https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

Вне конкуренции

05 ноября 2019, 11:11 Александра Скороходова / Москва,
Бумажная санитарно-гигиеническая продукция – одна из немногих хоречных категорий, показывающая стабильный рост продаж год от года. Причем увеличение оборота поставщики в HoReCa фиксируют практически во всех товарных группах и ценовых категориях. Первое полугодие 2019 г. для участников рынка также было успешным – во многом в силу отсутствия дефицита сырьевой базы и стабилизации отпускных цен на готовые изделия.

По оценкам компании «Эссити», сегмент HoReCa составляет порядка 25% российского рынка бумажной санитарно-гигиенической продукции. «При этом мы отмечаем ежегодный 2–5%-ный рост рынка и в целом видим положительные тенденции и перспективы для развития в сегменте HoReCa», – отмечает коммерческий директор по профессиональному ассортименту компании «Эссити» в России и СНГ Максим Барков.
rinok.jpg

Положительно оценивают перспективы анализируемой товарной категории на рынке фудсервиса и в «Компании Реал». «Оборот бумажной гигиенической продукции растет: в первом полугодии 2019 г. по данной категории был зафиксирован рост в натуральном выражении на 25% по сравнению с первым полугодием 2018-го, – подтверждает генеральный директор компании Евгения Шандор. – Рост оборота связан с сотрудничеством с крупными сетевыми клиентами и планомерной экспансией на рынке». Уже сейчас порядка 70% оборота компании приходится на сегмент HoReCa, дальнейший рост товарооборота, по мнению Евгении Шандор, возможен за счет развития продаж в сегменте быстрого обслуживания. «Мы планируем шире сотрудничать с сетями фастфуда, стритфуда, а также ресторанами высокой кухни. Высокую динамику развития сейчас показывают фреш-бары, а значит, мы будем плотнее сотрудничать и с ними», – полагает она.

В числе драйверов роста рынка бумажной санитарно-гигиенической продукции эксперты также называют сегмент доставки, развитие которого ожидаемо стимулирует рост потребления в HoReCa, например, бумажных салфеток. На это в частности указывает директор по продажам Veiro Professional компании «Сыктывкар Тиссью Груп» Николай Абраменко. «Мы наблюдаем естественный (органичный) рост продаж расходных материалов и диспенсерных систем в сегменте HoReCa и в частности в фудсервисе, – комментирует он. – В первую очередь растет спрос на бумажные полотенца с центральной вытяжкой, протирочный материал и соответствующие диспенсеры, предназначенные для кухонных зон и пищевых производств. Также мы наблюдаем линейную зависимость увеличения продаж бумажных салфеток от темпов роста доставки готовой еды в фудсервисе на уровне 20% в год». Увеличение сбыта бумажных салфеток на российском ресторанном рынке в 2019 г. зафиксировали и в компании «ТК Сервис». «Салфетки в больших упаковках стали покупать на 5% больше», – говорит маркетолог компании Анастасия Обухова. Наибольший прирост в натуральном выражении в категории бумажной санитарно-гигиенической продукции за указанный период, по ее словам, показали туалетная бумага в рулонах большой намотки (+20% по сравнению с первым полугодием 2018 г.), а также бумажные полотенца в рулонах для диспенсерных систем и рулонные полотенца с центральной вытяжкой (+15%).

Рост продаж бумажного протирочного материала, по данным компании «ТК Сервис», составил в 2019 г. порядка 5%, туалетной бумаги в стандартных рулонах – 3%, продажи туалетной бумаги для диспенсеров с листовой подачей остались на уровне 2018 г. За последний год, как отмечают поставщики, значительно прибавила в продажах категория именно профессиональной бумажной продукции, что, по мнению большинства, является позитивной тенденцией и свидетельствует об эволюции общепита в России. «На наш взгляд, продажи профессиональных решений растут за счет повышения требований к гигиене и чистоте на объектах и за счет повышения качества собственно услуги питания.
42-49_RYNOK-D1.jpg
Профессионалы фудсервиса, чтобы быть конкурентными, много делают для привлечения гостей, и это касается не только меню, интерьера, упаковки для доставки, но и повышения комфортабельности туалетных комнат», – комментирует коммерческий директор компании «Триал Маркет» Ольга Лагутина. Так, в компании «Триал Маркет» сбыт профессиональной бумажной санитарно-гигиенической продукции в HoReCa в натуральном выражении год от года увеличивается в среднем на 20%. В целом продажи бумажной анализируемой товарной категории приносят «Триал Маркет» порядка 20% всего сбыта в HoReCa, причем половина всех продаж в группе занимает продукция средней ценовой категории, до 30% приходится на премиальную продукцию и 20% – на изделия низкой ценовой категории. «Продажи диспенсерных систем растут пропорционально открытиям или новым клиентам, так как устанавливают их обычно только однажды и не на один год», – уточняет Ольга Лагутина. Что касается динамики спроса на бумажную продукцию в течение года, то, по ее словам, пик продаж в HoReCa приходится на ноябрь и декабрь, в ноябре, например, сбыт бумажных расходников увеличивается на 20% по сравнению со средними значениями по году, в декабре – почти на 30%. «В декабре проходят корпоративы и в целом растет гостевой трафик в фудсервисе. Летом же происходит переформирование потока – за счет привлечения курортных зон, области, детских лагерей», – добавляет Ольга Лагутина.

Ощущение стабильности
Ценовая лихорадка 2018 г., обусловленная дефицитом целлюлозы на российском рынке, в 2019-м сменилась относительным затишьем. «В текущем году все спокойно – все катаклизмы случились в 2018-м, когда наблюдалось серьезное подорожание бумажной гигиенической продукции на уровне 40–45%», – отмечает Ольга Лагутина. Дефицит бумажного сырья, как утверждают некоторые эксперты, отчасти спровоцировали локальные предприятия, под влиянием роста курсов валют переключившиеся на экспорт целлюлозы за границу. Как результат, цены на бумажное сырье на местном рынке поползли вверх, а вслед за ними выросла в цене и вся готовая продукция. В выигрышном положении оказались предприятия, располагающие помимо производственных мощностей собственной сырьевой базой и потому имеющие ресурс для сдерживания отпускных цен на свою продукцию, что в конечном итоге сделало ее конкурентной на рынке. С начала года отпускные цены на все виды бумажных изделий стабилизировались. «В 2019 г. стоимость профессиональной бумажно-гигиенической продукции выросла в среднем на 3%, – комментирует Максим Барков. – Даже с учетом инфляции и роста НДС нам удалось удержать себестоимость на таком уровне за счет оптимизации затрат и ресурсов».

В «Компании Реал» в 2019 г. отпускные цены повысили в пределах 15%. «Была проведена реформа НДС, рост инфляции за последний год составил 4,2%, – рассказывает Евгения Шандор. – На общую себестоимость товаров повлияли рост таможенных пошлин, цен на сырье и колебания валюты, реформа НДС, инфляция, ослабление курса рубля (доллар США, например, за 2018 г. вырос на 15%), необходимость маркировки некоторых категорий товаров, остаточное влияние санкций, наложенных на Россию».
42-49_RYNOK-T.jpg
К концу 2019 г., по прогнозу поставщиков, прайс на бумажную продукцию, скорее всего, останется без изменений. «В 2019 г. цены повышались всего один раз в начале года. Производители стараются держать цены. В ближайшее время повышения не ожидается», – уверяет Анастасия Обухова. Не видят предпосылок для роста цен на анализируемую товарную категорию и в компании «Триал Маркет». «У нас было стандартное февральское повышение отпускных цен, и то по некоторым брендам, индексация прайса не превысила 8%», – добавляет Ольга Лагутина. В компании «Сыктывкар Тиссью Груп» пересматривать прайс в ближайшие месяцы также не планируют. «Мы ежегодно корректируем отпускные цены на свою продукцию в пределах нескольких процентов и всегда заранее информируем наших дистрибьюторов об изменениях. Внеплановых повышений цен в 2019 г. с нашей стороны не ожидается», – утверждает Николай Абраменко.

Герои года
Объемообразующей товарной группой в сегменте санитарно-гигиенической продукции остаются бумажные полотенца – в рулонах с центральной вытяжкой и для диспенсеров с полистовым отбором. Так, например, в компании «Триал Маркет» данная группа приносит компании свыше 40% всего сбыта анализируемой категории в HoReCa. При этом номер один по объемам продаж здесь – листовые полотенца (в том числе V-сложения), на которые в группе полотенец приходится 54% всех продаж, на втором месте по популярности у профессионалов фудсервиса полотенца с центральной вытяжкой с долей 37%.
42-49_RYNOK-D2.jpg
Абсолютным лидером продаж в компании «Сыктывкар Тиссью Груп» также являются полотенца и протирочный материал в рулонах с центральной вытяжкой. «По соотношению цены, качества и количества это самые экономически выгодные на рынке продукты в своем классе», – отмечает Николай Абраменко. Полотенца для диспенсеров с центральной вытяжкой являются эффективным решением для оснащения зоны кухни и туалетных комнат с максимальной проходимостью (в аэропортах, столовых, на вокзалах и производственных предприятиях), для клиентских туалетных комнат, по мнению большинства экспертов, больше подходят аналоги с полистовым отбором. «Центральная вытяжка удобна для поваров и персонала и дает экономию. Для оснащения клиентских зон пользуются спросом другие системы, например, сенсорные автоматические диспенсеры типа matic: бумажные расходники для них также в рулоне, но отбор в данном случае полистовой, что позволяет контролировать и снижать расход бумаги», – рассказывает Ольга Лагутина. Большой потенциал с точки зрения продаж в российской HoReCa, по ее мнению, сегодня также имеют салфетки для настольных диспенсеров с верхней и боковой подачей, особенно востребованные в фастфудах, на фуд-кортах и в столовых. По итогам первого полугодия 2019 г. прирост продаж диспенсерных салфеток достиг в компании «Триал Маркет» 30% по отношению к аналогичному периоду 2018 г.

Вместе с тем бумажные полотенца V-сложения поставщики в HoReca считают одним из наиболее перспективных продуктов с точки зрения сбыта в российском фудсервисе. «Это самый популярный продукт в группе полотенец, – сообщает руководитель по продажам в AFH-направлении компании «Хаят Маркетинг» Дмитрий Лихачев. – Увеличение продаж листовых полотенец V-сложения и однослойной туалетной бумаги из 100%-ной целлюлозы мы объясняем еще и тем, что рынок переориентировался с макулатуры на белое сырье». В целом по компании в первом полугодии 2019 г. продажи бумажной продукции на рынке фудсервиса, по его словам, выросли на 150% по сравнению с 2018 г. «По диспенсерам в связи с запуском новой линейки продажи выросли в несколько раз, – добавляет Дмитрий Лихачев. – Кроме того, мы разработали комплексные решения для разных видов бизнеса (гостиниц и отелей, кафе и ресторанов, торгово-развлекательных центров, офисов, медучреждений, учебных заведений)». Что касается категории диспенсеров, то в данном случае спросом у профессионалов фудсервиса пользуются все типы защищенных систем. «Смысл защищенной системы в том, что в нее можно поставить только продукцию конкретного бренда. Вместе с тем защищенные диспенсеры показывают реальную экономию расхода бумаги, они работают умно, оснащены ограничителями и дозаторами, в результате пользователь не может брать больше возможного. По сравнению с различными системами защищенные системы экономят от 10 до 20% бумажных расходников, иногда до 30% в зависимости от объекта и степени контроля», – рассказывает Ольга Лагутина.

Главная скрипка
Осознанное потребление наряду с трендом на экономичность стало, пожалуй, одним из главных направлений развития рынка бумажной продукции. Под влиянием данного тренда в сегменте фудсервиса растет спрос на экологичные решения, максимально безопасные для окружающей среды и продуманные с точки зрения эксплуатации. Под определение «экологичный» попадает в частности продукция из целлюлозы, сертифицированной Лесным попечительским советом (FSC), а также изделия, производство которых не оказывает негативного влияния на окружающую среду либо это влияние минимизировано. Некоторые поставщики к числу экологичных решений причисляют и бумажные изделия из 100%-ной целлюлозы, расход которых по сравнению с аналогами из макулатуры будет сравнительно меньше. «Осознанное потребление – это не использование макулатурной бумаги, а наоборот – переход на качественные многослойные салфетки, которыми вы пользуетесь только однажды. Ведь, чем дешевле салфетки, тем выше их расход», – считает Ольга Лагутина.

Вместе с тем наличие у готовой продукции экологических сертификатов, логотипов и лейблов поставщики считают «входным билетом» и эффективным маркетинговым ходом, способствующим продвижению бренда на рынке. «Экологичность – сегодня один из ключевых трендов в HoReCa, и трендсеттерами здесь являются интернациональные сетевые отели, а также локальные игроки рынка, – уверен Максим Барков. – Среди решений Tork востребованы, например, система диспенсеров Tork Xpressnap, позволяющая контролировать расход салфеток, а также система Tork Reflex с полистовой подачей полотенец и вращающимся носиком, позволяющим отбирать полотенца под любым углом». Кроме того, продукция торговой марки Tork имеет экологический сертификат EU Ecolabel и FSC. «Сертификат EU Ecolabel компания-производитель получила благодаря сокращению выбросов углекислого газа и серы на предприятии, уменьшению загрязнения воды путем сокращения выбросов хлора и органических отходов, сокращению потребления электроэнергии. Знак FSC на продукции ТМ Tork гарантирует, что заготовка леса производится экологически и социально ответственным лесным хозяйством», – рассказывает Анастасия Обухова. Экологическую маркировку, по ее словам, также имеет большая часть бумажных изделий финской торговой марки Katrin, некогда распространенной на российском рынке. «Продукции Katrin присвоен знак скандинавской экологической маркировки «Белый лебедь», или знак экологической маркировки Евросоюза», – добавляет Анастасия Обухова.
42-49_RYNOK-D3.jpg
Соответствовать международным экологическим стандартам стараются и российские предприятия. «Экологичность и ответственность становятся не просто красивыми и модными слоганами, а по-настоящему востребованными решениями для бизнеса, – подтверждает Николай Абраменко. – Наши крупные клиенты всегда требовали соответствия нашей продукции мировым стандартам экологичности и ресурсосбережения, и на сегодняшний день мы стали сертифицированным производителем в своей отрасли, в 2018 г. получив международный сертификат FSC на все виды сырья (кстати, единственные в России), а в начале 2019-го успешно пройдя очередной аудит ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001, ISO 50001, что способствовало внедрению интегрированной системы менеджмента».

Экономически целесообразным производители считают реализацию программ устойчивого развития и потому активно поддерживают государственные инициативы в области экологии и организуют собственные лесопитомники. «Мы взяли на себя обязательства ООН по поддержке реализации целей в области устойчивого развития, – комментирует Максим Барков. – Вся наша продукция сертифицирована по современным экологическим стандартам, а благодаря нашим системам диспенсеров мы помогаем рационально потреблять бумагу, экономя при этом до 37% всего объема расходного материала. В Европе у нас реализована программа переработки бумажных полотенец Tork Paper Circle, которая разработана в рамках экономики замкнутого цикла. Уже в 2020 г. мы будем исследовать и российский рынок на предмет перспектив переработки сырья и предложения нашим клиентам участвовать в данной программе».

Новинки
В 2019 г. компания «Сыктывкар Тиссью Груп» представила сразу несколько новинок в ассортименте Veiro Professional – это в том числе ультрапрочные бумажные полотенца в рулонах с центральной вытяжкой категорий Basic (КР112, двуслойные, 172 м, втулка – 46 мм) и Comfort (КР211, двуслойные, 172 м, втулка – 46 мм), бумажные полотенца К205 синего цвета (соответствует цветовой кодировке по нормам HACCP), трехслойные листовые полотенца KV211, отличающиеся хорошей впитываемостью и высокой прочностью, туалетная бумага из 100%-ной целлюлозы в стандартных рулонах Т310 (двухслойная, 140 листов), Т311 (двухслойная, 180 листов), Т312 (трехслойная, 145 листов).

Компании «Эссити» представила российским профессионалам фудсервиса новинку от Tork – линейку премиальных бумажных салфеток и конвертов для столовых приборов LinStyle. В ассортименте представлены салфетки размером 39 х 39 см, размер бумажных конвертов для приборов в сложенном виде – 21 х 9,5 см. В палитре салфеток Tork LinStyle в настоящий момент представлено 17 оттенков: белый, шампань, кремовый, горчичный, фисташковый, оранжевый, коралловый, красный, бургунди, темно-зеленый, лазурный, темно-синий, бисквит, какао, серый, антрацит, черный. Салфетки Tork LinStyle изготавливают из 100%-ной целлюлозы по технологии Air Laid («воздушная укладка»), при этом склеивание волокон производится не водой, а латексом, что обеспечивает высокую прочность и отличную впитываемость изделий, придает им объем и гибкость. В результате по тактильным ощущениям салфетки Tork LinStyle максимально близки текстильным аналогам. Еще одна новинка профессионального ассортимента торговой марки Tork – линейка диспенсерных салфеток Tork Xpressnap. Tork Xpressnap – современный компактный диспенсер с полистовым отбором салфеток в деревянном или цветном корпусах. Салфетки для диспенсеров также представлены в различных цветовых тонах.

С 2018 г. «Компания Реал» развивает линейку одноразовых приборов собственной торговой марки Shado. На данный момент ассортимент включает вилки, ножи и наборы одноразовых приборов (комплектация возможна любая, включая вилку, нож, ложку, салфетку, зубочистки, жвачки, соусники и т.п.). Приборы отвечают высоким стандартам безопасности, могут быть произведены из биоразлагаемых материалов. Цвет приборов и салфеток может быть подобран в соответствии с пожеланиями и потребностями клиента. Новые продукты торговой марки Tork запустила в ассортимент и компания «ТК Сервис». Помимо новых сервировочных и диспенсерных салфеток здесь также представлена новая система бумажных полотенец Tork PeakServe, предназначенная для оснащения объектов с высокой проходимостью и пиковыми нагрузками. Компактный диспенсер обеспечивает мягкую подачу листовых полотенец и вмещает на 35% полотенец больше, чем существующие на рынке аналогичные системы. Такого результата удалось добиться за счет использования в производстве листовых полотенец Tork PeakServe технологии «сжатого сложения», благодаря чему пачки занимают в два раза меньше места. Подача полотенец осуществляется непрерывно, это достигается за счет скрепления пачек между собой специальными «застежками»: при отборе одного полотенца на его место тут же встает следующее.

В 2019 г. компания «ТК Сервис» значительно расширила и ассортимент продукции Veiro Professional, в том числе за счет линейки металлических диспенсерных систем премиум-класса Veiro Steel.

Компания «Хаят Маркетинг» в 2019 г. запустила линию по производству бумажных полотенец и туалетной бумаги из 100%-ной целлюлозы V-сложения, в сегмент HoReCa продукция поставляется под торговой маркой Focus. В линейке представлены листовые полотенца 23 х 23 (универсальный стандартный размер) и 23 х 20,5 (экономичный размер) см и туалетная бумага в рулонах стандартной намотки. Кроме того, компания представила профессионалам фудсервиса широкую линейку диспенсерных систем Focus, включающую следующие виды диспенсеров: сенсорный для бумажных полотенец (работает от электрической сети и батареек), для рулонных полотенец с автоматическим отрывом, для листовых полотенец, для бумажных полотенец с центральной вытяжкой, для листовой туалетной бумаги, для туалетной бумаги с центральной вытяжкой, для сложенных салфеток с боковой и верхней подачей. Все виды диспенсеров доступны в угольном и белом цветах.

Выпуск журнала:

Вне конкуренции

Вне конкуренции

Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43