего текущего оборота?

– Сейчас цель – работать в ноль, но удержать хотя бы костяк команды в надежде, что к концу мая все это закончиться и мы откроемся.

– Даже работать в ноль для многих сейчас роскошь.

– Согласна. К счастью, у нас многое оптимизировано, взять ту же упаковка. Сейчас мы запускаем новые чайна-боксы: они на рубль дешевле, чем у наших нынешних партнеров. К сожалению, сейчас у них сложная ситуация и они могут закрыться. В целом, мы рассматриваем и простые белые коробки, на которые будем клеить фирменные наклейки. Но пока тяжело расстаться со своей субъективной оценкой упаковки, в проработку и стиль которой вложено много сил: от гостей о ней всегда слышим хорошие отзывы и это выгодно отличает нас от других ресторанов, которые сейчас возят еду в самой простой и безумно дорогой упаковке.
MENZA.jpeg
– Изменилось ли меню доставки?

– Мы сохранили практически весь ассортимент. Думали по поводу ланчей: убрать или оставить. Пока оставили в прежнем формате по будням с 11.00 до 17.00. Называются «Удаленка-Ланч». Они по-прежнему занимают 25% всех заказанных блюд.

 Из дополнительных сервисов ввели продажу молотого кофе и чая на развес, а также продуктов первой необходимости – молока и шлифованного риса. Но чтобы нас не использовали как продуктовую доставку, иначе мы уйдем в глубокий минус, есть ограничения: на каждые 1500 руб. в чеке можно добавить продуктовые две позиции. Планируем запуск продаж чистящих и дезинфицирующих средств совместно с «ОптиКомом», опять же по схеме присоединения дополнительной покупки к чеку от 1500 руб.

– Каковы прогнозы, надежды?

– Очень надеемся открыться после майских праздников – ближе к июню. Но все зависит от развития ситуации. Конечно, если все затянется до осени, это будет крах. Надеемся на лучшее.

«Хорошо, хоть что-то приняли»: как рестораторы оценивают меры помощи малому бизнесу

Помогут ли принятые меры сохранить бизнес, «FoodService» расспросил управляющего партнера бренда "Menza" Яну Панину. | Журнал «FoodService»

Комментарии (0)
Похожие статьи

https://www.traditionrolex.com/43