https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

  • Кафе «ВкусВилл»: как ритейлер открыл 100 кафе в магазинах за полтора года

Кафе «ВкусВилл»: как ритейлер открыл 100 кафе в магазинах за полтора года

09 июня 2021, 10:06
Зачем ритейлеру собственная сеть кафе? Может ли инстор-кафе при магазине стать самостоятельным проектом? Как такому формату успешно конкурировать с полкой, где так же широк ассортимент готовых блюд? Как за 1,5 года открыть 100 кафе? На эти и другие вопросы участников прошедшей в апреле 2021 года бизнес-конференции журнала «FoodService» ответила Юлия Кулакова, управляющий зоной кафе в сети магазинов «ВкусВилл». Предлагаем вашему вниманию ключевые моменты из ее выступления.

Зачем ритейлеру собственная сеть кафе? Во многом это вопрос, который волнует всех ритейлеров, в том числе и нас: насколько эффективно используются площади в магазинах. На разных этапах жизни проекта эта задача решается по-разному. Обращаясь к истории бренда «ВкусВилл», мы видим, что он родился из «Избенки», сети магазинов небольшого формата, где продавалась только молочная продукция. В тот момент, когда запросы покупателей превысили матрицу, которую могла дать «Избенка», и появился «ВкусВилл». Это произошло в 2012 году, и последующий период, особенно 2017–2018 годы, ознаменовался для нас масштабным развитием, в том числе открытием большого количества магазинов. Вследствие этого изменилась и сама задача использования площадей. Сначала появилась онлайн-доставка, затем мы задумались о внедрении в магазинах дополнительных сервисов, которые помогут привлечь покупателей. В настоящее время их 7: кафе, пекарни, рыбные и мясные витрины, автоматы с кофе, сокоматы, товары без упаковки, цветы.
IMG_Russia_Vkusvill_Cafe.jpg
Идея открытия кафе в магазине «ВкусВилл» впервые была реализована в марте 2019 года. Если рассматривать мировой опыт в этой области, то он достаточно разнообразен, и разные компании, открывая кафе при магазине, успешно решают такие задачи, как повышение лояльности покупателей, увеличение трафика покупателей и времени их присутствия в магазине, трансляция своих ценностей через меню. Например, рекламируют в кафе ассортимент магазина. Конечно, первое, что приходит на ум, это ИКЕА. По собственным данным ИКЕА, порядка 30% покупателей приходит в их магазины исключительно ради расположенных в них ресторанов, что, безусловно, является большим успехом. Также есть магазины, которые работают только на своем ассортименте и в кафе используют лишь те продукты, которые есть на полке.

Первое кафе мы открыли в модном месте Москвы – на Малой Пироговской улице, напротив Усачевского рынка. Мы пошли по пути привлечения партнеров, имеющих опыт работы с обжаркой кофе и свои локации. Сделали модную кофейную карту, пригласили профессионального бариста, поставили рожковую кофемашину и стали смотреть, как отреагируют наши покупатели. Им идея понравилась, но ее реализация требовала доработки с точки зрения как ассортиментной матрицы, так и ценовой политики. В частности кофейня относилась к сегменту с достаточно высоким уровнем цен, что не совсем вписывалось в нашу концепцию.

Миссия «ВкусВилл» – это обеспечение покупателей продуктами с чистыми составами по доступным ценам. На основании этого мы и начали трансформировать концепцию кафе. Прежде всего нам нужны были продукты с чистыми составами: очень сложно найти в Москве круассаны на натуральном сливочном масле, сэндвичи из хлеба, не содержащего никаких добавок, десерты, которые могут стоять на витрине и сохранять красивый свежий вид при отсутствии стабилизаторов и загустителей. Из одного вытекало другое: короткие сроки годности таких продуктов. На сегодняшний день у нас представлены товары со сроками годности 24 и 48 часов. Базовый срок – это 48 часов, со сроками, равными 24 часам, мы тоже научились работать, хотя, конечно, в этом случае существуют сложности с организацией списаний.

Короткие сроки годности обусловили требования к прямым поставкам в наши кафе. Когда мы озвучили эти условия нашим потенциальным поставщикам, их количество резко сократилось, потому что осуществлять прямые поставки каждый день в 2 торговые точки, которые мы на тот момент открывали, крупным производителям было неинтересно, а у мелких, как правило, не было требующейся нам документации. После двухмесячных поисков мы, наконец, нашли тех, кто отвечал всем требованиям и поверил в наши кафе. В августе 2019 года мы переформатировали кафе на Малой Пироговской улице и открыли второе на Кутузовском проспекте.

Ассортимент кафе должен был отличаться от полочного ассортимента, и это важная задача, выполнение которой до сих пор очень подгоняет нас в работе, потому что полка развивается активно и стремительно. Туда действительно заходят великолепные продукты, но мы не можем их повторять и должны искать свой уникальный ассортимент. Поэтому мы открыты для интересных инициатив и предложений от поставщиков.
diagramm1.jpg
С августа по декабрь 2019 года мы открыли 8 кафе, преимущественно в центральных локациях Москвы. Изначально у нас была гипотеза, что перспективны места с интенсивным пешеходным трафиком, бизнес-центры, офисы, возможно, университеты, поэтому в первую очередь мы рассматривали те из действующих магазинов, которые располагались в подходящих локациях. Плюс в новых магазинах, которые мы строили в таких локациях, мы сразу же вносили в планировку зону кафе. При этом часть магазинов с кафе мы в качестве эксперимента открыли в спальных районах с хорошей застройкой. Они демонстрировали несколько более слабый результат, нежели центр, но для нас это было ожидаемо и мы просто хотели посмотреть, сможем ли со временем раскрутить эти локации.

Структура продаж в целом не нова для кафе. Она фактически не изменилась за полтора года существования нашего проекта: 45% занимают сэндвичи, 20% – кофе, 20% – десерты, 10% – выпечка и еще 5% приходится на различные снеки.

К марту 2021 года мы подошли с 20 кафе и в таком составе встретили пандемию. В апреле наши показатели, конечно, очень сильно упали, но это было связано еще и с тем, что мы какое-то время не работали, поскольку надо было подстроиться под новые требования, понять, что и как делать. В результате часть ассортимента мы перевели на индивидуальную упаковку, чтобы сохранить все позиции, и уже в мае показатели начали расти, а к июню значительно превысили изначальные. На основании итого мы сделали для себя вывод, что формат кафе-инстор оказался наиболее защищенным в сегменте общепита. Как раз в это же время к нам стали обращаться рестораны с предложениями о партнерстве и продаже их продукции, а также начал приходить персонал из закрывающихся кафе. Параллельно начали потихоньку «размораживаться» стройки, и новые магазины, которые открывались под брендом «ВкусВилл», открывались уже исключительно с кафе.

В период с сентября по декабрь 2020 года мы открыли 77 кафе. Как раз в сентябре было сделано заключение, что этот проект оправдал себя и будет масштабироваться, внедряясь во всех магазинах, где это возможно, и в дальнейшем вся проектная документация разрабатывалась с учетом площади, которую планировалось отвести под кафе. Могу сказать, что все наши точки эффективны, срок окупаемости магазина составляет в среднем 7–8 месяцев, но есть и локации, которые окупаются за 4 месяца. Сейчас, конечно, мы видим, что срок окупаемости сокращается, потому что чем больше нас становится, тем больше людей узнают о нас, и нам легче привлекать покупателей. Плюс очень часто мы размещаем кафе в действующих магазинах, где трафик уже наработан.
Открытие сотого кафе мы отпраздновали 6 февраля 2021 года. Всего в настоящий момент у нас 135 кафе, из них 10 в Санкт-Петербурге, все остальные в Москве и Московской области.

Наши абсолютные хиты, не зависящие от локации, – это сэндвичи на гриле, десерты в банках, которые понравились покупателям со времен нашего самого первого модного кафе и до сих пор сохраняют лидерство в продажах, лепешки с сулугуни на гриле, круассаны и кофе.

Хочу заметить, что с начала пандемии наши кафе в спальных районах, которые поначалу были аутсайдерами, очень сильно поднялись и на данный момент работают примерно с одинаковой эффективностью и уровнем выручки с кафе, расположенными в центре города.

Любая позиция, которая доступна в магазине, должна быть доступна для заказа онлайн – такова политика «ВкусВилл». Кафе не исключение, поэтому их ассортимент также доступен в онлайне, плюс сейчас мы частично завозим и тестируем ассортимент кафе в дарксторах. Доля продаж онлайн-канала составляет от 5 до 15% общей выручки кафе.

Доля кафе в товарообороте магазинов от 6 до 12%. Понятно, что чем больше магазин, тем больше у него выручка и меньше наша доля. При этом процент чеков у нас очень высок (20–25%) и сохраняется практически на всех локациях.

У нас очень маленькие объемы списания – от 0 до 1%, потому что «ВкусВилл» работает с короткими сроками годности и в течение дня мы делаем уценки на товар, ставим скидку в размере 40%. Если есть товар, который не продается даже по скидке, мы просто выводим его из ассортимента, несмотря на хороший рейтинг.

Первое независимое кафе мы открыли 9 апреля 2021 года в бизнес-центре «Орбита», где находится наш офис. Это стрит-кафе, то есть оно работает не только для сотрудников данного бизнес-центра, и уже сейчас мы видим, что этот формат востребован. К основному ассортименту кафе мы добавили кулинарию на развес, а также некоторые позиции, которые мы не ставим в инстор-кафе в связи с тем, что в них не так много места. Когда формат независимого кафе достигнет заданной планки, мы, надеюсь, начнем его развивать.

Итак, задумывая создание кафе, мы хотели получить дополнительный сервис для наших покупателей с целью привлечения их в магазины. В результате сейчас проект вырос уже не просто в поддержку магазина, но и в самостоятельное успешно развивающееся направление. Что касается ассортимента, это борьба, которая не прекращается ни на один день. Изначально мы заводили ассортимент, который требует наличия сервиса, то есть у нас стоит бариста, продавец, он обслуживает гостей, готовит кофе, делает сэндвичи. Однако часть этого ассортимента в результате зашла на полку магазинов. Покупатели настолько полюбили все эти позиции, что говорят: «Мы сами погреем дома, мы поняли, как это классно, мы берем». У нас примерно 100 SKU, 12 из них за время существования проекта перешло на полки. Мы считаем это своей большой победой, потому что все-таки мы пока некрупный бренд, а «ВкусВилл» – еще какой крупный, но мы с ним поделились своими наработками.

И еще один важный для нас момент – высокая лояльность покупателей. Если смотреть статистику покупок по магазинам с использованием карт лояльности, то видно, что наша доля составляет 30–35%, то есть 30–35% покупок в кафе совершается нашими лояльными покупателями. Это для нас тоже большое достижение, заметное в том числе и по обратной связи. Вы, наверное, знаете, что «ВкусВилл» силен своей обратной связью, и это касается не только выбора товара на полку, но и любых комментариев и предложений, которые наши покупатели могут озвучить. Например, после открытия кафе в Питере нам стали присылать адреса с комментариями, что вот здесь отлично встало бы кафе, а здесь вот такая-то территория, спортивная школа и т.д. Покупатели у нас очень активные, они нам помогают, и мы понимаем, что в этом плане мы им тоже нравимся.

Юлия Кулакова, управляющий зоной кафе «ВкусВилл» в рознице
Kulakova_1.jpg
Карьеру в общепите начинала в команде открытия «Макдоналдс» в России, была назначена директором ресторана сети на Пушкинской площади. Затем перешла в сеть фитнес-клубов World Class на должность управляющего фитнес-барами. В дальнейшем работала операционным директором сети Tutti Frutti (сменила название на Summer Love Frozen Yogurt). В 2019 году присоединилась к команде «ВкусВилл», где отвечает за развитие собственной концепции кафе в рознице.

Кафе «ВкусВилл» открываются непосредственно в точках розничной сети. Концепция предполагает продажу еды и напитков преимущественно навынос, также в заведении выделена зона посадки. В меню представлены сэндвичи, выпечка, десерты, кофе и напитки на его основе. Весь ассортимент кафе доступен для онлайн-заказа.

Кафе «ВкусВилл»: как ритейлер открыл 100 кафе в магазинах за полтора года

Кафе «ВкусВилл»: как ритейлер открыл 100 кафе в магазинах за полтора года

Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43