Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

Больше чем АЗС

11 апреля 2022, 02:04 Жанна Присяжная / Москва,
Последние три года компания «ТД Нефтьмагистраль» активно развивает услугу питания на автозаправочных комплексах. В рамках новой стратегии компании в Москве была открыта высокотехнологичная фабрика-кухня, позволившая запустить собственную линейку кулинарии, хлебобулочных изделий и десертов, мясной и кофейной продукции под брендом «Гурманика» и организовать на АЗК сети полноценный формат кафе-кулинарий. В планах компании – выход на ресторанный рынок и развитие собственной доставки, что в свете приостановки работы зарубежных фастфудов может стать еще более востребованным.
 
Cвою деятельность компания «ТД Нефтьмагистраль» начала в 2001 г. с организации транспортной логистики и оптовой продажи нефтепродуктов. В 2005 г. заработала первая АЗС под одноименным брендом – сегодня их открыто 101 в Москве и Московской области. Со временем на АЗС помимо топлива появились магазины, а в 2012 г. открылся первый ресторан «Магбургер» и была организована продажа свежезаваренного кофе. Постепенно нетопливные сервисы расширялись: на заправочных станциях появились мойки и аптеки.
Neftmagisral-1.jpg
В результате анализа потребностей клиентов было принято решение вывести питание при АЗС на качественно новый уровень. Началась работа над брендом «Гурманика», объединившим в итоге шесть продуктовых линеек: кулинарию, готовую свежую еду в упаковке grab & go, выпечку, хлеб и кондитерские изделия, мясные полуфабрикаты, кофейное зерно и кофейные напитки, замороженные полуфабрикаты. Проект был запущен в 2019 г. в рамках общей стратегии по созданию мультизаправочных комплексов. «Мировая практика показывает, что формат «больше чем АЗС» крайне востребован в современном мире, – объясняет генеральный директор «ТД Нефтьмагистраль» Александр Ерастов. – Автовладелец все равно заедет за топливом, так почему бы не предложить ему дополнительные сервисы, чтобы он закрыл основные потребности в рамках одной локации. Кроме того, за последние годы в России значительно выросло число людей, путешествующих на машине всей семьей и нуждающихся при этом в качественном питании – особенно на трассе».

Немаловажную роль в развитии концепции сыграла пандемия. «Глобальная ситуация с ограничениями дала нам фору, позволив сконцентрироваться на создании новых продуктов и блюд. Кроме того, на рынке оказалось много свободных специалистов, что позволило за короткое время сформировать высококлассную профессиональную команду», – говорит Александр Ерастов.

По словам Александра, качество топлива и ценовая политика у основных игроков рынка АЗС практически одинаковые. Разница заключается в дополнительных сервисах, которые в последнее время и влияют на выбор автовладельцем заправочного бренда. «Так, наша программа лояльности предусматривает возможность оплатить баллами 100% стоимости любой услуги или товара, кроме топлива и сигарет, клиенты с удовольствием к нам возвращаются, – рассказывает Александр Ерастов. – Семь из десяти водителей пользуются программой лояльности, оплачивают баллами еду, товары, продукты, кофе, мойку самообслуживания, кстати, не выходя из машины – через приложение, потому что это удобно и выгодно».

На всем своем

Сегодня у компании две собственные производственные площадки в Москве площадью 2500 кв. м каждая: цех в районе Волгоградского проспекта по изготовлению кулинарных изделий, а также мясной, хлебный и кондитерский цехи на Варшавском шоссе. Открытие собственных производств дало компании возможность быстро реагировать на рыночные изменения, отслеживать качество продукции, снизить себестоимость и расширить ассортимент. «Первое время мы работали на покупных слойках, котлетах и сосисках, – рассказывает Александр Ерастов. – Но это не давало возможности создавать уникальный продукт, такой подход нас не устраивал. Мы инвестировали немалые средства в свое производство, и оно того стоило».
Neftmagisral-2.jpg
Производимая компанией продукция оказалась востребована не только конечными клиентами, но и в B2В-сегменте. «Запуская производство, мы рассчитывали покрывать потребности собственных точек питания, и для нас приятной неожиданностью стал интерес к нашей продукции со стороны рестораторов и торговых сетей: на выставке «ПИР», например, был полный ажиотаж. Это демонстрирует, насколько рынку не хватает по-настоящему качественных еды и выпечки. Сейчас мы поставляем нашу продукцию таким ритейлерам, как «ВкусВилл», «Перекресток», «Самокат», «Утконос», «О'кей», «Да!», – говорит заместитель генерального директора по направлению HoReCa «ТД Нефтьмагистраль» Елена Соловьева.

В целом открытие собственных производств и переход на самообеспечение по хлебу, выпечке, кулинарии, десертам и мясным изделиям позволили компании значительно повысить лояльность к своему бренду. «Недавно мы проводили опрос удовлетворенности и получили NPS 66%. До того, как мы начали строить фабрику, наши опросы показывали другие цифры: 70% автовладельцев не готовы были покупать еду на АЗС, потому что считали ее некачественной и невкусной», – рассказывает Елена Соловьева.

 Александр Ерастов, генеральный директор «ТД Нефтьмагистраль»:
Erastov-1.jpg
– В связи с приостановкой работы зарубежных фастфудов мы готовы производить больший объем популярных блюд для быстрого перекуса. Ежедневно мы продаем 7000–10 000 бургеров, но наши производственные площади позволяют делать намного больше. Мы не планируем переделывать эргономику точек и открывать автокафе, но готовы круглосуточно угощать гостей в наших ресторанах качественными крафтовыми бургерами по доступным ценам.

Ключевой продукт

Порядка 35% товарооборота компании в категории «еда и напитки» приходится на кофе под брендом «Гурманика» из зерен собственной обжарки. «Кофе есть в каждом третьем чеке наших клиентов. Учитывая, что мы работаем в Москве и Московской области – на высококонкурентном рынке и с взыскательной публикой, которая разбирается в напитке, мы не можем позволить себе плохое качество, тем более на АЗС, куда люди зачастую заезжают именно за кофе», – поясняет Елена Соловьева. В компании был создан кофейный департамент, который занимается отбором зерна, обжаркой, разработкой рецептур и форматов продаж кофе. «Выбор поставщика у нас происходит в несколько этапов: ребята из кофейного департамента едут в страну, которую мы рассматриваем в качестве партнера, выбирают ферму, осматривают плантацию, проводят дегустации на месте. Вкус зерна зависит от множества факторов: влажности почвы, высоты произрастания, сорта кофе, вида обработки зерна – все это определяет вкус чашки кофе для нашего гостя, – рассказывает Елена Соловьева. – На этот год мы подписали контракт на закупку зеленого зерна из Эфиопии и Кении. Последующую обжарку зерна проводит наш специалист Виталий Тарасенко – финалист национальной премии «Обжарщик года – 2018–2019» – на газовом ростере голландского бренда Giesen Coffee Roasters, сконструированном по индивидуальному заказу. Ежемесячно только для собственной сети мы жарим более 12 т кофе. Напитки на точках готовят на кофемашинах Franke».

Также кофе представлен в фасованном виде: в зерне, в капсулах и дрип-пакетах. Среди новинок – кофе в алюминиевых банках. «Такой продукт популярен у молодого поколения, – говорит Елена Соловьева. – Его для нас делает подрядчик, используя наши рецептуры и зерно».
 
По французским стандартам

Выпечка традиционно входит в топ продаж на АЗС. В ходе строительства производства и разработки рецептур слоеных изделий и хлеба руководство компании приняло решение пригласить французского шеф-пекаря Жана-Филиппа Санза. «Нашей главной целью является создание качественного продукта для наших потребителей, для этого важно правильно выстроить технологические процессы. Многие компании, даже стартовав с хорошим продуктом, со временем заменяют масло на маргарин, ищут муку попроще, – подмечает Елена Соловьева. – Мы принципиально не используем маргарин во всем нашем производстве, работаем на французской муке и новозеландском масле 82,9%, хлеб выпекаем в подовых печах».
Neftmagisral-7.jpg
Слоеные изделия представлены почти на всех АЗС сети, в половине точек продается свежий ремесленный хлеб. «Считаем это направление очень перспективным, поскольку предлагаем действительно высокое качество и видим растущий спрос, – говорит Елена Соловьева. – У нас полностью соблюдают технологию созревания и ферментации теста». Среди хлебного ассортимента – чиабатта, тыквенный, французский багет, многозерновой, фруктовый и пр. «В лидеры продаж за короткое время вышли тыквенные и деревенский хлебы, по выпечке – миндальный и классический круассаны», – подмечает Елена.

Хлеб и выпечку доготавливают на точках, поэтому на витринах всегда свежеиспеченный продукт. Все печи Miwe подключены к единой телеметрической системе, в которой для каждого вида хлеба и слойки установлена своя программа. С появлением в ассортименте новой рецептуры добавляют и новую программу выпечки.

Готовая еда

Конкуренция кулинарных полок торговых сетей с ресторанами – тенденция последних лет, которую в том числе усилила пандемия. Рестораторы в свою очередь все чаще заимствуют «магазинную составляющую»: устанавливают в торговом зале витрины grab & go с готовой едой, а в снеки превращают даже супы и каши, продумывая упаковку таким образом, чтобы человек мог позавтракать ими на ходу или в машине. «Сейчас у нас это самое быстрорастущее направление, – признается Елена Соловьева. – Мы постоянно расширяем ассортимент упакованных блюд для grab & go, поскольку спрос на них высокий. В месяц мы производим 750 тыс. порций готовой еды». В линейку под брендом «Гурманика» входят сэндвичи, роллы – с пшеничной лепешкой и рисовые в нори, супы, салаты, горячие блюда, запеканки, сырники, суши. Готовые блюда представлены на 98 точках из 101 АЗС сети и занимают около 30% продаж категории еды и напитков».

Также в феврале этого года под брендом «Гурманика» была запущена линейка упакованных порционных замороженных блюд. В нее вошли основные хиты продаж в различных продуктовых категориях: блинчики, круассаны, пирожки, сосиски. Проект находится в стадии доработки по ассортиментной матрице и дизайну, но уже сейчас, по словам Елены Соловьевой, в компании понимают, что продукция станет востребованной. «Такой формат популярен, в частности, у дачников, а также для продуктовых корзин на выходные, когда люди сконцентрированы на отдыхе, а не готовке», – считает она.

Елена Соловьева, заместитель генерального директора по направлению HoReCa «ТД Нефтьмагистраль»:
Elena.jpg
– Наш сервис доставки работает через приложение в диапазоне 30 минут езды от точки. Мы считаем услугу перспективной: есть локации, где она приносит до 25% выручки от всех сервисов по питанию. Среди хитов – блюда «Магбургера», готовая кулинария «Гурманика». Также в пандемию мы запустили интересный сервис – доставка еды к машине: не выходя из авто, можно оформить заказ через приложение, и сотрудник кафе принесет его к автомобилю.

Ресторан на трассе

Горячие блюда и полноценные обеды – категория, более других подверженная стереотипам о небезопасности питания на АЗС. «Мы потратили колоссальные ресурсы, чтобы изменить представление наших клиентов о еде на автозаправках. Помимо качественной кухни мы делаем упор на ресторанный дизайн и комфортную посадку, удобные туалетные комнаты и в целом продуманную эргономику всей локации, – говорит Елена Соловьева. – Сейчас в наших кафе проводят переговоры, приезжают обедать с детьми, заказывают у нас кейтеринг. Кроме того, одно из наших последних исследований показало, что у клиентов есть запрос на домашнюю еду. Мы видим огромный потенциал в этом направлении и получаем теплый отклик от клиентов».
Рестораны под брендом «Гурманика» с подачей формата фри-фло есть на пяти АЗС. Самый большой открылся на флагманском АЗК сети на 12-м км МКАД в начале этого года.
Neftmagisral-6.jpg
С переходом на продукцию собственного производства кухня точек питания на АЗС сети, по словам Елены Соловьевой, стала еще более востребованной у клиентов. «Мы переработали меню ресторанов «Магбургер» – их сейчас 56, расширили линейку бургеров в лаваше, чтобы их было удобно есть в машине, – говорит Елена. – Все полуфабрикаты для кафе производят централизованно. Мы привозим ингредиенты на фабрику, проверяем качество, готовим, фасуем и потом развозим по точкам. Повару в кафе остается минимальная работа по сборке».

Всю мясную продукцию: котлеты, колбасы, ветчину, сосиски – готовят в мясном цеху компании. Рецептуры блюд разрабатывает приглашенный шеф из Германии Адольф Бейкер.

В планах «ТД Нефтьмагистраль» выход на ресторанный рынок. Первое независимое от АЗС кафе «Гурманика» на 86 посадочных мест уже работает в Москве в одном здании с офисом компании в районе станции метро «Волгоградский проспект». Заведение расположено на первом этаже, вход открыт для сторонних посетителей. В «Гурманике» представлены фри-фло подача из 140 блюд, grab & go с готовой кулинарией, морозильная витрина «Гурманика-айс», хлеб, кофейная линейка. «Планируем масштабировать этот формат, ищем подходящие локации. Нам интересно поработать на ресторанном поле: другая конкуренция, а это всегда держит в тонусе», – признается Елена Соловьева.

Цитата из меню кафе «Гурманика»:

• Киш с лососем – 260 руб.
• Бриошь с курицей – 189 руб.
• Салат с лососем и киноа – 235 руб. / 100 г
• Уха по-фински – 139 руб.
• Тефтели из щуки – 105 руб. / 100 г
• Паста с лососем и брокколи – 339 руб. /100 г
• Курица том ям – 125 руб. / 100 г
• Гречка по-царски – 65 руб. / 100 г
• Черничный тарт – 165 руб.

Это точно заправка?

Новая АЗК «Нефтьмагистраль» – самая большая АЗС в России – впечатляет своими масштабами. Футуристическое сооружение на 12-м км МКАД способно принять на заправку до 40 автомобилей одновременно, в конце марта здесь запустили высокоскоростную зарядку электромобилей. В здании на 1500 кв. м разместили супермаркет и полноценное кафе на 84 посадочных места. «У нас получился полноценный ресторан: красивый, современный, комфортный и вкусный. Удобная посадка, оборудованные розетками столы, дизайнерское освещение – место комфорта, которое теперь выбирают для встреч. Здесь представлен максимальный ассортимент нашей продукции: «Магбургер», кулинария, выпечка, свежий хлеб, полная линейка десертов, готовая еда в упаковке, также в продаже заморозка и колбасы. Наша команда считает, что в этом объекте удалось максимально показать, что мы вкладываем в наше позиционирование: «Больше чем АЗС». Надеемся, что нам удалось по-настоящему удивить потребителя», – говорит заместитель генерального директора по направлению HoReCa «ТД Нефтьмагистраль» Елена Соловьева.

Больше чем АЗС

Больше чем АЗС

Комментарии (0)
Похожие статьи