30 мая 2024, 05:05
Анна Коварская / Санкт-Петербург,
Первую кофейню формата to go площадью полтора квадратных метра предприниматель Андрей Павлов с партнером Салманом Фазилзаде открыли в конце 2015 г. Сегодня в Санкт-Петербурге, Ленобласти, Московской области, Тюмени, Воронеже и Пензе работают 177 кофеен Baggins Coffee. «FoodService» расспросил совладельца крупнейшей сети кофеен в Петербурге Андрея Павлова о том, как добиться успеха в конкурентном кофейном бизнесе.
Андрей Павлов родился в Ленинграде в 1988 г. Работать начал в 12 лет, трудился водителем такси, продавцом в строительном магазине, монтажником, прорабом и бригадиром. Окончил факультет «Финансы и кредит» Международного банковского института. В декабре 2015 г. открыл с партнером первую кофейню будущей сети Baggins Coffee.
– Андрей, первую кофейню вы с партнером открыли в Санкт-Петербурге в конце 2015 г. Как это было?
– Мы нашли крохотный закуток в продуктовом магазине, который находился в здании общежития Педагогического университета. Идея была простая: мы рассчитывали, что все студенты будут пить у нас кофе. В наши первые полтора квадратных метра мы вложили 120 тыс. руб. заемных средств. Но вышло так, что 80% жильцов общежития оказались китайцы, которые пьют чай, а не кофе. К тому же мы неправильно зафиксировали наши отношения с арендодателем. В итоге через месяц точку мы закрыли. Но сдаваться не собирались и в начале 2016 г. переоткрылись неподалеку, в 150 метрах, на Казанской улице. На переезд мы потратили еще 30 тыс. руб. И окупили наши 150 тыс. за первые три месяца работы: на новой локации был сумасшедший студенческий трафик. Мы вдохновились успехом, очень быстро открыли следующую кофейню на Лиговском проспекте, и понеслось. Сегодня в Петербурге и Ленобласти уже 170 кофеен Baggins Coffee.
– Сколько из них корпоративные, а сколько франчайзинговые?
– У нас десять собственных точек, все остальные – это кофейни франчайзи.
– В каких форматах и локациях вы работаете?
– Основная часть кофеен открыта в стрит-ритейле, есть отдельные павильоны и острова в ТЦ. Еще один формат, в котором работает около полусотни кофеен, – мы делим площади с магазинами, например цветов или табачных изделий, и генерируем основному арендатору дополнительный трафик.
20% кофеен находятся в спальных районах, остальные – в центре. Если говорить про покрытие по городу, потенциал для развития сети мы видим на юго-западе и северо-западе, на Васильевском острове. В Ленобласти кофейни работают в Пушкине и Всеволожске, планируем Гатчину, Зеленогорск, Сестрорецк.
– Вернемся в 2016 г.: на тот момент в Петербурге почти не было крупных сетей кофеен to go, рынок был практически пустой.
– Самой заметной на петербургском рынке тогда была сеть Coffee Like. При этом было много независимых кофеен, и я получил массу критики от друзей из разряда «куда лезешь», «рынок уже поделили», «прыгаешь в последний вагон». А я видел потенциал кофейного рынка и насколько город далек от насыщения форматом coffee to go. Сейчас понимаю, что наш вагон был самый первый! Да и сегодня емкость рынка далеко не исчерпана, у нас есть впереди восемь–десять лет для роста. Думаю, за два года мы построим еще 70 кофеен в городе и области и остановимся на 250 локациях.
Вторая вещь, которую я четко понимал в 2016 г.: самый быстрый путь построить большую компанию – развиваться через франчайзинг. И мы запланировали сеть из 200 кофеен на самом старте. Забавно, что первый франчайзи пришел к нам, когда у нас было всего две кофейни, и уговаривал нас продать франшизу.
– Нередко цель компаний, продающих франшизу с невысоким порогом входа, – сделать это и умыть руки. У вас все не так?
– Так исторически сложилось, что большая часть наших франчайзи – наши единомышленники и мои товарищи. Всего 80 человек. В начале этого года я организовал предпринимательский клуб внутри компании, мы общаемся на спортивные темы, у нас даже есть книжный клуб. В будущем наше сообщество сможет инвестировать в любые другие бизнесы.
Среднее количество кофеен у одного франчайзи – две, максимальное – восемь. Наша цель – через пять лет иметь 100 партнеров, каждый из которых управляет пятью–десятью кофейнями. Средний оборот кофейни – 700 тыс. руб. в месяц, средняя чистая прибыль – 150 тыс. руб., соответственно – каждый наш франчайзи в среднем будет в месяц получать 750 тыс. руб.
– На чем вы как управляющая компания зарабатываете?
– На трех основных продуктах: роялти 5% оборота кофеен (идут на ФОТ), поставки кофе и продукции и паушальный взнос. Плюс наши собственные десять кофеен, которые приносят прибыль.
– Сколько стоит франшиза Baggins Coffee?
– Средняя стоимость франшизы в 2023 г. составила 550 тыс. руб. В Петербурге цена разнится от 600 до 800 тыс. руб., в регионы продаем дешевле – 400 тыс. руб. Роялти франчайзи начинает платить со второго месяца работы, но пониженный, после полугода работы кофейни выходит на стандартные показатели 5%.
– На открытие своей первой кофейни вы с партнером потратили 120 тыс. руб. Сколько стоит открыть Baggins Coffee сейчас?
– Еще несколько лет назад открыть кофейню стоило 1,5 млн руб. Сейчас сумма увеличилась в два раза из-за капитальных расходов на стройку. Но мы бьемся за сокращение костов на открытие и хотим снизить эту цифру до 2 млн руб.
– Назовите, пожалуйста, ключевые финансовые показатели кофейни.
– За 2023 г. средний чек по сети составил 276 руб. Средняя рентабельность – 26%, но есть кофейни, которые делают до 40%. Средний оборот точки за прошлый год – 700 тыс. руб. в месяц, максимальный оборот достиг 2 млн руб. – в кофейне на улице Типанова. Прошли времена, когда точка окупалась за полгода или год, капитальные затраты на стройку сильно выросли. Средняя окупаемость сегодня – два года без учета паушального взноса. Хотя по-прежнему есть кофейни, которые окупаются за полтора года и меньше.
– На первых порах вы работали с франчайзи по модели «вы даете деньги, мы находим помещение и открываем для вас кофейню под ключ: делаем дизайн, строим, обучаем». Как сейчас?
– Так же. Это наша рабочая модель. Первые точки мы с Салманом строили буквально сами (тут мне помог опыт работы бригадиром на стройке) и чаще всего сами находили локацию. Мы быстро поняли, что этот формат «построим кофейню под ключ» очень востребован. Люди обычно не хотят заморачиваться.
Мы набираем персонал, набираем и обучаем первых бариста. Но не гарантируем, что они останутся работать навечно: если бариста уволятся, новых франчайзи будут искать сами. Касаемо выбора локации – некоторые партнеры говорят, что будут искать сами, но чаще всего возвращаются и делегируют поиски нам.
– Какая доля франчайзинговых кофеен, открывавшихся за все годы, оказалась неуспешной и по каким причинам?
– Мы никогда не обещали, что покупка франшизы у нас будет на 100% успешной. Наша статистика: кофейня будет успешно работать в 80% случаях. 20% оставшихся кейсов делим на две части.
Первая – точки могут закрыться из-за форс-мажора: внезапные проблемы с арендодателем, здание встало на капремонт, ремонт близлежащей улицы, у здания появился новый владелец, Ленэнерго отключил свет. Вторая часть неуспешных кейсов – ошибка в локации, которая чаще всего происходит, когда помещение находит сам франчайзи. Мы предупреждаем о возможности такой ошибки и знаем: с нашим участием результат будет лучше. За восемь лет мы поняли: если перестанем сами искать помещения, компания будет развиваться медленнее. Но мы никого не заставляем и последнее слово по выбору локации оставляем за франчайзи.
– Для своей концепции вы изначально выбрали работу по модели «дорогой кофе с высокой маржинальностью», что довольно нетипично для мини-кофейни. Почему?
– Мы не выбирали модель «дорогой кофе», просто с самого начала работали на качественных ингредиентах, что всегда стоит дороже, чем на менее качественных. Когда ты играешь с минимальной маржей, тебе нужно заказывать самые дешевые ингредиенты. Мы с самого начала решили, что работать так не в ценностях нашей компании. Конечно, мы никогда не позиционировали себя как спешиалти-кофейни. Но все восемь лет работаем с зерном, которое имеет оценку 80Q и выше в международной системе оценки кофе Coffee Quality Institute и включает понятия «эксклюзивность лотов», «крафтовость», «органолептика», «терруар».
– Где берете зерно и есть ли у компании собственное обжарочное производство?
– Все восемь лет мы сотрудничаем с партнером, который жарит для нас зерно в цехе в Петербурге. Кофе под нас закупает в Эфиопии, Колумбии, Бразилии, иногда в Гватемале.
– В кофейнях представлены выпечка и кондитерские изделия. Откуда привозите продукцию?
– Мы пробовали запустить свое производство, но поняли, что выгоднее закупать на стороне. Выпечку, слойку, кондитерку закупаем у пяти-шести проверенных поставщиков, включая компании «Коржов», «Балтийский хлеб» и другие. В среднем по сети продажи выпечки и кондитерки дают 20% всех продаж. Плюс в кофейнях с 20 посадками мы предлагаем готовую еду – салаты, супы, горячие блюда, их тоже закупаем на стороне. В тех местах, где есть еда, продажи готовой еды приносят до 30% выручки.
– Вы начинали с формата to go, но потом стали открывать кофейни с посадочными местами.
– Верно. Рост компании проходил органично и планомерно. Отчасти мы отталкивались от новых помещений, где было дополнительное пространство для посадочных мест. Сегодня большая часть наших кофеен в стрит-ритейле – с минимальными посадочными местами, когда для гостей предусмотрено несколько столиков, со средней площадью 30 кв. м. В структуре продаж там напитки дают 80%, продукт-локомотив – кофе. Но примерно в 50 локациях организовано больше посадочных мест, от десяти до 25. В таких точках мы конкурируем с кафе-пекарнями: помимо кофейной линейки и напитков предлагаем выпечку, пирожные и готовую еду.
– Писать на стакане имя гостя первыми придумали в Starbucks. Есть ли у вас какие-то фирменные скрипты в обслуживании, которые выделяют вас на рынке?
– Мы уделяем много внимания сервису, гость должен уходить от нас довольным, только в этом случае он вернется. С открытия первой кофейни к каждому напитку дарим фирменное печенье, зефирку или шоколадку – тратим 3 млн руб. в месяц по сети на этот комплимент. В скрипте каждого бариста заложено, что утром или днем он должен на прощание сказать гостю: «Ждем вас вечером». А вечером: «Ждем вас завтра».
Мы поздравляем гостей с днем рождения бесплатными напитками, это стало возможным благодаря мобильному приложению, которое мы запустили в декабре прошлого года. Мы планировали завести в приложение 60% наших постоянных гостей (всего их у нас 120 тыс.) за полгода, а сделали это за полтора месяца. Для этого организовывали конкурсы среди бариста, мотивировали сотрудников подарками.
– Дизайн всех кофеен единый или у партнеров есть некая свобода выбора?
– Мы не гибкие в дизайне, но разрешаем партнерам привносить свои детали в оформление кофеен. Конечно, есть элементы фирменного стиля, которые должны быть в любой кофейне: дубовая барная стойка, корпоративная цветовая гамма черный-красный-белый, кирпич на стенах, логотип. Остальное – фантазия франчайзи. Некоторые вешают на стены картины или фото, близкие им по духу. В кофейне на улице Марата это ар-деко, а в кофейне в Кузнечном переулке уюта добавляют мягкие диваны и большие игрушечные мишки, которые сидят за столами, как гости.
– Некоторые крупные сети кофеен to go в последние годы вкладываются в маркетинг, проводят большие рекламные кампании, привлекают популярных у молодежи блогеров. Какая у вас маркетинговая стратегия? Каков бюджет на продвижение и какие каналы задействуете?
– Шесть лет с открытия мы развивались за счет сарафана. В последний год поменяли маркетинговую политику и стали рекламироваться системно. На маркетинг тратим 500 тыс. руб. в месяц, основные площадки для продвижения – «Яндекс.Директ» и «ВКонтакте». Сейчас запускаем канал на YouTube, планируем тратить 180 тыс. руб. в месяц только на производство контента, на продвижение будет другая сумма. Канал в YouTube мы сделали для роста узнаваемости бренда в регионах, где видим большой потенциал.
– Несколько лет назад вы собирались выходить в Москву, пока работает одна кофейня в Московской области. Планируете экспансию в столице?
– У нас было два этапа наполеоновских планов. Первый раз в 2019 г. мы планировали открывать 400 точек, зимой 2020 г. нашли первое помещение и почти подписали договор – началась пандемия. Второй раз в начале 2022 г. мы собрались ехать с командой – началась СВО. Мы по-прежнему хотим в столицу, но уже с другим продуктом. Это будет кофейня уровнем выше – Baggins Roastery с более крутой линейкой кофе, полноценным меню и креативной подачей. И главное – жарить зерно будем на собственном ростере. Мы делаем коллаборацию двух компаний – Baggins и новой компании в мире кофе We Roast. We Roast – это обжарочная машина, которая за счет уникального фильтра жарит кофе в любом помещении без подключения к вентиляции. Оборудование работает на российском ПО, можно удаленно запускать и контролировать обжарку. Планируем первую Baggins Roastery открыть в Петербурге в этом году, вторую – в Москве. В ближних планах мы стремимся к 500 кофеен по всей России, а потом подумаем о тысяче.
Цитата из меню:
Эспрессо – 150 руб.
Капучино – 150 руб.
Раф «Гарри Поттер» – 285 руб.
Пирожное картошка – 99 руб.
Круассан – 139 руб.
Тост в яйце с сыром – 179 руб.
Пенне с курицей и шампиньонами – 219 руб.
Андрей Павлов родился в Ленинграде в 1988 г. Работать начал в 12 лет, трудился водителем такси, продавцом в строительном магазине, монтажником, прорабом и бригадиром. Окончил факультет «Финансы и кредит» Международного банковского института. В декабре 2015 г. открыл с партнером первую кофейню будущей сети Baggins Coffee.
– Андрей, первую кофейню вы с партнером открыли в Санкт-Петербурге в конце 2015 г. Как это было?
– Мы нашли крохотный закуток в продуктовом магазине, который находился в здании общежития Педагогического университета. Идея была простая: мы рассчитывали, что все студенты будут пить у нас кофе. В наши первые полтора квадратных метра мы вложили 120 тыс. руб. заемных средств. Но вышло так, что 80% жильцов общежития оказались китайцы, которые пьют чай, а не кофе. К тому же мы неправильно зафиксировали наши отношения с арендодателем. В итоге через месяц точку мы закрыли. Но сдаваться не собирались и в начале 2016 г. переоткрылись неподалеку, в 150 метрах, на Казанской улице. На переезд мы потратили еще 30 тыс. руб. И окупили наши 150 тыс. за первые три месяца работы: на новой локации был сумасшедший студенческий трафик. Мы вдохновились успехом, очень быстро открыли следующую кофейню на Лиговском проспекте, и понеслось. Сегодня в Петербурге и Ленобласти уже 170 кофеен Baggins Coffee.
– Сколько из них корпоративные, а сколько франчайзинговые?
– У нас десять собственных точек, все остальные – это кофейни франчайзи.
– В каких форматах и локациях вы работаете?
– Основная часть кофеен открыта в стрит-ритейле, есть отдельные павильоны и острова в ТЦ. Еще один формат, в котором работает около полусотни кофеен, – мы делим площади с магазинами, например цветов или табачных изделий, и генерируем основному арендатору дополнительный трафик.
20% кофеен находятся в спальных районах, остальные – в центре. Если говорить про покрытие по городу, потенциал для развития сети мы видим на юго-западе и северо-западе, на Васильевском острове. В Ленобласти кофейни работают в Пушкине и Всеволожске, планируем Гатчину, Зеленогорск, Сестрорецк.
– Самой заметной на петербургском рынке тогда была сеть Coffee Like. При этом было много независимых кофеен, и я получил массу критики от друзей из разряда «куда лезешь», «рынок уже поделили», «прыгаешь в последний вагон». А я видел потенциал кофейного рынка и насколько город далек от насыщения форматом coffee to go. Сейчас понимаю, что наш вагон был самый первый! Да и сегодня емкость рынка далеко не исчерпана, у нас есть впереди восемь–десять лет для роста. Думаю, за два года мы построим еще 70 кофеен в городе и области и остановимся на 250 локациях.
Вторая вещь, которую я четко понимал в 2016 г.: самый быстрый путь построить большую компанию – развиваться через франчайзинг. И мы запланировали сеть из 200 кофеен на самом старте. Забавно, что первый франчайзи пришел к нам, когда у нас было всего две кофейни, и уговаривал нас продать франшизу.
– Нередко цель компаний, продающих франшизу с невысоким порогом входа, – сделать это и умыть руки. У вас все не так?
– Так исторически сложилось, что большая часть наших франчайзи – наши единомышленники и мои товарищи. Всего 80 человек. В начале этого года я организовал предпринимательский клуб внутри компании, мы общаемся на спортивные темы, у нас даже есть книжный клуб. В будущем наше сообщество сможет инвестировать в любые другие бизнесы.
Среднее количество кофеен у одного франчайзи – две, максимальное – восемь. Наша цель – через пять лет иметь 100 партнеров, каждый из которых управляет пятью–десятью кофейнями. Средний оборот кофейни – 700 тыс. руб. в месяц, средняя чистая прибыль – 150 тыс. руб., соответственно – каждый наш франчайзи в среднем будет в месяц получать 750 тыс. руб.
– На чем вы как управляющая компания зарабатываете?
– На трех основных продуктах: роялти 5% оборота кофеен (идут на ФОТ), поставки кофе и продукции и паушальный взнос. Плюс наши собственные десять кофеен, которые приносят прибыль.
– Сколько стоит франшиза Baggins Coffee?
– Средняя стоимость франшизы в 2023 г. составила 550 тыс. руб. В Петербурге цена разнится от 600 до 800 тыс. руб., в регионы продаем дешевле – 400 тыс. руб. Роялти франчайзи начинает платить со второго месяца работы, но пониженный, после полугода работы кофейни выходит на стандартные показатели 5%.
– На открытие своей первой кофейни вы с партнером потратили 120 тыс. руб. Сколько стоит открыть Baggins Coffee сейчас?
– Еще несколько лет назад открыть кофейню стоило 1,5 млн руб. Сейчас сумма увеличилась в два раза из-за капитальных расходов на стройку. Но мы бьемся за сокращение костов на открытие и хотим снизить эту цифру до 2 млн руб.
– Назовите, пожалуйста, ключевые финансовые показатели кофейни.
– За 2023 г. средний чек по сети составил 276 руб. Средняя рентабельность – 26%, но есть кофейни, которые делают до 40%. Средний оборот точки за прошлый год – 700 тыс. руб. в месяц, максимальный оборот достиг 2 млн руб. – в кофейне на улице Типанова. Прошли времена, когда точка окупалась за полгода или год, капитальные затраты на стройку сильно выросли. Средняя окупаемость сегодня – два года без учета паушального взноса. Хотя по-прежнему есть кофейни, которые окупаются за полтора года и меньше.
– На первых порах вы работали с франчайзи по модели «вы даете деньги, мы находим помещение и открываем для вас кофейню под ключ: делаем дизайн, строим, обучаем». Как сейчас?
– Так же. Это наша рабочая модель. Первые точки мы с Салманом строили буквально сами (тут мне помог опыт работы бригадиром на стройке) и чаще всего сами находили локацию. Мы быстро поняли, что этот формат «построим кофейню под ключ» очень востребован. Люди обычно не хотят заморачиваться.
Мы набираем персонал, набираем и обучаем первых бариста. Но не гарантируем, что они останутся работать навечно: если бариста уволятся, новых франчайзи будут искать сами. Касаемо выбора локации – некоторые партнеры говорят, что будут искать сами, но чаще всего возвращаются и делегируют поиски нам.
– Какая доля франчайзинговых кофеен, открывавшихся за все годы, оказалась неуспешной и по каким причинам?
– Мы никогда не обещали, что покупка франшизы у нас будет на 100% успешной. Наша статистика: кофейня будет успешно работать в 80% случаях. 20% оставшихся кейсов делим на две части.
Первая – точки могут закрыться из-за форс-мажора: внезапные проблемы с арендодателем, здание встало на капремонт, ремонт близлежащей улицы, у здания появился новый владелец, Ленэнерго отключил свет. Вторая часть неуспешных кейсов – ошибка в локации, которая чаще всего происходит, когда помещение находит сам франчайзи. Мы предупреждаем о возможности такой ошибки и знаем: с нашим участием результат будет лучше. За восемь лет мы поняли: если перестанем сами искать помещения, компания будет развиваться медленнее. Но мы никого не заставляем и последнее слово по выбору локации оставляем за франчайзи.
– Для своей концепции вы изначально выбрали работу по модели «дорогой кофе с высокой маржинальностью», что довольно нетипично для мини-кофейни. Почему?
– Мы не выбирали модель «дорогой кофе», просто с самого начала работали на качественных ингредиентах, что всегда стоит дороже, чем на менее качественных. Когда ты играешь с минимальной маржей, тебе нужно заказывать самые дешевые ингредиенты. Мы с самого начала решили, что работать так не в ценностях нашей компании. Конечно, мы никогда не позиционировали себя как спешиалти-кофейни. Но все восемь лет работаем с зерном, которое имеет оценку 80Q и выше в международной системе оценки кофе Coffee Quality Institute и включает понятия «эксклюзивность лотов», «крафтовость», «органолептика», «терруар».
– Где берете зерно и есть ли у компании собственное обжарочное производство?
– Все восемь лет мы сотрудничаем с партнером, который жарит для нас зерно в цехе в Петербурге. Кофе под нас закупает в Эфиопии, Колумбии, Бразилии, иногда в Гватемале.
– В кофейнях представлены выпечка и кондитерские изделия. Откуда привозите продукцию?
– Мы пробовали запустить свое производство, но поняли, что выгоднее закупать на стороне. Выпечку, слойку, кондитерку закупаем у пяти-шести проверенных поставщиков, включая компании «Коржов», «Балтийский хлеб» и другие. В среднем по сети продажи выпечки и кондитерки дают 20% всех продаж. Плюс в кофейнях с 20 посадками мы предлагаем готовую еду – салаты, супы, горячие блюда, их тоже закупаем на стороне. В тех местах, где есть еда, продажи готовой еды приносят до 30% выручки.
– Вы начинали с формата to go, но потом стали открывать кофейни с посадочными местами.
– Верно. Рост компании проходил органично и планомерно. Отчасти мы отталкивались от новых помещений, где было дополнительное пространство для посадочных мест. Сегодня большая часть наших кофеен в стрит-ритейле – с минимальными посадочными местами, когда для гостей предусмотрено несколько столиков, со средней площадью 30 кв. м. В структуре продаж там напитки дают 80%, продукт-локомотив – кофе. Но примерно в 50 локациях организовано больше посадочных мест, от десяти до 25. В таких точках мы конкурируем с кафе-пекарнями: помимо кофейной линейки и напитков предлагаем выпечку, пирожные и готовую еду.
– Писать на стакане имя гостя первыми придумали в Starbucks. Есть ли у вас какие-то фирменные скрипты в обслуживании, которые выделяют вас на рынке?
– Мы уделяем много внимания сервису, гость должен уходить от нас довольным, только в этом случае он вернется. С открытия первой кофейни к каждому напитку дарим фирменное печенье, зефирку или шоколадку – тратим 3 млн руб. в месяц по сети на этот комплимент. В скрипте каждого бариста заложено, что утром или днем он должен на прощание сказать гостю: «Ждем вас вечером». А вечером: «Ждем вас завтра».
Мы поздравляем гостей с днем рождения бесплатными напитками, это стало возможным благодаря мобильному приложению, которое мы запустили в декабре прошлого года. Мы планировали завести в приложение 60% наших постоянных гостей (всего их у нас 120 тыс.) за полгода, а сделали это за полтора месяца. Для этого организовывали конкурсы среди бариста, мотивировали сотрудников подарками.
– Дизайн всех кофеен единый или у партнеров есть некая свобода выбора?
– Мы не гибкие в дизайне, но разрешаем партнерам привносить свои детали в оформление кофеен. Конечно, есть элементы фирменного стиля, которые должны быть в любой кофейне: дубовая барная стойка, корпоративная цветовая гамма черный-красный-белый, кирпич на стенах, логотип. Остальное – фантазия франчайзи. Некоторые вешают на стены картины или фото, близкие им по духу. В кофейне на улице Марата это ар-деко, а в кофейне в Кузнечном переулке уюта добавляют мягкие диваны и большие игрушечные мишки, которые сидят за столами, как гости.
– Некоторые крупные сети кофеен to go в последние годы вкладываются в маркетинг, проводят большие рекламные кампании, привлекают популярных у молодежи блогеров. Какая у вас маркетинговая стратегия? Каков бюджет на продвижение и какие каналы задействуете?
– Шесть лет с открытия мы развивались за счет сарафана. В последний год поменяли маркетинговую политику и стали рекламироваться системно. На маркетинг тратим 500 тыс. руб. в месяц, основные площадки для продвижения – «Яндекс.Директ» и «ВКонтакте». Сейчас запускаем канал на YouTube, планируем тратить 180 тыс. руб. в месяц только на производство контента, на продвижение будет другая сумма. Канал в YouTube мы сделали для роста узнаваемости бренда в регионах, где видим большой потенциал.
– Несколько лет назад вы собирались выходить в Москву, пока работает одна кофейня в Московской области. Планируете экспансию в столице?
– У нас было два этапа наполеоновских планов. Первый раз в 2019 г. мы планировали открывать 400 точек, зимой 2020 г. нашли первое помещение и почти подписали договор – началась пандемия. Второй раз в начале 2022 г. мы собрались ехать с командой – началась СВО. Мы по-прежнему хотим в столицу, но уже с другим продуктом. Это будет кофейня уровнем выше – Baggins Roastery с более крутой линейкой кофе, полноценным меню и креативной подачей. И главное – жарить зерно будем на собственном ростере. Мы делаем коллаборацию двух компаний – Baggins и новой компании в мире кофе We Roast. We Roast – это обжарочная машина, которая за счет уникального фильтра жарит кофе в любом помещении без подключения к вентиляции. Оборудование работает на российском ПО, можно удаленно запускать и контролировать обжарку. Планируем первую Baggins Roastery открыть в Петербурге в этом году, вторую – в Москве. В ближних планах мы стремимся к 500 кофеен по всей России, а потом подумаем о тысяче.
Цитата из меню:
Эспрессо – 150 руб.
Капучино – 150 руб.
Раф «Гарри Поттер» – 285 руб.
Пирожное картошка – 99 руб.
Круассан – 139 руб.
Тост в яйце с сыром – 179 руб.
Пенне с курицей и шампиньонами – 219 руб.