Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

От фудкорта до фудхолла

17 апреля 2023, 11:04 Анна Коварская / Санкт-Петербург,

До 2019 года большой выбор разнообразной недорогой еды в Санкт-Петербурге можно было найти на фудкорте — ресторанном дворике в торговом центре с дежурным набором ведущих сетей быстрого обслуживания, разбавленным ноу-нейм концепциями. В 2019-м на Васильевском острове появился Василеостровский рынок и взорвал городской общепит. Петербуржцы открыли для себя новое понятие: фудхолл. Так стали называть площадку с авторскими корнерами, предлагающими гастрономичную еду и напитки со всего мира. Бум фудхоллов продолжается в Петербурге и по сей день, а в прошлом году здесь открылась самая крупная гастрономическая площадка Европы.

Vokzal_1 .jpg
Самое громкое открытие прошлого года: фудхолл Vokzal1853 на Обводном канале

На первый взгляд, бизнес-модель работы на фудхолле выглядит очень привлекательно: низкий порог входа, небольшие по сравнению со стрит-ритейлом аренда и ФОТ, возможность работать с относительно узким меню. Но есть и другая сторона медали: гостевой поток приходится делить с многочисленными коллегами по цеху, трафик во многом зависит от маркетинговых усилий площадки; время работы ограничено 22 часами; меню нужно согласовывать с руководством фудхолла; часто нельзя продавать алкоголь.

Первый фудхолл с авторскими концепциями открылся в Петербурге летом 2019 г.: на Большом проспекте была проведена реконструкция Василеостровского рынка. В том же году Fort Group построила City Food в ТРК «Сити Молл», затем ТРЦ «Галерея» пополнился фудхоллом Eat Market под управлением компании Zemskiy Group.

Несмотря на огромные сложности, с которыми во время пандемии столкнулась ресторанная индустрия в целом и владельцы корнеров в частности, после двух турбулентных лет в Петербурге началась вторая волна открытий фудхоллов. Осенью 2021 г. холдинг «Адамант» совместно с Ginza Project запустил «Фуд Парк Меркурий» в «спальном» Приморском районе. Но особенно богатым на открытия стал 2022-й. Прошлым летом в городе стартовали сразу три важных больших проекта: «Балаган» на Петроградской стороне, Московский рынок у станции метро «Электросила» и Vokzal1853 на Обводном канале.

Первая волна

Первая попытка построить фудхолл с авторскими концепциями была сделана весной 2018 г. в спальном районе на севере Петербурга. На улице Ильюшина открылся реконструированный Долгоозерный рынок, на первом этаже которого была обустроена зона с гастрономическими корнерами. Там заработали первая точка будущей японской сети Ikigai, корнер с вьетнамской едой, пельменная и несколько концепций.

Vasya_1.jpg
Василеостровский рынок несколько лет был главным фудхоллом Петербурга

Полноценный же фудхолл появился в Петербурге год спустя, в начале лета 2019-го. Со вкусом оформленное пространство Василеостровского рынка на Большом проспекте Васильевского острова с первыми восемью резидентами из числа известных ресторанных групп произвело в городе эффект разорвавшейся бомбы. «На Василеостровском рынке у нас все прекрасно с открытия, — говорит совладелец японского корнера Subzero Евгений Лакоткин. — Мы почти случайно решили попробовать поработать в этой бизнес-модели и внезапно окупились за месяц. На корнер потратили 2,3 млн руб., в июне выручка была примерно столько же, в июле мы заработали 4,5 млн руб. Мы по-прежнему довольны этой площадкой. Нынешний оборот по сравнению с прошлым годом вырос на 10%, средний чек в районе 950 руб., сегодня корнер посещают 5300-5800 гостей в месяц».

Shalviashvilli_new.jpg

Александр Шавлиашвили, директор Василеостровского рынка

— Весь период работы рынка начиная с открытия в 2019 г. был турбулентным. Индустрию трясло. Сейчас уже все об забыли, но 40% времени своего существования рынок был закрыт из-за ковидных ограничений. Полноценно проект работает только год. Но в целом валовый рублевый рост у наших арендаторов мы фиксируем постоянно. Конечно, в том числе это происходит за счет общего роста цен на продукты. Этим летом за счет открытия внутреннего двора мы ожидаем прирост оборота 30-40%.

Совладелец веганского корнера Raw to go на Василеостровском рынке Роман Якович признается, что проекту понадобился почти год, чтоб выйти на обороты. «Правда, открывались мы в полузакрытом формате, когда действовали ограничения в связи с пандемией. Заметный рост пошел с весны прошлого года и продолжался все лето. В летнее время, когда на рынке был открыт внутренний двор, прирост оборота доходил до 30%», — отмечает ресторатор.

 

Vasya_2.jpg
Летняя посадка увеличивает оборот на 30%

Сегодня на Василеостровском рынке представлено 72 арендатора, из них 50 гастрономических корнеров, в том числе ресторанных концепций, пекарен, баров. «За 3,5 года ротация арендаторов составила 15%, — говорит Александр Шавлиашвили. — Это совсем немного. Стратегия многих московских фудхоллов строится на постоянной замене операторов просто потому, что операторы не выдерживают экономику из-за агрессивных условий аренды».

Концепция проекта — восстановленный колхозный рынок, поэтому кроме ресторанных корнеров в отдельной зоне работают продуктовые лавки с рыбой, мясом, молочными продуктами, фруктами и овощами. По словам Шавлиашвили, примерно 15% посетителей приходят за продуктами, 85% — за едой на гастрокорнеры. Такой перекос обусловлен аудиторией, среди которой много молодежи, в том числе студентов вузов, а также офисных работников из ближайших бизнес-центров. Значительную часть летней аудитории составляют внутренние туристы.

Пример Василеостровского рынка показал петербургским рестораторам новую, заслуживающую внимания бизнес-модель — работу в формате корнера. Ключевой плюс — низкий порог входа по сравнению со строительством ресторана в стрит-ритейле. «Мы сотрудничаем с пятью фудхоллами: стоим в «Балагане», City Food, «Фуд Парк Меркурий», на Московском рынке, — рассказывает совладелец бургерной «Бюро» Петр Лобанов, — но больше всего, пожалуй, довольны Василеостровским рынком. Они были пионерами, закрепились в городской среде, набрали правильную аудиторию. У нас там самая высокая проходимость». В прошлом году Петр Лобанов с командой запустили три корнера из текущих доходов без привлечения дополнительных средств: помимо концепции бургерной у команды работает корнер с поке «Калифорникейшн» и пиццерия «Мастер и Маргарита». «Для нас формат работы на фудхолле — вполне хорошая модель развития. Три корнера в прошлом году обошлись нам в 12 млн руб., это стоимость одного полноценного заведения», — говорит Лобанов.

EatMarket_new.jpg
Ротация корнеров на фудхолле Eat Market составляет 10%

Фудхолл Eat Market на пятом этаже самого популярного в городе ТРЦ «Галерея» в 2019 г. построила и запустила компания Zemskiy Group (недавно оператор вышел из проекта). В отличие от фудкорта на четвертом этаже, где представлены известные игроки фастфуда, здесь на двух уровнях — основном и антресольном общей площадью 3700 кв. м работает 46 авторских корнеров. Среди игроков представлены сетевые Hagao с китайской едой, Easy Hummus с ближневосточной, Oh, my dog, «Пян-се» с корейской и одиночные концепции Angry shrimp, Manana с мексиканской кухней, «Матрешка fries» с неошавермой. «Позиция ТРК с самого начала была в том, что на фудхолле будут представлены уникальные гастроконцепции», — объясняет директор Eat Market Дмитрий Швыгин. В числе самых популярных корнеров, по его словам, вьетнамский Во, Urumchi с домашней лапшой и пловом, «Тихий» с японскими суши и роллами. В отличие от большинства фудхоллов с плавающей арендной ставкой, в Eat Market она одинакова для всех и сейчас составляет 22% оборота. Средний чек составляет 635 руб. Средняя проходимость за месяц — 150 000 чеков.

Shvigin_new.jpg

Дмитрий Швыгин, директор Eat Market

— Удивительно, но в июле прошлого года, на фоне падения трафика в торговых комплексах из-за ухода многих западных брендов, фудхолл выдавал лучшие показатели за всю свою историю: было зафиксировано 173 тыс. чеков в месяц. В сентябре прошлого года гостевой поток Eat Market просел всего на 15%. Что касается трафика в нынешнем году, например за февраль 2023 г. на фудхолле было 140 000 чеков, что неплохо для короткого месяца.


«Мы работаем на фудхолле Eat Market с самого открытия, — рассказывает совладелец корнера сербской кухни Ukusno Дмитрий Туманов. — Большая часть гостей фудхолла женского пола, в последнее время девушек стало еще больше, а сербская кухня базируется на мясе с картофелем, она сытная и скорей мужская. Несмотря на это, мы всегда в плюсе. При среднем чеке в 650 руб. наш средний оборот 1,5-2 млн руб. в месяц».

Концепция с десертами и спешелти-кофе Pa-Pa Power от компании «Забыли сахар» в Eat Market представлена сразу двумя локациями — один корнер расположен на северном входе, другой на южном. «Мы работаем на фудхолле с открытия и поняли, что, чем локация ближе ко входу, тем она успешней», — признается бренд-шеф сети Кирилл Абакшев.


Eat Market в цифрах

Площадь — 3700 кв. м

Количество посадочных мест — 1000

Количество гастрокорнеров — 46

Средний чек — 630 руб.

Средняя проходимость — 5000 чеков в день

 

Фудмолл City Food открылся летом 2019 г. на 4-м этаже ТРК «Сити-Молл» на Коломяжском проспекте, у станции метро «Пионерская». Владелец фудхолла, компания Fort Group, решила соединить операторов классического фастфуда в одном пространстве с гастропроектами от известных петербуржских ресторанных групп. Так, на 12 сетевых брендов быстрого обслуживания («Вкусно — и точка», Carl’s Junior, KFC и др.) приходится 23 корнера авторской кухни, в том числе Pizza 22 cm, Pims, миттерия Chuck, пельменная «Лепим и варим». Самыми популярными руководство называет корнеры Ngon, японский Ikigai, ближневосточный «Бабагануш». Максимальная проходимость фудхолла общей площадью 4500 кв. м в марте 2023 г. составила 20 000 человек в день.

Пандемия затронула весь рынок общепита, особенно непросто пришлось операторам корнеров на фудхоллах, которые власти города закрывали и открывали бесчетное количество раз. «Комфортно работать, когда бизнес драйвит, когда у тебя очереди, когда ты перевыполнил план, который заложил, когда персонал работает на позитиве, когда нет текучки. Если из данного уравнения вычеркнуть один-два аргумента, все ломается, — делится совладелец итальянского корнера Pizza 22 cm Эльдар Кабиров. — Два года пандемии, куча ограничений на старте работы, текущая ситуация — это время постоянной борьбы, и хоть рестораторы в своем роде мазохисты, от такого в любом случае устаешь. Но мы продолжаем работать и с плюсом, хоть и с небольшим». Средний чек по будням в City Food ресторатор оценивает в 710 руб., по выходным в 760 руб. Проходимость корнера по будням — около 100 человек, по выходным цифра увеличивается до 150».

Владелец японского корнера Ikigai Владимир Конюхов, в свою очередь, доволен работой в City Food. «Мы лидеры среди авторских концепций на фудхолле с самого открытия, — говорит ресторатор. — При вложениях в 5,5 млн руб. мы окупили точку за семь месяцев. Средняя проходимость за месяц 4500 чеков, наш средний чек достаточно высокий — 1050 руб.».  

Вторая волна

После двух турбулентных лет пандемии в Петербурге началась вторая волна открытий фудхоллов. Осенью 2021 г. холдинг «Адамант» совместно с Ginza Project запустил «Фуд Парк Меркурий» в популярном ТРК в Приморском районе. Сегодня на площади 3000 кв. м работают 30 авторских корнеров. По словам директора фудхолла Анны Петровой, самой большой популярностью пользуются три кулинарных направления: азиатское, грузинское и сербское.

Mercury_1.jpg
«Фуд Парк Меркурий» работает на окраине спального Приморского района

По словам операторов, первые полгода фудхолл работал слабо, гостей было немного. Потом гостевой трафик стал постепенно увеличиваться. В 2021 г. многие из арендаторов успели открыться и на других фудхоллах города и имели возможность сравнивать площадки. «Мы пробовали в «Меркурии» концепцию на основе картофеля, у нас были идеи по израильской и мексиканской еде, — рассказывает Петр Лобанов. — Но картошка не выжила, возможно, нынешнее непростое время не способствует экспериментам. Бургерная «Бюро» как сильный концепт как-то работает, но по сравнению с другими фудхоллами, например в City Food или на Василеостровском рынке, «Фуд Парк Меркурий» для нас непростая локация». Иная ситуация у концепции с десертами и спешелти-кофе Pa-Pa Power: «Когда фудхолл открывался, там все было неплохо, первые полгода гости шли, — говорит Кирилл Абакшев. — Но потом поток уменьшился».

Petrova_new.jpg

Генеральный директор «Фуд Парк Меркурий» Анна Петрова:

— За время работы ротация была невысокая, сменилось всего четыре корнера. Проходимость в будни около 3000 человек, в выходные порядка 5000.

 

Прошлым летом в Петербурге стартовали сразу три важных проекта: «Балаган» на Петроградской стороне с очень высокой конкуренцией среди кафе и ресторанов, Московский рынок у станции метро «Электросила» от сильной команды Василеостровского рынка и Vokzal1853 на Обводном канале — огромный трехэтажный комплекс на месте ТРК «Варшавский экспресс».

 

Balagan.jpg
Третий этаж фудхолла «Балаган» на Петроградской рассчитан на семейную публику

Фудхолл «Балаган» был задуман зимой 2020 г., но из-за пандемии открылся летом 2022-го. По словам директора гастрономического пространства Андрея Перцева, вложения в площадку общей площадью 2000 кв. м составили 240 млн руб. Трехэтажное пространство в духе поп-арта оформляли DA Bureau: на фудхолле много зелени, а на третьем этаже внимание привлекают желтые кабинки, сработанные точь-в-точь как для колеса обозрения. Среди 27 резидентов значатся как именитые участники ресторанного рынка Петербурга, так и гастрономические энтузиасты. На первом этаже работают корнеры с выпечкой, завтраками и кофе, на втором представлены кухни разных стран и алкогольные корнеры, в том числе коктейльный бар от ресторана «Огниво», пивной корнер от AF Brew и винный бар. Большие планы возлагают на развитие «семейного» третьего этажа, где на крыше планируют построить две летние террасы на 70 посадочных мест. Также в планах детская комната и обслуживание официантами. Для привлечения гостей в галерее современного искусства Debosh устраивают вернисажи. По четвергам и в воскресенье утром приглашают музыкантов — для гостей играют скрипка и саксофон, по вечерам на выходных работают диджеи.

Perzev_new.jpg

Андрей Перцев, директор фудхолла «Балаган»

— Наше гастрономическое пространство рассчитано на 30 резидентов. Сейчас работает 27 концепций, скоро запускаем еще одну. Ротации не было — для нас важна вера в партнеров, со многими установились доверительные отношения. Наша арендная ставка 15—22% оборота. Самый высокий процент платят те, у кого высокая маржа на продукт.

 

До сентября прошлого года показатели трафика нас очень радовали: по субботам, например, мы обслуживали 4700 гостей, то есть оборачивали посадочное место 7 раз. После сентября поток гостей упал. Сейчас трафик восстанавливается, мы приближаемся к цифрам в 4200 в субботу и 3500 гостей в воскресенье. Даже короткий февраль прирос по сравнению с январем. В будние дни к нам приходит 1800 гостей.

Посещаемость фудхолла после сентября прошлого года, по словам многих операторов, восстанавливается. Рестораторы отмечают, что осенью аудитория «Балагана» радикально сменилась: вместо молодых людей, которые часто сидели до закрытия, много пили и ели, три месяца приходили только девушки. Сейчас ситуация поменялась снова, аудитория повзрослела: на фудхолл приходит много гостей 40+ и 50+, в выходные много семейных пар. Ядро аудитории — живущие и работающие на Петроградской стороне гости 35+. Это и студенты, и бизнесмены, и семейная публика. По словам Андрея Перцева, жители Петроградки — искушенная в гастрономии публика и разбирается в еде сильнее, чем в других районах.

Среди самых популярных корнеров числятся Lili с японской кухней и Bibi с индийской, GPoint с грузинской, Sapiens с ближневосточной, Osh с восточной. По словам совладельца японского корнера Lili Александра Бугаевского, средний чек на корнере составляет 950 руб., в день Lili в «Балагане» посещают около 100—120 гостей.

Нюанс работы на фудхолле — ограничения в линейке меню и напитков, которые регулирует руководство. Например, продавать кофе могут лишь три корнера на первом этаже, это All Grain, Love you so matcha и «Эспрессо тоник». У команды Александра Бугаевского на первом этаже «Балагана» также работает пекарня Tutto. «Мы открылись всего несколько месяцев назад и пока в начале становления концепции, — говорит Бугаевский. — По договору мы ограничены по меню, например, не можем продавать кофе и слоеные изделия. Делаем ставку на завтраки с маффинами, тарты, банановый хлеб, бриоши и синнабоны. Все отпекаем на корнере в «Балагане» каждое утро».

Владелец индийского корнера Bibi Джимми Сингх три года отработал на Василеостровском рынке. Наверно, именно опыт работы на фудхолле подсказывает ресторатору размер порций, которые одни из самых больших на фудхолле. Популярности корнера способствует и то, что Сингх часто сам стоит на раздаче и представляет лицо концепции. Работой корнера в «Балагане» он доволен. «На выходных у нас бывает до 220 чеков, в будние дни поменьше, 100—120. Средний чек 800 руб. За годы работе на фудхоллах я отшлифовал меню и примерно знаю, что нравится гостям, но для Bibi в «Балагане» три месяца дополнительно прорабатывал блюда», — рассказывает ресторатор. Еще одна популярная концепция на фудхолле — Sapiens, в которой владелец Амрах Панахбейли сделал ставку на мясные блюда с открытого огня. Вложения в строительство корнера в размере 5 млн руб., по словам резидента, пока не окупились.

В отличие от «Балагана», который находится в самом центре Петроградской стороны, где высоки концентрация и конкуренция общепита, Московский рынок построили у станции метро «Электросила» — районе, не слишком насыщенном кафе и ресторанами. По словам директора рынка Александр Шавлиашвили, Московский район — один из самых густонаселенных деловых районов города. Ядро целевой аудитории рынка днем — бизнесмены и офисники, в выходные — семьи с детьми.

 

Moscow.jpg
На Московском рынке сохранили исторические стены из стеклянных блоков

Восстановленный на месте бывшего колхозного рынка, Московский рынок получился эстетским в том числе из-за сохраненной архитектуры здания: отреставрировали огромные пятиметровые окна, мозаичный гранитный пол и стены из белого мрамора. Пространство под высоким потолком украшают три огромных конструктивистские люстры. На рынке общей площадью 4000 кв. м надстроили второй этаж с посадочной зоной, всего рынок может вместить 700 гостей.

Идея формирования пула игроков на Московском рынке состояла в том, чтобы позвать тех же операторов, что представлены на Василеостровском рынке. «Мы сотрудничаем с резидентами с надежной репутацией, в их эффективности мы уверены. У нас изначально были сильные игроки, поэтому многие из них окупили свои корнеры за первые полгода работы, — говорит Александр Шавлиашвили. — Это были верные инвестиции. Мы претендуем на первенство нашего портфеля игроков, мы самые сильные. Мы построили два проекта и будем строить третий, учитывая весь накопленный опыт».

Однако пока открытый осенью 2022 г. Московский рынок не произвел такого фурора, как Василеостровский в 2019-м. Четыре года назад конкуренции среди фудхоллов просто не существовало, сейчас же ситуация изменилась. «Наш корнер на Московском рынке до сих пор работает или в ноль, или в небольшой минус, — рассказывает Евгений Лакоткин. — Средний чек здесь ниже, чем на Василеостровском рынке, порядка 800 руб., и гостей пока раза в два меньше. В феврале 2023-го, например, было 2300 гостей. Пока рынок работает вяло, мы не видим маркетинговой активности. На Московском проспекте нет ни одного указателя на улицу Решетникова, где находится фудхолл, многие гости просто не знают о его существовании».

С ним соглашается и Петр Лобанов: «В чем я вижу проседание Московского рынка? Во-первых, открывшийся параллельно фудхолл Vokzal1853 оттянул часть потенциальной аудитории. Во-вторых, в этом микрорайоне серый пояс, там рядом нет большого жилого массива или концентрации офисных компаний. Ребята, возможно, думали, что успех модели Василеостровского рынка гарантирует успех в Московском районе. Но 2023 год — это не 2019 год. Многие вещи изменились».

Shalviashvilli_new.jpg

Александр Шавлиашвили, директор Московского рынка

— Мы открылись в сентябре, а сейчас заходим в сильный период весна-лето, когда к нашей стационарной площади прибавятся два двора, большой и малый, это еще 1500 кв. м с корнерами и посадочными местами. Рынок проходит все этапы становления городского пространства. Такие проекты — большие корабли, длинные вложения, здесь эффективность начинается от цифр посещаемости в 100 тыс. в месяц. Должно пройти время, чтобы пространство органично вписалось в городскую среду. Мы развиваемся поступательно и планомерно по принципу «лучше меньше, да лучше». Мы за органический прирост за счет продуманной концепции и плана развития, за эффективные движения. Вот на айфоне же мало кнопок. Потому что создатели понимают, что лишние движения не нужны».

 

Наконец, самое громкое открытие прошлого года — фудхолл Vokzal1853 на месте исторического Варшавского вокзала, построенный холдингом «Адамант» в партнерстве с Алексеем Васильчуком из Restart Vasilchuk Brothers (недавно вышел из проекта). Вложения в комплекс на Обводном канале возле станции метро «Балтийская» заявляли в 2 млрд руб. — сумма для Петербурга беспрецедентная. Запуск трехэтажного комплекса общей площадью 34 тыс. кв. м, выполненного в стилистике путешествий, стартовал с первого этажа. Из обещанных 90 корнеров уже работают 70 — из них 16 это крафтовые магазины и лавки с продуктами и сувенирами, 5 алкогольных и 54 торгуют едой. Самой большой популярностью пользуются корнеры «Пян-се», Hagao, Bomu, «Дело в Сыре», Georgiani, Pims. Скоро среди операторов появятся еще шесть, в том числе кондитерская от известного бренда, а также узбекская, индийская и тайская концепции.

 

Vokzal_2 .jpg
Интерьер фудхолла Vokzal1853 выполнен в стилистике путешествий

Негативные прогнозы ресторанной общественности, которая задавалась вопросами «Зачем городу такой большой фудхолл?» и «Что за странная локация на отшибе?», пока не оправдались: площадка пользуется популярностью в городе. Открытие сопровождала яркая рекламная кампания, которая продолжается до сих пор, это привлекает внимание потенциальных гостей к самому формату фудхолла и двигает всю индустрию питания.

Изначально главный расчет устроителей был на жителей ближайшего нового микрорайона, где проживает 70 000 человек, для которых «Вокзал» — отличная развлекательная опция шаговой доступности. Однако на фудхолл приезжают со всего города, в том числе с северных районов. Посетители фулхолла — в основном семейная аудитория от 28 до 50 лет. Средний чек по марту оценивают выше 1000 руб.

Ulibaev_new.jpg

Никита Улыбин, генеральный директор Vokzal1853

— Это сейчас у нас много запросов, а сперва были сложности по набору арендаторов. Люди говорили: не факт, что вы толкнете эту махину, у вас слишком много площадей. Именно поэтому за аренду мы берем только 15% оборота. Летом мы введем фиксированную минимальную часть аренды порядка 500 тыс. руб. Наш гостевой поток по будням составляет 4000—5000 гостей, по выходным 15 000-20 000. Пиковая нагрузка пришлась на новогодние праздники, 6 января мы зафиксировали 30 000 гостей. Народу было столько, что встали эскалаторы.


Большой выбор разных концепций — палка о двух концах. С одной стороны, это привлекает большой гостевой трафик, с другой — повышает внутреннюю конкуренцию. Тем не менее, многие операторы отмечают высокую активность руководства фудмолла по привлечению гостей. Кроме платных ежемесячных концертов поп-звезд, на которые собирается до 1800 гостей, в разных зонах фудхолла проводят много бесплатных мероприятий. На большой сцене по вторникам показывают сериалы, по четвергам поют караоке, по воскресеньям для юных гостей проводят развлекательные мастер-классы с хороводами и мультфильмами. На малой сцене проводят камерные мероприятия с диджеями, дегустациями и мастер-классами. На втором этаже скоро откроются две детских комнаты от девелоперской компании Legenda и магазин одежды Slava Concept с современными российскими брендами.

Также в ближайших планах — обустройство летних посадок по всему периметру здания и большой зоны в южном торце здания. «И еще у нас есть мечта по благоустройству всей территории вокруг здания: зимой каток, летом пляжный волейбол и минифутбол», — делится Улыбин. — Мы хотим сделать классное общественное пространство».

 

Vokzal1853 в цифрах

Площадь — 34 тыс. кв. м

Количество посадочных мест — 3600

Количество гастрокорнеров — 54

Средний чек — 1000 руб.

Средняя проходимость в будни — 4500 человек в день

Средняя проходимость в выходные — 17 500 человек в день

 

По опросам участников рынка и арендаторов, сегодня фудхолл на Обводном канале собирает самые положительные отклики. «Vokzal1853 — феноменальная, лучшая площадка Петербурга на сегодня, — говорит совладелец грузинского корнера Georgiani Анри Бер. — Наши выручки там в 2,5 раза больше, чем на Василеостровском рынке. Но надо признать, площадь корнера на «Вокзале» у нас 40 кв. м в противовес 16 кв. м на Василеостровском рынке. Также здесь работает лавка с сырами, специями, соусами и грузинским вином, действует большая винная карта и мангал с открытым огнем». По словам Бера, средний чек на «Вокзале» порядка 1000 руб.

«Нам комфортно работается на фудхолле. У руководства «Вокзала» есть четкий план развития, — делится совладелец японского корнера Lili Александр Бугаевский. — Нам присылают план активностей на месяц вперед, предлагают участие в конкурсах, регулярных мастер-классах и дегустациях, четко выстроена коммуникация с руководством и быстрое реагирование». Средний чек на «Вокзале», по словам Бугаевского, составляет 950 рублей. Хиты продаж — ролл филадельфия, опаленный лосось с авокадо, рамены с рыбой и цыпленком тонкацу. Средняя проходимость 110-130 чеков в день.

Огромные размеры фудхолла пока оборачиваются одними достоинствами: массивные деревянные скамейки с высокими спинками в вокзальной стилистике смотрятся вполне органично, между ними и коронерами можно свободно гулять, гости всегда могут найти столик. Многим нравится находиться среди большого скопления людей. Большое значение для многих гостей играет бесплатная парковка по обеим сторонам фудхолла, вмещающая 1000 авто. «Нам предлагали вставать на «Вокзал», но сперва я неуверенно смотрел на этот фудхолл, — признается Владимир Конюхов. — Однако выяснилось, очень многим людям удобно совмещать кинотеатр, спортзал, магазины, бесплатную парковку и огромный выбор разной еды в одном месте, а именно это и предлагает «Вокзал».

В выходные дни у корнеров скапливаются очереди, для борьбы с этим недавно ввели услугу «Поднос»: гость может сесть на втором этаже, где обустроена мягкая посадка и менее многолюдно, и по qr-коду заказывать еду с разных корнеров. Для юных гостей предусмотрен детский корнер со специальным меню. И еще одна фишка фудхолла: каждый день с утра и до вечера на площадке работают аниматоры и приглашенные артисты — переодетые в наряды XIX века гадалки, картежники-наперсточники, газетчики и чистильщики обуви общаются с посетителями, не дают скучать.

food_halls.jpg

От фудкорта до фудхолла

От фудкорта до фудхолла

Комментарии (0)