Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • «Так, как было, уже никогда не будет»: генеральный директор отеля «Балчуг Кемпински» о будущем гостиничного рынка

«Так, как было, уже никогда не будет»: генеральный директор отеля «Балчуг Кемпински» о будущем гостиничного рынка

21 Мая 2020, 10:05 Анна Коварская / Санкт-Петербург,
Гостиничный бизнес, как и вся индустрия гостеприимства, переживает не лучшие времена. Однако многие отели продолжают работать с минимальной загрузкой. Так, заполняемость известного столичного "Балчуг Кемпински" в апреле и мае составила 4%. О том, как повлиял карантин на гостиничный бизнес и чего игрокам индустрии лучше не делать после отмены ограничений, "FoodService" рассказал генеральный директор отеля Александр Бобылёв.
Alexander Bobylev.jpg
– Александр, расскажите, в каком режиме сейчас работает ваш отель? Какова загрузка, кто постояльцы, поменялась ли картина за последние недели?

– Отель мы не закрывали. Полагаем, что такие игроки, как мы, которые давно на отельном рынке, не должны этого делать. Закрыться, чтобы потом переоткрыться, более сложный процесс, чем пытаться пройти этот сложный период, не прекращая работать.

  Номерной фонд у нас – 227 номеров. Наша загрузка на май – около 4%. Такая же была и в апреле. И с такой же загрузкой сегодня работают наши основные конкуренты. Не думаю, что в ближайшие недели картина поменяется. Очевидно, что этой загрузки не хватает, чтобы сводить операционную деятельность к положительным цифрам. У нас есть некоторое количество long stays, это гости, которые живут у нас месяцами, или редкие гости, снимающие номера на одну ночь. Медработников не заселяем.


"Мы не уволили ни одного сотрудника, но прекратили привлекать дополнительную рабочую силу"

 
– Какие меры принимаются в отеле в связи с эпидемиологической ситуацией?

– Сегодня мы предоставляем два комплекса услуг – проживание и питание в номере. Также мы начали оказывать услугу доставки еды по городу, но эта деятельность нам не свойственна и организована больше для того, чтобы оценить новые возможности на рынке. Меры в связи с эпидемиологической ситуацией предпринимаем стандартные. Персонал передвигается по отелю в масках и перчатках, нашим постояльцам выдаем аналогичные средства защиты. Все сотрудники осуществляют деятельность в соответствии с теми нормами и правилами, которые следуют из указа мэра Москвы и постановлений главного санитарного врача. Везде, где следует, установлены санитайзеры, регулярно включаем дезинфицирующие лампы. Планируем начать тестирование сотрудников на ковид.

  Из эксплуатации выводятся целые этажи, на этих этажах отключаем электричество, не работает часть лифтов. Все вопросы, связанные с пожарной и общей безопасностью, функционируют в полном объеме. Если у нас на ресепшене всегда стояло несколько сотрудников и представителей службы консьержей, то сейчас на ресепшене чаще всего работает один сотрудник.
 
– Какое количество сотрудников осталось на рабочих местах? Были ли пересмотрены смены, чтобы, например, люди работали меньше часов, но у большего числа работников был шанс получить минимальный оклад? Как решили вопрос с остальными работниками?

– Мы не уволили ни одного сотрудника. С конца марта мы прекратили привлекать дополнительную рабочую силу. Большую часть персонала перевели на трехдневную рабочую неделю, некоторым работникам предоставили возможность отгулять отпуск. Очень надеюсь, что нам не придется сокращать людей.

– Как вы оцениваете меры помощи от правительства? Каких инициатив ждете?

– Я 29 лет занимаюсь гостиничным хозяйством. Не жду ничего. Лучше не ждать, готовиться надо к самому плохому варианту, и тогда любая помощь или малейшее улучшение ситуации будет восприниматься как положительное. Мы были одними из подписантов письма к правительству с предложениями мер еще в конце марта. Считаем, сегодня происходит разрушение рынка туризма и общественного питания и без поддержки государства будет еще хуже. Некоторые шаги, которые можно рассматривать как поддержку, правительством предпринимаются, но они недостаточные, несвоевременные и не очень действенные.


"Прошлой весной загрузка была 60%, сейчас – 4%"

 
– Каковы убытки сейчас и как вы видите перспективу выхода из данной ситуации для вашего отеля и гостиничного рынка в целом?

– Понятно, что сегодня мы работаем в убыток. Долго мы так работать не сможем. Говоря об убытках, надо еще понимать, что на март попали квартальные налоговые платежи, итоговые платежи по прошлому году. По апрелю наши операционные потери исчисляются миллионами рублей. Но говорить о точной цифре убытков и фактической глубине падения можно будет в конце мая. В апреле мы решали вопросы по уменьшению количества привлекаемой рабочей силы, минимизировали затраты, а для введения любых мер требуется время. Другими словами, электричество на незаселенных этажах мы отключили сразу же, но счет-то мы получим через месяц. Надеемся, что убытки в мае будут меньше апрельских. Падение будет еще сильнее, если кризис начнет затрагивать и другие отрасли, что вполне возможно, то есть если кризис будет расползаться не только в глубину, но и вширь.
Hotel Baltschug Kempinski Moscow.jpg
  В прошлом году в апреле-мае наша загрузка была 60–65%. Сегодня – 4%. Будет ли отложенный спрос? Сохранятся ли у платежеспособного населения те же финансовые возможности? У гостиниц Москвы три большие группы постояльцев: иностранцы, российский турист и непосредственно москвичи. Иностранцев нет, когда они появятся, никто пока не понимает. Перемещений внутри страны пока тоже нет. Наши клиенты сегодня – те, кто остался в городе. В каком финансовом состоянии все эти категории выйдут из ситуации, в которой оказались сегодня, покажет только выход из ситуации. Думаю, мы будем наблюдать большое количество неожиданностей и вариантов развития событий. Так, как было, уже никогда не будет. Сейчас многие думают, что многое вернется и мир загорится яркими красками. Когда-то что-то загорится – не всегда ярко и не всегда красками. Но наша жизнь изменится, и существенно, так я думаю.


"Меньше чем за два года мы не вернемся к показателям, близким к прошлым"


– По какой схеме будет происходить «перезапуск» отрасли?

– Обычно, когда начинается кризис, многие структуры, и в том числе государство, пытаются уменьшить силу падения, с тем чтобы падение не стало столь болезненным. Пандемия способствовала тому, что падение произошло в течение одной декады. Отельный бизнес как составляющая часть туристической отрасли влетел в кризис неподготовленным. Как пережить кризис и как спасти все, что можно спасти? Сейчас над этим ломают головы многие. При этом российский маховик продолжает работать. Министерство экономического развития разрабатывает новую систему классификации отелей. Дума принимает законы по электронной путевке. Не в курсе, поставили ли на hold законопроект о 3%-ном налоге на отельные услуги. Сейчас те, кто пытается выжить, не думают об этих запущенных до пандемии механизмах, но это движение по инерции маховика из прошлого уже ни при каких обстоятельствах не поможет выходу из кризиса.

– Сколько займет период восстановления?

– Думаю, меньше чем через два года мы не вернемся к показателям, близким к прошлым. Опыт 2008-го года говорит, что достижение прошлых показателей будет возможно лет через пять. Будет ли нам помогать государство или спасение утопающих – это дело рук самих утопающих? Но с какого-то момента органы управления отраслью начнут думать, что делать для того, чтобы вернуть отрасль к жизни и даже чтобы она развивалась. И тогда важно будет понимать, что отсутствие мер спасения напрямую связано с мерами развития. Условно говоря, нельзя 360 дней в году спасать отрасль, а на 361-й день начать это спасенное или не очень спасенное развивать. Можно «доспасаться» так, что некому будет в дальнейшем развивать и непонятно будет, куда развивать дальше. Надо выстраивать игру вдолгую. При этом хорошо бы знать как можно быстрей, будут ли вводиться меры помощи, на какое время они будут вводиться. И все это на фоне того, что мы не знаем потребности в наших услугах вперед на пару лет, мы вообще не знаем нашу аудиторию и весь рынок услуг в будущем. В какой-то степени это гадание на кофейной гуще.


"Самая губительная стратегия для нашей индустрии - демпинг"


– Будут ли снижены цены на проживание? На какие крайние меры могут пойти игроки индустрии, чтобы попытаться сохранить бизнес?

–Опыт человека, который пережил четыре российских кризиса, говорит мне вот о чем. Самая страшная вещь, которая может произойти, – кто-то из игроков не выдержит и станет демпинговать. Никогда во время кризиса нельзя скидывать цену, вы за счет демпинга не получите ни одного дополнительного клиента. Все отели имеют разную звездность. Если 5* скинут цены, то потенциально смогут привлечь клиентуру отелей 4*. Когда то же самое сделают отели 4*, они привлекут клиентуру 3*, затем 3-звездники снизят цены и угробят рынок 1 и 2*. Потом маховик пойдет в обратную сторону и станет гробить 3-звездники, потом 4-звездники и дальше. И вместо того чтобы выйти из кризиса за пять, будем выходить все десять лет. Если вдруг кто-то не выдержит и сбросит цены, мы будем вынуждены пересматривать наши затраты, отношения с персоналом.

  Надо помнить, что любой отель с точки зрения девелопмента – очень долгие деньги, но они просчитывались при покупке отеля и были заложены в бизнес-план. И, если мы не сможем удержать определенную ценовую планку, мы угробим весь туристический рынок в стране. И главные риски сегодня для органов управления – от неправильных действий, призывов, неправильной тактики и особенно неверной стратегии, от желания что-то немедленно сейчас сделать и быстро «поправить» уже через несколько месяцев можно получить закрытие предприятий по стране везде и всюду.
 
  Про цены – несмотря на то что у всех игроков в нашем сегменте загрузка рухнула и показывает плачевные цифры, продажные цены повысились. Средняя цена за апрель и май в нашем отеле не уменьшилась, а растет. Сегодня среди наших постояльцев большая часть тех, кто раньше платил высокую цену за проживание в отеле. Грубо говоря, остались только те, кто и раньше жил или как-то использовал наш номерной фонд по высокой цене. Поэтому средняя стоимость проживания сегодня увеличилась. И это пока единственный положительный момент.

«Так, как было, уже никогда не будет»: генеральный директор отеля «Балчуг Кемпински» о будущем гостиничного рынка

Как повлияла пандемия на гостиничный бизнес и чего игрокам индустрии лучше не делать после карантина, "FoodService" спросил Александра Бобылёва. | Журнал «FoodService»

Комментарии (0)