Журнал «FoodService»:
все о рынке питания вне дома

Рынок на вираже

Расходы на питание вне дома напрямую зависят от располагаемых доходов населения. Именно невысокий уровень доходов объясняет то, что на долю общественного питания, согласно данным Росстата, приходится всего 8% всех расходов россиян на питание. Для сравнения: в Германии и Франции на услуги фудсервиса приходится больше трети всех затрат на питание, а в Великобритании – даже больше половины. По мере роста российской экономики развивался и рынок фудсервиса, демонстрируя устойчивые темпы роста из года в год. В 2014 г. рост замедлился, что было, впрочем, связано и с запретом на курение в общественных местах. В 2015 и 2016 гг. рост сменился падением: оборот общественного питания, по данным Росстата, снизился на 6 и 3% соответственно (в сопоставимых ценах, то есть без учета инфляции). В целом видно, что динамика рынка общественного питания сильно зависит от динамики ВВП, но при этом при оживлении экономики общепит растет быстрее, а при ухудшении экономической ситуации снижается сильнее. Такой характер зависимости во многом связан с неразвитостью рынка. Поскольку среднедушевые расходы на питание вне дома более чем в три раза отстают от показателей развитых стран, с ростом доходов население, естественно, стало чаще ходить в рестораны. Однако при рецессии потребители быстро начали отказываться от ряда расходов, и питание вне дома оказалось в первых строках этого списка. Тем не менее в начале кризиса, в 2015 г., падение рынка питания вне дома было меньше, чем снижение продаж продуктов питания в рознице. В краткосрочном плане, отказавшись от дорогостоящих покупок и зарубежных путешествий, потребители старались побаловать себя доступным способом – посетив заведение общественного питания. Также рынок общественного питания поддерживал рост фастфуда: открытие новых ресторанов, сформировавшаяся привычка потребителей, прежде всего молодежи, ходить в заведения быстрого обслуживания и общаться с друзьями. Да и средний чек рос медленнее продуктовой инфляции благодаря активному импортозамещению и обилию промопредложений (скидок, купонов, комбообедов). Однако в 2016 г. ситуация изменилась. Большинство потребителей поняли, что сложившаяся экономическая ситуация – это не краткосрочное, временное падение, а новая реальность, и стали еще больше пересматривать свои расходы в плане экономии. Кроме того, на всех рынках, включая рынок питания вне дома, в 2016 г. замедлился рост цен. К примеру, в третьем квартале средний чек не вырос вообще. В итоге по сравнению с 2015 г. доля общественного питания в общих расходах на питание сократилась с 9 до 8% – практически до показателя 2002 г. Каковы же итоги рынка за 2016 г. и каковы его перспективы на 2017 г.?

Полный текст статьи читайте в печатной версии журнала "Foodservice".

Выпуск журнала:
Комментарии (0)