06 декабря 2024, 10:12
Рестораны быстрого обслуживания – постоянно растущий сегмент европейской индустрии общественного питания. Кто крупнейшие игроки на этом рынке? Какие категории доминируют? Представляем новый рейтинг крупнейших брендов сегмента QSR в Европе от наших партнеров – европейского журнала «Foodservice».
Впервые в европейском рейтинге крупнейших игроков индустрии общественного питания мы фокусируемся только на одном сегменте – заведениях быстрого обслуживания (QSR). В этот раз мы смотрим на отдельные бренды, а не на ресторанные компании. Рейтинг составлен по количеству торговых точек, а не по обороту.
Мы определяем заведения быстрого обслуживания следующим образом:
• ограниченный ассортимент,
• ограниченное обслуживание,
• невысокие цены,
• короткое время пребывания в заведении,
• значительная доля продаж с собой / на доставку.
В рамках сегмента QSR мы выделили следующие категории заведений: бургерные, пиццерии, кофейни, куриные концепции, азиатские концепции, а также категория «тесто с начинками» (подробнее о ней ниже). Заведения с другими ключевыми блюдами попадают в категорию «другие». При этом из анализа в данном рейтинге исключены сетевые пекарни. Доля продаж кухни в разных сетях пекарен сильно различается, у некоторых брендов ее трудно выделить. Как правило, основные продажи пекарен в европейских странах все же приходятся на классический розничный бизнес – продажу хлеба и выпечки навынос. Наш же рейтинг фокусируется на концепциях, основным направлением деятельности которых является F&B.
Сегмент быстрого обслуживания также имеет следующие характеристики:
• высокий уровень сетевого развития,
• высокая масштабируемость,
• профессиональный брендинг,
• высокий уровень инноваций,
• высокая прибыльность,
• рост за счет франчайзинга,
• международный охват.
Профессиональная гастрономия (сильный бренд, четко прописанные стандарты, систематизация операционных процессов, тиражирование) находится на подъеме по всей Европе. Под давлением многочисленных кризисов и вызовов последних лет многие независимые рестораторы были вынуждены закрыть свои заведения, а сети ресторанов не только продолжают существовать, но и растут даже в трудные времена. Они получают выгоду от узнаваемости бренда и связанного с этим доверия гостей, а также от экономии за счет масштаба, лучшего доступа к инвестициям и кредитам и, следовательно, большего финансирования для расширения и технологических инноваций.
Тем не менее доля сетей на рынке варьирует от страны к стране. Согласно данным исследовательской компании Circana, рынок Великобритании наиболее насыщен сетями: их доля там составляет 65,5% (по состоянию на сентябрь 2024 г.). Во Франции более половины (57,3%) всех ресторанов принадлежит сетям. В Германии (33,9%), Италии (29,2%) и Испании (30,4%) доля сетей составляет около трети.
Различный уровень развития ресторанных сетей в сочетании с сильно различающейся культурой общественного питания в разных европейских странах объясняет неравномерную представленность отдельных стран происхождения в рейтинге. Например, 25 из 111 крупнейших брендов принадлежат России с населением 144 млн человек, в то время как из Италии с населением 58,7 млн человек представлено всего семь брендов. Восемь стран, в том числе Бельгия (11,7 млн), Дания (5,9 млн) и Австрия (9 млн), представлены в рейтинге только одним брендом.
27 550 из 66 050 торговых точек, включенных в рейтинг, принадлежит собственно европейским брендам. Около трети из них (порядка 8900 предприятий) имеет российское происхождение. Мы сознательно решили не исключать из европейского рейтинга российский рынок, поскольку значительная часть России географически находится в Европе, и этот огромный рынок не должен оставаться без внимания.
Наиболее представленной категорией среди крупнейших российских сетей сегмента QSR, попавших в рейтинг, являются кофейни (41,3%). За ними следуют суши-магазины (17,2%) и пиццерии (12,1%).
При этом 18 из 25 российских сетей, упомянутых в рейтинге, работают исключительно в пределах своих национальных границ и потому играют второстепенную роль для остального европейского рынка. Основным исключением является «Додо Пицца», которая постоянно расширяет международное присутствие и к концу 2023 г. насчитывала 959 заведений в 11 европейских странах. По состоянию на 31 октября 2024 г. в мире насчитывалось 1200 предприятий бренда в 23 странах.
Почти три четверти европейских брендов в нашем рейтинге (исключая российские сети) имеет филиалы за пределами своих стран. Здесь прослеживается тенденция к международной экспансии. Европейскими концепциями с наибольшим присутствием за пределами своего внутреннего рынка на сегодняшний день являются Costa Coffee с предприятиями в 15 европейских странах, а также турецкая сеть кофеен Espressolab и итальянская сеть кофеен Caffè Vergnano, каждая из которых работает в 12 европейских странах. Две другие кофейные сети, итальянская Segafredo и греческая Flocafe, представлены в 11 странах.
Почему кофейни проще масштабировать, чем другие типы концепций? Решающий вклад в это вносят следующие факторы.
• Низкие инвестиции в открытие точек и небольшие площади: фокус на кофе и других напитках с минимальным количеством закусок требует меньшего количества специализированного оборудования и меньшего кухонного пространства. Это приводит к снижению первоначальных инвестиций и упрощает поиск локации.
• Простота приготовления и обучения: несложное и ограниченное по ассортименту меню упрощает процесс приготовления и обучения сотрудников, что в свою очередь приводит к снижению затрат на персонал.
• Эффективная цепочка поставок: ограниченное меню упрощает управление цепочкой поставок, повышая операционную эффективность.
• Высокая прибыльность: акцент на кофе способствует прибыльности, что позволяет компаниям быстрее реинвестировать средства в расширение.
• Кофейни можно тиражировать более эффективно и с меньшими затратами, чем многие другие концепции общественного питания. Глобальное признание популярных кофейных напитков (капучино или латте) способствует международной экспансии и требует незначительной корректировки концепции.
Другие отличительные характеристики кофейного бизнеса: локации с высокой посещаемостью (вокзалы, улицы, ТЦ), большая доля продаж завтраков, высокий спрос в режиме 24/7.
В первую очередь это американские гиганты Starbucks (+244 заведения), McDonald's (+236) и KFC (229). Среди европейских брендов лидируют два российских – Coffee Like (+120) и «Додо Пицца» (+113). Также в топ-10 вошли Espressolab (+89) из Турции, румынская сеть кофеен 5 to go (80) и O'Tacos (77) из Франции.
Широта представленности McDonald's в Европе различается от страны к стране. К концу 2023 г. наибольшее количество предприятий бренда располагалось во Франции. Здесь за последние два десятилетия сеть выросла с 555 до 1544 ресторанов. За тот же период на втором по величине европейском рынке – в Великобритании – McDonald's расширился с 193 до 1415 заведений. Третьим по величине европейским рынком для мирового лидера является Германия с 1397 ресторанами (+167).Сеть McDonald's также постоянно растет в Италии (677 точек), Испании (580) и Польше (530), но еще не достигла уровня представленности, существовавшего во Франции, Великобритании и Германии 20 лет назад. Несмотря на меньшую численность населения в этих странах, потенциал для роста существует. Например, во Франции на каждые 44 тыс. жителей приходится один ресторан McDonald's, тогда как в Италии – один ресторан на 87 тыс. жителей.
Ведущими игроками в этой категории являются французская сеть O'Tacos (501 точка), чьи пшеничные тако наполнены различными видами мяса, картофелем фри и сырным соусом, а также La Piadineria – сеть из 408 заведений, которая является второй по величине в Италии после McDonald's. В центре концепции традиционные итальянские лепешки пьядина с начинками из сыра, салями, прошутто или бекона, салата или овощей и соуса. Еще один крупный игрок этого формата – испанская сеть Rodilla (156 точек), предлагающая круассаны с начинками, хот-доги, донер-кебабы и треугольные бутерброды с различными начинками, напоминающими салат или пасту.
Впервые в европейском рейтинге крупнейших игроков индустрии общественного питания мы фокусируемся только на одном сегменте – заведениях быстрого обслуживания (QSR). В этот раз мы смотрим на отдельные бренды, а не на ресторанные компании. Рейтинг составлен по количеству торговых точек, а не по обороту.
Мы определяем заведения быстрого обслуживания следующим образом:
• ограниченный ассортимент,
• ограниченное обслуживание,
• невысокие цены,
• короткое время пребывания в заведении,
• значительная доля продаж с собой / на доставку.
В рамках сегмента QSR мы выделили следующие категории заведений: бургерные, пиццерии, кофейни, куриные концепции, азиатские концепции, а также категория «тесто с начинками» (подробнее о ней ниже). Заведения с другими ключевыми блюдами попадают в категорию «другие». При этом из анализа в данном рейтинге исключены сетевые пекарни. Доля продаж кухни в разных сетях пекарен сильно различается, у некоторых брендов ее трудно выделить. Как правило, основные продажи пекарен в европейских странах все же приходятся на классический розничный бизнес – продажу хлеба и выпечки навынос. Наш же рейтинг фокусируется на концепциях, основным направлением деятельности которых является F&B.
Сегмент быстрого обслуживания также имеет следующие характеристики:
• высокий уровень сетевого развития,
• высокая масштабируемость,
• профессиональный брендинг,
• высокий уровень инноваций,
• высокая прибыльность,
• рост за счет франчайзинга,
• международный охват.
Доля QSR растет
Наше исследование последнего десятилетия показало: сети ресторанов быстрого обслуживания постоянно увеличивают свою долю на европейском рынке общепита. Если в 2012 г. из 99 крупнейших ресторанных компаний Европы 29 развивали концепции быстрого обслуживания, то в 2022-м их было уже 39. В результате доля сегмента QSR в общем обороте топ-99 за этот период выросла с 41,8% (39 млрд евро) до 56,2% (77 млрд евро).Профессиональная гастрономия (сильный бренд, четко прописанные стандарты, систематизация операционных процессов, тиражирование) находится на подъеме по всей Европе. Под давлением многочисленных кризисов и вызовов последних лет многие независимые рестораторы были вынуждены закрыть свои заведения, а сети ресторанов не только продолжают существовать, но и растут даже в трудные времена. Они получают выгоду от узнаваемости бренда и связанного с этим доверия гостей, а также от экономии за счет масштаба, лучшего доступа к инвестициям и кредитам и, следовательно, большего финансирования для расширения и технологических инноваций.
Тем не менее доля сетей на рынке варьирует от страны к стране. Согласно данным исследовательской компании Circana, рынок Великобритании наиболее насыщен сетями: их доля там составляет 65,5% (по состоянию на сентябрь 2024 г.). Во Франции более половины (57,3%) всех ресторанов принадлежит сетям. В Германии (33,9%), Италии (29,2%) и Испании (30,4%) доля сетей составляет около трети.
Различный уровень развития ресторанных сетей в сочетании с сильно различающейся культурой общественного питания в разных европейских странах объясняет неравномерную представленность отдельных стран происхождения в рейтинге. Например, 25 из 111 крупнейших брендов принадлежат России с населением 144 млн человек, в то время как из Италии с населением 58,7 млн человек представлено всего семь брендов. Восемь стран, в том числе Бельгия (11,7 млн), Дания (5,9 млн) и Австрия (9 млн), представлены в рейтинге только одним брендом.
Доминирование сетей из США
Особое место среди стран происхождения брендов – участников рейтинга по понятным причинам занимают США. Сразу семь из десяти крупнейших сетей быстрого обслуживания, представленных в Европе, родом из Соединенных Штатов. Всего в рейтинге представлено 16 американских брендов. Вместе их европейские подразделения составляют больше половины (53,03%) всех предприятий, включенных в рейтинг. Тем временем все больше американских сетей выходит на европейский рынок, иногда по второму разу. Chick-fil-A, Wendy's, Popeye's, Shake Shack – вот лишь некоторые из брендов, которые в настоящее время снова пытаются закрепиться в Европе. Учитывая большой интерес многих американских компаний к европейскому рынку, их доля, вероятно, продолжит расти.27 550 из 66 050 торговых точек, включенных в рейтинг, принадлежит собственно европейским брендам. Около трети из них (порядка 8900 предприятий) имеет российское происхождение. Мы сознательно решили не исключать из европейского рейтинга российский рынок, поскольку значительная часть России географически находится в Европе, и этот огромный рынок не должен оставаться без внимания.
Российские сети
Высокая доля сетей из России в рейтинге обусловлена рядом исторических и экономических факторов. В советское время предложение питания вне дома в стране было очень ограниченным. После распада СССР в 1991 г. в сектор общественного питания хлынули частные инвестиции, что создало благоприятные условия для появления новых концепций. Первый McDonald's заработал на Пушкинской площади в Москве 31 января 1990 г. – знаковое событие, открывшее путь для ресторанных сетей в России. Рост среднего класса, усиление урбанизации и растущий спрос на кулинарное разнообразие также способствовали росту рынка общественного питания, особенно в крупных городах.Наиболее представленной категорией среди крупнейших российских сетей сегмента QSR, попавших в рейтинг, являются кофейни (41,3%). За ними следуют суши-магазины (17,2%) и пиццерии (12,1%).
При этом 18 из 25 российских сетей, упомянутых в рейтинге, работают исключительно в пределах своих национальных границ и потому играют второстепенную роль для остального европейского рынка. Основным исключением является «Додо Пицца», которая постоянно расширяет международное присутствие и к концу 2023 г. насчитывала 959 заведений в 11 европейских странах. По состоянию на 31 октября 2024 г. в мире насчитывалось 1200 предприятий бренда в 23 странах.
Фокус на международную экспансию
Странами со вторым и третьим по величине числом предприятий в нашем рейтинге являются Великобритания (5036) и Франция (1888). Обе страны представлены в рейтинге восемью брендами. В то время как во Франции лидирует категория «тесто с начинками» с такими брендами, как O’Tacos, La Mie Câline и La Croissanterie, среди британских брендов преобладают кофейни: Costa Coffee (2955 точек), Caffè Nero (846) и Coffee #1 (117). Pret-A-Manger является третьим по величине игроком на рынке Великобритании после Costa Coffee и Caffè Nero с 535 заведениями. В 2023 г. компания, специализирующаяся на сэндвичах и кофе, выросла на 45 заведений, включая первые точки в Испании, Италии.Почти три четверти европейских брендов в нашем рейтинге (исключая российские сети) имеет филиалы за пределами своих стран. Здесь прослеживается тенденция к международной экспансии. Европейскими концепциями с наибольшим присутствием за пределами своего внутреннего рынка на сегодняшний день являются Costa Coffee с предприятиями в 15 европейских странах, а также турецкая сеть кофеен Espressolab и итальянская сеть кофеен Caffè Vergnano, каждая из которых работает в 12 европейских странах. Две другие кофейные сети, итальянская Segafredo и греческая Flocafe, представлены в 11 странах.
Кофейни – самая быстрорастущая категория QSR
Сетевые кофейни с 18 910 предприятиями – это не только категория с наибольшим количеством точек в нашем рейтинге, но и самая быстрорастущая. 35 кофейных брендов – участников нашего рейтинга в 2023 г. открыли в Европе 570 новых заведений. На втором месте находятся бургерные с 16 838 точками (+344), за ними следуют пиццерии с 11 367 заведениями (+435).Почему кофейни проще масштабировать, чем другие типы концепций? Решающий вклад в это вносят следующие факторы.
• Низкие инвестиции в открытие точек и небольшие площади: фокус на кофе и других напитках с минимальным количеством закусок требует меньшего количества специализированного оборудования и меньшего кухонного пространства. Это приводит к снижению первоначальных инвестиций и упрощает поиск локации.
• Простота приготовления и обучения: несложное и ограниченное по ассортименту меню упрощает процесс приготовления и обучения сотрудников, что в свою очередь приводит к снижению затрат на персонал.
• Эффективная цепочка поставок: ограниченное меню упрощает управление цепочкой поставок, повышая операционную эффективность.
• Высокая прибыльность: акцент на кофе способствует прибыльности, что позволяет компаниям быстрее реинвестировать средства в расширение.
• Кофейни можно тиражировать более эффективно и с меньшими затратами, чем многие другие концепции общественного питания. Глобальное признание популярных кофейных напитков (капучино или латте) способствует международной экспансии и требует незначительной корректировки концепции.
Другие отличительные характеристики кофейного бизнеса: локации с высокой посещаемостью (вокзалы, улицы, ТЦ), большая доля продаж завтраков, высокий спрос в режиме 24/7.
Лидеры роста
В 2023 г. 111 крупнейших сетей QSR Европы выросли на 2146 торговых точек. Из них только десятка брендов – лидеров роста (в абсолютном выражении) выросла на 1400 заведений.В первую очередь это американские гиганты Starbucks (+244 заведения), McDonald's (+236) и KFC (229). Среди европейских брендов лидируют два российских – Coffee Like (+120) и «Додо Пицца» (+113). Также в топ-10 вошли Espressolab (+89) из Турции, румынская сеть кофеен 5 to go (80) и O'Tacos (77) из Франции.
Широта представленности McDonald's в Европе различается от страны к стране. К концу 2023 г. наибольшее количество предприятий бренда располагалось во Франции. Здесь за последние два десятилетия сеть выросла с 555 до 1544 ресторанов. За тот же период на втором по величине европейском рынке – в Великобритании – McDonald's расширился с 193 до 1415 заведений. Третьим по величине европейским рынком для мирового лидера является Германия с 1397 ресторанами (+167).Сеть McDonald's также постоянно растет в Италии (677 точек), Испании (580) и Польше (530), но еще не достигла уровня представленности, существовавшего во Франции, Великобритании и Германии 20 лет назад. Несмотря на меньшую численность населения в этих странах, потенциал для роста существует. Например, во Франции на каждые 44 тыс. жителей приходится один ресторан McDonald's, тогда как в Италии – один ресторан на 87 тыс. жителей.
Категория «тесто с начинками»
В то время как McDonald's очевидно относится к категории бургерных, некоторые другие успешные европейские концепции не так легко классифицировать. Общая черта: их основной продукт основан на хлебе. Основа предложения – это тесто, наполненное разнообразными ингредиентами. Поскольку только некоторые из них, например Subway (4800 торговых точек) или Pret-A-Manger (525 точек), являются классическими сэндвичными, мы объединили их в новую, более широкую категорию, которую назвали «тесто с начинками».Ведущими игроками в этой категории являются французская сеть O'Tacos (501 точка), чьи пшеничные тако наполнены различными видами мяса, картофелем фри и сырным соусом, а также La Piadineria – сеть из 408 заведений, которая является второй по величине в Италии после McDonald's. В центре концепции традиционные итальянские лепешки пьядина с начинками из сыра, салями, прошутто или бекона, салата или овощей и соуса. Еще один крупный игрок этого формата – испанская сеть Rodilla (156 точек), предлагающая круассаны с начинками, хот-доги, донер-кебабы и треугольные бутерброды с различными начинками, напоминающими салат или пасту.