Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • «Нам взломали дверь, поменяли замки и перегородили вход машиной без номеров»: Хатуна Колбая о конфликте с арендодателем

Мнения

20 Апреля 2020, 09:04 Жанна Присяжная / Москва

Вопрос арендной платы – один из самых острых для рестораторов в период вынужденного простоя. Некоторым счастливчикам удается договориться с владельцами помещений о снижении аренды. Другие упираются в несговорчивость арендодателей, не готовых идти на встречу даже в нынешней трудной ситуации. Именно так произошло с одним из помещений столичной сети «Вай Мэ!»: собственник изначально отказался идти на арендные каникулы, а после заявления ресторатора о желании расторгнуть договор и вовсе закрыл ему доступ в помещение. Подробностями произошедшего с «FoodService» поделилась владелица сети Хатуна Колбая.

Hatuna.jpg
– Расскажите, с чего начался конфликт и что это за локация?

– Проблемная ситуация возникла по локации нашего ресторана «Вай Мэ!» на Новослободской улице, дом 26, стр.1. Когда вышло предписание правительства о закрытии общепита, мы объяснили собственнику, ООО «Молайн», что с 28 марта обязаны будем закрыть ресторан. На что получили письменный ответ, что это «всего лишь рекомендации, а не обязательство». Седьмого апреля мы направили собственнику письмо о желании расторгнуть договор аренды. Десятого апреля пришли проверить помещение, где находится наша мебель, компьютеры, кассовые аппараты, и приготовиться к демонтажу. Но нам взломали дверь, поменяли замки, перегородили вход черной тонированной машиной без номеров. С похожими проблемами столкнулись многие другие арендаторы по этому же адресу. 

– Какие действия вы предприняли?

– Написали два заявления в полицию. После чего представитель собственника попросил «уладить все без полиции», а на следующий день написал сообщение о том, что он дает арендные каникулы на апрель-май и 30-50% скидки на июнь. Мы ответили, что будем действовать только в рамках закона. Но есть одно «но»: при заключении договора аренды мы отдали им депозит в размере 1 млн 340 тыс. руб. Они не хотят отдавать деньги, и я думаю, они ими уже потрачены, хотя по закону они не имеют права их трогать. Сейчас мы готовим иск в суд.

– Вы давно в этой локации?

– С 2017 года. И никаких проблем с нами не было. 7 апреля мы уведомили владельцев, что хотим сдать помещение 13 апреля по акту приёмки-передачи. В назначенный день представители собственника не пришли. Наша мебель, техника и денежные средства находятся у собственника. И сейчас он уже понимает: уйдем мы, и к нему никто не придет – у людей нет денег, чтобы открывать бизнесы. Помещению придется пустовать многие месяцы. Это большие расходы.


"Если все продлится до осени, это будет крах"


– Как вы оцениваете ситуацию с арендой на столичном рынке в целом?

– На рынке по-прежнему есть две категории арендодателей: дальновидные бизнесмены, намеренные грамотно работать на перспективу, и спекулянты-торгаши, которым нужно, как говорится, «хапнуть одним днем». Это губительно для бизнеса, для отрасли, для всех нас: мы платим налоги, даем рабочие места, мы двигаем экономику, в какой-то степени – культуру. Такой уровень ресторанов и баров, как в Москве еще надо поискать. У нас крутой сервис, умнички-повара. И в один день все это просто исчезло. Это безумно сложно осознать. Мне на почту каждый день приходят объявления о сдаче помещений, я знаю, что это были за объекты, и в онлайн-режиме вижу, кто уже не откроется. 

VM.jpg
– Какие примерные прогнозы вы можете дать по нанесенному отрасли урону?

– Если рестораны вновь начнут работать к началу лета, закрытий будет порядка 60%. Если все продлится до осени, это будет крах. Хорошо, если выживут 10%.

– Есть надежда открыться летом?

– Пока очень надеемся. Нам пришло распоряжение о том, что 1 июня мы можем начать монтаж летних веранд и к середине месяца открыться.

– Какие реальные меры от правительства помогли бы остаться на плаву?

– Арендные и налоговые каникулы. Именно каникулы, а не отсрочки. Объявление форс-мажорной ситуации. Только так.

– Как повели себя остальные арендодатели?

– В противовес проблемному партнеру у нас есть просто святой человек – арендодатель на Покровке, который сам предложил нам арендные каникулы на несколько месяцев. Сказал: «Все решим, боритесь, держитесь». Это исключительные случай. Остальные ведут себя адекватно ситуации, проблем нет.


"Работаем, чтобы удержать команду"


– Сколько точек у вас сейчас работает на доставку?

– Четыре точки из девяти. Два ресторана находятся в стройке. И одну точку мы точно закроем – это локация с проблемных арендодателем, о которой я говорила выше. Это дело принципа.

VM.jpg
– На что хватает оборота?

– Оборота хватает только на продукты и зарплаты – мы их сейчас выплачиваем раз в пять дней. Ни о каком заработке речи не идет. Работаем, чтобы удержать команду и чтобы нас не забыли. Своя доставка у нас по обеим сетям (Saperavi Cafe и «Вай Мэ») с 2014 года. Работаем и с агрегаторами, которые, увы, скидок не предоставляют. Мы платим 30% комиссии притом, что они берут плату за доставку еще и с клиентов. Среди партнеров – «Яндекс.Еда», Delivery Club, «Кейтери.ру», начали сотрудничество с сервисом LeClick.

– Вы активно помогаете с обедами врачам, поддерживаете пенсионеров. Какой отклик получает ваша помощь? Кто из партнеров присоединился?

– Пандемия, можно сказать, раскрыла человеческие качества коллег, поставщиков. Есть те, кто не помогает принципиально, например, производители одноразовой посуды. Но очень многие откликнулись. На нас стали выходить даже те, с кем мы раньше не сотрудничали. Например, «ЭкоКультура» нашли нас сами, стали отправлять овощи – огурцы, помидоры; один крупный производитель чизкейков Cheesecake Club вышел на нас через соцсети и присылает десерты для врачей и нуждающихся. «Умалат» присылают сыры, наш партнер по чаям Teaco отдельно предоставляет партию чая и кофе для пенсионеров и медиков; владелица La Princesse Choco - мармелад и конфеты, «Первая продуктовая компания» отправляет курицу, Unilever – майонез, соусы; к Пасхе приготовила куличи, которые мы возили в Городскую клиническую больницу № 15. Мы сможем это продолжать, пока нас много, пока помогают партнеры. Один в поле не воин.

«Нам взломали дверь, поменяли замки и перегородили вход машиной без номеров»: Хатуна Колбая о конфликте с арендодателем

Вопрос арендной платы – один из самых острых для рестораторов в период вынужденного простоя. | Журнал «FoodService»

Комментарии (0)