Созданная в 2011 году предпринимателем Федором Овчинниковым сеть пиццерий «Додо Пицца» выросла в России к концу марта текущего года до 462 точек. О том, как предпринимателю из Сыктывкара без опыта в ресторанном бизнесе удалось создать лидирующую на российском рынке сеть пиццерий, разбирался журнал «FoodService».
Федор Овчинников поставил перед собой и компанией амбициозную цель – создать российский ресторанный бренд, конкурентный на Западе. Наиболее подходящими для глобального масштабирования, на его взгляд, могли стать концепции фастфуда и доставки еды. Чтобы понять специфику бизнеса изнутри, будущий владелец «Додо Пицца» несколько месяцев отработал в ресторанах Papa John’s, «Макдоналдс», «Сбарро» и «Теремок» в Санкт-Петербурге, а в 2011 г. в родном Сыктывкаре запустил свою первую пиццерию, работающую исключительно на доставку и самовывоз.
Для управления сетью создана компания «Пицца Венчур», она же является и правообладателем торговой марки. Чистые инвестиции Федора Овчинникова в проект на январь 2012 г. составили 1,02 млн руб., одним из кредиторов и учредителей компании выступил Алексей Ванеев, впоследствии вышедший из бизнеса. Для дальнейшего развития компании были привлечены средства частных инвесторов и средства, вырученные посредством краудфандинга. Кроме того, в 2013 г. Федор Овчинников разместил в своем блоге «Сила ума» (так назывался книжный магазин в Сыктывкаре, запуск которого стал первым для Овчинникова опытом предпринимательской деятельности) новую запись: на этот раз он предложил инвесторам акции компании в обмен на инвестиции в виде займа сроком на 3,5 года, по истечении этого времени инвестор мог либо вернуть займ, либо оставить себе акции. В настоящий момент Федору Овчинникову принадлежит порядка 60% компании, по результатам последней инвестиционной сделки в 2016 г. ее стоимость оценивалась в $50 млн.
Для развития сети был выбран путь масштабирования посредством франчайзинга, первая франшиза была продана в 2012 г. На момент написания статьи открыто уже 183 точки, и только десять ресторанов (в том числе пиццерия в американском Оксфорде) находятся в собственности управляющей компании. Помимо России и США «Додо Пицца» развивается также в Китае, Румынии, Литве, Эстонии, Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане. Франчайзинг, по словам Федора Овчинникова, остается на сегодняшний день основным бизнесом компании. «В нашем случае модель франчайзинга оптимальна, – уверен он, – так как позволяет сочетать инициативу частных предпринимателей и внедрение единых для сети стандартов. Понимая потребности российских предпринимателей и будучи более гибкими в отношении цены, мы предложили действительно работоспособную модель, адаптированную к реалиям местного рынка, в том числе регионального. Чтобы найти как можно больше партнеров, мы предлагаем привлекательную входную цену и собственную информационную систему».
Согласно плану развития «Додо Пицца», представленного инвесторам в 2013 г., к 2018 г. общее число точек в России должно было достигнуть 400 (в итоге оно приблизилось к 450), а к 2020 г. сетку обещают довести до 2500 ресторанов во всем мире. Пока главным инструментом продвижения бренда и продукта остается блог Федора Овчинникова «Сила ума», в котором последовательно излагаются история компании, ее стратегия и операционные показатели. Такое позиционирование привлекает внимание и формирует доверие к бренду куда сильнее, нежели рекламные кампании в прессе и на телевидении. «Потенциальных партнеров подкупают честность и открытость ведения бизнеса, – подтверждает директор по франчайзингу «Додо Пицца» Андрей Петелин. – До 2016 г. мы не вкладывались в маркетинг франшизы, бренд продвигал себя сам благодаря открытости Федора». Пиаром служат и истории успеха действующих франчайзи, и данные по выручке всех ресторанов сети, которые публикуют на корпоративных сайтах компании (dodofranchise.ru, dodovelsk.ru и др.) и в блоге «Сила ума». Так, по словам Петелина, в течение 2016 г. показатели продаж по доставке в уже действующих пиццериях выросли на 30% относительно 2015 г., рентабельность всех форматов пиццерий, отработавших больше года, – 15–20%.
Энергия предпринимателя
Компания сотрудничает преимущественно с частными предпринимателями. «В корпоративной сети энергия владельца распространяется на все рестораны, в нашем случае энергия большого числа инициативных предпринимателей, у которых, возможно, не так много денег, но они хотели бы работать c нами, сочетается с единой для всей сети системой управления и контроля – в конечном счете это дает отличный результат», – комментирует Федор. Кроме того, для развития собственной ресторанной сети необходима сильная команда, на формирование которой, с одной стороны, потребовалось бы время, с другой – значительные денежные ресурсы. По словам Андрея Петелина, на данный момент в общей сложности у «Додо Пицца» 139 франчайзи. «У 30 последних партнеров еще нет действующих ресторанов – они пока строятся, в основном предприниматели владеют одной-двумя пиццериями», – говорит он.
Серьезных требований к потенциальным партнерам не предъявляют, главное условие: бенефициар должен пройти 21-дневную стажировку в учебном центре «Додо Пицца» в Сыктывкаре, полностью освоив весь функционал – от мытья полов и сборки пиццы до работы за кассой и собственно управления пиццерией. Кроме того, управляющая компания обязывает партнера открывать первый ресторан только в маленьком городе с населением не более 250 тыс. человек, и уже после успеха в данной локации франчайзи получает право на дальнейшее масштабирование собственной сети в более крупных городах. Франчайзи получает эксклюзивное право на развитие бренда в данном городе. Эксклюзив не предоставляется только на мегаполисы, такие как Москва и Санкт-Петербург, – их делят на секторы (количество точек в секторе обусловлено количеством жителей – примерно по 100 тыс. человек на ресторан), которые закрепляют за конкретными партнерами. Такая политика позволяет нивелировать репутационные риски.
Бренд развивают в нескольких форматах: ресторан доставки с услугой самовывоза, точка на фуд-корте «Додо Пицца Экспресс» и пиццерия полного обслуживания с посадочной зоной и услугой доставки. Пиццерии с посадкой подразделяют на семейные рестораны с детской комнатой, которые обычно открывают в спальных районах, и городские пиццерии, расположенные в стрит-ритейле в местах с высоким пешеходным и автомобильным трафиком. К запуску готовится и новая концепция с рабочим названием «Додо Пицца и Кофе», основным предложением в которой будут свежесваренный кофе и порционированная пицца.
Доступная по цене франшиза вкупе с собственной информационной системой, которая предоставляется франчайзи «условно бесплатно», и понятным для потребителей и востребованным в условиях кризиса продуктовым предложением действительно делают бренд «Додо Пицца» конкурентоспособным. Так, паушальный взнос составляет 350 тыс. руб. плюс НДС, роялти в первый год – 3,5% плюс НДС, со второго года работы – 5% плюс НДС. Общий объем инвестиций в открытие ресторана доставки с take away составляет 3,5 млн руб., точки на фуд-корте – 5,5 млн руб., для открытия пиццерии полного обслуживания с услугой доставки потребуется от шести (в регионах) до десяти (в столице) миллионов рублей. Период окупаемости в зависимости от формата и расположения точки составляет в среднем два года.
Стоп-факторами при выборе локации в «Додо Пицца» считают помещения большой площади, отсутствие подключения к центральной системе водоснабжения и канализации, а также высокие арендные ставки. Рекомендуемая плата за квадратный метр в регионах – до 1000 руб., в Москве – до 1500 руб. «Наша бизнес-модель не предполагает брать дорогие помещения с высоким трафиком: в формате пиццерии нельзя добиться такой же высокой оборачиваемости столиков, как, например, в «Макдоналдсе», так как пицца в любом случае готовится дольше бургеров», – объясняет Андрей Петелин.
Системный подход
Частью стратегии «Додо Пицца» стало создание собственной информационной системы Dodo IS, которая включает производственные модули (касса, горячий цех и т.д.), интерфейсы управления менеджера пиццерии, клиентские сервисы и базу маркетинговых решений. Платформенный подход в управлении бизнесом позволяет в первую очередь удаленно контролировать работу всех точек сети. Так, каждый понедельник в системе публикуется «Рейтинг продукта» (под продуктом в данном случае понимается качество пиццы и уровень сервиса в конкретном заведении). Оценка продукта проводится по методологии тайного посетителя. «Через два месяца после открытия пиццерии начинают проверять тайные покупатели – в зале ресторана и на доставке, в среднем в месяц проводится восемь–десять проверок», – рассказывает руководитель отдела контроля «Додо Пицца» Иван Тихов. Продукт оценивается по 100-балльной шкале, и, если за три месяца работы пиццерии данный показатель ниже 75%, ресторан получает предписание исправить существующие недочеты.
Стать тайным покупателем может любой клиент пиццерии старше 16 лет, достаточно оставить заявку на сайте. Самые успешные визитеры становятся инспекторами, оценивающими дважды в месяц работу кухни (чистота, правильная маркировка оборудования, контроль над сроками и условиями хранения продуктов). На основе этих оценок формируется «Рейтинг стандарта» – имеет пятибалльную шкалу и публикуется по вторникам. Поводом для беспокойства является оценка ниже 3,5 балла. Если в течение полугода владелец не исправит ошибки либо рейтинг стандарта упадет ниже 2,5 балла, договор с ним может быть расторгнут. В таком случае пиццерия может быть куплена – либо управляющей компанией, либо кем-то из франчайзи. Во многом поэтому в истории сети практически нет закрытий. «Единственный случай закрытия – это пиццерия в Красноярске, правда, ее владелец на самом деле решил закрыть ресторан в Красноярске, чтобы открыть другой – но уже в Ачинске», – приводит пример Андрей Петелин.
Использование системы Dodo IS помимо прочего позволяет оптимизировать затраты. «Внутри системы есть решения, которые позволяют работать с такими метриками, как себестоимость продукции и оплата труда: например, опции учета и ревизии входящего сырья позволяют менеджеру видеть, что происходит в пиццерии с точки зрения потерь», – уточняет менеджер по управлению продуктами «Додо Пицца» Андрей Арефьев. Для оптимизации стоимости труда учитывается тот факт, что спрос в пиццерии лавинообразный. В результате система рекомендует количество сотрудников на каждый день и даже на каждый час с учетом прогнозируемой нагрузки. Рекомендация формируется на основании индивидуальных графиков, которые сотрудники сами выставляют в личном кабинете.
В отличие от других сетей, также пропагандирующих лидерство в электронных технологиях, в «Додо Пицца» не подсчитывается индекс удовлетворенности гостя. «Чтобы клиенты были счастливы, необходимо, чтобы были счастливы сотрудники: в Dodo IS прописана метрика измерения «индекса счастья» членов команды», – говорит Андрей Арефьев. Не менее высоко в «Додо Пицца» ценят и обратную связь от клиентов, все отзывы которых стекаются в единый контактный центр и обязательно анализируются. Из соотношения проблемных отзывов к количеству произведенных транзакций определяется коэффициент проблемности точки: по стандартам сети проблемной считается пиццерия, в которой данное соотношение варьирует от 0,5% и выше.
Топ-5 продаж пиццы в сети «Додо Пицца» в марте 2017 г
Благодаря интегрированной с кассой системе Dodo IS стало возможным предлагать порционированную пиццу в ресторанах и точках на фуд-корте. Срок жизни блюда – один час. Как только готовую и нарезанную пиццу выкладывают на прилавок (продукт лежит на тепловой поверхности и подогревается лампой, которую по мере необходимости поднимают или опускают, чтобы сыр не пригорел), на специальном табло у кассы запускается таймер: первые 45 минут пиццу по кусочкам отпускают по фиксированной цене, последние 15 минут блюдо отдают с 70%-ной скидкой за 19 руб. По кусочкам продают не более двух видов пиццы. Не проданные порции списывают. Информация о статистике продаж порционированной пиццы поступает на кухню: как только начинает действовать акция либо на прилавке остаются два кусочка, на кухне приступают к сборке новой пиццы.
Стратегический продукт
В меню «Додо Пицца» порядка 20 видов пиццы, плюс регулярно вводят сезонные новинки. Пиццы представлены в трех размерах – маленьком, среднем и большом, средняя и большая пиццы могут быть приготовлены на традиционном и тонком тесте (маленькие всегда готовят только на традиционном). В тройке лидеров – пиццы «Мясная», пепперони и фирменная «Додо», которых в общей сложности отпускают в месяц около 168,2 тыс. порций, за ними следуют «Четыре сезона» и «Сырный цыпленок». При этом, что примечательно, топ-5 продаж еды совпадает с топ-5 продаж пиццы.
Цены в меню в московских ресторанах «Додо Пицца» варьируют от 345 руб. (пиццы «Гавайская», «Маргарита», пицца-пирог, сырная) до 445 руб. («Додо», «Додо бекон», «Морская», «Мясная) за маленькую пиццу и от 685 до 835 руб. – за большую. В регионах цены ниже: например, в городе Сарапуле маленькие пиццы обходятся гостям от 275 до 345 руб., большие – от 495 до 595 руб. «Цены на пиццы в России на уровне международных брендов пиццерий, по сравнению с локальными игроками цена может быть выше до 30%», – уточняет Андрей Петелин. Средний чек в сети на доставку составляет 710,67 руб., в зале – 302,92 руб. В общей сложности девять действующих в России корпоративных ресторанов сети в марте 2017 г. совершили 66 117 транзакций. На одну из шести корпоративных точек в Сыктывкаре в среднем приходилось порядка 280 заказов в день; на пиццерию, открытую в Санкт-Петербурге в ноябре 2016 г., – около 200. На 26 марта 2019 года общая выручка российской сети составила 1 258 494 876 руб.
Для приготовления главного блюда используют охлажденное тесто, которое готовят непосредственно на точке. В крупных городах, где открыто более трех ресторанов, управляющая компания обязывает франчайзи организовать производственно-распределительный центр для обеспечения всех действующих здесь ресторанов охлажденным полуфабрикатом. Также на месте делают заготовки по овощным топингам, пицца-соус используют готовый, закупают его у стороннего поставщика, в качестве дополнительного соуса к корочке предлагают дипы. По сырью и ингредиентам сеть сотрудничает напрямую с производителями, доставка по всем входящим в сеть точкам осуществляется посредством логистического оператора.
Помимо пиццы в меню сытные палочки (аналогичное пицце по форме блюдо, представляющее собой тесто с начинкой, но разрезанное на прямоугольники), кукуруза и картофель фри, фирменные додстеры (ролл из теста с начинкой, который запекают в печи) и сэндвичи, несколько салатов, пять десертов и напитки (морсы, газировка, пиво). В семейных пиццериях также планируют развивать меню завтраков. Для привлечения новых гостей и увеличения наполняемости чека в «Додо Пицца» предлагают комбо (несколько пицц плюс газировка) и различные промо со скидками (четыре большие пиццы по цене трех, минус 20% при заказе двух пепперони, 30%-ная скидка действует при заказе в будни с 11:00 до 14:00) и подарками (при заказе в день рождения сладкая пицца-пирог бесплатно). Франчайзи имеют некоторую свободу в выборе методов продвижения. Директор «Додо Пицца» в Тольятти, Пензе и Санкт-Петербурге Юрий Троян считает эффективной, хотя и затратной, акцию «День пиццы». В рамках акции один вид пиццы (обычно пепперони) предлагают по спеццене – 99 руб., для заказа доступна только 1000 стандартных пицц. Акцию обязательно анонсируют, в день проведения, как рассказывает Юрий, еще до открытия перед дверьми пиццерии выстраивается очередь, в одни руки отдают только одну пиццу, при этом ресторан продолжает работать на доставку и заказы в зале.
Так, к проданной по акции тысяче пицц пробивают еще 200–300 чеков. «Такая акция является инвестицией в маркетинг: мы теряем порядка 100–150 тыс. руб., плюс это нагрузка и для команды, и для кухни, – рассказывает Юрий Троян. – Однако результаты того стоят: так, например, после аналогичной акции в одной из пиццерий в Тольятти в июне 2016 г. в следующем месяце мы получили плюс 700 тыс. руб. к выручке (для понимания: в июне выручка составила 3,8 млн руб.)». Действует в сети и собственная программа лояльности: 5% суммы заказа возвращают клиенту на его индивидуальный счет, за приглашение друга – 100 баллов, или додо-рублей, плюс в течение полугода отправляют на счет 1% каждого заказа того самого «друга». Расплатиться баллами можно при следующем заказе.
Команда счастья
Доставка в сети всегда бесплатная, минимальная сумма заказа эквивалентна цене маленькой пиццы, например, для Сыктывкара это 385 руб. Сделать заказ гости могут по телефону (действует собственный кол-центр в Сыктывкаре, общий для всей сети, операторы работают удаленно) и посредством интернет-сайта, мобильное приложение временно недоступно. Причем именно электронная система приема заказа позволяет повысить рентабельность доставки. «С каждого заказа через оператора мы отдаем 45 руб. за работу кол-центра, при получении заказа через сайт мы не платим ничего», – рассказывает Юрий Троян. Пока, по его словам, через сайт в его рестораны поступает 55–56% всех заказов. В целом в рестораны сети ежедневно поступает свыше 7500 заказов на доставку (например, по данным на 30 марта 2017 г., число заказов составило 7927), причем на заказы, поступившие через кол-центр, приходится 32% всех заказов, интернет-сайт приносит 68%. Обещанное время доставки в «Додо Пицца» – один час. Среднее время выполнения заказа в марте 2017 г. составило по сети 38 минут. На приготовление пиццы отводится 12 минут, фирменной закуски додстера – семь минут. За процессом приготовления гости могут наблюдать на сайте, где ведется видеотрансляция в режиме реального времени. Отследить местоположение курьера пока невозможно – в «Додо Пицца» нет приложения для курьеров: в информационной системе фиксируется только время выезда курьера из пиццерии и время его возвращения на точку (для этого у курьеров есть карты со штрихкодом).
Собственного автопарка в сети нет, для работы курьерами нанимают молодых людей с автомобилями, которых оформляют в каждой пиццерии по договору найма автомобиля. Каждый курьер, как, впрочем, и каждый сотрудник пиццерии, может создать во внутренней сети личный кабинет и сформировать «карту возможностей», выставив удобные для работы дни и часы. На основе этой информации управляющий составляет график с учетом прогнозируемой загрузки точки. Кроме того, в каждой пиццерии есть электронное табло мотивации, на которое выводится местоположение курьеров, а также их рейтинги: например, если два курьера отправляются по одному и тому же адресу, то за тем, кто доставил пиццу быстрее, закрепляется рекорд. Что касается заработной платы курьеров, то в «Додо Пицца» действует почасовая оплата плюс премия за каждый довезенный заказ – работникам пиццерии начисляется стандартная ставка за час плюс премии за стаж (действуют от трех месяцев) и коэффициент за должность.
Российская сеть пиццерий «Додо Пицца» основана в 2011 г. Федором Овчинниковым, получившим широкую известность благодаря ведению блога «Сила ума», в котором он последовательно описывал свой предпринимательский опыт. Первая пиццерия, работающая только на доставку, заработала в Сыктывкаре в апреле 2011 г., за первые девять месяцев работы выручка ресторана составила 9,42 млн руб. Сеть развивают преимущественно по франчайзингу, корпоративные точки находятся в управлении компании «Пицца Венчур», за развитие франчайзинговой сети на территории России, СНГ и за рубежом отвечает дочернее предприятие – компания «Додо Франчайзинг», в ведении которой помимо прочего разработка и совершенствование Dodo IS и других интеллектуальных продуктов. В настоящий момент у компании свыше 130 действующих франчайзи. По данным на март 2017 г., общее число точек в сети составило 183, из них 165 работают на территории России (в собственности «Пицца Венчур» только десять ресторанов, остальные франчайзинговые), 11 – в странах СНГ, семь – за рубежом. По итогам 2016 г. выручка всех пиццерий «Додо Пицца» составила 2,89 млрд руб., выручка УК от роялти и паушальных взносов, выплаченных франчайзи, – 214 млн руб., операционная прибыль УК до налогообложения и без учета амортизации достигла 46 млн руб.
Федор Овчинников, создатель сети «Додо Пицца»:
– Какие форматы из тех, которые развивает компания, вы назвали бы наиболее эффективными с учетом текущей экономической ситуации?
– Доставка для нас – приоритетный формат, так как не имеет потолка для роста, особенно если мы открываем пиццерию в спальном районе – это и точки с минимальной посадкой, и точки на стыке двух форматов – семейного ресторана и собственно доставки. Маржинальность в доставке всегда выше, так как выше величина среднего чека. Совмещение продаж в зале, услуги самовывоза и доставки позволяет сдерживать фудкост. В зависимости от доли доставки в структуре сбыта ресторана фудкост сейчас составляет порядка 28–30%. Фудкост, конечно, растет, это приводит к снижению рентабельности, но все же растет медленнее, нежели цены на сырье.
– За шесть лет своего существования сеть «Додо Пицца» выросла до почти 200 точек. Достаточно активно рестораны сети открываются за рубежом – это собственные или франчайзинговые точки?
– Две точки в Китае, а также рестораны в Литве, Эстонии, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане франчайзинговые. Точка, заработавшая в американском Оксфорде, собственная: рынок здесь плотный и достаточно хорошо развит, и, прежде чем начинать бизнес с партнерами, нужно самостоятельно протестировать бизнес-модель. В Китае рынок более молодой, здесь, наверно, не так страшно ошибиться. В Китае у нас сейчас два партнера.
– Франшиза «Додо Пицца» – одна из самых доступных сегодня в сегменте доставки пиццы. Не вызывает ли это ненужный ажиотаж и не будет ли оправданным в связи с увеличением числа желающих ее приобрести повысить паушальный взнос?
– За шесть лет цена на франшизу не менялась, и мы не планируем ее повышать. У нас есть естественные фильтры, позволяющие «отсеивать» людей, которые заведомо не готовы разделить ценности компании. Таким фильтром, например, является требование к будущему владельцу бизнеса пройти обучение в пиццерии – от мытья полов до управления заведением. Наша цель – нарастить сеть, увеличив количество пиццерий до 400, и достижение этой цели к 2018 г. видится нам вполне реальным, так как планы управляющей компании совпадают с планами франчайзи. Думаю, будет сложно «вгрызться» в столичный рынок – здесь уже работают сильные игроки. Но наши точки и в Москве, и в Питере показывают сейчас неплохие результаты. Запускать рестораны в столице будут 25 партнеров, за каждым из которых закреплена конкретная зона, – таким образом, выходить в Москву будем единой командой. Как только к 2018 г. будут открыты 400 запланированных ресторанов, будет запущена федеральная рекламная кампания. С этого момента, и это уже прописано в договоре франчайзинга, наши франчайзи начнут отчислять в федеральный маркетинговый бюджет 1%. Должность директора по маркетингу в компании занял Михаил Чернышев, ранее работавший в Tele2, Yota, «Вконтакте». Реклама будет направлена на конечного потребителя и необходима для роста узнаваемости бренда и его популяризации. Основные каналы – радио, ТВ, кино и соцсети.
– Есть ли решения конкурентов, которые вы готовы брать на вооружение?
– Мы, безусловно, изучаем международный ресторанный опыт и берем пример с успешных и опытных игроков: с Papa John’s – в плане подхода к продукту, с Domino’s Pizza – в плане организации быстрой доставки и маркетинга, с «Бургер Кинг» – в плане рекламы. По части менеджмента, на мой взгляд, нет конкурентов у «Макдоналдс».
– Мало кто из крупных сетевых операторов фастфуда стал сотрудничать с агрегаторами доставки. Вы же, напротив, имеете опыт работы с Delivery Club. Чем было обусловлено это решение?
– На определенном этапе мы были более гибкими и давали нашим партнерам некоторую свободу в части принятия решений – например, работать с агрегатором или нет. Мы поняли, что это замкнутый круг. Единственный смысл в работе с агрегатором для нас – возможность привлечь новых клиентов. На практике оказалось, что только 5–8% клиентов уходят с агрегатора на наш сайт. Как я уже писал в своем блоге, экономически это тоже нецелесообразно. Сегодня Delivery Club берет комиссию в размере 20% с заказа, при этом рентабельность доставки для ресторанов – 15–25%. В лучшем случае ресторан работает в районе ноля. Для компаний, специализирующихся на доставке, работа с агрегатором в текущей бизнес-модели в долгосрочной перспективе невыгодна.
– Ваша история как предпринимателя описана в книге Максима Котина «И ботаники делают бизнес 1+2». Книга эта доступна для заказа на сайте пиццерии наряду с пиццами и закусками – это чтиво на закуску или вы хотите быть ближе к своим гостям?
– Если быть точными, книга включена в меню сопутствующих товаров вместе с магнитами и комиксами о приключениях Додонавта. В книге дается взгляд на историю сети со стороны, в процесс написания я не вмешивался. Но в нашем случае это и способ продвижения и популяризации бренда, аналогичный тому, что делают, например, в «Старбакс»: в кофейнях сети продают книги об истории бренда.
Юрий Троян, директор «Додо Пицца» в Тольятти, Пензе, Санкт-Петербурге:
– Мой брат Дмитрий увидел, как в «Бизнес-секретах» Федор Овчинников рассказывает об открытии пиццерии, работающей только на доставку, за 1,5 млн руб. – в то время франшиза, например, Papa John’s обошлась бы в семь миллионов. В 2012 г. он прошел обучение в школе «Додо Пицца». Вернувшись в Самару, брат предложил открыть пиццерию – первый ресторан назывался «Рокет Пицца». У нас особенный случай, можно сказать, что нам очень повезло, ведь изначально Федор не давал открывать рестораны в больших городах. Я на тот момент занимался ресторанами Subway, и мы решили, что пользы будет больше, если мы начнем работать по франшизе – точку переименовали в «Додо Пицца».У нас мастер-франшиза на Самару, Нижний Новгород, Пензу, Оренбург, Магнитогорск, Кемерово плюс ряд малых городов, право на открытие 11 пиццерий в Питере – совокупно мы имеем право на открытие 70 ресторанов в разных городах.
В общей сложности сейчас в управлении нашей компании десять ресторанов, из них шесть в Самаре, два в Тольятти, один в Нижнем Новгороде, один в Новокуйбышевске. Готовятся к открытию третий ресторан в Тольятти, седьмой в Самаре, первые в Оренбурге и Санкт-Петербурге. С первого месяца после открытия ресторана практически всегда выходим на операционную прибыль, только в Нижнем Новгороде три месяца были убытки, и еще три точка работала в ноль, затем потихоньку стали выходить в плюс. В этом городе развиваться сложнее: и сам город большой и удаленный от нас, и рынок доставки здесь развит. Помимо прочего, открывая ресторан в Нижнем, мы единовременно запускали еще две пиццерии в других городах, и получилось, что разорвали команду. Подход управляющей компании к управлению сетью унифицированный, франчайзи дают рекомендации по работе в конкретном городе или секторе, если речь идет о, например, Москве и Санкт-Петербурге. Но все риски, конечно, лежат на предпринимателе – никто не пообещает вам, что франшиза «Додо Пицца» – это волшебная таблетка.
Цитата из меню:
- Пицца «Маргарита» – 345 / 515 / 685 руб.
- «Чизбургер-пицца» – 395 /625 / 765 руб.
- Пицца «Додо» – 445 / 695 / 835 руб.
- Пицца «Цыпленок барбекю» – 445 / 695 / 835 руб.
- Салат «Цезарь» – 225 руб.
- Сытные палочки с охотничьими колбасками – 285 руб.
- Картофель из печи – 175 руб.
- Додстер (фирменный печеный ролл) - 170 руб.
- Паста «Четыре сыра» - 265 руб.
- Чизкейк «Нью-Йорк» – 135 руб.
*Цены в московских ресторанах сети