Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

Новый замес

04 Февраля 2019, 04:02 Александра Скороходова / Москва
hleb.jpg

Производители хлебной заморозки все больше поворачиваются в сторону фастфуда, курс на который сегодня берут даже индустриальные хлебозаводы, налаживающие выпуск основных видов сэндвичного хлеба и слоеной выпечки, пит и тортилий. Одновременно с этим происходит гурметизация стандартного ассортимента для фастфуда – зарубежные и российские компании все чаще делают ставку на оригинальные по форме и сложные в исполнении изделия, стопроцентно натуральные по составу и отвечающие требованиям диетического питания.

По предварительным данным Euromonitor International, общий объем сбыта хлебобулочных и кондитерских изделий, в том числе глубокой заморозки, в российской HoReCa в 2018 г. составил 1146,5 тыс. т, что на 0,8% больше, чем в 2017 г. Максимальный рост зафиксирован в двух товарных категориях – это хлебная заморозка, прибавившая в 2018-м 2% (объем продаж в сегменте фудсервиса – 203,3 тыс. т), и готовые десерты, сбыт которых в HoReCa вырос на 2,2% в натуральном выражении (объем категории – 21,8 тыс. т).

О росте продаж всех видов хлебной заморозки говорят и поставщики в HoReCa. В компании «Ароса», например, во втором полугодии 2018 г. рост сбыта хлеба и выпечки в сегменте фудсервиса составил 27% по сравнению с предыдущим периодом. «Наибольший прирост, более чем в два раза, показали французские булочки», – сообщает менеджер отдела закупок Наталья Демашина. В компании «Серпуховхлеб» продажи замороженных хлебобулочных изделий увеличились в 2018 г. в 1,8 раза по сравнению с предыдущим годом. «Анализируя статистику продаж нашей компании, можно сказать, что есть сезонная зависимость в спросе на данную группу товаров: повышенный спрос в осенний период, средний уровень в зимние и весенние месяцы и спад продаж в летний период», – добавляет заместитель генерального директора компании «Серпуховхлеб» Сергей Сарана.

Увеличение сбыта хлебобулочных изделий отмечают и в российском представительстве Bridor. «Динамика продаж хлебобулочных изделий Bridor в России в целом положительная, в 2018 г. сбыт увеличился на 200 т, – подтверждает управляющий продажами Bridor в России и странах СНГ Светлана Панькина. – Однако потребительские тренды отличаются в зависимости от сегмента рынка: пекарни в розничных сетях традиционно продают более дешевые продукты, но задумываются о переходе на более качественные изделия. Ресторанный бизнес, покупая изначально более качественную продукцию, стремится к удержанию цен».

Наращиванию товарооборота по готовым хлебобулочным изделиям способствует и выход на рынки стран СНГ, что одинаково оправданно для местных производителей и зарубежных компаний, управляющих предприятиями на территории России. «Рынок Казахстана сейчас очень активно развивается, что открывает новые горизонты для производителей продуктов питания, – подтверждает менеджер по маркетингу компании «Лантманнен Юнибэйк» Наталия Чучкович. – В 2018 г., по нашим данным, это рынок вырос на 80% в сравнении с 2017 г.».

40-49_RYNOK_HLEB-3.jpg

Главным драйвером роста на рынке хлебобулочных изделий, по свидетельству поставщиков в HoReCa, по-прежнему остаются заведения фастфуда. Кроме того, в 2018 г. значительное влияние на отрасль оказал чемпионат мира по футболу, в рамках подготовки к которому потребление готовых изделий (булочек для бургеров и сэндвичей, десертов, слоеной выпечки) в фудсервисе заметно выросло. Так, например, в компании «Снежный мир» в первом полугодии 2018 г. реализация готовой хлебной заморозки в фудсервисе выросла в натуральном выражении на 25%, в период подготовки к мундиалю увеличение спроса со стороны профессиональных клиентов было двукратным. «В основном это касается пабов и отелей», – уточняет директор по продажам Андрей Юсюк. Увеличения товарооборота в период проведения ЧМ-2018 удалось добиться даже компаниям, занимающим уверенные позиции в рознице. «В нашей компании соотношение продаж в HoReCa и ритейле традиционно составляет 40 на 60% (+-2%), однако в период чемпионата мира по футболу это соотношение изменилось в пользу HoReCa и составило 47 и 53%», – рассказывает коммерческий директор компании «Гуд Фуд» Екатерина Чернышева.

Спровоцированное мировым футбольным первенством увеличение сбыта коснулось главным образом продукции для фастфуда (булочек для бургеров и хот-догов, слоеной выпечки). Так, например, в компании «Восток-Запад» прирост продаж по данным позициям в период мундиаля составил в натуральном выражении 80%, в целом по итогам 2018 г. рост продаж сэндвичного хлеба, по словам маркетолога-аналитика компании Юлии Стаценко, достиг 50%, выпечка и прочие хлебобулочные изделия прибавили порядка 40%.

Накопительный эффект

Рост цен на хлебобулочные изделия как российского, так и зарубежного производства к концу 2018 г. по некоторым позициям достиг порядка 10%. «Сработали накопительные факторы предыдущих периодов (повышение цен на зерно в 2018 г. на 15%, рост цен на бензин, предстоящее повышение НДС и т.д.), – комментирует директор по продажам компании «МХК» Сергей Агеев. – Все производители начали говорить о повышении цен на 6–10%. Рост цен на индустриальные хлебы в ноябре-декабре вопреки ожиданиям игроков рынка составил от 3 до 12% в зависимости от производителя и региона. Торговые сети сильно противятся этому, но, когда все поставщики одновременно поднимают цену поставки, они нехотя, но вынуждены принять это».

В 2018 г. значительно выросла в цене практически вся сырьевая база. «С января 2018 г. по январь 2019 г. рост цен на муку составил 50%, – рассказывает управляющий партнер компании «Фортфуд» Михаил Бодухин. – Кроме того, в ноябре-декабре были перебои с поставкой муки наливом, мука в мешках была, но она ниже качеством. С ингредиентами перебоев не было, но рост цен на них был соответственно росту курсов валют. В результате мы подняли цены на 5%, но это не компенсировало падение доходности».

В 2018 г. выросли в цене не только мука, но и сливочное масло, сахар, закваски и прочие добавки. В 2019 г. эксперты прогнозируют также дефицит кунжут и, как следствие, рост цен на него. «Рост цен на сливочное масло в Европе (по оценкам экспертов, удорожание составило в среднем около 11%) в этом году ознаменовал пропорциональный рост цен на готовые маслосодержащие продукты», – уточняет Екатерина Чернышева.

В случае с импортом в формировании отпускных цен ключевую роль также играют изменения курсов валют, которые к концу года пошли в рост. «На европейскую продукцию цены в рублях с начала 2018 г. выросли на 10–20% в зависимости от позиции. Связано это с повышением цен на сливочное масло в Европе – скачки валюты ложатся сверху», – рассказывает Светлана Панькина.

Рост цен отчасти становится причиной увеличения потребления на рынке фудсервиса продукции российского производства. В добавление ко всему отечественная хлебобулочная отрасль за последние несколько лет изменилась не только количественно, но и качественно и стала действительно конкурентоспособной. «Все больше российских производителей переоборудуют свои цеха под производство замороженной хлебобулочной продукции. Растут продажи и у производителей – лидеров рынка замороженной продукции. Во-первых, отечественная продукция дешевле, во-вторых, качество такой продукции растет с каждым годом, в-третьих, при использовании хорошего сырья и соблюдении технологий хлебобулочные изделия из России ничем не отличаются от европейских. По данным ФСГС и оценке all-market.info, в общей структуре потребления хлебных полуфабрикатов импортная продукция сегодня занимает не более 25%», – говорит бренд-менеджер хлебопекарного направления компании «Пуратос» Ирина Андреева.

Вместе с тем 100%-ного импортозамещения в хлебобулочной отрасли, по свидетельству экспертов, в ближайшей перспективе не предвидится. «Если говорить о хлебобулочных изделиях для фастфуда, то в нашем ассортименте около 90% – это изделия российского производства, что касается выпечки, то это на 100% импортная продукция. К сожалению, в России пока нет возможностей для производства изделий такого же качества, какое предлагает Европа. Датская выпечка, например, уникальна. Именно по этой причине мы ее и импортируем из страны, где она изначально придумана. Аналоги российского производства найти невозможно», – комментирует Наталия Чучкович. Зарубежные бренды помимо прочего превалируют и в высокой ценовой категории. «В сегменте высококачественных продуктов играют в основном зарубежные производители, – подтверждает Светлана Панькина. – Российский же бизнес по-прежнему ориентируется на нижний и средний ценовые сегменты. Кроме того, соотношение цены и качества прямо пропорционально географии поставок: чем дальше от Москвы, тем большим спросом пользуется дешевая продукция».

40-49_RYNOK_HLEB-4.jpg

Подушка безопасности

Для сохранения маржинальности бизнеса в ситуации нестабильности курсов валют и периодического дефицита и подорожания основных видов сырья многие производители хлебобулочных изделий все чаще отказываются от организации собственной службы логистики и перекладывают эту функцию на плечи дистрибьюторов. По такой системе вот уже четыре года работает «МХК». «Производителю выгоднее отгружать дистрибьюторам продукцию оптом, чем возить по пять коробов в каждую точку, дистрибьюторам в свою очередь выгодно привезти клиенту продукцию от нескольких производителей, – объясняет Сергей Агеев. – Наш отдел продаж оказывает помощь в поиске и привлечении конечных клиентов, после чего его ведут уже наши партнеры». Практически отсутствуют сегодня и прямые поставки в российскую HoReCa с европейских заводов. «В Европе, напротив, прямые поставки хорошо развиты», – сообщает Светлана Панькина.

В целях повышения экономической эффективности поставщики и производители оптимизируют ассортимент и отказываются, например, от дорогих в производстве и не имеющих при этом стабильно высокого спроса в HoReCa позиций. «Мы перестали производить тяжелые и фактурные хлебы со сложной рецептурой, – приводит пример Сергей Агеев. – Они сложны в производстве, стоят дорого и каналы сбыта у них ограничены, это либо магазины премиум-сегмента («Глобус гурмэ», «Азбука вкуса»), либо премиальные пекарни типа «Волконского», но у них обычно собственное производство». От продажи ряда продуктов в 2018 г. отказались, например, в компании «Лантаманнен Юнибэйк». «Некоторые позиции, ряд наименований выпечки, действительно пришлось выводить из ассортимента, потому что их стоимость оказалась значительно выше рыночной, к которой потребитель просто не готов. В то же время мы предлагаем альтернативные продукты, которые смогут компенсировать делистинг прошлых», – уточняет Наталия Чучкович.

Экономически целесообразным поставщики считают также наращивание доли российской хлебной заморозки и даже налаживают собственное производство наиболее востребованных в HoReCa позиций. «Высокие курсы валют и логистические затраты поднимают стоимость импортной продукции до критических отметок, а конечные потребители всегда ищут оптимальное соотношение цены и качества. На этом фоне местные производители находятся в более выигрышной ситуации, – убежден Андрей Юсюк. – В силу сложившихся обстоятельств мы пробуем производить небольшой ассортимент самостоятельно, надеемся, это поможет нам снизить себестоимость и предложить клиентам лучшие цены». С запуском производства ставку в развитии ассортимента планируют сделать на продукцию, отвечающую требованиям заведений быстрого обслуживания, которые пока занимают в структуре продаж компании «Снежный мир» незначительную долю – 5–7%. «С запуском своего производства планируем проработать заведения фастфуда и стрит-фуда, – полагает Андрей Юсюк. – Пока основные продажи хлебобулочного сегмента приходятся в компании на отели (около 60% сбыта хлебной заморозки в HoReCa) и кейтеринг (20%). В данном случае необходимо иметь большой запас продукции стабильного качества, удобной в использовании и быстрой в приготовлении».

Некоторые дистрибьюторы, напротив, расширяют ассортимент – и нередко за счет продукции высокой ценовой категории. «Проблемных позиций, от которых пришлось отказаться, в 2018 г. не было – наоборот, мы активно расширяем ассортимент, вводим новые позиции. Это, например, линейка слоеной выпечки производства Франции, которую включили в ассортимент в конце года, – делится маркетолог-аналитик компании «Ароса» Сергей Некипелов. – На данный момент клиентами являются несколько кейтеринговых компаний, в дальнейшем планируется ее развитие также и в остальных каналах сбыта».

Всегда в плюсе

Верхние строчки в рейтинге продаж хлебной заморозки в HoReCa уже не первый год подряд занимают так называемая хлебная корзина (булочки и багеты) и сэндвичный хлеб (багеты, чиабатты, булки для бургеров, лепешки тортилья). «Лидеры продаж неизменны, – говорит Екатерина Чернышева, – это хлебная корзина (15% всех продаж хлеба в HoReCa), багеты (25%) и слоеные мини-изделия (40–45%). Однако существенный рост показывают хлебы и булочки, которые используются в качестве основы для сэндвичей, притом что стрит-фуды и фастфуды занимают ничтожную (не более 2%) долю продаж среди наших каналов сбыта».

Хитами продаж в ассортименте «МХК» стали булки для бургеров и хот-догов, мини-чиабатты для сэндвичей и бутербродов, доля продаж которых у некоторых дистрибьюторов может достигать и 70%; на хлебную корзину в общей структуре сбыта приходится не более 20%. Что касается распределения объемов продаж по сегментам рынка, то в портфеле дистрибьюторов компании «МХК» превалируют рестораны fine и casual dining с долей 60%, на заведения фастфуда и стрит-фуда приходится 35% и только 5% – на кейтеринг. «В силу консервативности средств производства наша компания ориентирована на доминирующие каналы сбыта, – добавляет Сергей Агеев. – Дело в том, что для производства булочек для бургеров и хот-догов необходимо узкоспециальное оборудование, которое подходит для производства только этих продуктов. Линии по производству хлеба, напротив, можно легко переформатировать под другие виды продукции».

Развитие ассортимента сэндвичного хлеба поставщики и производители видят в направлении разработки оригинальных по рецептуре и привлекательных внешне новинок. «Рынок фастфуда с каждым годом растет, и сейчас мы делаем упор на булочках для бургеров категории «гурме», – рассуждает Наталия Чучкович. – Потребитель устал от однообразия рынка и хочет пробовать что-то новое. В нашем ассортименте это булочка черного цвета и булочка бриошь из нашего ассортимента, данные позиции стабильно растут – в 2018 г. на почти 40% в сравнении с 2017-м». Гурметизация коснется также линейки булочек для хот-дога, интересных концепциям стрит-фуда, а также кафе на АЗС – форматам, на которые в «Лантаманнен Юнибэйк» планируют сделать ставку в ближайший год. «Планируем развиваться в сегментах питания на АЗС и стрит-фуда, бургерных, кейтеринга и ресторанов, которые сильно растут, и мы своим ассортиментом сможем удовлетворить потребности каждого канала», – заключает Наталия Чучкович.

Оправданным расширение ассортимента хлебобулочных изделий для фастфуда за счет оригинальных новинок считают и в компании «Восток-Запад». «На наш взгляд, хлебобулочная отрасль будет развиваться за счет предложения оригинальной продукции, интересной с точки зрения рецептуры, формы (булочки bunn’n’roll для бургеров и сэндвичей, булочки для бургеров с семенами чиа, гречишные или с луком, паровая булочка бао) и оформления, а также премиализации – но не с точки зрения цены, а с точки зрения фокуса на натуральные компоненты, в том числе на выпечку на сливочном масле», – комментирует Юлия Стаценко. По ее словам, в 2018 г. сбыт изделий для фастфуда в компании «Восток-Запад» вырос почти в два раза по сравнению с 2017 г. «Главным образом увеличилось потребление булочек для бургеров и хот-догов: в прошедшем году, например, все крупные сетевые операторы, такие как MacDonald’s, KFC, Burger King внедрили комбопредложения, тем самым увеличив поток покупателей и стимулировав спрос на ряд хлебобулочных позиций меню», – добавляет Юлия Стаценко. Перспективным направлением развития в сегменте фудсервиса она также считает разработку и производство полуфабрикатов из теста для пиццы по индивидуальным спецификациям заказчика. «В нашем случае данная технология уже отработана на сети пиццерий «Додо пицца», для которой наша компания сегодня производит тесто, – рассказывает Юлия Стаценко. – Именно в сегменте пиццерий мы наблюдаем сегодня значительный рост. С начала 2018 г. заготовки теста для пиццы вместе с готовыми смесями показали рост продаж в компании «Восток-Запад» на уровне 80%».

FS-1-light-23.jpg

Перспективный хлеб

Главным трендом прошлого года поставщики считают рост интереса на ресторанном рынке к продукции, отвечающей принципам ЗОЖ, правильного и диетического питания. Речь идет, в частности, о бездрожжевом, безглютеновом и постном хлебах, изделиях с добавлением цельного зерна, клетчатки (зерно грубого помола), водорослей и других натуральных пищевых ингредиентов. «Я думаю, что среди основных трендов в этом году можно выделить рост популярности безглютеновых хлебобулочных изделий, стремление к снижению содержания соли, отказ от пальмового масла», – говорит Екатерина Чернышева.

В стремлении отвечать на запросы рынка хлебокомбинаты и пекарские производства инвестируют в запуск линеек так называемого «здорового» хлеба, а импортеры и поставщики в HoReCa расширяют ассортимент за счет таких новинок. «Многие производители стали присматриваться к новому тренду правильного питания и использования бездрожжевого хлеба. Технологи используют лучшие мировые рецепты хлебов, приготовленных без применения дрожжей. Такой продукт выходит дороже стандартного хлеба на 50%, если речь идет об импорте, и на 25–30% в случае с продукцией отечественного производства, но покупатель готов переплачивать за свое здоровье», – сообщает Сергей Некипелов.

В производстве хлебобулочных изделий сегодня стараются избегать не только дрожжей, но и различных аллергенов, которыми являются, например, химические добавки и даже молоко. «Мы стараемся уйти от любого рода нехарактерных наполнителей, так как все они являются аллергенами. Так, например, сухое молоко мы используем для изготовления ограниченного ассортимента продукции, в частности булок для бургеров», – рассказывает Михаил Бодухин. По его словам, в развитии ассортимента компания «Фортфуд» сегодня делает ставку именно на «здоровый» хлеб, например, изготовленный на закваске и без химических добавок. «Эта продукция будет предложена в стандартные каналы фудсервиса, – продолжает Михаил Бодухин. – К сожалению, нам еще долго предстоит объяснять потребителям, что «здоровый» хлеб не может быть идеально ровным, глянцевым и долго оставаться мягким, но от него зато не бывает аллергии и других нежелательных последствий».

О производстве безглютенового и бездрожжевого хлеба задумываются сегодня и сами рестораторы, что в свою очередь провоцирует рост спроса на рынке HoReCa на различного рода смеси, добавки и закваски. Однако у тренда на ЗОЖ есть и обратная сторона. Ориентация на натуральность составу и добавочную ценность хлебобулочных изделий непременно ведет к повышению их себестоимости, что также отражается и на отпускных ценах. Между тем игроки ресторанного рынка к росту бюджета на закупку готовы оказываются далеко не всегда. «Европейские производители следят за трендами потребления и уделяют большое внимание качеству ингредиентов, все чаще избавляясь от искусственных добавок, красителей и прочих неполезных для здоровья ингредиентов. По возможности все технологические добавки заменяют на натуральные, себестоимость продукции при этом не отражается на ценах для потребителей, – комментирует Светлана Панькина. – В России при падении экономики тренд в промышленном производстве обычно один – снижение затрат за счет снижения качества сырья. Тем самым предоставляется возможность относительно маленьким частным производителям изготавливать локально более качественные продукты».

Полная готовность

Стремление рестораторов экономить и оптимизировать трудозатраты поддерживает высокий спрос в сегменте HoReCa на готовые хлеб и выпечку глубокой заморозки. «Все больше заведений переходят на готовый продукт, – констатирует старший менеджер компании «Тарпан» Татьяна Байдина. – Ведь испечь хлеб – это довольно-таки трудозатратно, конечно, удобно и экономически выгодно приобрести хлебобулочные изделия в заморозке со сроком годности 12 месяцев». Стабильно высокий спрос на хлебную заморозку в HoReCa, по ее мнению, поддерживает во многом именно удобство работы с такой продукцией. Так, например, в компании «Тарпан» увеличение сбыта указанных позиций ассортимента составило в 2018 г. в натуральном выражении порядка 23% по сравнению с предыдущим годом.

Поставщики также говорят о смещении спроса на рынке HoReCa в сторону максимально удобных в использовании продуктовых решений – например полуфабрикатов выпечных изделий, не требующих расстаивания, работа с которыми позволяет сократить время приготовления и избежать трат на приобретение дополнительного оборудования. «Мы видим развитие в продуктах, не требующих дефростации (из морозилки – сразу в печь), а также в 100% готовых багетах и хлебах, – подтверждает Сергей Агеев. – В магазине данный продукт необходимо дефростировать, упаковать и выложить на витрину».

Что касается собственно пекарен, они также заинтересованы в готовых решениях, гарантирующих стабильно высокое качество готовых изделий на выходе и позволяющих снизить себестоимость производимой продукции. На это, в частности, указывает маркетолог-аналитик компании «Восток-Запад» Юлия Стаценко. Так, например, использование хлебопекарных смесей различных концентрации и назначения, по ее словам, ускоряет и сокращает технологический процесс, что ведет к снижению затрат на производство. «Входящие в состав улучшителей ингредиенты приводят к увеличению выхода готового продукта, сроков его годности, свежести и ароматики, что непосредственно влияет и на конечную цену, – рассказывает она. – С помощью полифункциональных смесей (например, зерновая, кукурузная или овощная, а также различные смеси для кондитерских изделий, пряников, безе и т.д.) можно расширить ассортимент, сократив место для хранения ингредиентов, а главное – избежать ошибок при подготовке полуфабрикатов и сохранить стабильное качество».

О росте спроса со стороны профессионалов фудсервиса на разного рода функциональные добавки для пекарского производства говорят сегодня многие поставщики. «Для производителей и рестораторов самый дорогой ингредиент – время, все хотят получать продукцию отличного качества за более короткий срок, – комментирует бренд-менеджер хлебопекарного направления компании «Пуратос» Ирина Андреева. – Именно поэтому производители замороженных хлебобулочных полуфабрикатов и пекарни активно используют улучшители, заварки, хлебопекарные смеси на заквасках, сами закваски, которые подходят как для небольших производителей, так и адаптированы под индустриальные линии. Популярны, например, улучшители «Кимо Акти плюс», необходимый для заморозки после формования, и «Кимо М плюс», который позволяет выпекать изделия по той же технологии, но без дефростации, что удобно и сокращает время». Кроме того, по ее словам, профессионалы фудсервиса проявляют интерес к решениям, позволяющим расширить традиционный ассортимент хлеба и предложить гостям интересные и вкусные новинки. «Все больше кафе и ресторанов предлагают расширенную хлебную корзину, в том числе с зерновыми хлебами, спрос на которые растет. Кроме того, у потребителей сегодня очень популярен хлеб на закваске: когда закваски в хлебе нет, он кажется пустым на вкус и быстро черствеет», – уточняет Ирина Андреева. Спрос на группу пекарских ингредиентов в сегменте фудсервиса она оценивает как стабильно высокий, по опыту компании, с наступлением холодов продажи    увеличиваются в 1,5–2 раза.

Новинки

В 2018 г. компания «Тарпан» начала продажи хлебных палочек B Break торговой марки Bridor (Франция) – полезного снека, удобного для подачи в заведениях быстрого обслуживания.

В ассортименте компании «Ароса» появилась выпечка торговой марки Delifrance, в числе новинок – галстук с шоколадом, корзиночка с ветчиной и сыром, корзиночка с курицей и луком-пореем, различные круассаны (злаковый из цельносмолотой пшеницы с семенами, с заварным кремом и лимоном, с малиной, с шоколадом и орехом, с шоколадом), мини-дуэт с заварным кремом, мини-улитка с изюмом, улитка с корицей.

В 2018 г. компания «Восток-Запад» предложила профессиональным клиентам слоеную булочку bunn’n’roll от Bridor, которая подходит для приготовления сэндвичей и бургеров.

Компания «Серпуховхлеб» в 2018 г. расширила фирменный ассортимент хлебобулочных изделий за счет следующих новинок: слоек с сырными начинками, булочек для бургеров разных цветов и круассанов со сладкими начинками.

Компания «Лейпуриен Тукку» в прошлом году выпустила на рынок сразу три новинки в ассортименте торговой марки Leipurin – это сухая смесь для приготовления хлебобулочных изделий с повышенным содержанием белка «Лейпурина Протеиновая» (подходит для производства формового и подового хлебов, порционных хлебцев и булочек, содержание белка составляет 30 г на 100 г продукта), сухая высококонцентрированная смесь для замены яичного белка «Декор глянец» (удобна в использовании как на технологических линиях, так и в ручном производстве хлебобулочных изделий и сдобы), а также сухая смесь для приготовления термостабильной коричной начинки «Профи десертная» (разводится водой из расчета 1 кг смеси на 0,35–0,4 кг воды, нагретой до температуры 15–16 0С).





Выпуск журнала:

Новый замес

Новый замес

Комментарии (0)
Похожие статьи
Новости
Сделано в Перу
16 Апреля 2019, 10:04
Новости
«ПИР» без границ
15 Апреля 2019, 05:04