https://www.traditionrolex.com/43
Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома


Кто главный чайник?

Чай – универсальный напиток, особо любимый в России. Его пьют в ресторанах любой ценовой категории, с любой кухней. Учитывая это, многие компании, изначально поставлявшие другие продукты, начинают заниматься и чаем. Пока ситуация на рынке чая для HoReCa достаточно стабильна, но следует учитывать, что в игру только начинают вступать чайные гиганты, и взрыв может произойти в любой момент.

По данным Российской ассоциации «Росчайкофе», объем всего чайного рынка в России в 2002 г. составил 160 тыс. тонн. В последние годы он стабилен – этот показатель составляет 150–160 тыс. тонн. При этом продажи в ресторанный сегмент растут. Ольга Егорова, директор по фуд-сервису компании Unilever, оценила рост продаж своей компании в ресторанный сегмент в 60% за 2002 г., такую же цифру назвала Ирина Савранская, менеджер по маркетингу компании «Геральт». Директор по маркетингу и рекламе «Чайной компании №1» Алла Козлова уверяет, что продажи (по Москве и регионам) за последние полтора года выросли в 4 раза.
Основная тенденция в чайном бизнесе – приход новых игроков, в дополнение к своему основному ассортименту начавших заниматься чаем (главным образом это кофейные компании). «Мы стали заниматься чаем в начале лета, – рассказывает Аб Фарман-Фармаян, генеральный директор компании «Бибендум». – Это вполне логично при наличии большой клиентской базы, и многим рестораторам удобнее работать с одним поставщиком по разным направлениям». Чаем занимаются и такие первоначально «кофейные» компании, как «Иония», «Алеф Кофе Чай»и «Льежуа».


Игроки и марки


Один из лидеров чайного рынка (включая розницу), компания «Май», поставляет чай под своей торговой маркой в фаст-фуд-сети (например, в «Макдональдс» и «Ростик’с»). «Сегодня мы начинаем работать и в сегменте premium: с ноября в нашем ассортименте появится английский чайный брэнд Curtis&Patridge, – сообщил Павел Исаев, директор по PR компании «Май». – Портфель брэнда включает такие экзотические позиции, как Rich Kenya Assam, Finest China India Blend». Кроме того, компания предлагает POS-материалы, тренинги для персонала ресторанов и др.
С ресторанами работают такие компании, как «Авалон» (собственные торговые марки «Золотая чаша», «Чайная долина», эксклюзивная дистрибуция марки Dilmah) и СДС, представляющая на российском рынке чай Ahmad. СДС работает с ресторанным сегментом через дистрибьюторов – компанию «Крис-Ти».
В ресторанном секторе заметны еще 10–15 компаний. Наиболее крупные российские, работающие также с розницей, – «Русская чайная компания» и «Чайная компания №1». Обе известны на рынке уже более 10 лет и предлагают листовые элитные чаи.
В общепите можно найти чай «Принцесса Нури» от «Орими Трейд», но эта компания с ресторанами пока не работает. Чай этой марки закупается заведениями в магазинах или на рынках.
Правда, «Орими Трейд» планирует выйти на ресторан-ный рынок. Пробной маркой, возможно, станет английский premium-чай Greeenfield. По словам PR-менеджера проекта Андрея Семенова, эта марка хорошо зарекомендовала себя в кафе и ресторанах на обслуживании теннисного турнира в Санкт-Петербурге.
Из международных компаний можно отметить Unilever (брэнды Lipton, Brook Bond и «Беседа») и Sara Lee (Pickwick).
«У нас есть специальное подразделение, которое занимается исключительно HoReCa. Мы поставляем пакетированный чай в основном в рестораны среднего ценового сегмента, – сказала Ольга Егорова, директор по фуд-сервису компании Unilever. – Для этого сектора у нас разработана удобная пластиковая упаковка».


Ассортимент и цены


«Недорогой чай представлен на ресторанном рынке в фаст-фуде, – утверждает Рамаз Чантурия, генеральный директор Российской ассоциации «Росчайкофе». – Во всех других сегментах используют элитный и дорогой чай. Крупные компании прежде всего осваивают экономичный сегмент как самый большой по объему продаж в рознице и лишь затем «поднимаются» наверх, начиная заниматься дорогими и элитными чаями».
Бытующее среди рестораторов мнение, что пакетированный чай – дешевый, не совсем верно. К примеру, чай Dammann в специальных тканых пакетах предлагают только в элитных ресторанах, и стоит он у поставщика около 6 евро за 24 пакетика.
Развесной чай стоит в среднем $15–30, элитные сорта доходят до $200 за кг.
В формировании ассортимента компании идут разным путями. Некоторые предлагают базовый ассортимент – чай среднего ценового сегмента, для фаст-фуда и демократичных заведений. Компании, работающие с элитными чаями, представляют много позиций, на разные вкусы, стараясь охватить даже редкие марки.
У некоторых компаний марок более 200 – например, у «Чайной компании №1» или «Русской чайной компании».
«У нас 80 базовых позиций чая, при этом цена на них колеблется от $15 до $170 за кг, – рассказывает Игорь Глазков, директор компании «Дюшес».
«Мы предлагаем чайную коллекцию из семи наименований, наиболее востребованных в ресторанах, – сообщил Александр Ведерников, руководитель чайного направления компании «Иония». – Это универсальный набор».


Среди лидеров продаж в ресторанном секторе практически все поставщики назвали сорта «Эрл Грей», «Английский завтрак», зеленые «Сенча» и жасминовый, каркаде. Причем рост продаж зеленого чая (в среднем до 30% в год) значительно опережает увеличение продаж черного.
Еще одно новшество – возросший интерес в экзотическим чайным напиткам: матэ, лапачо, ройбос. Сегодня они предлагаются во многих московских заведениях.
Например, проект по чаю матэ запустила «Чайная компания «Люта». Это вторая попытка компании внедрить этот напиток на российский рынок: в 2000 г. «Люта» была одной из первых, кто привез его в страну, но тогда он был мало известен отечественному потребителю. Сейчас этот продукт стал популярным, и, по мнению генерального директора «Чайной компании «Люта» Вилли Рифинуса, спрос на него будет только увеличиваться.


По мнению Рамаза Чантурии, крупные российские компании («Орими Трейд», «Май») пока еще серьезно не вышли на ресторанный рынок с элитным чаем, хотя «Май» официально заявил о таком решении. Как считает Чантурия, пока между собой конкурируют небольшие компании, имеющие относительно равные возможности. «Года через полтора-два лидеры начнут всерьез осваивать этот рынок, – утверждает он. – К тому времени либо ресторанный сектор «дорастет» до этих компаний, либо розница ими будет охвачена настолько, чтобы обратить внимание на менее объемные рынки».
Когда в игру вмешаются крупные компании, рынок ждут большие перемены как в плане ассортимента, так и работы с рестораторами: у лидеров особые технологии захвата рынка, есть возможность делать стратегически долгосрочные инвестиции. «Пока трудно прогнозировать, что произойдет, – считает Чантурия. – Возможно, некоторые маленькие компании начнут продавать бизнес, входить в состав крупных промышленных холдингов, объединяться друг с другом, чтобы иметь силы противостоять гигантам».

Галина Губанкова

Выпуск журнала:
Теги:
Комментарии (0)

https://www.traditionrolex.com/43