Согласно исследованиям TGI Global (компания BMRB International), проведенным в 2005 г., в 12 из 15 стран большинство людей предпочитают питаться фаст-фудом. Деловой ритм жизни заставляет все большее количество людей переходить на такую форму питания, отодвигая на задний план заботу о своем здоровье. Россияне в списке потребителей фаст-фуда пока что стоят на последнем месте, что, по мнению многих рестораторов, можно объяснить неразвитостью в России этого рыночного сегмента. В ближайшие пять-шесть лет, учитывая темпы роста рынка, ситуация может в корне перемениться.
Карта мира
Международная сеть TGI проводит исследования потребителей в более чем 50 странах мира. Выборка – свыше 650 тыс. респондентов ежегодно. Возраст опрошенных – от 18 лет и выше. Как показало исследование за 2005 г., наибольшее число потребителей быстрого питания приходится на США и Австралию. В этих странах примерно 9 человек из 10 делают свой выбор в пользу «быстрой еды». Самыми ярыми поклонниками такого питания в обеих странах являются мужчины в возрасте от 18 до 24 лет. Третье место занимает Израиль – здесь 85% населения потребляют фаст-фуд. На четвертом месте – Канада (83%).
С серьезным отрывом от других европейских стран выступает Великобритания. Здесь число потребителей фаст-фуда немногим меньше, чем в странах Северной Америки – 82%. По мнению ген. директора сети «Прайм» Дмитрия Сомовидиса, подобная ситуция сложилась исторически, и нет ничего удивительного, что в Великобритании – родине сэндвичей – фаст-фуд так же популярен, как и в Штатах. «Америка и Австралия – бывшие английские колонии. Вся их культура питания взрощена на британских корнях. А в Англии всегда преимущественно питались фаст-фудом. На эту тему даже есть анекдот: самое популярное национальное английское блюдо – фишн чипс. Такого понятия, как английская кухня, до последнего времени вообще не существовало», – утверждает он. Аналогичной точки зрения придерживается и гендиректор «Фабрики бутербродов» Арина Модина: «Высокая национальная кухня в Англии отсутствует. Если британцам хочется получить гастрономическое удовольствие, они должны пойти во французский ресторан, где все очень дорого, а в их родных пабах подают все те же сэндвичи». По ее словам, сейчас в Англии американские брэнды менее востребованы, чем фаст-фуд с арабской кухней (шаурма, кебабы). «Подобные заведения работают круглосуточно, в отличие, к примеру, от Burger King, который открывается только в 11.00. Это особо актуально для самых активных потребителей фаст-фуда – молодых людей, которые любят засиживаться в компании до утра. К тому же в арабских заведениях разрешено курить», – объяснила она.
По данным исследований, наиболее заметные изменения в сегменте быстрого обслуживания за последние годы произошли в Китае. Смена стиля жизни, сдвиг в сторону западной культуры привели к устойчивому росту потребления фаст-фуда. При этом американская «быстрая еда» серьезно потеснила национальную кухню, в том числе китайский фаст-фуд. Ее основным потребителем является, как в случае с Австралией и США, молодежь. За прошедший год 79% населения в возрасте от 18 до 24 лет посещали ресторан быстрого обслуживания западного типа. В сравнении с данными пятилетней давности этот показатель вырос на 15%. Число молодых людей, посещавших китайские заведения фаст-фуда за тот же период, составляет 52%. За последние пять лет этот показатель увеличился лишь на 8%. Другими словами, рост посещаемости китайских предприятий быстрого обслуживания практически вдвое ниже, чем американских.
В континентальных странах Европы популярность предприятий быстрого обслуживания значительно ниже. Во Франции – 57%. При этом в отличие от ситуации в Китае американский фаст-фуд, по заверению Дмитрия Сомовидиса, французы не приветствуют. Во французском «Макдоналдсе» питаются исключительно туристы и эмигранты. Коренное же население патриотично предпочитает повсеместно продающиеся багеты с ветчиной, сыром и соусами. Кроме того, как рассказал генеральный директор сети «Ростик’с» Сергей Лысенков, во Франции огромное количество частных кафе, торгующих едой на вынос. «Хотя они и относятся к другому сегменту рынка, в меню здесь те же самые сэндвичи. Происходит размывание категории: фаст-фуд стали продавать не только заведения быстрого обслуживания. И это тоже способствует увеличению его потребления», – считает он.
Приблизительно на одном уровне с Францией держится Болгария, где приверженцев быстрого питания 54%, Мексика (53%) и Германия (51%). В Испании потребителей фаст-фуда менее половины – 43%. Еще более низкий показатель в Венгрии – 35%. Популярность фаст-фуда во многих странах Европы, по мнению Арины Модиной, объясняется деловым ритмом жизни, когда попросту не хватает времени на полноценный обед, и, что немаловажно, ценовой политикой на ресторанном рынке. «К примеру, в Бельгии, где бизнес-ланч стоит порядка 10–12 евро, большинство предпочитает перекусить сэндвичем за 3 евро».
Почетное последнее место
Россия по потреблению фаст-фуда стоит на последнем месте в рейтинге 16 стран. У нас регулярно посещает предприятия быстрого обслуживания только треть населения (33%). По мнению большинства рестораторов, сравнительно низкий уровень потребления «быстрой еды» в первую очередь объясняется тем, что российский рынок фаст-фуда довольно молод, и у России еще все впереди. Как рассказал директор по маркетингу сети «Крошка-Картошка» Андрей Тутариков, в целом ресторанный рынок в Москве заполнен не более чем на 25%, а в регионах – на 15%. «Сейчас идет планомерное развитие этого сегмента. Бума нет, но могу точно сказать, что в ближайшие пять лет рынок фаст-фуда будет особенно активно развиваться в регионах», – утверждает ген. директор «Пицца Норд» в Санкт-Петербурге Владислав Иванов. С ним согласны и другие рестораторы. По прогнозам Сергея Лысенкова, в ближайшие пять лет число предприятий быстрого обслуживания увеличится в несколько раз. Как пример можно привести сеть «Ростик’с»: с 2003 г. число ресторанов увеличилось с 32 до 82.
В целом же сфера питания вне дома, как считает Сергей Лысенков, будет активно развиваться еще 10–15 лет. «У этого рынка в России хорошие перспективы. По мере того как увеличивается доход на душу населения, у людей появляется больше возможностей питаться вне дома», – рассказал он. Владислав Иванов добавил, что развитию рынка фаст-фуда способствует появление нового поколения потребителей. «Формируется новое отношение к питанию: все больше людей готовы питаться вне дома. Наиболее ярко эта тенденция заметна в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах», – отметил он.
Впрочем, несмотря на активный рост сегмента быстрого обслуживания, рестораторы единодушно считают, что «догнать и обогнать» США российскому фаст-фуду не дано. По мнению Владислава Иванова, полностью перейти на питание вне дома российскому потребителю попросту не по карману. «В США средний доход на человека в несколько раз выше, чем у нас. А гамбургер и у них, и у нас стоит около $1. Только 10% россиян могут позволить себе посещать рестораны регулярно. Беря в расчет бедность российских потребителей, инвесторы не станут вкладываться в создание предприятий фаст-фуда в тех глобальных масштабах, как это происходит в США», – считает он. Подобной точки зрения придерживается и Андрей Тутариков: «Доля тех, кто может себе позволить посещение даже не дорогих и среднеценовых ресторанов, а просто фаст-фуда в масштабах России катастрофически мала, и так будет продолжаться долго. Ситуация, когда посещение «Макдоналдса» для жителя Ярославля считается праздником, абсурдна, но это так».
Фаст-фуд и здоровье нации
Фаст-фуд – это удобная форма питания для тех, чей рабочий день расписан с точностью до минуты. Ради скорости потребления пищи люди готовы жертвовать своим здоровьем. Как признают многие респонденты, будь у них возможность, они занялись бы освоением собственной кухни, однако деловой ритм жизни принуждает их к иному выбору. В США около одной трети потребителей говорят, что «у них нет времени на приготовление еды». Тот же аргумент выдвигают жители ЮАР. Впрочем, далеко не везде любители быстрого питания объясняют свой выбор чрезмерной занятостью на работе.
Несмотря на возрастающее с каждым годом число сторонников здорового образа жизни, остается немало тех, кто при виде гамбургера (хот-дога, пиццы и т.д.) попросту теряет волю. И тогда все здравые аргументы в пользу правильного питания могут быть сколь угодно убедительными, но следовать им нет ни сил, ни желания. В Мексике приблизительно три четверти потребителей (73%) говорят, что им нравятся «продукты питания, которые вредны или нежелательны для них». Согласно результатам исследования TGI Global большинство любителей фаст-фуда считают такую еду вредной для здоровья. В Венгрии практически половина (46%) жителей признают, что «быстрое питание – это высококалорийная пища с низкой питательной ценностью». В Мексике аналогичной точки зрения придерживаются 62% населения.
Активная пропаганда здорового образа жизни пускай не повсеместно, но все же приносит некоторые результаты. Как показали данные исследований, несмотря на популярность быстрого питания в большинстве стран, все больше людей осознает актуальность вопроса правильного питания. Практически треть населения Канады (34%) признались, что за поеданием фаст-фуда их одолевает чувство вины, две трети (66%) соглашаются с высказыванием «мне действительно следует начать питаться себе на пользу». Наибольший прогресс заметен в Великобритании: здесь число тех, кто, усаживаясь за стол, первым делом начинает высчитывать соотношение белков, жиров и углеводов, за прошедшие пять лет увеличилось на 23%. Кроме того, за тот же период на 18% стало больше тех, кто согласен, что «быстрое питание связано с большими калориями и низкой питательной ценностью».
В России отношение к фаст-фуду, согласно исследованию «Комкона» (Индекс российских целевых групп), напротив, улучшается. Посещаемость предприятий быстрого обслуживания за последние пять лет выросла на 8,4%. Число тех, кто считает фаст-фуд вредным, сократилось по сравнению с 2003 г. на 9,6%.
Но, по мнению Владислава Иванова, повальное ожирение как в США, связанное с увлечением фаст-фудом, россиянам не грозит. «У нас культура питания, как я думаю, все-таки выше. Есть сложившиеся традиции полноценного питания, застолий», – утверждает он. Впрочем, не все рестораторы настроены оптимистично. «Культура питания вне дома в России закончила свое существование в октябре 17-го года, – считает Дмитрий Сомовидис. – Все дальнейшие гастрономические традиции формировались на базе заводских столовых. Если бы у нас была эта самая культура питания, то 15 лет назад в «Макдоналдс» на Тверской не стояли бы такие огромные очереди. Когда у людей появятся деньги, они начнут есть все подряд, не взирая на то, соответствует эта еда культуре российского питания или нет». Андрей Тутариков согласен, что российский потребитель не избалован гастрономическими предложениями, однако при этом отмечает, что все-таки к еде в России всегда подходили основательно: «Обеденный перерыв – это святое, плотный ужин – обязательно, завтрак – должен быть. Правда, возможностей сделать это правильно почти не было и выбирать было не из чего. Сейчас, наоборот, такие возможности появились, а свободного времени все меньше, поэтому фаст-фуд будет востребован».
По прогнозам Андрея Тутарикова, российским блинам и расстегаям вытеснить западный фаст-фуд не суждено. «Не будет никакого «особого русского пути», потому что эта форма питания родилась, окрепла и пришла в Россию из других стран. Мы будем копировать, дорабатывать, изобретать... и понимать, что все фаст-фудовское уже придумано до нас, – утверждает он. – Если и возникнут попытки привить фаст-фуд к русским корням, то они либо окажутся неудачными, как, к примеру, «Русское бистро», либо удачными, но «русская идея» всегда будет вторична».