«Недальний восток» – один из последних ресторанов Аркадия Новикова. Современное и очень красивое заведение, сделанное в русле модных европейских тенденций. При этом интерьер и атмосфера не уступают авторской кухне, за которую отвечает Глен Баллис, бывший шеф британского Harrod’s. В «Недальний восток» гости приходят именно на его меню. С 25 января 2007 г. в заведении перебывали все известные люди Москвы. Ресторанные критики убеждены: «Недальний восток» станет лучшим проектом года.
Лондонский ресторан Zuma входит в высшую лигу европейских ресторанов, где на японскую кухню от немецкого шеф-повара Райнера Беккера ходят гурманы-британцы. Zuma – мультинациональный и очень современный проект, в котором деликатно смешаны традиции разных народов. Для Беккера не существует границ между странами и национальных различий. Благодаря таким людям, как он, ресторанный мир породил целое направление заведений будущего, вобравших лучшее, что тысячелетиями создавали люди на всех континентах. Смесь всего и вся: соусов и продуктов, посуды и деталей интерьера, природных материалов и современных конструкций – создает удивительно цельное и гармоничное заведение. Именно такие рестораны открывают сейчас в мировых столицах, а больше всего их в Токио, Лондоне и Нью-Йорке.
Zuma вдохновил Степана Михалкова на создание «Индуса». На Аркадия Новикова лондонские Zuma и Roka произвели столь сильное впечатление, что интерьер нового проекта был заказан дизайн-бюро Superpotato, которое участвовало в строительстве обоих ресторанов. Интерьер для московского «Недальнего востока» делали японские дизайнеры Норихико Шиниа и Риочи Нивата.
Бюро Superpotato базируется в Токио, его возглавляет Такаши Сугимото. Основатель Superpotato окончил токийский университет изящных искусств и музыки, где сейчас читает лекции студентам. В 1985 и 1986 гг. он становился лауреатом Mainichi design award, а в 1985 г. был отмечен Interior design association award. В портфеле Superpotato проекты для магазинов, бутиков, отелей и ресторанов. Компания проектировала Hayatt в Шанхае и Сингапуре, создавала интерьеры для сетевых заведений Shunju, Zipangu, Hibiki, Niki YUUAN.
Во всех ресторанах, как правило, обнажен потолок, где видны вентиляция и другие коммуникации. Практически все стены и перегородки оформлены по-разному. Для декора стен используются самые разные материалы, в том числе городской мусор – металлические балки, обрезки труб, пустые стеклянные бутылки, вышедшие из строя компьютеры, панели с выключателями, остатки досок и деревянных брусьев.
В «Недальнем востоке» на потолке тоже видны коммуникации, которые выкрашены в молочно-белый цвет. Однако свет сделан таким образом, что трубы практически не видны: светильники подвешены чуть ниже, причем каждая лампочка точечно освещает стол. В ресторане около 100 димеров. Система управляется через компьютер, и, по словам Марины Балашовой, заместителя генерального директора «Недальнего востока», есть пять световых сцен. «Свет регулируется в зависимости от времени суток, – рассказывает она. – Днем одно освещение, а когда начинает смеркаться, мы устанавливаем другое».
Для московского ресторана все-таки не стали делать стены из отходов большого города. Концепция «Недальнего востока» – максимальное использование природных материалов. Cтолешницы и тяжелая входная дверь выполнены из массива дерева. На одной из стен прозрачные панели, за которыми засыпаны лавровый лист, палочки корицы и бантики желтой пасты. Точно такая же стена есть в токийском Shun Kan.
Напротив бесконечные стеллажи из трехлитровых банок с разноцветными законсервированными фруктами (один из любимых приемов Superpotato). Как рассказывает Марина Балашова, в ресторане пришлось дополнительно укреплять стеллажи, так как банки оказались слишком тяжелыми. Сложности были и с другой стеной, где вместо банок бутылки с желтым маслом. Внутри каждой – специи и травы типа розмарина и укропа. Буквально через несколько дней после установки бутылок масло стало выходить на поверхность, прозрачные полки приходилось тщательно мыть, а масло откачивать. Марина говорит, что причина увеличения объема жидкости до сих пор остается для всех работников «Недальнего востока» тайной. Возможно, травы и специи выделяли кислород.
Одна стена из кирпичных полых кубов. Еще несколько вертикальных поверхностей декорированы полупрозрачными панелями из оргстекла, напоминающими слюду. Сразу за кухней – стена из дерева, выкрашенного в серый цвет. Еще есть стеллажи с хрустальными вазами из Гусь-Хрустального и прозрачными бокалами и графинами для водки из стекла. Иногда девушки задевают сумочками стаканы и вазы, на такой случай в ресторане есть запасные предметы.
Пол главного зала выложен серым гранитом. В демократичной диванной зоне на полу и потолке деревянные доски, а стены подсвечены красным. Обивка части стульев сделана из квадратных лоскутков разной расцветки. Идею японские дизайнеры подсмотрели в доме в русской деревне, куда их привезли «показать страну». На двух стенах есть также панно из квадратных чугунных плит, покрытых бордовой краской.