Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

Мир после встряски

29 января 2022, 09:01
Ежегодно Euromonitor International определяет новые тренды, которые, как ожидается, будут набирать обороты в 2022 году. Как отмечают в компании, единственное, что было постоянно в течение последних двух лет – это перемены. Традиционным бизнес-моделям и логистическим цепям был брошен вызов. Предприятиям необходимо развиваться так же быстро, как меняется поведение потребителей. Успешные компании будут идти навстречу потребителям на их условиях. Выстраивание глубоких, поддерживающих связей позволит компаниям выйти за рамки купли-продажи. Потребители будут отдавать предпочтение и доверять брендам с человеческим лицом.

Клиентский опыт должен быть многогранным. Предприятия могут потерять клиентов, если опыт не будет бесшовным и индивидуальным. Эффективные гибридные модели позволяют компаниям переключаться между личным и виртуальным взаимодействием.

Устойчивое развитие – это новое конкурентное преимущество. Потребители будут тяготеть к экологически чистым продуктам и этичным сообществам. Новые каналы сбыта и коммерческие возможности, такие как стратегии «напрямую потребителю» или программы обратного выкупа, могут обеспечить дополнительные источники дохода. Предприятиям следует рассмотреть возможность партнерства с другими игроками в разных секторах, чтобы разделить ресурсы, расширить охват и достичь целей, выходящих за рамки их текущих операционных возможностей. И необходимо помнить, что клиенты перемещаются. Предприятия должны двигаться вместе с ними или рискуют их потерять.

10 глобальных потребительских трендов от Euromonitor

1. Запасливые перестраховщики
2. Люди, меняющие климат
3. Цифровое старшее поколение
4. Финансовые энтузиасты
5. Великое обновление жизни
6. Метавселенная
7. Из рук в руки
8. Деревенские урбанисты
9. Искатели любви к себе
10. Парадокс социализации


1. Запасливые перестраховщики
Нарушения в цепочках поставок подтолкнули потребителей к активному поиску. Столкнувшись с трудностями в получении привычных или желаемых товаров и услуг, запасливые перестраховщики ищут способы приобретения аналогичных товаров и находят креативные решения для получения альтернатив.

28% потребителей пытались приобрести продукты и услуги местного производства в 2021 году.

Из-за ограниченности ресурсов потребители пытаются обеспечить себя всем необходимым. Они хотят купить новую одежду, ведь уже можно выходить из дома, вложить деньги в ремонт дома или просто выпить привычный кофе. Однако нарушение цепочек поставок и нехватка персонала в результате эпидемии COVID-19 воздвигают барьеры на пути к желаемому. Запасливые перестраховщики опережают события, берут ситуацию под контроль и используют технологии, чтобы оказаться ближе к цели. Некоторые потребители полагаются на услуги по подписке или групповые закупки. Когда конкретный товар или услуга недостижимы, запасливые перестраховщики ищут альтернативы, откладывают покупки или меняют свои покупательские привычки.

36% специалистов ожидают, что дефицит поставок станет самым значительным последствием пандемии COVID-19 для их компании.

Аренда продукции или ремонт уже имеющегося – это тоже альтернативные варианты. Однако запасливые перестраховщики могут заплатить больше, чтобы первыми получить доступ к любимым продуктам. Предложение эксклюзивных или предпродажных товаров с высокой наценкой может привлечь таких потребителей и увеличить доход. Мобильные приложения, позволяющие создавать цифровые очереди, готовы помочь и компаниям, и потребителям.

Для преодоления дефицита компаниям необходимо инвестировать в логистику и автоматизацию. Разделение затрат с другими игроками для закупки ингредиентов или компонентов оптом может стать одним из вариантов обеспечения непрерывности поставок.

К концу 2022 года цепочки поставок начнут стабилизироваться, а доступ к продуктам вернется к уровню, существовавшему до COVID-19. Тем не менее, новые покупательские привычки уже сформировались. Запасливые перестраховщики будут искать продукты от местных поставщиков, компании, которые осуществляют поставки напрямую потребителю, а также освоят формат подписок. Локализация и оптимизация станут нормой. Компании и дистрибьюторы должны использовать данные для улучшения прозрачности цепочки поставок, оттачивания операций и переосмысления инвестиций.

2. Люди, меняющие климат
Зеленый активизм и низкоуглеродный образ жизни не заставят себя ждать. Потребители ожидают от брендов активных действий и принимают собственные меры, в том числе с помощью приобретаемых ими товаров. Чтобы привлечь на свою сторону тех, кто меняет климат, компаниям следует предлагать продукцию, сертифицированную с учетом углеродного следа. Прозрачная маркировка углеродно-нейтральных продуктов укрепляет доверие и позволяет потребителям делать осознанный выбор.
eu_1.jpg


67% потребителей пытались оказать положительное влияние на окружающую среду своими повседневными действиями в 2021 году.

COVID-19 стал катализатором перехода к экономике с нулевым уровнем выбросов. Потребители осознают свой личный вклад в изменение климата. Тревога становится движущей силой экологической активности и решений о покупке. Климатологи требуют от брендов действий и прозрачности. Потребители, обеспокоенные изменением климата, среди прочего сокращают использование пластика, уменьшают количество пищевых отходов и занимаются переработкой отходов. Однако низкоуглеродные диеты, энергоэффективные дома и экологичные путешествия все еще находятся в зачаточном состоянии.

78% профессионалов считают, что изменение климата повлияет на потребительский спрос, изменив поведение, потребности и предпочтения.

Предприятия осваивают растущий рынок углеродной нейтральности. В 2021 году 39% специалистов указали, что их компания планирует инвестировать в низкоуглеродные инновации, а также в разработку и запуск климатически чистых продуктов. Однако в 2021 году 43% специалистов сообщили, что отсутствие готовности потребителей платить больше за такую продукцию является существенным препятствием, сдерживающим инициативы бизнеса в области устойчивого развития. Затраты, связанные с инновациями в области устойчивого развития, редизайном продукции, колебаниями в цепочке поставок и сертификацией, приводят к росту цен, что может стать проблемой.
Цифровые инновации меняют способы перехода ритейлеров, производителей и потребителей к новой эре экологической прозрачности. Технологические инструменты, такие как цифровая маркировка и мобильные приложения для отслеживания продукции, помогают потребителям контролировать компании с помощью телефона. Особенно миллениалы и поколение Z чувствуют, что они могут изменить ситуацию своим выбором. Эта самая многочисленная когорта будущих потребителей будет использовать инструменты для обеспечения минимального воздействия на климат. Чем больше предложений будет соответствовать ожиданиям меняющих климат, тем больший резонанс получат эти продукты и услуги.

3. Цифровое старшее поколение
Пожилые потребители были вынуждены перейти в интернет. Теперь, знакомые с технологиями и чувствующие себя уже комфортно, они имеют возможность совершать покупки и пользоваться услугами через этот канал. У компаний есть возможность адаптировать свой цифровой опыт для удовлетворения потребностей этой интернет-аудитории.

45% потребителей в возрасте 60+ пользовались банковскими услугами с помощью мобильного телефона хотя бы раз в неделю.

С 2021 по 2040 год население мира в возрасте 60+ вырастет на 65% и достигнет более 2 млрд человек. Эта относительно благополучная когорта приобретает все больше опыта и уверенности в использовании онлайн-услуг и предпочитает использовать больше технических решений, которые помогают им в повседневной жизни. Наряду с просмотром сайтов и покупками в интернете, цифровые пенсионеры используют виртуальные решения для общения, обследования здоровья, финансов и обучения. TikTok – одна из платформ, которую используют эти потребители, поскольку их внуки, являющиеся носителями цифровых технологий, повлияли на них и дали им возможность быть в социальных сетях. Более 60% потребителей в возрасте 60+ посещают сайты социальных сетей хотя бы раз в неделю, а 21% еженедельно участвуют в видеоиграх.

82% потребителей в возрасте 60+ имели смартфон в 2021 году.

Люди в возрасте 60+ являются преобладающей когортой в группе с самым высоким уровнем дохода (250 000 долларов США), составляя почти четверть, что делает пожилых потребителей важной целью для бизнеса. Оптимизация мобильных приложений, социальных сетей и веб-сайтов для цифрового старшего поколения будет иметь решающее значение для привлечения их денег. Более 65% потребителей в возрасте 60+ стремятся к более простой жизни. Предприятия, успешно обслуживающие эту категорию, должны разрабатывать несложные в использовании устройства и упрощать существующие технологии. Компании также могут предложить поддержку в обучении этих потребителей. Чтобы пожилые люди приняли цифровые решения, они должны быть простыми и понятными. Если продукты или услуги будут сложными в использовании, эта аудитория перейдет к конкурентам.

Пандемия расширила представления старшего поколения о преимуществах цифрового мира. При этом человеческое общение будет оставаться основным компонентом их взаимодействия с брендами. Простые в использовании технологии и бесшовные решения в сочетании с личным общением определяют будущее цифровой интеграции для пожилых людей.

4. Финансовые энтузиасты
Потребители обретают уверенность в инвестировании и укрепляют финансовую безопасность. Финансовые энтузиасты берут деньги под контроль и используют сервисы для отслеживания своих операций. Финансовая грамотность существует теперь не только на Уолл-стрит. Компании должны предоставлять инструменты и простые в использовании решения, чтобы любой потребитель чувствовал себя финансово обеспеченным.
eu_2.jpg


51% потребителей считает, что в ближайшие пять лет их финансовое положение улучшится.

Пандемия привела к нестабильности рынка труда и поставила под угрозу финансовую безопасность. Неопределенность, нестабильность и ограничения заставили некоторых потребителей, таких как вдумчивые экономные люди, меньше тратить и больше экономить. Потребители обратились к приложениям, чтобы делать разумные денежные шаги. Те, кто имеет свободный доход, стали финансовыми энтузиастами, повышая финансовую грамотность и находя альтернативные источники дохода, такие как инвестиции в фондовый рынок и превращение хобби в бизнес. В 2019 году в мире было отложено 15% располагаемого дохода домохозяйств, а в 2020 году – 17%. За тот же период глобальные потребительские расходы снизились на 4%. Увеличение объема сбережений и времени, проводимого дома, подтолкнуло потребителей к работе над улучшением своего финансового положения.

57% потребителей будут пользоваться банковскими услугами через смартфон как минимум еженедельно в 2021 году.

Предприятия извлекают выгоду из стремления к финансовой свободе и в ответ предлагают ресурсы, которые дают потребителям больше контроля и уверенности. Появился ряд удобных для потребителей торговых платформ, с помощью которых финансовые энтузиасты могут инвестировать свои деньги в фондовый рынок. Финтех-стартапы предоставляют цифровые банковские услуги с более низкими комиссиями и более высокими процентными ставками для тех, кто не пользуется банковскими услугами и не имеет достаточного финансового обеспечения. Предложение образовательных программ в рамках этих платформ может помочь укрепить доверие к бренду.

Приложения для управления деньгами, ориентированные на потребителя, образовательные и простые, выиграют в эту эпоху финансовой демократизации. Такие компании будут укреплять лояльность клиентов, в то время как доверие к крупным финансовым учреждениям ослабевает.

5. Великое обновление жизни
Пандемия заставила потребителей совершить великое обновление жизни, что привело к радикальным личным изменениям и коллективной перезагрузке ценностей, образа жизни и целей. Предприятиям следует внедрять инновационные товары, услуги и опыт, которые отвечают этой ситуации.

4 млн американцев уволились с работы в июле 2021 года и еще 4 млн – в августе.

Кризисы заставляют людей проанализировать и пересмотреть свои ценности. В 2020 году потребители провели инвентаризацию своей жизни, а в 2021-м активно пытались наметить новый путь вперед. В 2015 году только 12% потребителей считали приоритетным время для себя, а в 2021 году эта цифра удвоилась и составила 24%. Потребители теперь больше ценят баланс между работой и личной жизнью. Они меняют профессию или полностью уходят с работы, чтобы найти или реализовать свое предназначение.

44% профессионалов считают, что их компании будут инвестировать в здоровье и благополучие сотрудников в будущем.

Рынки труда по всему миру переживают беспрецедентную текучесть кадров. Некоторые потребители решили уйти с работы или были вынуждены сделать это, особенно те, кто ухаживает за родственниками, что побудило LinkedIn добавить новые названия должностей, такие как «остающийся дома родитель», чтобы точно передать эти роли. Работники ищут карьеру, которая учитывает их жизнь вне офиса. Компании поняли, что уровень производительности труда сохраняется и на удаленке, что навсегда изменило то, как, когда и где можно работать. Психическое благополучие также является частью Великого обновления жизни. Резко возросло количество загрузок таких приложений, помогающих избавиться от беспокойства, как Calm и Headspace. Глобальный рост продаж услуг по уходу за животными удвоился с 2019 года, поскольку все больше потребителей ищут себе компаньонов.

Потребители будут продолжать переживать потрясения, вызванные пандемией. Компаниям следует адаптировать маркетинг таким образом, чтобы признать и поддержать это состояние. Возвращение к схеме действий до пандемии может не дать того же эффекта в будущем. Потребители будут отдавать предпочтение брендам, соответствующим моменту. Компаниям необходимо предлагать политику и продукты, которые способствуют личностному росту, чтобы стимулировать лояльность.

6. Метавселенная
Цифровой мир эволюционирует от виртуальных тусовок к погружению в трехмерную реальность. Потребители используют эти цифровые пространства для общения с сообществами. Бренды, находящиеся в центре движения метавселенной, могут наращивать свой капитал. Эти иммерсивные среды могут стимулировать электронную коммерцию и продажи виртуальных продуктов.
eu_3.jpg


38% потребителей участвовали в онлайн-видеоиграх как минимум еженедельно в 2021 году по сравнению с 29% в 2015 году.

Физический и виртуальный миры в 2020 году столкнулись. В условиях жестких требований к социальной дистанцированности потребители научились оставаться на связи, формируя новые онлайн-сообщества, которые предлагают широкий спектр интерактивности, от прямых трансляций до игр. Социальные сети расширяют свои возможности, а в некоторых случаях приобретают технологические стартапы, чтобы вступить в метавселенную. Постоянный поток контента и возможность стать вирусным на социальных платформах с преобладанием видео, таких как TikTok и YouTube, демонстрируют влияние сетей, основанных на сообществах. Сейчас общение в сети является предпочтительной формой развлечения для многих потребителей, особенно для молодого поколения, которое проводит больше времени за играми на мобильных телефонах, настольных компьютерах и в гарнитурах AR/VR. Распространение совместных 3D-виртуальных пространств будет характеризовать будущее интернета.

Рост мировых продаж гарнитур AR/VR – 56% с 2017 по 2021 год.

Модные бренды и ритейлеры используют TikTok для поиска контента и дизайна, продвижения товаров и обучения сотрудников тому, как создавать последователей. В 2021 году более 30% потребителей купили товары или услуги, увидев пост авторитетного человека или рекламу компании на TikTok. Спортивные команды, геймеры и артисты используют такие платформы, как YouTube и Twitch, для проведения виртуальных концертов и мероприятий в прямом эфире, и компании хотят встретиться с этими потребителями на платформе. Бренды покупают рекламные места в этих онлайн-средах. Виртуальные магазины предлагают для покупки только цифровые товары, включая токены NFT для одежды и жилья аватаров. Основная цель – повысить узнаваемость бренда среди влиятельных потребителей, которые являются первопроходцами в использовании платформы. Компании, которые начнут создавать свое присутствие в этой среде сейчас, окажутся в авангарде в ходе ее развития.

Инновационные компании уже используют приложения AR/VR в своих бизнес-процессах. Потребители, использующие онлайн-игры и социальные сети, основанные на видео, для потокового вещания и общения закладывают основу для метавселенной. Улучшение возможностей AR/VR и снижение стоимости оборудования расширят доступ к трехмерным виртуальным пространствам. Потребители, которые уже взаимодействуют с иммерсивными социальными онлайн-средами, будут проводить еще больше времени в полностью компьютерных средах.

7. Из рук в руки
Бережливость – модная тенденция. Потребители переходят от принципа «владеть» к принципу «пользоваться». Идеи экологичности и индивидуальности устраняют стигму, связанную с покупками секонд-хенд, и стимулируют развитие маркетплейсов типа «из рук в руки». Инвестиции в инициативы экономики замкнутого цикла, такие как программы утилизации, аренды или перепродажи, позволят повысить ценность товаров и одновременно оказать положительное влияние на окружающую среду.

33% потребителей покупают бывшие в употреблении или подержанные вещи как минимум раз в несколько месяцев.

Потребители хотят жить по принципам устойчивости и минимизировать экологический след. В то же время цена стала решающим фактором в период нестабильной экономической ситуации. Некоторые потребители также хотят приобрести эксклюзивные или уникальные вещи, которые могут быть дорогими. Эти факторы способствовали тому, что секонд-хенды стали ведущим направлением. Молодое поколение стремится к покупке подержанных вещей в поисках единственных в своем роде изделий. Пятая часть потребителей намерена в будущем увеличить количество покупок подержанных вещей. Потребители постоянно проводят инвентаризацию своих вещей, чтобы определить, какие предметы стоит оставить, обновить, перепродать или подарить. Обилие приложений для продажи и покупки подержанных вещей и стремление к экологичным решениям влияют на укрепление этой тенденции.

67% профессионалов заявили, что их компания занимается ответственным потреблением и производством в 2021 году.

Рекоммерция будет становиться все более распространенной и охватывать все больше категорий. Потребители продолжат искать подержанные вещи, особенно при покупке товаров длительного пользования. Платформы и агрегаторы будут предлагать различные варианты перепродажи, чтобы удовлетворить потребительский спрос. Компаниям при этом необходимо повторно использовать или перерабатывать материалы для разработки новых продуктов и сокращения отходов. Это неизбежно улучшит устойчивость производства и потребления, а также репутацию бренда.

8. Деревенские урбанисты
Пригородные и сельские места обитания предлагают более просторное жилье и более зеленые пейзажи, что привлекает потребителей из мегаполисов. Городские жители также хотят, чтобы преимущества жизни на природе появились в их городских районах.
eu_4.jpg


37% потребителей ожидают, что в будущем будут работать дома.

В 2020 году потребители искали оазис на природе, временно выезжая в сельскую местность и проводя больше времени на природе. Теперь они переезжают на постоянное место жительства за город. Преимущества городской жизни, включая близость и удобство, были сведены на нет из-за закрытых объектов инфраструктуры и удаленной работы. Потребители чувствовали себя замкнутыми в своем небольшом пространстве, оплачивая более высокую стоимость жизни без сопутствующих преимуществ. Между тем лучшее качество воздуха, меньшая загруженность дорог и стремление к простоте и экологичности становятся ключевыми аргументами в пользу пригородов, сельской местности или небольших городов. Тенденция переезда особенно актуальна в развитых странах, учитывая меньший разрыв в инфраструктуре между городами и пригородами, более короткие поездки на работу и более низкую стоимость жилья. Не все потребители готовы отказаться от городской жизни. Потребность в зеленых насаждениях рядом с домом и более быстрые и чистые маршруты меняют жилищные предпочтения тех, кто остается в городе. В целом потребители вкладывают больше средств в свои дома и сообщества, поскольку проводят там больше времени.

40% профессионалов заявили, что их компания участвует в создании устойчивых городов и сообществ в 2021 году.

По мере того как работа становится все менее привязанной к физическому офису, потребители перемещаются как в черте города, так и за его пределы. Вместе с этим массовым потоком переселенцев появляются новые возможности для бизнеса. Расширение масштабов распространения электронной коммерции имеет в этой ситуации жизненно важное значение. Создание микрофулфилмент-центров и увеличение объема доставки «последней мили» позволяют лучше обслуживать сельские общины и расширять клиентскую базу. Так, в Великобритании DPD в партнерстве с компанией Collect+ планирует добавить более 3000 точек в 2020 году, что позволит 97% населения проживать в пределах пяти миль от магазина DPD Pickup.

Внедрение более экологичных инициатив в мегаполисах найдет отклик у городских жителей. Фермерские хозяйства и сады на крышах домов могут обеспечить жителей города местными продуктами в шаговой доступности. Перепрофилирование пустующих или неиспользуемых объектов инфраструктуры в общественные парки и зеленые зоны положительно сказывается на густонаселенных районах. Предприятия и правительства стремятся создать мини-города, где магазины, рестораны, школы и другие учреждения находятся в пределах 15 минут езды.

Потребители хотят иметь безопасную, чистую и зеленую среду, будь то город, пригород или сельская местность. Независимо от местоположения бренды и компании должны скорректировать свои стратегии, чтобы удержать клиентов. Расширение сети магазинов и услуг, а также инвестиции в электронную коммерцию помогут компаниям охватить более широкую аудиторию.

9. Искатели любви к себе
Принятие, забота о себе и инклюзивность находятся на переднем крае потребительского стиля жизни. Люди, ищущие любви к себе, ставят во главу угла свое счастье, чувствуют себя комфортно в своей шкуре и балуют себя товарами и услугами, которые повышают их самоощущение. Предприятиям необходимо создавать глубокие связи с клиентами. Продукты, которые создают физическое, эмоциональное или духовное благополучие, найдут отклик и улучшат жизнь искателей любви к себе.

56% потребителей считают, что в ближайшие пять лет они станут счастливее.

Потребители жаждут комфорта и любви, когда жизнь возвращается в нормальное русло. Они больше не находятся в режиме выживания, они смотрят в будущее и гордятся тем, что преодолели трудности. Искатели любви к себе ценят себя и принимают свои недостатки. Они вкладывают средства в заботу о своем теле и душе. Продукты и опыт, позволяющие этим потребителям стать их лучшей версией, будут способствовать принятию решений о покупке и лояльности.

54% профессионалов считают, что более персонализированный покупательский опыт окажет сильное влияние на розничную торговлю в ближайшие пять лет.

Инновации в области заботы о себе процветают во всем мире во всех отраслях. Косметические бренды предлагают продукцию салонного качества в домашних условиях. Производители продуктов питания и напитков вкладывают деньги в функциональные ингредиенты, поскольку потребители ищут более здоровые варианты. Предприятия инвестируют в технологии для ухода за собой. Персонализация будет развиваться и переходить к массовому признанию в таких секторах, как красота, уход за собой и здоровье.

Предприятиям при разработке инноваций необходимо поддерживать потребителей на их пути и понимать их приоритеты. Предложения, которые помогут потребителям почувствовать себя полноценными, позитивными и уверенными в себе, улучшат восприятие бренда. Инвестиции в технологии, такие как искусственный интеллект, могут способствовать созданию более сложных персонализированных решений. Самое главное, что искатели любви к себе покупают продукты и услуги, которые соответствуют их идентичности, что должно оставаться в центре бизнес-стратегий.

10. Парадокс социализации
Потребители возвращаются к допандемической жизни по-разному, исходя из уровня своего комфорта. Некоторые стремятся вернуться как можно быстрее к привычному поведению, в то время как другие колеблются, что создает парадокс социализации. Компании должны предоставлять бесшовные решения во всех каналах, подходящие для всех.

76% потребителей принимали меры предосторожности при выходе из дома в 2021 году.

В 2021 году 51% потребителей ожидал, что в ближайшие пять лет их жизнь станет лучше. Парадокс социализации определяет множество способов возвращения потребителей к привычному образу жизни. Некоторые адаптировались к жизни в изоляции и будут продолжать делать покупки для домашнего потребления. Другие были беспокойными и бунтарями во время разгара пандемии и готовы снова полноценно участвовать в жизни общества. Между этими двумя предпочтениями находятся те, кто стремится к нормальной жизни, готов отважиться на отдельные мероприятия, но все еще осторожен и беспокоится о своем здоровье.

47% профессионалов отмечают, что изучение новых бизнес-моделей (например, маркетплейсов, прямых продаж) является стратегическим приоритетом их компании на ближайшие 12 месяцев.

Гибридные бизнес-модели должны создавать бесшовный клиентский опыт независимо от канала. Поскольку акцент смещается с выживания на рост, компании, внедряющие такие модели, смогут легко переходить от одной фазы восстановления к другой. Внутренний туризм восстанавливается, удовлетворяя отложенный спрос на отдых и гостеприимство. В то время как потребители делают покупки в интернете для удобства или безопасности, они также жаждут значимых межличностных связей.

Парадокс социализации – это поведенческий этап, влияющий на привычки потребителей. Потребители хотят общаться, но требуют гибкого подхода. Компании должны обеспечить бесшовный опыт с помощью инновационных и адаптивных решений. Удаленная работа и виртуальные мероприятия будут сосуществовать с личными встречами. Гибридные бизнес-модели позволят потребителям создавать позитивный потребительский опыт.

Мир после встряски

Мир после встряски

Комментарии (0)
Похожие статьи