https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Штрафы: от масок до кальянов

Штрафы: от масок до кальянов

29 октября 2020, 12:10
Утро. Обычный рабочий день юридической фирмы. Ничто не предвещает беды.
Звонок. На другом конце провода девушка-директор небольшого кафе самообслуживания. Голос дрожит, понятно, что человек чуть не плачет. Рассказывает свое горе: в ее кафе работники Управы района Чертаново провели проверку и обнаружили на рабочем месте продавца без перчаток. Теперь кафе грозит штраф 300 000 руб., а это равнозначно разорению и закрытию. «А ведь продавец просто менял перчатки! – сетует директор. – И именно в этот момент его и сфотографировали!»
Фото_cut-photo.ru.JPG
На штраф по коварной ст. 20.6.1 КоАП РФ попал уже не один ресторанный бизнес, от крупных сетевых проектов до небольших семейных кафе. «Как это возможно! – возмущаются многие. – Одной рукой государство выдает субсидии пострадавшим от пандемии отраслям (которые, кстати, ой как непросто получить). А другой рукой собирает с бизнеса штрафы, которые порой выписываются безо всякого разбора!» И суды часто встают на сторону проверяющих.

Если на своих работников предприятие может повлиять, обязать их носить маски и перчатки, ввести за нарушение дисциплинарную и материальную ответственность, то как быть с гостями или с курьерами Delivery Club и «Яндекс.Еда»? На них же мы повлиять не можем. Только попросить.

В нашей практике был случай, когда сетевое кафе пытались привлечь к ответственности за то, что курьеры «Яндекса» столпились у входа в заведение и не соблюдали дистанцию 1,5 м.

Еще раз: курьеры другой организации толпятся за пределами вашего заведения (у входа), нарушают социальную дистанцию, проверяющие все это дело фотографируют и выписывают вам штраф. Человек без юридического образования заподозрит в действиях властей, мягко скажем, перегиб. Каково же было негодование по поводу такого беспредела профессиональных юристов! Штраф этот мы, конечно же, отбили, но осадок у всех остался.
shutterstock_1715787403_min.jpg

Маски шоу
В отношении гостей заведений все тоже очень интересно. Если гость пришел без маски, нужно предложить ему маску. Передвижение по торговому залу возможно только в маске, за столом можно находиться без маски.

Если гость пошел в туалет, он должен надеть маску. А если не надел, забыл, не хочет… Что делать? Менеджер напомнил гостю про маску, а гость не надел. А тут проверка, фотофиксация, штраф. Можно представить, в какой нервной обстановке приходится работать ресторанам… И ведь проходят рейды, и штрафы выписывают.

Мы даже спросили ответственных товарищей из префектуры, как добиться, чтобы гость надевал маску, нельзя же насильно на него её натягивать. На что товарищи ничего не смогли ответить, кроме как: «Надо просить, надо объяснять людям…» Вы просите, но, если не допроситесь, поймаете штраф от 100 000 до 300 000 руб.

От себя могу сказать, что в таких ситуациях нужно думать не только о том, как избежать штрафа, но и о том, как вы будете доказывать свою невиновность в суде, если штрафа все-таки избежать не удалось.

Вот пришел гость без маски, хостес на входе предложил ему маску, он взял ее, но не надел. Гость пошел в торговый зал, менеджер пошел за ним, повторил просьбу надеть маску, гость проигнорировал, подошел к столу. Менеджер подошел, третий раз попросил надеть маску, гость отказался. Гостю не предложили стол и не вынесли меню, таким образом, отказали в обслуживании, пока он не наденет маску.

Все это должно записываться на камеры видеонаблюдения. Нужно запомнить работников, которые были рядом, взять с них письменные объяснения. Быть готовым пригласить работников в суд для дачи свидетельских показаний в пользу невиновности заведения.

Вам нужно будет доказать в суде, что заведение и его сотрудники сделали все возможное, чтобы гость надел маску. Работники заведения не могут применить физического воздействия на посетителя, поэтому произошла ситуация, что гость прошел в кафе без маски, но заведение сделало все возможное в рамках закона, чтобы это предотвратить, и на это у вас есть доказательства: видеосъёмка, объяснительные официантов и менеджера, свидетельские показания.

Физически вывести гостя из заведения могут сотрудники Росгвардии или полиции, но я надеюсь, что ваши гости осознанные и понимающие люди и до этого не дойдет.

Без кальянов
Законодательной инновацией, которая снизит выручку многих ресторанов, стал запрет курения кальянов в ресторанах с 30 октября 2020 г. Возможно, кого-то этим не удивишь. Указами глав многих регионов, в том числе в Москве, кальяны были запрещены еще летом 2020 г. Однако с 30 октября 2020 г. запрет курения кальяна в общепите будет действовать по всей стране, а не там, где это решили местные власти, и федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем указы глав регионов. Мэр или губернатор федеральный закон отменить не могут, в отличие от своего указа.

К запрету курения кальянов законодатель подошел основательно. Чтобы избежать проблем с толкованием, в законе дано определение кальяна как прибора, который используется для генерирования аэрозоля, пара или дыма, возникающих от тления и (или) нагревания табака либо продуктов, не содержащих табачного листа, и в котором аэрозоль, пар или дым проходят через сосуд, наполненный жидкостью. В отдельный пункт вынесен запрет курения именно в общепите, видимо, чтобы точно увидели, хотя запрет на курение в общепите был и раньше, просто не был выделен в отдельный пункт.

Новым законом запретили рекламу кальянов, хотя этот запрет действовал и ранее в законе «О рекламе». Причем рекламный постер с изображением кальяна или демонстрация кальяна на барной стойке признается рекламой с последствиями в виде штрафа от 150 000 до 600 000 руб.
Ответственность за продажу кальяна наступит по п. 3, ст. 6.25 КоАП РФ – штраф для ИП 30 000–40 000 руб., для юридических лиц 60 000–90 000 руб. Что примечательно, эта статья вступает в силу с 28.01.2021 г., то есть получается, что запрет на кальяны вводят с 30.10.2020 г., а штрафовать за продажу кальянов будут через 3 месяца.

Однако московским рестораторам и владельцам кальянных расслабляться не приходится. В Москве запрет кальянов введен п. 3.1 «ковидного» указа Мэра Москвы № 12-УМ еще летом 2020 г. И за нарушение этого запрета существует более суровая ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ для ИП 30 000–50 000 рублей, а для юридических лиц 100 000–300 000 руб.

Как быть дальше? Как показывает судебная практика, варианты организации курительных комнат, курительных клубов и прочих, не связанных с общепитом мест, свои плоды не приносит. Суды приравнивают курение кальяна в таких заведениях к курению в общепите, даже если у заведения нет кухни, а гостям вместе с кальянами подают лишь печеньки, чай и прохладительные напитки.
Проблема в том, что с вступлением в силу поправок все варианты курилок оказались вне закона. Теперь разрешается сделать курительную комнату только в многоквартирном доме (по решению собственников), на судах дальнего плавания и в аэропорту. В помещениях общественного питания выделять отдельные залы и оборудовать в них курительные комнаты нельзя.

Тем рестораторам, которые планируют отделить от своих заведений курительные залы для кальянов, потратить на эти перестройки деньги, я бы рекомендовал взвесить все риски и тщательно изучить юридические последствия и их стоимость в виде штрафов.

Остается надеяться, что в дальнейшем законодатель опомнится и внесет поправки в законодательство, в которых введет понятие специальных мест, где можно курить кальян.

Статья составлена в соответствии с законодательством на 27.10.2020 г.

Александр Королев
основатель юридической консалтинговой компании «Синтагма Консалтинг». Родился в Москве. В 2003 г. окончил Современную гуманитарную академию по специальности «Юриспруденция». В 2008 г. стал сертифицированным консультантом в области налогообложения, окончив Институт экономики и финансов «Синергия». В 2010 г. окончил Московский институт экономики, менеджмента и права по специальности «Предпринимательство и управление компанией». В 2020 г. в Международной академии бизнеса получил специальность «Медиатор» по профилю «Бизнес медиация». С 2003 по 2017 г. работал в таких ресторанных сетях, как «Гин-но Таки», «Менза», «Ян Примус», «Сандык», «Якитория». В 2017 г. основал консалтинговую компанию «Синтагма Консалтинг», оказывающую юридические и консалтинговые услуги и услуги медиации ресторанному бизнесу и владельцам недвижимости.

Штрафы: от масок до кальянов

От чего хочет предостеречь рестораторов юрист Александр Королев | Журнал «FoodService»

Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43