https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

Бумажные будни

06 мая 2025, 10:05 Александра Скороходова,
Продажи бумажных расходников – упаковки и санитарно-гигиенической продукции – оставались стабильно высокими на протяжении всего прошлого года. И это несмотря на то, что российский рынок все еще испытывает серьезный дефицит качественного бумажного сырья. Спрос на рынке фудсервиса на все виды упаковки поддерживает популярность у потребителей готовой еды, доставки и кофе навынос. Увеличение объемов сбыта бумажной гигиены обусловлено развитием гостиничного сектора на фоне роста внутреннего турпотока.
coffee.jpg
Производители и поставщики бумажных расходников считают канал HoReCa наиболее перспективным с точки зрения развития продаж. С одной стороны, спрос на упаковку и бумажную гигиену на российском рынке фудсервиса остается устойчивым на протяжении последних нескольких лет, с другой – развитие новых ресторанных форматов и концепций стимулирует интерес к новым продуктам и решениям с добавленной стоимостью. Неудивительно, что прошлый год многие компании закрыли с двухзначным приростом и в группе одноразовой упаковки, и в группе санитарно-гигиенической продукции. «По итогам 2024 г. рост спроса на упаковку составил в натуральном выражении около 24% по сравнению с 2023 г., а в категории бумажной гигиены – 26%, что опережает темпы инфляции. В первые месяцы 2025 г. мы также наблюдаем увеличение спроса в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Это связано с восстановлением рынка HoReCa после кризисных периодов и активным развитием сегмента доставки еды», – комментирует генеральный директор компании «Оптиком» Максим Рогожко. В общей структуре продаж компании «Оптиком» на канал HoReCa сегодня приходится порядка 40%.

Продажи профессионалам фудсервиса приносят «Компании Реал» до 80% оборота, оставшиеся 20% – это пищевые производства, салоны красоты, медицинские учреждения. «Что касается категории бумажных расходников, то оборот растет быстрее общего прироста продаж компании год к году, – сообщает бренд-менеджер «Компания Реал» Лев Монахов. – Для сравнения: по итогам 2024 г. бумажная упаковка и гигиена прибавили в натуральном выражении 34%, общий рост оборота компании составил 31%». Активнее других товарных групп, по его словам, прирастает в продажах упаковка для доставки. «Это направление показывает стремительный рост уже несколько лет подряд», – объясняет Лев Монахов.

В компании «Торговый Дом Лето» (специализируется на комплексном снабжении предприятий общественного питания, ресторанов, гостиниц) доля HoReCa в общей структуре продаж достигает 99%. В числе драйверов спроса на бумажные расходники на рынке фудсервиса здесь называют смещение фокуса с цены на качество используемых изделий, что обусловлено возрастающей конкуренцией на рынке. «В последние годы рынок бумажно-гигиенической продукции в России демонстрирует положительную динамику, что связано с изменением потребительских предпочтений и повышением уровня жизни. Рестораторы также адаптируются к новым условиям и стремятся улучшить качество обслуживания, что подразумевает использование более качественных и экологически чистых продуктов. Эта же тенденция заметна и в категории упаковки», – подтверждает генеральный директор «Торгового Дома Лето» Максим Мусиенко.

Некоторые поставщики в HoReCa фактором спроса на бумажные расходники называют регулярное обновление ассортимента и разработку кастомизированных решений. На это, в частности, указывает руководитель направления «Хозтовары» компании «Комус» Анна Лопухина. «Одним из драйверов развития продаж в рамках нашей компании являются новинки – специальные продукты, разработанные исходя из потребностей клиентов. Речь идет, например, о туалетной бумаге для номерного фонда с намоткой в рулоне из расчета на одного постояльца, но с большим количеством рулонов в упаковке (32 рулона), бумажных салфетках в формате Megapack (500 листов в упаковке) или диспенсерах для рулонных полотенец с полистовой выдачей, – говорит она. – По итогам января 2025 г. анализируемая категория показала прирост выше, чем темпы по компании. Возможную причину видим в том, что в январе крупные партнеры затаривались перед ростом цен. Дело в том, что 1 февраля на рынке бумажной санитарно-гигиенической продукции по всем ключевым контрактам прошло повышение цен».

Наращиванию товарооборота бумажных расходников в HoReCa способствует также формирование комплексного предложения, нацеленного на широкий круг потенциальных партнеров. Так, одни поставщики к ассортименту одноразовой посуды добавляют бумажные протирочные материалы и салфетки для организации сервиса в кофейнях и кафе на АЗС. Другие, напротив, от бумажной гигиены делают шаг в сторону упаковочных решений, открывая тем самым новые для себя ниши. «До 2024 г. мы были сфокусированы на клининговых компаниях, которые покупали бумажную продукцию для собственных нужд. Рестораны же помимо санитарно-гигиенической продукции закупают стаканы для кофе и упаковку для готовой еды. Вот почему мы инвестировали в развитие категории упаковки. В данном случае мы реализовали комплексный подход к расширению ассортимента: сформировали команду, заключили договора со значимыми производителями и стали системно работать с поставщиками, сделали складской запас, изменили логистику под клиента, так как ресторанные операторы очень требовательны», – рассказывает генеральный директор «Торгового дома Виконт» Виктор Вагер. В результате доля канала HoReCa в общих продажах компании выросла, по его словам, с 15 до 25%. Оборот компании за 2024 г. составил 4 млрд руб., общий прирост продаж к 2023 г. – 14%.

Уверенные позиции на рынке HoReCa помогают поставщикам формировать потребительскую лояльность к брендам, что способствует продвижению бумажной продукции и в розничном канале. «Мы видим, как важно развивать сегмент небытового применения наших изделий и укреплять наши позиции в данной категории. Мы стремимся полностью удовлетворять потребности наших покупателей, чтобы наш потребитель встречался со стабильно высоким качеством нашей продукции как у себя дома, так и за его пределами. Изделия бренда Focus отличаются высокой прочностью, мягкостью и хорошей впитываемостью. Кроме того, вся бумажно-гигиеническая продукция компании «Хаят» изготавливается из 100%-ной первичной целлюлозы», – сообщает генеральный директор компании «Хаят Россия» Метин Мете.

Бумага в цене

Реальным испытанием для производителей бумажных расходников остается ситуация с сырьевой базой. Так как древесина является экспортным товаром, то цены на целлюлозное сырье на внутреннем рынке сильно привязаны к курсу валют. Что касается предложения российских производителей по бумажному сырью, то с точки зрения качества оно до сих пор недостаточно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, и производственные компании до сих пор продолжают закупать большую часть необходимого сырья (главным образом тех видов, что используют в производстве пищевой упаковки) за рубежом. «Цены на картонную упаковку российского производства в силу отсутствия на рынке достаточного предложения по сырью соответствующего качества волатильные и зависят от курса валют и закупочных цен, – подтверждает директор по продажам и маркетингу компании «Скандипакк» Мария Богданова. – Мы сохраняем дифференцированные поставки – работаем с поставщиками из Китая и Турции с целью минимизации риска срывов поставок ввиду сложной геополитической ситуации». Цены на сырье, по ее словам, менялись в течение прошлого года в соответствии с изменением курса валют. Основной рост пришелся на четвертый квартал 2024 г. и начало 2025 г. и составил порядка 20%. «С сентября по декабрь 2024 г. курс валют стремительно рос, тогда курс достигал пиковых значений до 109,5 руб., снижение началось только во второй половине декабря», – уточняет Мария Богданова.

В компании «Комус» индексация прайса на бумажную продукцию в 2024 г. составила 15%. «При этом целлюлоза растет в цене более быстрыми темпами, чем вторичное сырье. На текущий год мы ожидаем примерно тот же процент роста. С учетом того, что мы работаем напрямую со всеми крупными производителями (не перекупами), компания по возможности сдерживает повышение цен от производителей, минимизирует процент повышений на входе», – сообщает Анна Лопухина. В компании OSQ Group взяли за правило корректировать прайс исключительно в рамках инфляционных колебаний или при значительном росте индексов на биржах по сырьевым составляющим. «За весь 2024 г. наша компания провела только одну корректировку цен, обусловленную ростом инфляции. План по корректировке цен на текущий год такой же: только инфляционные издержки или стремительный рост сырьевой базы. Прочие риски, связанные с возможным увеличением логистических и складских затрат, и прочие операционные издержки наша компания нивелирует, используя внутренние ресурсы. Это постоянная работа над оптимизацией издержек – и производственных, и технологических, и офисных», – комментирует руководитель отдела маркетинга OSQ Group Антон Барбашов.

В 2024 г. значительно выросла в цене и вся произведенная за рубежом продукция, поставляемая на российский рынок на условиях параллельного импорта. «Импортные диспенсеры подорожали в разы (в России их просто не производят), импортная бумажная продукция подорожала на 40–50%, – рассказывает Виктор Вагер. – Конечно, у нас есть законтрактованные объемы для крупных клиентов: для них мы перед подорожанием закупаем большие стоки на полгода и держим цену. А так в целом выдаем в рынок то же подорожание, что и производители. Дело в том, что внутренних ресурсов уже не остается: рынок «отбелился», налоговая нагрузка выросла, и торговать себе в убыток дистрибьюторы не могут».

В числе факторов роста отпускных цен на бумажные расходники эксперты называют также дефицит персонала. «На рынке уже не первый год наблюдается дефицит квалифицированного персонала, как результат мы были вынуждены несколько раз проводить индексацию заработных плат в предыдущем году для обеспечения наличия необходимого количества производственного персонала», – говорит Мария Богданова. Существенное влияние на ценник, по мнению поставщиков, оказало и повышение ключевой ставки. «Это повлияло в целом на производителей, скорость их развития, так как стоимость заемных денег стала выше, а производители активно пользуются такими деньгами», – уверяет Лев Монахов.

Прогноз на 2025 г. поставщики делают неутешительный: вероятность, что отпускные цены на все виды бумажной продукции будут расти, существенна. «Увеличение затрат на сырье, логистику и энергоресурсы, общая инфляция и рост цен на товары и услуги приводят к повышению себестоимости продукции, – констатирует Максим Мусиенко. – И хотя мы прогнозируем постепенное замедление роста цен в 2025 г., полностью исключить увеличение стоимости продукции нельзя. Рестораторам стоит учитывать возможное сохранение тенденции к росту цен в пределах инфляции. Кроме того, внутренние цены на целлюлозу в России напрямую зависят от экспортных отношений с Европейским союзом в сфере поставок древесины».

В компании «Артпласт» считают, что основное подорожание бумажной упаковки произойдет именно в 2025 г., так как снова заметно вырастут в цене основные виды сырья. «В 2024 г. рост цен на бумажную упаковку был сравнительно небольшим и, я сказала бы, индивидуальным. Связано это было с внутренними процессами наших поставщиков, поскольку стоимость сырья увеличилась незначительно. А вот основной рост цен на картон и бумагу придется именно на 2025 г. Наши поставщики объясняют это подорожанием комплектующих и химических компонентов, закупкой которых занимаются в других странах, нехваткой рабочей силы и увеличением затрат и тарифов. Также сказывается рост курса валют», – делится руководитель отдела маркетинга и клиентского опыта компании «Артпласт» Диана Мануйлова.

Вместе с тем поставщики прилагают усилия для сдерживания цен, опасаясь, что регулярные корректировки прайса негативно скажутся на их репутации и, как следствие, товарообороте. «Прайс бумажных комбинатов нестабилен, периодичность повышения порой поступала к нам чаще, чем раз в квартал, так что в 2024 г. нам приходилось пересматривать отпускные цены, но стоит признать, это не способствовало развитию долгосрочных отношений с партнерами, например, по тендерным позициям, где требуется фиксация цен на определенный период, – рассуждает руководитель отдела продаж компании «Тек-Пак» Наталья Аблесимова. – В конце года были проведены двухсторонние встречи с поставщиками сырья и достигнуты определенные договоренности на 2025 г., что позволит нам удержать цены на прежнем уровне».

Некоторые дистрибьюторы профессиональной продукции решились на индексацию прайса только в начале 2025 г., исчерпав уже все внутренние ресурсы. «Цены выросли в начале 2024 г., но в течение всего прошлого года производители держали их для балансирования рынка, благодаря чему объемы продаж профессиональной продукции не были потеряны. С 1 февраля 2025 г. произошло массовое поднятие цен у производителей профессиональной продукции, правда, дистрибьюторов об этом заблаговременно оповестили», – рассказывает руководитель отдела маркетинга и проектов по маркетплейсам компании «ТК Сервис» Александра Красненкова.

Локальные рельсы

Последствия 2022 г., когда большая часть зарубежных компаний и брендов объявила о желании покинуть российский рынок и спешно разрывала отношения с местными производителями и дистрибьюторами, игроки рынка бумажных расходников ощущают до сих пор. «В основном мы сотрудничаем с российскими поставщиками бумажной упаковки, поэтому уход иностранных компаний сказался на нас через наших партнеров, которые закупали сырье у зарубежных коллег. Это привело к ухудшению качества товаров, задержкам в производстве. Сейчас наблюдается дефицит товаров из ламинированного белого картона, бумаги с различными характеристиками», – констатирует Диана Мануйлова.

Недоступность импортного сырья стала серьезной проблемой для некоторых российских производителей, так как отчасти застопорила работу, усложнила запуск новинок и модернизацию производства. «Сейчас на рынке проблема с инновациями, – соглашается Мария Богданова. – Раньше мы ориентировались на тренды развития рынка упаковки в Европе и США, что также было обусловлено сотрудничеством с поставщиками оборудования из этих стран и возможностью реализации инноваций. Теперь в связи со сложившейся геополитической ситуацией тренды, как и новое оборудование для производителей упаковки, доступны из Китая и Турции. Оборудование отличается и по скорости, по эффективности и требует серьезных настроек, а также более длительного ввода в эксплуатацию, что делает запуск новых продуктов сложнее, а также отражается на себестоимости. В результате основной фокус производства направлен на сохранение стандартов качества и эффективности выпуска продукции. Мы регулярно проводим тестирование альтернативных видов сырья, к примеру, за 2024 г. было проведено более 30 промышленных тестов с целью повышения конкурентоспособности продукции». Усилия производителей, по ее словам, сегодня направлены на стабилизацию отпускных цен и поиск решений, оптимальных по соотношению цен и качества. «Для клиентов очень важно сохранять баланс цены и качества. Все проекты, которые направлены на оптимизацию себестоимости, не должны менять базовые стандарты качества продукта, – продолжает Мария Богданова. – Выиграют те производители, которые будут выпускать продукты в балансе цены и качества».

Что касается готовых изделий, то импорт в ассортименте бумажной продукции для HoReCa был представлен главным образом диспенсерами, а также изделиями высокой ценовой категории (многослойные бумага и протирочные материалы, биоразлагаемые упаковка и посуда). В данном случае утрата контрактов с европейскими производителями уже не была такой болезненной, и большую часть позиций удалось заместить имеющимися в арсенале дистрибьюторов аналогами. «После ухода зарубежных брендов выросли продажи российских производителей. Доля импорта в структуре продаж бумажных расходников профессионалам фудсервиса составляет примерно 10%», – сообщает руководитель отдела продаж компании «Альмин» Алена Однодворкина. Переходу на продукцию локального производства способствовали также усложнение логистики и дороговизна продукции, доставляемой через параллельный импорт. «Постепенно каналы доставки либо перекрывали, либо такие поставки стали невыгодны. Плюс крупные производители, которые изначально были западными, полностью перевели бизнес на локальные рельсы, и тогда импортозамещение пошло полным ходом, – рассказывает Виктор Вагер. – Сейчас только 5–10% нашего ассортимента – это импорт, которого либо не хватает, либо нет на 100% отвечающих необходимым параметрам аналогов. В начале 2024 г. этот показатель был на уровне 20–25%. Даже дефицитные диспенсеры научились производить: некоторые компании арендуют производственные линии и налаживают выпуск необходимой продукции».

Минимальна доля импорта и в структуре ассортимента бумажной санитарно-гигиенической продукции компании «Оптиком». «Затруднился импорт узких товарных групп, например, картриджного мыла-пены Tork, протирочных материалов Sontara, Kimberly Clark и Tork, продукции LinStyle, премиальных позиций бумажной гигиены, а также некоторых видов диспенсеров, которые достаточно оперативно заместили отечественным предложением и предложением из Юго-Восточной Азии. В сегменте бумажной гигиены большую часть продукции производят в России, а временные сложности с импортом отдельных позиций (например, двухслойной туалетной бумаги Kimberly Clark, листовых бумажных полотенец V-сложения и трехслойной протирочной бумаги Tork) быстро заменило отечественное предложение. В сегменте упаковки существенной зависимости от импорта не наблюдалось, а логистические и финансовые трудности, связанные с поставками из азиатских стран, успешно преодолевали за счет перестройки цепочек. В определенный момент дефицитным направлением стали диспенсеры, многие из которых ранее импортировали, но уже в течение года рынок адаптировался, поставки были налажены. На сегодняшний день доля импорта в бумажной гигиене и упаковке минимальна. В основном это уникальные продукты для узких ниш, например, специализированная упаковка, позволяющая клиентам выделиться на фоне конкурентов», – рассказывает Максим Рогожко.

В компании «Комус» импорт представлен не только диспенсерами, с каждым годом ассортимент поставок прямого импорта расширяется. «Если раньше превалирующую долю на рынке занимал импорт из Европы, сейчас это импорт из стран Юго-Восточной Азии. В нашей компании выстроены все процессы для бесперебойных поставок из ЮВА, имеются даже не единичные позиции, но уже целые коллекции позиций», – говорит Анна Лопухина.

Большинство поставщиков угрозы в отсутствии импорта уже не видят, считая, что большую часть ассортимента удалось заместить. «На рынок пищевой крафтовой картонной упаковки уход зарубежных компаний не повлиял в значительной степени: российский рынок сам себя обеспечивает сырьем, – подтверждает Антон Барбашов. – На данный момент доля импортных компонентов в сырьевой базе нашей компании стремится к нулю, так как с 2020 г. компания взяла четкий курс на импортозамещение по сырьевому блоку. Но и в 2020-м доля была совсем небольшой: мы использовали только импортный пищевой клей». Что касается доли импорта в структуре продаж компании в HoReCa, то в OSQ Group она также снижается. «Таких результатов нам удается достичь благодаря запускам новых позиций ассортимента – это полностью наши разработки, например, восьмиугольные контейнеры и линейка круглых контейнеров с крышкой», – подводит итог Антон Барбашов.

Минимизировать использование импортных составляющих в производстве бумажной упаковки удалось и компании «Тек-Пак». «Бумага у нас только российская, по другим компонентам (клей для изготовления пакетов, краска для флексопечати) 95% используемых сегодня материалов – отечественного производства. Ранее доля импорта в данной категории достигала 80%», – сообщает Наталья Аблесимова. Основу профессионального ассортимента компании составляют бумажные пакеты из 100%-ной целлюлозы и вторичного сырья первичной переработки. На бумажную упаковку для HoReCa в общем обороте компании «Тек-Пак» приходится сегодня до 80%. Об отсутствии дефицита компонентов для производства бумажной упаковки говорят и в «Паперскоп Рус». «Все производители переориентировались на новых поставщиков сырья, таких как Китай и Турция, а некоторые изначально работали с ними. Китайское сырье практически не уступает по качеству ушедшим с рынка европейским аналогам. Безусловно, производителям бумажной продукции с барьерным покрытием пришлось потратить время на перестройку цепочек поставок, логистических схем и обеспечение бесперебойного потока сырья из Китая и Турции. Однако это осталось в далеком 2022 г., и сегодня система работает как часы. На мировой арене появляются новые производители сырья, проводятся тесты, рынок не стоит на месте, стремясь к инновационным решениям», – делится директор департамента продаж и маркетинга компании «Паперскоп Рус» Ольга Никуличева.

В целом и поставщикам в HoReCa, и производителям удалось минимизировать влияние импортной составляющей на бизнес, хотя некоторые сложности все еще остаются. «Являясь дистрибьютором бумажной упаковки и хозяйственных товаров, мы замечаем проблемы с сырьем у наших поставщиков по отзывам от клиентов. Например, существуют сложности с ламинированным картоном: покупатели часто жалуются на его качество. Кроме того, есть проблемы с отбеливателем для картона и бумаги, который, как и ламинированный картон, импортируют из Китая, – комментирует Диана Мануйлова. – Как производитель бумажных пакетов можем сказать, что в настоящий момент серьезной проблемы с сырьевой базой не наблюдается. Из импортных компонентов мы используем только термоплавкий клей, который идет для индивидуальных заказов на пакеты из комбинированных материалов».

От стаканов к пакетам

Лидерами продаж в категории бумажной упаковки остаются стаканы для горячих напитков, контейнеры для готовой еды и бумажные пакеты навынос – эти виды упаковки востребованы практически повсеместно. «Рост категории горячих напитков связан с тем, что помимо привычных для потребителя каналов продаж (кофейни, пекарни, фасфуд, АЗС) на рынок вышли ритейлеры, которые укрупняются и модернизируют сервис, у них большое покрытие, и это, конечно, мощный влив с точки зрения числа проданных порций. Для нас как для производителя важно, что розничные операторы работают на высоком трафике и потому отдают предпочтение качественной продукции, так как кофейный сервис в их случае должен работать как часы», – рассказывает Мария Богданова. Внутри категории стаканов, по ее словам, заметно прибавляют в продажах стаканы объемом 300 мл, так как конечные потребители все чаще делают выбор в пользу напитков на основе молока, так называемой белой чашки.

Драйверами спроса на все виды контейнеров поставщики в HoReCa называют, во-первых, доставку, а во-вторых, стремительный рост продаж готовой еды в рознице. Так, например, в компании OSQ Group наибольшую долю в структуре продаж упаковки в HoReCa занимают круглые контейнеры и контейнеры под запайку. «Доставка растет, а доставлять еду под пленкой, а не под крышкой – эффективно и экономически обоснованно. Инвестиции в оборудование под запайку окупаются в течение месяца (на одну точку), а стоимость и расход пленки для запайки в два раза ниже по сравнению с пластиковой крышкой. И это решение гораздо экологичнее, так как расходуется меньше пластика», – комментирует Антон Барбашов. Верхние строчки в рейтинге продаж упаковки для HoReCa, по его словам, также занимают контейнеры для блюд фастфуда: бургеров, пиццы, шаурмы, куриных снеков и картофеля фри.

Точками роста для производителей упаковки стали бумажные пакеты навынос (всех форм и конфигураций) и бумажная обертка, взлетевшая в продажах за счет устойчивого тренда на потребление бургеров и роллов на основе лаваша и лепешки тортилья. «Рост продаж бумажных пакетов навынос и бумажной обертки по итогам 2024 г. в натуральном выражении составил 30%, – сообщает Мария Богданова. – В основном потребителями бумажных пакетов остаются игроки большой тройки, которые в развитии ассортимента делают ставку на снеки». Тот факт, что бумажные пакеты с каждым годом занимают все большую долю рынка упаковки для HoReCa, сегодня подтверждают многие поставщики. «Крафт-пакеты особенно востребованы в доставке, они прочные, универсальные, экологичные, долго сохраняют презентабельный внешний вид и пригодны для контакта с пищевыми продуктами. На данный момент целесообразно не только развитие предложения бумажных пакетов, но и увеличение производственных мощностей по выпуску такой продукции», – считает Наталья Аблесимова. По ее словам, в планах компании «Тек-Пак» в ближайшей перспективе увеличить выпуск крафт-пакетов минимум на 40%.

В категории бумажной санитарно-гигиенической продукции лидеры продаж в сегменте HoReCa также не меняются уже который год. Основной объем продаж здесь приходится на туалетную бумагу, листовые полотенца и сервировочные салфетки. Данный факт подтверждают, например, в компании «Комус». «Темпы роста умеренные с учетом того, что уже высокий уровень охвата и проникновения. При этом видим смещение спроса на более качественную бумагу из 100%-ной целлюлозы. Рестораны стали возвращаться из режима жесткой экономии к оптимальному соотношению цены и качества», – говорит она. Высокие темпы роста, по ее словам, также показывают категории профессиональных моющих средств и уборочного инвентаря. «В группе косметики для гостиниц (шампуни, кондиционеры, гели для душа, лосьоны, аксессуары) все большую популярность набирают форматы больших упаковок – пятилитровые канистры с шампунем или гелем для душа, которые удобно использовать в специальных многоразовых дозаторах», – уточняет Анна Лопухина.

Новинки

Новинкой ассортимента упаковочных решений компании «Оптиком» в 2025 г. cтали крафтовые фуд-боксы с крышкой для подачи десертов, выпечки, бутербродов, салатов, горячих блюд, суши и роллов. Кроме того, компания готовит к запуску уникальную тактильно приятную упаковку для выпечки с демонстрационным окном и герметичным замком. Обновление коснулось и категории санитарно-гигиенической продукции. Новые позиции здесь – линейка нетканых протирочных материалов ClearTech, сертифицированная для контакта с продуктами питания.

С 2024 г. компания «Формация» предлагает профессионалам фудсервиса однослойные бумажные стаканы с рифленой поверхностью, а также двухслойные бумажные стаканы для горячих напитков «Тетра» с рифленой полосой на внешней стенке. Еще одна новинка в ассортименте компании – бумажные конусы для кулеров и кейтеринга, предназначенные для подачи воды, напитков и снеков.
«ТК Сервис» развивает ассортимент одноразовых бумажных конвертов для приборов торговой марки Good Food Solutions, изготовленных из салфеток высокой плотности.

Компания «Артпласт» представила новые контейнеры 1EArth («Земля одна») на 700 мл (215 х 85 х 50 мм), в которых можно запекать продукты, а затем сразу отправлять на доставку.

Одна из последних новинок от «Паперскоп Рус» – бумажные крышки для кофейных стаканов и суповых контейнеров. Крышки производят из ламинированного картона 1PE. В ассортименте представлены крышки диаметром 80 и 90 мм.

В 2024 г. компания «Тек-Пак» расширила ассортимент бумажных пакетов с ручками пакетами с подворотом и пакетами с вырубной ручкой с усилителем. Благодаря приобретению новой широкоформатной флексопечатной машины (десять цветов) на производстве могут выполнять заказы на печать сложных изображений с высокой цветопередачей и детализацией.

Ассортимент бумажной санитарно-гигиенической продукции компании «Комус» теперь включает трехслойные бумажные кухонные полотенца Luscan в большой упаковке по восемь рулонов.

В 2024 г. OSQ Group представила профессионалам фудсервиса линейку крафтовых контейнеров OSQ Octobox, выполненных в форме восьмиугольной усеченной трапеции с широким бортиком и отличающихся повышенной прочностью и возможностью запайки. Контейнеры представлены в крафтовом цвете и варианте Black Wood (для окрашивания картона в данном случае используют натуральный уголь). В серии Black Wood с начала 2025 г. доступны также круглые крафтовые контейнеры OSQ Round Bowl.

В 2024 г. компания «Скандипакк» выпустила новую коллекцию двухслойных стаканов Impresso с выдавливанием «Узоры» и в трендовых цветах – «лагуна», «персик», «лазурь», «шалфей». Новые стаканы представлены в объемах 200, 300 и 400 мл и в миксе цветов в упаковке. Еще одна новинка от «Скандипакк» – двухслойные стаканы Impresso с выдавливанием «Лабиринт» и в минималистском дизайне: они представлены в двух моноцветах – черном и оттенке «крафт». В линейке также представлены стаканы объемом 200, 300 и 400 мл.

Спорная экологичность

Производители одноразовой упаковки и бумажной санитарно-гигиенической продукции активно включаются в экологическую повестку, погружаются в реализацию просветительских проектов и разработку продуктов, безопасных для окружающей среды. «Интерес к экологической повестке возвращается в Россию и активно продвигается на всех уровнях (в момент оттока иностранных производителей из РФ экологическая инициатива ушла на второй план, но сейчас возвращается). Согласно исследованиям трендов на рынке HoReCa, в перспективе ближайших трех лет в России внимательное отношение потребителей к упаковке и требовательность к стилю, дизайну и функционалу будут только усиливаться», – отмечает руководитель отдела маркетинга OSQ Group Антон Барбашов.

Производители, а вслед за ними и поставщики в HoReCa инвестируют в развитие экологичных упаковочных решений. «Внедрение новых технологий и инноваций в процесс производства наших партнеров – производителей упаковки позволяет создавать более удобные, многофункциональные и экономически целесообразные решения. По нашему мнению, перспективы развития ассортимента экологичных решений очень высоки. Можно совершенно точно сказать, что растет спрос на экологичную упаковку, так как многие компании стремятся сократить негативное воздействие на окружающую среду. Также увеличивается популярность биоразлагаемых и перерабатываемых материалов. Исходя из этого можно предположить, что в 2025 г. потребление картонной биоразлагаемой упаковки среди российских рестораторов продолжит расти, хотя конкретные цифры могут варьироваться», – считает генеральный директор «Торгового Дома Лето» Максим Мусиенко.

Некоторые компании перестраивают бизнес-процессы и полностью уходят в производство биоразлагаемых изделий. Так, например, новосибирская компания «Юникс» вывела на рынок одноразовые стаканы для горячих напитков, в производстве которых не используют ПЭТ-пленку. «Наша компания специализируется на производстве картона и бумажной упаковки, но в 2023 г. мы переориентировались на производство биоразлагаемых стаканов без ПЭТ-пленки, – рассказывает генеральный директор и собственник компании «Юникс» Дамир Тимершин. – В качестве барьерного покрытия мы используем акриловую эмульсию на водной основе, которую и наносят на картонную основу. В ассортименте сейчас стаканы на 250, 350 и 450 мл однослойные и двухслойные». До 50% всех продаваемых «Юникс» в HoReCa стаканов приходится на объем 250 мл (по словам Дамира Тимершина, в Алтайском крае это самый популярный у потребителей объем порции), по 25% забирают на себя стаканы на 350 и 450 мл. На производстве «Юникс» выпускают тот самый картон без ПЭТ-покрытия, который планируют предлагать и другим производителям упаковки, а также собственно стаканы. Завод может выпускать до 7 млн изделий в месяц, сейчас загрузка предприятия не превышает 3,5 млн в месяц. «Сейчас на рынке Новосибирска стоимость наших стаканов равнозначна стоимости стакана с покрытием из полимера, несмотря на то что в теории биоразлагаемый стакан должен стоить дороже. Нам пришлось оптимизировать некоторые процессы, искать варианты снижения себестоимости. Мы планируем увеличивать объемы выпуска и в итоге предложить максимально комфортную отпускную цену на нашу продукцию», – заявляет Дамир Тимершин. Сейчас 70% всех производимых на производстве «Юникс» стаканов выкупают дистрибьюторы, 30% – локальные кофейные сети.

Некоторые участники рынка, напротив, считают, что тема экологичной упаковки несколько раздута, а существенного спроса со стороны профессионалов фудсервиса на такие решения на рынке пока нет. «Многие потребители ошибочно считают, что упаковка с названием «крафт» автоматически является экологичной. На самом деле, чтобы продукт был действительно экологичным, он должен соответствовать ряду строгих критериев. Поэтому такие решения не могут быть дешевыми. Сейчас есть тенденция на снижение затрат на расходники, поэтому высокого спроса именно на экологически чистую упаковку мы не наблюдаем», – рассуждает Диана Мануйлова. О необходимости просветительской работы и борьбы с гринвошингом говорят и в компании «Оптиком». «В 2021 г. мы обновили нашу миссию, сделав устойчивое развитие одним из стратегических принципов, открывающих перед нашими партнерами новые возможности и перспективы. Мы исследуем доступные экорешения, учим компании осуществлять ответственные и экономически выгодные закупки и использовать ресурсы природы максимально эффективно», – говорит Максим Рогожко. Кроме того, компания «Оптиком» развивает проект «Циклические сервисы», в рамках которого организует сбор и утилизацию использованной упаковки. «Это позволяет не только сократить количество отходов, но и показать нашим клиентам, что внедрение устойчивых практик возможно для каждого бизнеса. В 2024 г. мы запустили проект оборотной тары для напитков «Eмкость», который мы планируем активно развивать в 2025 г.», – заключает Максим Рогожко.

Новой еде – новая упаковка

Дальнейшее развитие предложения готовой еды сформировало на рынке HoReCa потребность в новых видах упаковки с дополнительными свойствами – с возможностью разделения ингредиентов, хорошими презентационными качествами, устойчивостью и удобной конфигурацией дна для последующего штабелирования в витрине или на полке. «Мы видим, что рынок движется в направлении эволюционирования части позиций для доставки, – подтверждает бренд-менеджер «Компания Реал» Лев Монахов. – Например, у некоторых контейнеров появляются крышки с менажницами для возможности раздельной транспортировки компонентов продукта и добавления соусов».

Рост продаж готовых блюд и кондитерских изделий в розничном секторе стимулирует спрос на упаковку из полимеров – прочную, удобную, герметичную, разрешенную для разогрева в СВЧ-печи. «Все чаще клиенты обращают внимание на продукцию из пластика. Несмотря на то что пластиковая упаковка может быть дороже, она привлекает своей оригинальностью и функциональностью, помогая клиентам продавать свой продукт», – сообщает руководитель отдела маркетинга и клиентского опыта компании «Артпласт» Диана Мануйлова. В настоящий момент изделия из полимеров приносят компании «Артпласт» до 60% всех продаж упаковки в HoReCa. При этом, как рассказывает Диана Мануйлова, по сравнению с бумажной упаковкой изделие из полимера может стоить дороже на 0,3–1 руб. за штуку в зависимости от продукта. «Цена на бумажную и пластиковую упаковку зависит не только от сырья, но и от спроса и потребностей клиентов, – объясняет Диана Мануйлова. – Например, стакан из высококачественного пластика с голографической вставкой с логотипом будет стоить дороже, чем двухслойный бумажный стакан с тем же логотипом. Продукт с одинаковыми характеристиками (объем, допустимая температура напитка), но, как думаете, какую упаковку выберет заведение корейского стритфуда для привлечения своей молодой аудитории?»

Красиво пить не запретишь!

С ростом популярности у потребителей кофе навынос растет и конкуренция внутри сегмента. Важную роль в обеспечении действительно качественного сервиса начинает играть упаковка – в данном случае бумажные стаканы, от внешнего вида которых зависят и первое впечатление гостей от концепции, и вероятность повторных визитов. Как результат, в структуре потребления одноразовой посуды для горячих напитков растет доля стаканов с индивидуальным дизайном, выпуклыми рисунками на внешней стенке и текстурными покрытиями. По данным компании «Скандипакк», уже свыше 20% всех продаваемых в HoReCa бумажных стаканов – это стаканы высокой ценовой категории с сезонным оформлением и оригинальным выдавливанием на внешней стенке. «Потребителями такой продукции являются те клиенты, для которых важны имиджевая составляющая и премиальность подачи напитка», – комментирует директор по продажам и маркетингу компании «Скандипакк» Мария Богданова. В компании «Формация» более 60% всех продаж бумажных стаканов на рынке фудсервиса дают стаканы с индивидуальным дизайном. «Доля HoReCa в общей структуре продаж бумажной упаковки составляет около 30%. По итогам 2024 г. по сравнению с 2023-м наблюдается увеличение спроса на стаканы с дизайном на более чем 30%», – комментирует ведущий маркетолог компании «Формация» Алиса Буковская.

Бумажные стаканы становятся и маркетинговым инструментом, в некотором смысле рекламным носителем и элементом промоакций. «Бумажный стакан – это прямой канал коммуникации с конечным потребителем. В минувшем году мы успешно реализовали ряд технологически сложных проектов: стаканы с отрывными стикерами, оснащенными кодами; модели с вырубными окошками на втором слое; изделия с конгревной (фактурной) поверхностью, созданной по индивидуальному дизайну заказчика; стаканы с золотой печатью, исключающей необходимость фольгирования. Кроме того, мы добились высокого качества печати и как будто бархатного на ощупь покрытия soft-touch», – рассказывает директор департамента продаж и маркетинга компании «Паперскоп Рус» Ольга Никуличева.

Бумажные будни

Бумажные будни

Комментарии (0)
Похожие статьи

https://www.traditionrolex.com/43