22 октября 2024, 09:10
По итогам 2023 г. лидер мирового рынка кофеен поднялся на вершину европейского рейтинга. Компания Starbucks впервые заняла первое место по количеству кофеен в Европе, оставив позади McCafé и Costa Coffee, которые закончили год с негативной динамикой по числу точек. Представляем традиционный рейтинг крупнейших сетей кофеен Европы от наших коллег из европейского журнала «FoodService».
В общей сложности 75 ведущих операторов кофеен Европы в 2023 г. увеличили количество торговых точек на 2,8% (годом ранее рост составил 4%). При этом десятка крупнейших сетей не показала значительный рост – совокупное количество кофеен под их управлением выросло всего на 1,3%. В то время как Starbucks, несмотря на уход из России, показала позитивную общую динамику, четыре компании из топ-10 сократили представленность на европейском рынке. Среди них, в частности, McCafe (2-е место в рейтинге), количество точек которой уменьшилось преимущественно из-за ухода с российского рынка. А Costa Coffee, много лет лидировавшая в нашем рейтинге, по итогам 2023 г. опустилась на 3-е место.
«2023 г. стал еще одним трудным годом», – размышляет менеджер по маркетингу греческой сети кофеен Gregory’s (12-е место) Эфтихия Данаку. По ее словам, определяющими факторами стали нестабильная геополитическая обстановка в мире в целом и высокая инфляция из-за возникших проблем в глобальных цепочках поставок. Кроме того, до четвертого квартала наблюдался рост цен на электроэнергию и сырье. «Цена становится важнейшим критерием при совершении покупок», – резюмирует Эфтихия Данаку.

Старший менеджер по развитию бизнеса греческой сети кофеен Coffee Island (8-е место) Ахиллес Лазару говорит об итогах прошедшего года следующее: «Индустрия сетевых кофеен, развивающихся по франчайзингу, продемонстрировала в 2023 г. невероятную устойчивость и адаптируемость перед лицом продолжающихся проблем последних лет. Компании внедряют гибкие модели ведения бизнеса, предусматривающие интеграцию цифровых решений и услуги доставки для удовлетворения меняющихся привычек потребителей. В целом в качестве характерных черт, описывающих положение отрасли в 2023 г., можно выделить динамичность, ориентированность на гостя и все большую важность этически чистых продуктов и технологических достижений».
По мнению менеджера по международному развитию сети Mikel (16-е место) Марилизы Георгараки и ее коллеги – маркетолога Стелиоса Папакостаса, рынок кофеен в крупных европейских городах уже насыщен, но у сетей все еще есть возможности находить точки роста в отдельных регионах Европы. «Сюда входят небольшие города, пригороды и регионы с растущими привычками потребления кофе. Кроме того, страны Восточной Европы имеют потенциал для сетей кофеен», – отмечают они.
В числе самых больших проблем отрасли соучредитель румынской сети кофеен 5 to go (7-е место) Раду Савопол называет цену на кофейное зерно, необходимость создания максимально стабильной цепочки поставок и новые сложности при импорте и экспорте продукции. Для их решения в 5 to go основали собственную торговую компанию и держат как минимум двух поставщиков по всем ключевым категориям продукции.
Генеральный директор Kafeterija (53-е место) Зоран Станоевич описывает прошлый год следующим образом: «Мы сосредоточились на удовлетворении меняющихся потребительских предпочтений. Компания пытается удовлетворить растущий спрос на экологически чистые и этически полученные продукты, предлагая собственную рецептуру и уникальные вкусовые характеристики кофейных напитков. Кроме того, все большее число потребителей начинает заботиться о своем здоровье, что привело к необходимости предложения различных альтернатив молочным продуктам, продуктов с низким содержанием сахара и функциональных ингредиентов».
Аналогичным путем пошла немецкая Coffee Fellows (19-е место). В ассортименте сети появился «капучино красоты», созданный совместно с косметической компанией Purelei, в состав которого входят такие биологические активные ингредиенты, как астаксантин, коэнзим Q10 и алоэ вера.
«Инновации стимулируют в первую очередь молодое поколение, которое не чувствует себя привязанным к традиционной бизнес-модели предприятия питания, что открывает возможности для новых концепций точек продаж», – считает Паскаль Эритье, генеральный директор итальянской компании Segafredo (25-е место). Цифровизация кофеен продолжает набирать обороты, а преимущества терминалов для самостоятельного заказа тестируют во многих концепциях, в том числе в Costa Coffee и Coffee Fellows. «Рост количества и функционала мобильных приложений в последние годы приводит к смене принципов работы сетей кофеен и взаимодействия с гостями», – считает менеджер по маркетингу турецкой сети кофеен Espresso Lab (22-е место) Эрсин Кефели. Одним из способом стимулировать гостей делать заказы через мобильное приложение в этой сети является программа лояльности. «Мы начисляем баллы LabCoin за каждую покупку через мобильное приложение и предлагаем бесплатный кофе, когда будет накоплено определенное количество таких баллов», – говорит Эрсин Кефели.
Из рейтинга впервые исключены 132 кофейни Starbucks в России, которыми до 2022 г. по лицензии управляла кувейтская компания Alshaya. С осени 2022 г. бывшие кофейни сети работают под брендом Stars Coffee (36-е место в рейтинге), владеют ими ресторатор Антон Пинский и рэпер Тимати.
Несмотря на успехи Starbucks на европейском рынке, компания в последнее время находилась под сильным давлением со стороны инвесторов (в частности, Elliott Management и Starboard Value), которые требовали от Starbucks принять меры для повышения стоимости акций и активов компании в целом. Низкие продажи в США и Китае, на двух крупнейших для Starbucks рынках, стали подтверждением наличия проблем. Бывший CEO компании Говард Шульц, выбравший Лаксмана Нарасимхана своим преемником в марте 2023 г., также указал на проблемы компании и дал советы по их разрешению в своем открытом письме. При Нарасимхане компания не смогла преодолеть негативный тренд, несмотря на различные принятые им меры, например, введение новых линеек напитков. С сентября новым CEO Starbucks стал Брайан Никкол, ранее занимавший пост генерального директора Chipotle Mexican Grill и Taco Bell.
Как утверждается в отчете компании, по состоянию на 31 декабря 2023 г. у Starbucks по всему миру насчитывалось 38 587 кофеен.
2. McCafé. В прошлом году количество точек McCafé в Европе существенно сократилось (-7,2% к предыдущему году) в основном из-за прекращения деятельности в России. В мае 2022 г. McDonald’s принял решение покинуть российский рынок. Летом того же года начался постепенный перезапуск бывших ресторанов сети под брендом «Вкусно – и точка», которым управляет экс-франчайзи McDonald’s Александр Говор.
Самые сильные позиции в Европе у McCafé в Германии: на данный момент здесь работает около 670 кофеен.
«Хотя мы добились успеха во всем мире благодаря бизнесу McCafé на таких рынках, как Австралия, Канада, Великобритания, Германия и Ближний Восток, мы еще не полностью реализовали свой потенциал на глобальном рынке», – заявил президент McDonald's по международному развитию на лицензионных рынках Джо Семпелс во время своего выступления на «Дне инвестора» в декабре 2023 г. «Прежде всего мы сделаем McCafé частью нашего основного предложения и единственным кофейным брендом в McDonald's, – сообщил Семпелс. – В дальнейшем мы планируем устранить имеющиеся недостатки, касающиеся представленной продукции и качества работы в рамках всей системы, сократив количество поставщиков кофемашин с более чем ста до пяти крупных международных компаний. Тем самым мы обеспечим высокие стандарты качества во всем мире».
3. Costa Coffee. Сеть кофеен, которая с 2019 г. является частью Coca-Cola, в 2023 г. сократила количество точек на 0,3%, до 2955. Крупнейшими европейскими рынками для сети являются Великобритания и Ирландия: здесь расположены 2809 торговых точек. Costa Coffee также широко известна потребителям своими готовыми напитками в банках. Когда сеть перешла под управление Coca-Cola, стало ясно, что гигант напитков хочет расти в первую очередь в сегменте холодного баночного кофе.
Как и другие международные бренды кофеен, Costa Coffee также ушла из России. Бывший партнер Costa на российском рынке, холдинг «Росинтер Ресторантс», приступил к развитию новой сети кофеен под брендом «Лалибела кофе». Первая точка новой сети на месте бывшей кофейни Costa заработала в марте 2024 г. в московском ТЦ «Авиапарк».
Несмотря на привычный фокус на готовые напитки, кофейни остаются важным направлением для Coca-Cola. Недавно Costa представила в Лондоне, в нескольких минутах ходьбы от Тауэрского моста, обновленную концепцию кофейни с новым интерьером. Главным технологическим новшеством стали терминалы для самостоятельного заказа с сенсорными экранами. В компании сообщают, что теперь гости смогут получать кофе быстрее, чем когда-либо прежде. Заказы, поступившие через терминалы, будут обрабатывать два дополнительных бариста.
4. Coffee Like. Крупнейшая российская сеть кофеен в 2023 г. показала уверенный рост. Почти 100% кофеен бренда (более тысячи точек) принадлежат франчайзи. В 2023 г. выручка сети выросла на 35%. В компании запускают новые форматы кофеен, в том числе двухэтажные павильоны, где гости могут присесть за столик и отдохнуть. Также Coffee Like ведет переговоры о покупке различных региональных кофеен. В 2023 г. компания приобрела 91 кофейню, 52 из которых прошли полный ребрендинг. В качестве ключевых тенденций в сегменте в компании называют запрос потребителей на натуральность, мультисенсорный опыт, аутентичность и персонализированный подход.
5. Caffé Nero. Количество кофеен британской сети в 2023 г. сократилось на 4,5%, то есть на 40 точек. Ключевой рынок для бренда – Великобритания: здесь находится 621 кофейня. Второе и третье места занимают Турция (90 точек) и Польша (78 точек). В портфель группы компаний Caffé Nero также входят Coffee #1 (117 точек продаж, 34-е место) и Harris+Hoole (не входит в рейтинг, 23 точки продаж).
Группа Caffé Nero представлена на десяти рынках по всему миру. Ее продажи за последний финансовый год (до 30 мая 2024 г.) выросли на 10%, до $690 млн. Сопоставимые продажи за этот период возросли на 8,4%. «Я очень доволен результатами деятельности группы за последний финансовый год. Мы вернулись к доковидному уровню и даже немного улучшили наши показатели. Четвертый квартал прошлого года был особенно успешным во всех аспектах», – сообщил генеральный директор Caffe Nero Джерри Форд.
В мае 2024 г. Caffé Nero представила на британском рынке новый продукт для b2b-сегмента – кофейные смеси под брендом Aroma, предназначенные для предприятий общепита, отелей и офисов.
6. Tchibo. В прошлом году количество точек сети Tchibo сократилось на 30. Тем не менее немецкая компания планирует предоставлять своим кофейням формата «магазин в магазине» больше торгового пространства. Летом в центре Варшавы открылась большая кофейня Tchibo: 50 мест внутри помещения плюс посадка на открытом воздухе. Это заведение одновременно является кофейней и шоурумом розничной продукции бренда. «Наши стратегические решения, принятые в 2023 г., были впервые реализованы в Варшаве. Теперь мы пытаемся сделать это и в Германии. Мы открываем новые точки или реконструируем имеющиеся магазины, увеличивая зону кофейни, если это позволяет помещение», – объясняет директор по корпоративным коммуникациям Tchibo Арнд Лидтке.
В Вене компания в 2023 г. пошла по совершенно новому пути: здесь Tchibo открыла кофейню без розничного ассортимента под брендом Kaffee Max. На сегодня площадка на Венском фермерском рынке является единственной в своем роде. В компании ищут подходящие места для дополнительных тестовых точек Tchibo такого формата в Австрии и Швейцарии.
7. 5 to go. Еще один год активной экспансии для румынского бренда: благодаря увеличению количества кофеен почти на 18% компания 5 to go поднялась на 7-е место в рейтинге. В тройку стран – лидеров по объемам продаж сети входят Румыния, Венгрия и Франция. «Наши цены в прошлом году выросли в среднем на 10% под влиянием роста цен на сырье», – говорит соучредитель компании Раду Савопол. Тем не менее он считает, что спрос на кофе и напитки на его основе продолжает уверенно расти, а многие классические рестораны сегодня трансформируются в кафе, бистро или точки, работающие навынос.
8. Coffee Island. Сеть греческих кофеен работает в восьми странах (новые кофейни открылись в Испании и Болгарии). На конец года под брендом Coffee Island работали 526 точек. По мнению старшего менеджера по развитию бизнеса компании Ахиллеса Лазару, хотя индустрия кофеен в Европе и предлагает значительные возможности, она также столкнется с рядом проблем в течение следующих нескольких лет. «Эти проблемы обусловлены множеством факторов, включая насыщение рынка, изменение потребительских предпочтений, а также внешние экономические и политические факторы», – говорит он.
Лазару считает, что ключом к борьбе с растущими эксплуатационными расходами является оптимизация операционной деятельности, что может включать в себя автоматизацию рабочих процессов, пересмотр контрактов с поставщиками и изучение экономически эффективных вариантов взаимодействия с ними. Крайне важно выстроить устойчивую и гибкую цепочку поставок, которая будет включать диверсификацию поставщиков и разработку надежных планов действий на случай возможных сбоев. Операторы кофеен могут реагировать на меняющиеся запросы потребителей посредством технологического совершенствования бизнеса и ввода в ассортимент полезной для здоровья продукции. Интеграция современных технологий путем инвестиций в мобильные системы оформления заказов, приложения для повышения лояльности гостей и аналитику данных может значительно улучшить качество обслуживания и эффективность работы компании.
9. «Кафе Вкусно – и точка». Бывшие кофейни McCafé в России сразу вошли в десятку крупнейших сетей кофеен Европы. Бывший франчайзи McDonald’s Александр Говор активно развивает новый бренд «Вкусно – и точка» и в том числе кофейную концепцию в формате «магазин в магазине». Однако, если раньше кофейни в основном открывали в отдельно стоящих ресторанах, выделяя под них собственную зону, то теперь ассортимент кофейни предлагают и на фуд-кортах, устанавливая витрину с десертами рядом с кассами. По данным компании, на конец 2023 г. компанией было открыто 523 кофейни.
10. Espresso House. Espresso House опустилась на две позиции в рейтинге, несмотря на небольшой рост на 1% (до 505 кофеен в пяти странах). Ключевым рынком для сети является Швеция, за ней следуют Финляндия и Дания. Развитие компании в 2023 г. было устойчивым, но, по словам руководителя отдела по связям с общественностью Ловисы Эрнестам, макроэкономическая ситуация привела к неопределенности в потребительских расходах и прогнозах. Важной тенденцией в компании называют повышение спроса на некофейные напитки, такие как чай, холодный чай и лимонады. Стоит отметить и разработку более широкого ассортимента холодного кофе и напитков на основе эспрессо, где помимо других инноваций основное внимание уделено созданию новых платформ для продвижения напитков.


В общей сложности 75 ведущих операторов кофеен Европы в 2023 г. увеличили количество торговых точек на 2,8% (годом ранее рост составил 4%). При этом десятка крупнейших сетей не показала значительный рост – совокупное количество кофеен под их управлением выросло всего на 1,3%. В то время как Starbucks, несмотря на уход из России, показала позитивную общую динамику, четыре компании из топ-10 сократили представленность на европейском рынке. Среди них, в частности, McCafe (2-е место в рейтинге), количество точек которой уменьшилось преимущественно из-за ухода с российского рынка. А Costa Coffee, много лет лидировавшая в нашем рейтинге, по итогам 2023 г. опустилась на 3-е место.
«2023 г. стал еще одним трудным годом», – размышляет менеджер по маркетингу греческой сети кофеен Gregory’s (12-е место) Эфтихия Данаку. По ее словам, определяющими факторами стали нестабильная геополитическая обстановка в мире в целом и высокая инфляция из-за возникших проблем в глобальных цепочках поставок. Кроме того, до четвертого квартала наблюдался рост цен на электроэнергию и сырье. «Цена становится важнейшим критерием при совершении покупок», – резюмирует Эфтихия Данаку.

Старший менеджер по развитию бизнеса греческой сети кофеен Coffee Island (8-е место) Ахиллес Лазару говорит об итогах прошедшего года следующее: «Индустрия сетевых кофеен, развивающихся по франчайзингу, продемонстрировала в 2023 г. невероятную устойчивость и адаптируемость перед лицом продолжающихся проблем последних лет. Компании внедряют гибкие модели ведения бизнеса, предусматривающие интеграцию цифровых решений и услуги доставки для удовлетворения меняющихся привычек потребителей. В целом в качестве характерных черт, описывающих положение отрасли в 2023 г., можно выделить динамичность, ориентированность на гостя и все большую важность этически чистых продуктов и технологических достижений».
По мнению менеджера по международному развитию сети Mikel (16-е место) Марилизы Георгараки и ее коллеги – маркетолога Стелиоса Папакостаса, рынок кофеен в крупных европейских городах уже насыщен, но у сетей все еще есть возможности находить точки роста в отдельных регионах Европы. «Сюда входят небольшие города, пригороды и регионы с растущими привычками потребления кофе. Кроме того, страны Восточной Европы имеют потенциал для сетей кофеен», – отмечают они.
В числе самых больших проблем отрасли соучредитель румынской сети кофеен 5 to go (7-е место) Раду Савопол называет цену на кофейное зерно, необходимость создания максимально стабильной цепочки поставок и новые сложности при импорте и экспорте продукции. Для их решения в 5 to go основали собственную торговую компанию и держат как минимум двух поставщиков по всем ключевым категориям продукции.

Генеральный директор Kafeterija (53-е место) Зоран Станоевич описывает прошлый год следующим образом: «Мы сосредоточились на удовлетворении меняющихся потребительских предпочтений. Компания пытается удовлетворить растущий спрос на экологически чистые и этически полученные продукты, предлагая собственную рецептуру и уникальные вкусовые характеристики кофейных напитков. Кроме того, все большее число потребителей начинает заботиться о своем здоровье, что привело к необходимости предложения различных альтернатив молочным продуктам, продуктов с низким содержанием сахара и функциональных ингредиентов».
Аналогичным путем пошла немецкая Coffee Fellows (19-е место). В ассортименте сети появился «капучино красоты», созданный совместно с косметической компанией Purelei, в состав которого входят такие биологические активные ингредиенты, как астаксантин, коэнзим Q10 и алоэ вера.
«Инновации стимулируют в первую очередь молодое поколение, которое не чувствует себя привязанным к традиционной бизнес-модели предприятия питания, что открывает возможности для новых концепций точек продаж», – считает Паскаль Эритье, генеральный директор итальянской компании Segafredo (25-е место). Цифровизация кофеен продолжает набирать обороты, а преимущества терминалов для самостоятельного заказа тестируют во многих концепциях, в том числе в Costa Coffee и Coffee Fellows. «Рост количества и функционала мобильных приложений в последние годы приводит к смене принципов работы сетей кофеен и взаимодействия с гостями», – считает менеджер по маркетингу турецкой сети кофеен Espresso Lab (22-е место) Эрсин Кефели. Одним из способом стимулировать гостей делать заказы через мобильное приложение в этой сети является программа лояльности. «Мы начисляем баллы LabCoin за каждую покупку через мобильное приложение и предлагаем бесплатный кофе, когда будет накоплено определенное количество таких баллов», – говорит Эрсин Кефели.
Десятка лидеров
1. Starbucks. Самый известный в мире бренд кофеен добился роста числа точек на 8% в 29 европейских странах своего присутствия. Более трети европейского бизнеса Starbucks – 1297 кофеен (+9% к предыдущему году) – сосредоточено в Великобритании. Лидер мирового рынка кофеен имеет хорошие показатели роста и на трех других важнейших для него рынках: в Турции (+8%), Франции (+12%) и Испании (+9%). В Германии наблюдалось незначительное, на 1%, снижение количества кофеен.Из рейтинга впервые исключены 132 кофейни Starbucks в России, которыми до 2022 г. по лицензии управляла кувейтская компания Alshaya. С осени 2022 г. бывшие кофейни сети работают под брендом Stars Coffee (36-е место в рейтинге), владеют ими ресторатор Антон Пинский и рэпер Тимати.
Несмотря на успехи Starbucks на европейском рынке, компания в последнее время находилась под сильным давлением со стороны инвесторов (в частности, Elliott Management и Starboard Value), которые требовали от Starbucks принять меры для повышения стоимости акций и активов компании в целом. Низкие продажи в США и Китае, на двух крупнейших для Starbucks рынках, стали подтверждением наличия проблем. Бывший CEO компании Говард Шульц, выбравший Лаксмана Нарасимхана своим преемником в марте 2023 г., также указал на проблемы компании и дал советы по их разрешению в своем открытом письме. При Нарасимхане компания не смогла преодолеть негативный тренд, несмотря на различные принятые им меры, например, введение новых линеек напитков. С сентября новым CEO Starbucks стал Брайан Никкол, ранее занимавший пост генерального директора Chipotle Mexican Grill и Taco Bell.
Как утверждается в отчете компании, по состоянию на 31 декабря 2023 г. у Starbucks по всему миру насчитывалось 38 587 кофеен.
2. McCafé. В прошлом году количество точек McCafé в Европе существенно сократилось (-7,2% к предыдущему году) в основном из-за прекращения деятельности в России. В мае 2022 г. McDonald’s принял решение покинуть российский рынок. Летом того же года начался постепенный перезапуск бывших ресторанов сети под брендом «Вкусно – и точка», которым управляет экс-франчайзи McDonald’s Александр Говор.
Самые сильные позиции в Европе у McCafé в Германии: на данный момент здесь работает около 670 кофеен.
«Хотя мы добились успеха во всем мире благодаря бизнесу McCafé на таких рынках, как Австралия, Канада, Великобритания, Германия и Ближний Восток, мы еще не полностью реализовали свой потенциал на глобальном рынке», – заявил президент McDonald's по международному развитию на лицензионных рынках Джо Семпелс во время своего выступления на «Дне инвестора» в декабре 2023 г. «Прежде всего мы сделаем McCafé частью нашего основного предложения и единственным кофейным брендом в McDonald's, – сообщил Семпелс. – В дальнейшем мы планируем устранить имеющиеся недостатки, касающиеся представленной продукции и качества работы в рамках всей системы, сократив количество поставщиков кофемашин с более чем ста до пяти крупных международных компаний. Тем самым мы обеспечим высокие стандарты качества во всем мире».
3. Costa Coffee. Сеть кофеен, которая с 2019 г. является частью Coca-Cola, в 2023 г. сократила количество точек на 0,3%, до 2955. Крупнейшими европейскими рынками для сети являются Великобритания и Ирландия: здесь расположены 2809 торговых точек. Costa Coffee также широко известна потребителям своими готовыми напитками в банках. Когда сеть перешла под управление Coca-Cola, стало ясно, что гигант напитков хочет расти в первую очередь в сегменте холодного баночного кофе.
Как и другие международные бренды кофеен, Costa Coffee также ушла из России. Бывший партнер Costa на российском рынке, холдинг «Росинтер Ресторантс», приступил к развитию новой сети кофеен под брендом «Лалибела кофе». Первая точка новой сети на месте бывшей кофейни Costa заработала в марте 2024 г. в московском ТЦ «Авиапарк».
Несмотря на привычный фокус на готовые напитки, кофейни остаются важным направлением для Coca-Cola. Недавно Costa представила в Лондоне, в нескольких минутах ходьбы от Тауэрского моста, обновленную концепцию кофейни с новым интерьером. Главным технологическим новшеством стали терминалы для самостоятельного заказа с сенсорными экранами. В компании сообщают, что теперь гости смогут получать кофе быстрее, чем когда-либо прежде. Заказы, поступившие через терминалы, будут обрабатывать два дополнительных бариста.
4. Coffee Like. Крупнейшая российская сеть кофеен в 2023 г. показала уверенный рост. Почти 100% кофеен бренда (более тысячи точек) принадлежат франчайзи. В 2023 г. выручка сети выросла на 35%. В компании запускают новые форматы кофеен, в том числе двухэтажные павильоны, где гости могут присесть за столик и отдохнуть. Также Coffee Like ведет переговоры о покупке различных региональных кофеен. В 2023 г. компания приобрела 91 кофейню, 52 из которых прошли полный ребрендинг. В качестве ключевых тенденций в сегменте в компании называют запрос потребителей на натуральность, мультисенсорный опыт, аутентичность и персонализированный подход.
5. Caffé Nero. Количество кофеен британской сети в 2023 г. сократилось на 4,5%, то есть на 40 точек. Ключевой рынок для бренда – Великобритания: здесь находится 621 кофейня. Второе и третье места занимают Турция (90 точек) и Польша (78 точек). В портфель группы компаний Caffé Nero также входят Coffee #1 (117 точек продаж, 34-е место) и Harris+Hoole (не входит в рейтинг, 23 точки продаж).
Группа Caffé Nero представлена на десяти рынках по всему миру. Ее продажи за последний финансовый год (до 30 мая 2024 г.) выросли на 10%, до $690 млн. Сопоставимые продажи за этот период возросли на 8,4%. «Я очень доволен результатами деятельности группы за последний финансовый год. Мы вернулись к доковидному уровню и даже немного улучшили наши показатели. Четвертый квартал прошлого года был особенно успешным во всех аспектах», – сообщил генеральный директор Caffe Nero Джерри Форд.
В мае 2024 г. Caffé Nero представила на британском рынке новый продукт для b2b-сегмента – кофейные смеси под брендом Aroma, предназначенные для предприятий общепита, отелей и офисов.
6. Tchibo. В прошлом году количество точек сети Tchibo сократилось на 30. Тем не менее немецкая компания планирует предоставлять своим кофейням формата «магазин в магазине» больше торгового пространства. Летом в центре Варшавы открылась большая кофейня Tchibo: 50 мест внутри помещения плюс посадка на открытом воздухе. Это заведение одновременно является кофейней и шоурумом розничной продукции бренда. «Наши стратегические решения, принятые в 2023 г., были впервые реализованы в Варшаве. Теперь мы пытаемся сделать это и в Германии. Мы открываем новые точки или реконструируем имеющиеся магазины, увеличивая зону кофейни, если это позволяет помещение», – объясняет директор по корпоративным коммуникациям Tchibo Арнд Лидтке.
В Вене компания в 2023 г. пошла по совершенно новому пути: здесь Tchibo открыла кофейню без розничного ассортимента под брендом Kaffee Max. На сегодня площадка на Венском фермерском рынке является единственной в своем роде. В компании ищут подходящие места для дополнительных тестовых точек Tchibo такого формата в Австрии и Швейцарии.
7. 5 to go. Еще один год активной экспансии для румынского бренда: благодаря увеличению количества кофеен почти на 18% компания 5 to go поднялась на 7-е место в рейтинге. В тройку стран – лидеров по объемам продаж сети входят Румыния, Венгрия и Франция. «Наши цены в прошлом году выросли в среднем на 10% под влиянием роста цен на сырье», – говорит соучредитель компании Раду Савопол. Тем не менее он считает, что спрос на кофе и напитки на его основе продолжает уверенно расти, а многие классические рестораны сегодня трансформируются в кафе, бистро или точки, работающие навынос.
8. Coffee Island. Сеть греческих кофеен работает в восьми странах (новые кофейни открылись в Испании и Болгарии). На конец года под брендом Coffee Island работали 526 точек. По мнению старшего менеджера по развитию бизнеса компании Ахиллеса Лазару, хотя индустрия кофеен в Европе и предлагает значительные возможности, она также столкнется с рядом проблем в течение следующих нескольких лет. «Эти проблемы обусловлены множеством факторов, включая насыщение рынка, изменение потребительских предпочтений, а также внешние экономические и политические факторы», – говорит он.
Лазару считает, что ключом к борьбе с растущими эксплуатационными расходами является оптимизация операционной деятельности, что может включать в себя автоматизацию рабочих процессов, пересмотр контрактов с поставщиками и изучение экономически эффективных вариантов взаимодействия с ними. Крайне важно выстроить устойчивую и гибкую цепочку поставок, которая будет включать диверсификацию поставщиков и разработку надежных планов действий на случай возможных сбоев. Операторы кофеен могут реагировать на меняющиеся запросы потребителей посредством технологического совершенствования бизнеса и ввода в ассортимент полезной для здоровья продукции. Интеграция современных технологий путем инвестиций в мобильные системы оформления заказов, приложения для повышения лояльности гостей и аналитику данных может значительно улучшить качество обслуживания и эффективность работы компании.
9. «Кафе Вкусно – и точка». Бывшие кофейни McCafé в России сразу вошли в десятку крупнейших сетей кофеен Европы. Бывший франчайзи McDonald’s Александр Говор активно развивает новый бренд «Вкусно – и точка» и в том числе кофейную концепцию в формате «магазин в магазине». Однако, если раньше кофейни в основном открывали в отдельно стоящих ресторанах, выделяя под них собственную зону, то теперь ассортимент кофейни предлагают и на фуд-кортах, устанавливая витрину с десертами рядом с кассами. По данным компании, на конец 2023 г. компанией было открыто 523 кофейни.
10. Espresso House. Espresso House опустилась на две позиции в рейтинге, несмотря на небольшой рост на 1% (до 505 кофеен в пяти странах). Ключевым рынком для сети является Швеция, за ней следуют Финляндия и Дания. Развитие компании в 2023 г. было устойчивым, но, по словам руководителя отдела по связям с общественностью Ловисы Эрнестам, макроэкономическая ситуация привела к неопределенности в потребительских расходах и прогнозах. Важной тенденцией в компании называют повышение спроса на некофейные напитки, такие как чай, холодный чай и лимонады. Стоит отметить и разработку более широкого ассортимента холодного кофе и напитков на основе эспрессо, где помимо других инноваций основное внимание уделено созданию новых платформ для продвижения напитков.


Комментарии (0)