https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Экология в стакане

Жанна Присяжная / Москва

Сегодня в мире насчитывается более 100 видов биоразлагаемых полимеров. Одним из перспективных в производстве упаковки называют сырье из кукурузы – из него делают самую разноо бразную упаковку, бутылки и пленку, которую используют в пищевой промышленности. Ученые отмечают, что подобные материалы даже при сжигании не выделяют вредных веществ. Однако в нашей стране эта сфера только начинает развиваться. «Оценить емкость рынка биоупаковки в России сегодня довольно сложно, так как в связи с отсутствием инфраструктуры и законодательных норм потребление такой продукции зачастую зависит от отдела маркетинга и взглядов на данный вопрос руководителя конкретной компании», – считает Наталья Валухова, директор по продажам и маркетингу «Хухтамаки СНГ». 

Росту потребления биоразлагаемой упаковки мешает ее дороговизна, которая является следствием небольшого объема производства. Роси объемов, упрощение и как следствие удешевление технологии будут способствовать активному развитию рынка в ближайшие годы. «Тренд на биоупаковку очевиден, мы рады констатировать смену простого интереса к ней на конкретные действия, – продолжает Наталья Валухова. – Несколько наших клиентов, являющихся лидерами на мировом и локальном рынке кофеен, выбрали биоразлагаемую бумажную упаковку, а также продукцию из биоразлагаемого пластика для использования в своих сетях. Помимо этого ряд производителей пива, традиционно использующих пластиковые стаканы, реализовали проекты с пивом в бумажных стаканах». 

По словам маркетолога компании «Формация» Юлии Копытовой, в последние годы в нашей стране проявляется стремление к здоровому образу жизни: люди все чаще задумываются о том, что и как они едят и что дальше происходит с упаковкой, которую они выбрасывают. «Активный образ жизни населения и катастрофическая нехватка времени популяризируют развитие направления еды навынос, причем еды высокого качества, – отмечает Юлия Копытова. – Рестораторы все чаще отказываются от пластиковой упаковки в пользу алюминиевой и бумажной, которые подлежат вторичной переработке и являются абсолютно безвредными для человеческого организма. По прогнозам аналитиков, именно эти виды упаковки будут набирать популярность на российском рынке в ближайшие пять лет». Возрастающий интерес к экопосуде и упаковке отмечают и другие игроки рынка – компании «Дюни», «Артпласт», «Лекс», «Экопосуда Намасте». 

В свете новой тенденции игроки начинают предлагать все больше эконовинок. Так, Huhtamaki, дополняя существующую линейку Chinet, в этом году представит в России продукцию из формованного волокна – ланчбоксы и контейнеры для соусов. «Это экологичная и привлекательная замена  привычному пластику», – добавляет Наталья Валухова. «Все большее внимание отдается экологичной упаковке, поэтому у нас появились боксы и тарелки, сделанные из жмыха сахарного тростника и растительного крахмала. Еще одна из новинок – упаковка из переработанного пластика», – отмечает менеджер  по работе с ключевыми клиентами компании «Дюни» Андрей Филиппов.

В компании «Артпласт» появились стаканы из биопластика и посуда с сертификацией PEFC – это означает, что древесина для продукта получена из управляемого леса, в котором идет постоянный контроль и восстановление ресурсов. Летом компания выведет на рынок новые ланч-боксы и квадратные тарелки из формованного волокна.

«За последний месяц у нас увеличился ассортимент самых ходовых сегментов, а именно посуды из кукурузного крахмала и багаса. Появилось большое количество разнообразных чаш с крышками, ланч-боксов и лотков. Вся новая продукция пользуется спросом, так как мы являемся производственной компанией и учитываем пожелания наших клиентов», – рассказывает директор департамента развития компании «Экопосуда Намасте» Виктория Дарьина. 

Тенденции и перспективы 

Общие тенденции на рынке упаковки для HoReCa не меняются вот уже несколько лет. Основными потребителями одноразовой посуды являются сети кофеен, заведения быстрого обслуживания и кейтеринговые компании. Безликие стаканы и тарелки игроки ресторанного рынка заменяют на брендированную упаковку, которая в свою очередь является низкозатратной рекламой. Кроме того, продолжается повсеместный переход с пластиковой посуды на бумажную. В целом рынок растет стабильно – этому во многом способствует развитие автоматизированной торговли напитками в кофейнях и развитие в ресторанах кейтеринговых услуг, а также продолжающийся рост популярности еды навынос. «Развитие рынка упаковки будет следовать за сегментом HoReCa, который растет примерно на 10% в год. Нужна все новая упаковка с различными возможностями индивидуализации, – рассказывает Наталья Валухова. – Повышаются требования к качеству продукции, и дешевые, но некачественные производители будут существовать за счет только открывающихся игроков или уходить с рынка. Интерес к биоупаковке продолжит расти, особенно в свете приближающейся Олимпиады в Сочи». 

Сезонный скачок спроса на одноразовую посуду и упаковку наблюдается в теплое время года, чаще всего он приходится на конец весны–начало лета. «Причем касается это практически всех ассортиментных позиций: как одноразовых бумажных форм и стаканов для напитков, так и алюминиевых контейнеров, в том числе авиакасалеток – контейнеров для бортового питания», – отмечает Юлия Копытова. О росте спроса в теплый сезон говорит и Наталья Валухова. «Объемы продаж в этот период примерно в несколько раз выше по сравнению с другими месяцами. Также увеличение продаж происходит в декабре в связи с Новым годом и необходимостью клиентов обеспечить себя продукцией перед новогодними каникулами», – отмечает она. 

Лидерами продаж у поставщиков и производителей одноразовой посуды по-прежнему остаются стаканы. По словам Виктории Дарьиной, наибольшей популярностью у ресторанов всех сегментов продолжают пользоваться стаканы – на их долю приходится 45% продаж, следом идут тарелки (30%) и столовые приборы (22%). Кроме того, в последние пару лет возрастает спрос на посуду премиум-класса – из опавших пальмовых листьев и бамбука, на нее приходится 20% всей выпускаемой продукции. Также следует заметить, что многие рестораны стали оказывать кейтеринговые услуги, что спровоцировало повышенный спрос на ланч-боксы». По сравнению с прошлым годом количество ресторанных клиентов у компании «Экопосуда Намасте», по словам Виктории Дарьиной, увеличилось на 35%. 

Руководитель отдела по работе с клиентами сегмента HoReCa компании «Артпласт» Наталия Попова отмечает, что для ресторанов casual dining прежде всего интересны контейнеры для еды навынос разной формы и вида, из различного материала, а также стаканы с крышками для горячих и холодных жидкостей, предназначенные для напитков to go. «У заведений фастфуда кроме стандартной используемой упаковки – обертки, коробок для фри и так далее – все большей популярностью стали пользоваться контейнеры для салатов, бумажные коробки различных видов и размеров. Основная же тенденция – переход от пластиковой упаковки к бумажной, от однослойных стаканов для горячего к двухслойным», – отмечает она. Двухслойные стаканы для горячего по качеству и потребительским свойствам превосходят однослойные, однако стоят существенно дороже. «Двухслойный стакан лучше однослойного прежде всего благодаря своим теплоизоляционным свойствам: между двумя стенками создается воздушная подушка, благодаря которой напиток внутри сохраняет свою температуру, а потребитель может комфортно держать стакан в руке, не обжигаясь, – поясняет Наталья Валухова. – Однако в силу объективно больших затрат на его производство он практически в два раза дороже однослойного стакана. Поэтому некоторые владельцы как одиночных кафе, так и сетей делают выбор в пользу экономии. При этом зачастую бариста или продавцы сами ставят стакан в стакан либо это просят сделать посетители». Двухслойный стакан, по мнению Натальи Валуховой, в данном случае будет выгоднее – это улучшенный продукт, и не нужно давать или просить лишнюю тару, чтобы гость мог выпить кофе или чай и не обжечься.

Новинки

Наглядным показателем развития рынка упаковочных материалов является то немалое количество новинок, которое производители и поставщики вывели на рынок за последний год. Так, компания Huhtamaki представила бумажный стакан Impresso в дизайне Enjoy. «Технология Impresso – это выдавливание дизайна на внешней стенке стакана, результатом которого является объемный рисунок, – рассказывает Наталья Валухова. – Яркий стакан Enjoy стандартно представлен в четырех цветах, потребитель может выбрать цвет сам. Бумажные стаканы Impresso также могут быть оформлены в дизайне клиента, с 2014 г. Huhtamaki планирует производить стаканы по этой технологии в России». Российское подразделение Huhtamaki также локализовало производство бумажных тарелок с бортами. «Это наиболее удобная форма для конечного клиента, поскольку в процессе потребления пища не выскальзывает из тарелки», – добавляет Наталья Валухова. Кроме того, компания запустила локальное производство бумажных пакетов в трех наиболее популярных размерах для услуги навынос, а также ввела в ассортимент бумажный вендинговый стакан российского производства, который комплектуется safety cup.

Компания «Формация» запустила производство одноразовых бумажных стаканов нескольких видов с ламинацией и без. «Также наш ассортимент пополнился гладкостенными алюминиевыми контейнерами – перспективным для России видом одноразовой упаковки пищевых продуктов», – добавляет Юлия Копытова. 

В компании «КрайсПак» появился новый вид упаковки для салатной группы: у контейнера есть вставка для двух соусников и углубление для вилки. «В нашей компании очень востребована услуга по поставке контейнера и пленки для запаивания. Это очень удобно: получив от нас комплексное решение по упаковке, ресторан расширяет сбыт за счет доставки блюд в близлежащее офисы», – отмечает Людмила Лемзакова, руководитель отдела оптовых продаж компании «Крайс Пак».


Андрей Морозов,  руководитель отдела закупок холдинга «Кофе Хауз»: 

– Холдинг «Кофе Хауз» использует пластиковые стаканы из биополимера PLA (с купольной крышкой) на основе кукурузы. Благодаря применению растительного сырья производитель и клиенты отказываются от невозобновляемого природного ресурса – нефти, которая является основой для производства обычного пластика. Помимо этого биополимер разлагается под воздействием окружающей среды за пару лет на простые составляющие: воду, золу и минеральные вещества; в условиях компоста он распадается за 45–60 дней. Благодаря этому можно избежать ситуации с обычным пластиком, который не разлагается сотнями лет и образует горы мусора в городе и за его чертой. Однако физические свойства биопластика практически не отличаются от стандартного. 

Также в сети кофеен мы используем тарелки из формованного биоразлагаемого материала Chinet – продукта, производимого из вторичного постиндустриального сырья. После использования его можно просто закопать в почву, где он полностью разложится в течение месяца. Подобная продукция экономит воду и сокращает попадание химических моющих средств в стоковые воды. Прочные тарелки Chinet – альтернатива керамической посуде, они подходят для холодных и горячих продуктов, обладают высокой влагопрочностью и жиростойкостью, их можно использовать в СВЧ.

Кроме того, наши бумажные стаканы помечены значком PEFC. А в июле начнем использовать ланч-боксы из формованного волокна.




Выпуск журнала:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43