23 декабря 2024, 09:12
В условиях сокращения рейсов и повышения цен на перелеты возможность совершить гастропутешествие без самолета стала настоящим ресторанным трендом. Южная Корея, Испания, Греция, Италия, Япония, а иногда все вместе – рестораторы не устают воплощать мечты гостей о дальних странах, ярких вкусах и самобытной атмосфере. По просьбе «FoodService» ресторанные обозреватели Москвы и Санкт-Петербурга выбрали лучшие новые рестораны этого года.
Анна Куклина, гастрономический журналист, главный редактор Gastronom.ru (Москва)
1. Ayu. Ресторатор Борис Зарьков в этом году преподнес столице очередной гастрономический подарок – японскую шкатулку WA Garden в Романовом переулке с тремя аутентичными ресторанами, работающими исключительно по сет-меню. В Ayu нужно идти за впечатлениями от свежайших морепродуктов и рыбы, в Uchiwa меню построено на крабах, в Tajiri Go – на мраморной говядине вагю. Качество продуктов высочайшее, но и интерьер, и декор, и посуда, и сторителлинг принесут удовольствие.
2. Padron. Патрон Адриан Кетглас, воспитавший нам на радость не одно поколение талантливых поваров, закрыл свой московский AQ Kitchen 31 декабря 2023 г. Поэтому мы с нетерпением ждали открытия его нового проекта – и ожидания оправдались! Великолепный интерьер с отсылками к Гауди и Миро (барный зал поражает), пиренейские кулинарные мотивы в меню, яркие цвета и вкусы в тарелках. Идеальный дуэт сложился у Кетгласа и молодого шефа Евгения Цыганова – ресторан действительно «с перчинкой».
3. Avrora. Вот уж кто потрудился на славу в 2024 г., так это трио Антона Пинского, Виталия Истомина и Артема Лосева. Они за год открыли десять ресторанов! Москва, Сочи, Дубай… Двухэтажная «Аврора» – самая масштабная и солидная: три этажа с лифтом и живописными лестницами, множество залов, современное искусство и «нарядное» меню с севиче, карпаччо, устрицами, стейками и прочими изысками. Есть и селедочка с картошкой, и печень, и паста, но дамы тут все равно просят шампанского и роз. Для таких случаев придумали десерт – обманку-бутон из крем-пломбира, подаваемый в букете.
Александр Пигарев, ресторанный обозреватель «РБК Стиль» (Москва)
1. Padron. В ресторане Padron Адриан Кетглас и команда Folk Team раскрывают кулинарный диалог Испании и Португалии через оригинальные блюда и интригующие детали. Главный символ – падронский перец, в котором один из десяти перчиков попадается горьким, – воплощает непредсказуемость гастрономии. На кухне разместился уникальный гриль с зонами для мяса, рыбы и дровяных печей, где томят блюда по испанским традициям. Ресторанный интерьер вдохновлен Барселоной и творчеством Гауди: кирпичные колонны, уличный свет, открывающийся вид на бульвар создают ощущение прогулки по каталонским улицам. Панорамные окна выходят на Страстной бульвар, а в зоне бара, выложенной португальской плиткой азулежу, чувствуется дух Лиссабона. Меню дополняет винная коллекция, сочетающая классику и редкие экземпляры. На кухне под руководством Евгения Цыганова подают галисийские стейки, кролика с шоколадом, эмпанаду из ягненка и осьминога с печеным перцем.
2. Anchovy’s Club. В этом проекте Folk Team и Dreamteam замахнулись на нечто новое – рыбную брассерию, где морская гастрономия пребывает в симбиозе с пивной культурой. Атмосфера создается игрой форматов: танковое пиво из массивной цистерны или авторские сорта в ледяных кегах. На кухне – экспериментальная палитра: сало из масляной рыбы, строганов из трубача с запеченным пюре, тарамасалата с синнабоном. Открытая кухня с барной стойкой, витриной с морепродуктами и удобными столиками вписаны в воздушное пространство с французской утонченностью и индустриальной брутальностью. Шеф-бармен добавил свой штрих, создавая коктейли, идеально сочетающиеся с морской кухней, а винная карта включает 40 видов шампанского. Вина можно дегустировать на террасе, уходящей в сквер, который этим летом стал настоящим московским биргарденом. Здесь пиво льется рекой из десятка кранов и подается так, как задумывали пивовары Dreamteam. Это не просто ресторан, а новая социальная сеть для гурманов и поклонников авангардной гастрономии.
3. Locanda. На Малой Никитской распахнул свои двери ресторан Locanda, предлагая гостям совершить путешествие в Италию. Здесь домашние орекьетте создаются с любовью, а пышная фокачча, выпеченная в печи, радует подпалинами, обещая кусочек настроения солнечного Рима. Интерьер впечатляет: стены украшены геральдическими росписями, а потолки сверкают золотом, создавая атмосферу венецианского палаццо. Кухней занимается итальянский шеф-повар Мануэле Кроче Антонио, ученик звездного бренд-шефа Нино Грациано. В меню – обилие аутентичных блюд: от карпаччо из цветной капусты с трюфелем до пасты с ягненком. За барной стойкой шеф-бармен Егор Бочаров предлагает коктейли, подчеркивающие дух заведения. Locanda уже стала местом встреч для искушенных гурманов, и все снова ждут наступления лета, чтобы проводить время с итальянским вайбом на окраине Патриков.
Владимир Гридин, гастрономический журналист, автор Telegram-канала Foodiscovery (Москва)
1. Luwo. Воскресить вымершую цивилизацию в угоду моде на греческую и – шире – средиземноморскую традицию, чтобы по-своему взглянуть на гастрономические возможности региона, – это очень в духе совсем молодой, но дерзко ищущей свой путь ресторанной группы Origin. И в духе шеф-повара Артема Чудненко, не идущего на компромиссы в своем кулинарном стиле.
Для Luwo, большого трехэтажного проекта с секретным клубом-баром в цоколе и красивой верандой на крыше, он перепридумал Грецию как часть Малой Азии, где дикое и буйное смешивается с просвещенным и культурным. В приправах, ингредиентах, соусах и вкусах он внутренним чутьем сумел переразглядеть бронзовый век человечества и с толикой вдохновляющего сумасшествия перевести его на тарелки в центре Большой Никитской. Чем более странно выглядит блюдо в меню, тем с большей степенью определенности оно будет близко к неосознанной гениальности.
2. FullMoon. Илья Тютенков открыл неординарный японский ресторан. Интерьер в розовом от Натальи Белоноговой, форма от Дмитрия Логинова, кухня от Луиджи Маньи и Масухаро Хориике – здесь все не так, как у всех.
И это мгновенный успех. Ничего более современного и созвучного духу Японии в Москве сейчас нет. Округлые глянцевитые нигири (Масухаро-сан по ним спец), неожиданные закуски в японском ключе, но со считываемой точкой зрения на кухню не изнутри традиции, а извне, забавная перекличка Италии и Японии в разделе пасты – все это моментально стало хитами нового ресторана.
Fullmoon откликается на все запросы сразу, но делает это элегантно и в русле своей концепции. Тут есть и чайные церемонии в полутемной подвальной чайной с атмосферой курильни опиума, и винная карта с прекрасным выбором шампанского и тихих вин, и коктейли от главного японского бармена Юта Инагаки (The Butler Japanese Bar).
3. Grassa. На Патриках открылся ресторан Grassa братьев Борисихиных – ресторатора Ярослава и шефа Вадима. Дебют в Москве, но дуэт зрелый и сложившийся, до этого братья работали в Екатеринбурге, где у них были успешные проекты. В одном из них они партнерствовали с Гленом Баллисом, и тот сейчас выступает в Grassa чем-то вроде гастропродюсера.
Grassa – небольшой ресторанчик с очень несложной и очень традиционной на первый взгляд итальянской кухней. Ешь себе ризотто каччо-э-пепе и не задумываешься, бывает ли такое в Италии или нет. При внимательном рассмотрении окажется, что почти вся эта вдохновленная Болоньей (Grassa – «жирная» – одно из прозвищ города со средних веков), но никакого отношения к Болонье не имеющая еда виртуозно перепридумана. Пицца – на тончайшем хрустящем тесте, ригатоне с болоньезе из тунца и икры трески, котолетта алла миланезе – воздушная окружность в кляре с лепестками миндаля и щедро наструганным трюфелем. Почти в каждом блюде есть особый взгляд на традицию, не ученика – мастера. Впору поздравить нас всех с новым интересным шефом.
Анна Коварская, гастрономический журналист, специальный корреспондент журнала «FoodService» (Санкт-Петербург)
1. Drevå. Самый файндайнинговый файндайнинг Петербурга – Drevå – открыла Надежда Третьякова в бывшем банкетном зале ресторана Nordic. Местоположение на Пулковском шоссе – в дальней дали от туристических троп (между Пулковым и Пушкиным) вызывает массу вопросов, но Drevå отдельной поездки точно заслуживает. В гастрономической столице России заведения высокой кухни по пальцам посчитать, а в Drevå дают еду от шведа Дэниеля Хогландера из стокгольмского мишленовского Aloё (две звезды), что по нынешним временам более чем удивительно. Интерьер утонченный: дагестанский ясень, индийский мрамор, многоярусная люстра из балийских ракушек, chef’s table при открытой кухне. Кормят на выбор двумя сетами: Provocateur с 14 подачами и «Поцелуй бабочки» о восьми курсах. Блюда – мультиэтнические, яркие, местами неожиданно острые: сибас с трюфелем и маракуйей, крудо из оленины с икрой ряпушки, кокосовый сорбет с черной икрой. К каждому курсу подбирают вино, а особенно хорош выбор безалкогольных напитков: лактоферментированный грейпфрутовый сок с бергамотом или малина с чили и какао-бобами.
2. Jisco. Мода на итальянское в Петербурге закончилась, новый черный – корейский. В самом проходимом ТРК города «Галерея» блогерка-миллионник Виктория Портфолио открыла кей-поп-кафе Jisco. Выбранная ЦА – ночной кошмар и надежда рестораторов – поколение альфа. Эти юные гости родились в 2010-х, они фанатеют от корейских айдолов из BTS и Red Velvet, выбирают токпокки с рыбками-пуннопанами и приводят с собой своих родителей. Последние мирятся с красными стенами, световыми колоннами, подвижным потолком в звездах и огромными экранами с интегрированным AI и заказывают рамены с пибимпабами. В продвижении кафе активно принимают участие дочери Виктории – одиннадцатилетняя Мирослава и девятилетняя Злата. На своих соцстраницах инфлюэнсерки во втором поколении учат фолловеров жизни, как правильно кусать корн-дог и как разбивать фрукты в стекле, и успешно собирают очереди на входе.
3. Nola. Этот новоорлеанский бар самые известные бармены России Игорь Зернов, Коля Киселев и Артем Перук называют своим первым взрослым рестораном. И то верно: по сравнению с культовым El Copitas Bar, который парни открыли в Петербурге десять лет назад за 1,5 млн руб., это прорыв: вложения в Nola измеряются десятками миллионов. В небольшое помещение в Волынском переулке партнеры постарались перенести атмосферу вечного праздника и безудержного карнавала. Получилось!
По центру разместили круглый контактный бар – там мешают ром с мятным ликером для коктейля «Зеленый кузнечик» и поджигают ложки с абсентом, под потолком включили вентиляторы, стены увешали масками вуду. И, по заветам Нового Орлеана, каждый день дают джаз. Меню с луизианской (читай: французской, испанской и африканской) едой сделал Алексей Ермаков. Бренд-шеф успел покинуть компанию «СледуйЗаКроликами», но оставил после себя эталонный луковый суп, сэндвич с устрицами по-бой, рыбную похлебку гамбо и невероятную джамбалайю – луизианскую паэлью с креветками и чоризо.
Дмитрий Грозный, редактор сайта «Фонтанка.ру» (Санкт-Петербург)
1. Itameshi. Объединять в одном меню Италию и Японию – идея, мягко говоря, не блещущая новизной. Раньше так поступали рестораторы, которые банально хотели угодить всем вкусам. Но так было раньше, пока в России не прослышали, что, оказывается, существует специальный термин «итамеши». В переводе с японского – всего-навсего «итальянская еда». Говорят, понятие получило распространение в Японии во время экономического кризиса, когда в модных итальянских ресторанах стали готовить из японских продуктов. Потому что так было дешевле. Было понятно, что появление ресторана с таким названием было лишь вопросом времени. Первым успел шеф и ресторатор Алексей Алексеев, который начинал как апологет северной кухни.
Интерьер здесь скорее минималистично-японский, да и официанты носят куртки, сильно смахивающие на кимоно. Зато тарелки разрисованы лимонами и цветками гибискуса. Но самое главное, что внутри. Итамеши, с точки зрения Алексеева, это когда рамен готовят с поркеттой, на баттуту нахлобучивают шапку мусса из угря, пиццу с креветками и кальмарами подают с соусом том ям, а в тирамису добавляют соевую карамель. Ничего провокационного и экстремального. В супе капучино из пармезана с белыми грибами и пармезановыми же печеньками японских мотивов не находишь, сколько ни ищи. Зато не суп, а поэма!
2. «Пища династии Минь». Рестораны при музеях в России вообще – жанр довольно редкий. А заведения сколько-нибудь удачные в таких местах не появлялись почти никогда. Поэтому «Пища династии Минь» – безусловный прорыв, практически революция. Правда, открылся он не при, а под музеем Бродского – в подвале дома, где расположены знаменитые «полторы комнаты». Проект получился эстетский, его вполне можно назвать большой музейной инсталляцией. Примерно так выглядит Китай в фильмах Вонга Карвая: настоящий чайна-таун, только без лубочных флажков и красных фонариков. Тут не коридоры, а улочки, вдоль стен притулились отдельные кабинеты размером не больше холодильника. При помощи персональных бамбуковых жалюзи можно в любой момент отгородиться от окружающих. Придумал всю эту концептуальную красоту архитектор Александр Бродский (не родственник): он же создавал и пространство музея. За концепцию ресторана и бара здесь отвечает команда бара El Copitas. Бродский (поэт) любил китайские рестораны, а в его стихотворении «Письма династии Минь» упоминается «возлюбленная дикая утка». Это и предопределило выбор кухни. А утка по-пекински – естественно, гвоздь меню.
3. Marche. Все слышали про улицу Рубинштейна, вот только с гастрономической точки зрения на ней давно не происходит ничего интересного. Главной же ресторанной магистралью Петербурга по факту стала улица Большая Зеленина. Именно близ нее открыли ресторан Marche. Проект масштабный: два этажа, две открытые кухни, огромный гриль, огромная дровяная печь. Но главное, куда ни кинешь здесь взор, хочется изречь сакраментальное «во-первых, это красиво». Объединить Францию с Магрибом по кухне и интерьеру было давней мечтой ресторатора Али Мамедова. В меню раздел восточных мезе соседствует с традиционными французскими гужерами, улиток здесь запекают не только с зеленым маслом, но и заатаром, а профитроли начиняют халвой. Никакой пиццы в Marche нет и быть не могло, зато есть пиде, в том числе с устрицами, запеченными под сыром. Но отдельную благодарность хочется высказать за инновационную версию... салата «Цезарь». Для этого всего-то томаты заменили на батат, а сухарики – на маш. В итоге получился цезарь и сладкий, и хрустящий совершенно по-новому. Как говорится в одном ресторанном гиде: «заслуживает специального посещения».
Анна Куклина, гастрономический журналист, главный редактор Gastronom.ru (Москва)
1. Ayu. Ресторатор Борис Зарьков в этом году преподнес столице очередной гастрономический подарок – японскую шкатулку WA Garden в Романовом переулке с тремя аутентичными ресторанами, работающими исключительно по сет-меню. В Ayu нужно идти за впечатлениями от свежайших морепродуктов и рыбы, в Uchiwa меню построено на крабах, в Tajiri Go – на мраморной говядине вагю. Качество продуктов высочайшее, но и интерьер, и декор, и посуда, и сторителлинг принесут удовольствие.
2. Padron. Патрон Адриан Кетглас, воспитавший нам на радость не одно поколение талантливых поваров, закрыл свой московский AQ Kitchen 31 декабря 2023 г. Поэтому мы с нетерпением ждали открытия его нового проекта – и ожидания оправдались! Великолепный интерьер с отсылками к Гауди и Миро (барный зал поражает), пиренейские кулинарные мотивы в меню, яркие цвета и вкусы в тарелках. Идеальный дуэт сложился у Кетгласа и молодого шефа Евгения Цыганова – ресторан действительно «с перчинкой».
3. Avrora. Вот уж кто потрудился на славу в 2024 г., так это трио Антона Пинского, Виталия Истомина и Артема Лосева. Они за год открыли десять ресторанов! Москва, Сочи, Дубай… Двухэтажная «Аврора» – самая масштабная и солидная: три этажа с лифтом и живописными лестницами, множество залов, современное искусство и «нарядное» меню с севиче, карпаччо, устрицами, стейками и прочими изысками. Есть и селедочка с картошкой, и печень, и паста, но дамы тут все равно просят шампанского и роз. Для таких случаев придумали десерт – обманку-бутон из крем-пломбира, подаваемый в букете.
Александр Пигарев, ресторанный обозреватель «РБК Стиль» (Москва)
1. Padron. В ресторане Padron Адриан Кетглас и команда Folk Team раскрывают кулинарный диалог Испании и Португалии через оригинальные блюда и интригующие детали. Главный символ – падронский перец, в котором один из десяти перчиков попадается горьким, – воплощает непредсказуемость гастрономии. На кухне разместился уникальный гриль с зонами для мяса, рыбы и дровяных печей, где томят блюда по испанским традициям. Ресторанный интерьер вдохновлен Барселоной и творчеством Гауди: кирпичные колонны, уличный свет, открывающийся вид на бульвар создают ощущение прогулки по каталонским улицам. Панорамные окна выходят на Страстной бульвар, а в зоне бара, выложенной португальской плиткой азулежу, чувствуется дух Лиссабона. Меню дополняет винная коллекция, сочетающая классику и редкие экземпляры. На кухне под руководством Евгения Цыганова подают галисийские стейки, кролика с шоколадом, эмпанаду из ягненка и осьминога с печеным перцем.
2. Anchovy’s Club. В этом проекте Folk Team и Dreamteam замахнулись на нечто новое – рыбную брассерию, где морская гастрономия пребывает в симбиозе с пивной культурой. Атмосфера создается игрой форматов: танковое пиво из массивной цистерны или авторские сорта в ледяных кегах. На кухне – экспериментальная палитра: сало из масляной рыбы, строганов из трубача с запеченным пюре, тарамасалата с синнабоном. Открытая кухня с барной стойкой, витриной с морепродуктами и удобными столиками вписаны в воздушное пространство с французской утонченностью и индустриальной брутальностью. Шеф-бармен добавил свой штрих, создавая коктейли, идеально сочетающиеся с морской кухней, а винная карта включает 40 видов шампанского. Вина можно дегустировать на террасе, уходящей в сквер, который этим летом стал настоящим московским биргарденом. Здесь пиво льется рекой из десятка кранов и подается так, как задумывали пивовары Dreamteam. Это не просто ресторан, а новая социальная сеть для гурманов и поклонников авангардной гастрономии.
3. Locanda. На Малой Никитской распахнул свои двери ресторан Locanda, предлагая гостям совершить путешествие в Италию. Здесь домашние орекьетте создаются с любовью, а пышная фокачча, выпеченная в печи, радует подпалинами, обещая кусочек настроения солнечного Рима. Интерьер впечатляет: стены украшены геральдическими росписями, а потолки сверкают золотом, создавая атмосферу венецианского палаццо. Кухней занимается итальянский шеф-повар Мануэле Кроче Антонио, ученик звездного бренд-шефа Нино Грациано. В меню – обилие аутентичных блюд: от карпаччо из цветной капусты с трюфелем до пасты с ягненком. За барной стойкой шеф-бармен Егор Бочаров предлагает коктейли, подчеркивающие дух заведения. Locanda уже стала местом встреч для искушенных гурманов, и все снова ждут наступления лета, чтобы проводить время с итальянским вайбом на окраине Патриков.
Владимир Гридин, гастрономический журналист, автор Telegram-канала Foodiscovery (Москва)
1. Luwo. Воскресить вымершую цивилизацию в угоду моде на греческую и – шире – средиземноморскую традицию, чтобы по-своему взглянуть на гастрономические возможности региона, – это очень в духе совсем молодой, но дерзко ищущей свой путь ресторанной группы Origin. И в духе шеф-повара Артема Чудненко, не идущего на компромиссы в своем кулинарном стиле.
Для Luwo, большого трехэтажного проекта с секретным клубом-баром в цоколе и красивой верандой на крыше, он перепридумал Грецию как часть Малой Азии, где дикое и буйное смешивается с просвещенным и культурным. В приправах, ингредиентах, соусах и вкусах он внутренним чутьем сумел переразглядеть бронзовый век человечества и с толикой вдохновляющего сумасшествия перевести его на тарелки в центре Большой Никитской. Чем более странно выглядит блюдо в меню, тем с большей степенью определенности оно будет близко к неосознанной гениальности.
2. FullMoon. Илья Тютенков открыл неординарный японский ресторан. Интерьер в розовом от Натальи Белоноговой, форма от Дмитрия Логинова, кухня от Луиджи Маньи и Масухаро Хориике – здесь все не так, как у всех.
И это мгновенный успех. Ничего более современного и созвучного духу Японии в Москве сейчас нет. Округлые глянцевитые нигири (Масухаро-сан по ним спец), неожиданные закуски в японском ключе, но со считываемой точкой зрения на кухню не изнутри традиции, а извне, забавная перекличка Италии и Японии в разделе пасты – все это моментально стало хитами нового ресторана.
Fullmoon откликается на все запросы сразу, но делает это элегантно и в русле своей концепции. Тут есть и чайные церемонии в полутемной подвальной чайной с атмосферой курильни опиума, и винная карта с прекрасным выбором шампанского и тихих вин, и коктейли от главного японского бармена Юта Инагаки (The Butler Japanese Bar).
3. Grassa. На Патриках открылся ресторан Grassa братьев Борисихиных – ресторатора Ярослава и шефа Вадима. Дебют в Москве, но дуэт зрелый и сложившийся, до этого братья работали в Екатеринбурге, где у них были успешные проекты. В одном из них они партнерствовали с Гленом Баллисом, и тот сейчас выступает в Grassa чем-то вроде гастропродюсера.
Grassa – небольшой ресторанчик с очень несложной и очень традиционной на первый взгляд итальянской кухней. Ешь себе ризотто каччо-э-пепе и не задумываешься, бывает ли такое в Италии или нет. При внимательном рассмотрении окажется, что почти вся эта вдохновленная Болоньей (Grassa – «жирная» – одно из прозвищ города со средних веков), но никакого отношения к Болонье не имеющая еда виртуозно перепридумана. Пицца – на тончайшем хрустящем тесте, ригатоне с болоньезе из тунца и икры трески, котолетта алла миланезе – воздушная окружность в кляре с лепестками миндаля и щедро наструганным трюфелем. Почти в каждом блюде есть особый взгляд на традицию, не ученика – мастера. Впору поздравить нас всех с новым интересным шефом.
Анна Коварская, гастрономический журналист, специальный корреспондент журнала «FoodService» (Санкт-Петербург)
1. Drevå. Самый файндайнинговый файндайнинг Петербурга – Drevå – открыла Надежда Третьякова в бывшем банкетном зале ресторана Nordic. Местоположение на Пулковском шоссе – в дальней дали от туристических троп (между Пулковым и Пушкиным) вызывает массу вопросов, но Drevå отдельной поездки точно заслуживает. В гастрономической столице России заведения высокой кухни по пальцам посчитать, а в Drevå дают еду от шведа Дэниеля Хогландера из стокгольмского мишленовского Aloё (две звезды), что по нынешним временам более чем удивительно. Интерьер утонченный: дагестанский ясень, индийский мрамор, многоярусная люстра из балийских ракушек, chef’s table при открытой кухне. Кормят на выбор двумя сетами: Provocateur с 14 подачами и «Поцелуй бабочки» о восьми курсах. Блюда – мультиэтнические, яркие, местами неожиданно острые: сибас с трюфелем и маракуйей, крудо из оленины с икрой ряпушки, кокосовый сорбет с черной икрой. К каждому курсу подбирают вино, а особенно хорош выбор безалкогольных напитков: лактоферментированный грейпфрутовый сок с бергамотом или малина с чили и какао-бобами.
2. Jisco. Мода на итальянское в Петербурге закончилась, новый черный – корейский. В самом проходимом ТРК города «Галерея» блогерка-миллионник Виктория Портфолио открыла кей-поп-кафе Jisco. Выбранная ЦА – ночной кошмар и надежда рестораторов – поколение альфа. Эти юные гости родились в 2010-х, они фанатеют от корейских айдолов из BTS и Red Velvet, выбирают токпокки с рыбками-пуннопанами и приводят с собой своих родителей. Последние мирятся с красными стенами, световыми колоннами, подвижным потолком в звездах и огромными экранами с интегрированным AI и заказывают рамены с пибимпабами. В продвижении кафе активно принимают участие дочери Виктории – одиннадцатилетняя Мирослава и девятилетняя Злата. На своих соцстраницах инфлюэнсерки во втором поколении учат фолловеров жизни, как правильно кусать корн-дог и как разбивать фрукты в стекле, и успешно собирают очереди на входе.
3. Nola. Этот новоорлеанский бар самые известные бармены России Игорь Зернов, Коля Киселев и Артем Перук называют своим первым взрослым рестораном. И то верно: по сравнению с культовым El Copitas Bar, который парни открыли в Петербурге десять лет назад за 1,5 млн руб., это прорыв: вложения в Nola измеряются десятками миллионов. В небольшое помещение в Волынском переулке партнеры постарались перенести атмосферу вечного праздника и безудержного карнавала. Получилось!
По центру разместили круглый контактный бар – там мешают ром с мятным ликером для коктейля «Зеленый кузнечик» и поджигают ложки с абсентом, под потолком включили вентиляторы, стены увешали масками вуду. И, по заветам Нового Орлеана, каждый день дают джаз. Меню с луизианской (читай: французской, испанской и африканской) едой сделал Алексей Ермаков. Бренд-шеф успел покинуть компанию «СледуйЗаКроликами», но оставил после себя эталонный луковый суп, сэндвич с устрицами по-бой, рыбную похлебку гамбо и невероятную джамбалайю – луизианскую паэлью с креветками и чоризо.
Дмитрий Грозный, редактор сайта «Фонтанка.ру» (Санкт-Петербург)
1. Itameshi. Объединять в одном меню Италию и Японию – идея, мягко говоря, не блещущая новизной. Раньше так поступали рестораторы, которые банально хотели угодить всем вкусам. Но так было раньше, пока в России не прослышали, что, оказывается, существует специальный термин «итамеши». В переводе с японского – всего-навсего «итальянская еда». Говорят, понятие получило распространение в Японии во время экономического кризиса, когда в модных итальянских ресторанах стали готовить из японских продуктов. Потому что так было дешевле. Было понятно, что появление ресторана с таким названием было лишь вопросом времени. Первым успел шеф и ресторатор Алексей Алексеев, который начинал как апологет северной кухни.
Интерьер здесь скорее минималистично-японский, да и официанты носят куртки, сильно смахивающие на кимоно. Зато тарелки разрисованы лимонами и цветками гибискуса. Но самое главное, что внутри. Итамеши, с точки зрения Алексеева, это когда рамен готовят с поркеттой, на баттуту нахлобучивают шапку мусса из угря, пиццу с креветками и кальмарами подают с соусом том ям, а в тирамису добавляют соевую карамель. Ничего провокационного и экстремального. В супе капучино из пармезана с белыми грибами и пармезановыми же печеньками японских мотивов не находишь, сколько ни ищи. Зато не суп, а поэма!
2. «Пища династии Минь». Рестораны при музеях в России вообще – жанр довольно редкий. А заведения сколько-нибудь удачные в таких местах не появлялись почти никогда. Поэтому «Пища династии Минь» – безусловный прорыв, практически революция. Правда, открылся он не при, а под музеем Бродского – в подвале дома, где расположены знаменитые «полторы комнаты». Проект получился эстетский, его вполне можно назвать большой музейной инсталляцией. Примерно так выглядит Китай в фильмах Вонга Карвая: настоящий чайна-таун, только без лубочных флажков и красных фонариков. Тут не коридоры, а улочки, вдоль стен притулились отдельные кабинеты размером не больше холодильника. При помощи персональных бамбуковых жалюзи можно в любой момент отгородиться от окружающих. Придумал всю эту концептуальную красоту архитектор Александр Бродский (не родственник): он же создавал и пространство музея. За концепцию ресторана и бара здесь отвечает команда бара El Copitas. Бродский (поэт) любил китайские рестораны, а в его стихотворении «Письма династии Минь» упоминается «возлюбленная дикая утка». Это и предопределило выбор кухни. А утка по-пекински – естественно, гвоздь меню.
3. Marche. Все слышали про улицу Рубинштейна, вот только с гастрономической точки зрения на ней давно не происходит ничего интересного. Главной же ресторанной магистралью Петербурга по факту стала улица Большая Зеленина. Именно близ нее открыли ресторан Marche. Проект масштабный: два этажа, две открытые кухни, огромный гриль, огромная дровяная печь. Но главное, куда ни кинешь здесь взор, хочется изречь сакраментальное «во-первых, это красиво». Объединить Францию с Магрибом по кухне и интерьеру было давней мечтой ресторатора Али Мамедова. В меню раздел восточных мезе соседствует с традиционными французскими гужерами, улиток здесь запекают не только с зеленым маслом, но и заатаром, а профитроли начиняют халвой. Никакой пиццы в Marche нет и быть не могло, зато есть пиде, в том числе с устрицами, запеченными под сыром. Но отдельную благодарность хочется высказать за инновационную версию... салата «Цезарь». Для этого всего-то томаты заменили на батат, а сухарики – на маш. В итоге получился цезарь и сладкий, и хрустящий совершенно по-новому. Как говорится в одном ресторанном гиде: «заслуживает специального посещения».