Зарядку на домашнем коврике и бег в соседнем парке москвичам все чаще заменяют занятия йогой и кардио-дорожки. Абонемент в спортивный или фитнес-клуб стал обязательной составляющей активной жизни горожанина. Наряду с прочими услугами развивается направление фитнес-питания, а продажи фитнес-баров составляют значительную долю общего оборота.
Москва становится спортивнее. В столице непросто выживать и зарабатывать, поэтому многие горожане поняли, что надо поддерживать хорошую физическую форму. Впрочем, по данным исследования компании «Комкон» TGI-Россия (I квартал 2007 г.), регулярно, то есть не реже раза в неделю, посещают фитнес-клуб, тренажерный или спортивный залы только 7% москвичей. При этом многие специалисты отмечают, что спрос на фитнес-услуги постоянно растет. Так, по данным Magram Market Research на конец 2006 г., ежегодный рост данного рынка составляет 40%. Всего на сегодня в столице насчитывается около 3 тыс. спортивных сооружений, начиная от местных тренажерных залов, заканчивая большими фитнес-клубами и спорткомплексами.
Фитнес-движение
Началом развития фитнес-индустрии в России можно считать 1993 г., когда Ольга Слуцкер, мастер спорта по фехтованию, открыла первый в стране фитнес-клуб World Class в Москве, на Житной улице. В 1997 г. в столице появилась демократичная сеть спортивно-оздоровительных клубов «Планета Фитнес», самая большая на сегодняшний день (37 клубов). Через два года заработали Orange Fitness и City Fitness, а в 2001 г. – сеть фитнес-клубов Reebok и MaxiSport. В 2006 г. открылся первый клуб сети Republika, и сегодня в Москве работают уже три заведения этой сети. В 1990-е гг., во время открытия многих фитнес-клубов и активного развития спектра их услуг, в обиход москвичей вошло понятие «спортивное, или фитнес-питание».
Правильное питание и регулярные занятия спортом – главные составляющие здорового образа жизни. Как показало исследование «Комкона» TGI-Россия (I квартал 2007 г.), тема здорового питания вызывает у москвичей, занимающихся спортом, повышенный интерес. Так, около 25% опрошенных, регулярно посещающих фитнес-клубы и спортзалы, следят за количеством калорий в еде, 30,6% опрошенных из этой же категории худеют, 48,2% тренирующихся всегда читают информацию о составе продукта и около 50% отмечают, что готовы платить больше за экологически чистые продукты.
Здоровый образ жизни хотели бы вести большинство россиян. Среди качеств, умений и способностей, которые наши соотечественники хотели бы привить своим детям, занятия физкультурой и спортом заняли второе место, уступив лишь образованию. Почти половина (45%) россиян сочли главным в воспитании детей приобщение их к здоровому образу жизни. Социологический опрос ВЦИОМа, выявивший эти данные, проводился 23-24 сентября 2006 г. Было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Согласно этому опросу, связывают состояние своего здоровья с занятиями физкультурой и спортом 20% россиян. Доля тех, кто ведет активный образ жизни и более-менее регулярно занимается физкультурой и спортом, составляет 39%. При этом комплексные занятия физкультурой, то есть фитнес, наиболее популярны – 31%, легкая атлетика – 21%, футбол – 16%.
http://wciom.ru
Фитнес-бары
Наиболее распространенный формат ресторанного обслуживания в спортивных клубах – фитнес-бары. Первое такое заведение открылось в 1993 г. в World Class на Житной. В то время оно было больше похоже на обычный ресторан, нежели на фитнес-бар в современном виде. Со временем там не только изменился дизайн, но и значительно увеличился ассортимент, больше внимания стали уделять диетическому и спортивному питанию, появилась расширенная водная карта.
Питание, предлагаемое в любом фитнес-баре, призвано отвечать тем программам, которые есть в клубе. Ассортимент продуктов и напитков различается, как правило, в зависимости от географического расположения клуба и набора предоставляемых услуг. Так, фитнес-бары Orange Fitness, работая по единой модели, имеют при этом индивидуальную специфику. Ассортимент в разных барах World Class пересекается на 80%, около 20% оставляется на то, чтобы учитывать особенности каждого отдельного клуба: в сети есть клубы, специально ориентированные на женщин, семейные, а также детские. В зависимости от аудитории комплекса различается не только состав меню, но и месторасположение бара. Например, в World Class на улице Архитектора Власова, рассчитанном больше на детей, в фитнес-баре есть большой террариум, а в меню представлен широкий выбор детских позиций. Другой клуб этой же сети на Олимпийском проспекте посещают в основном обеспеченные бизнесмены, там бар вынесен в холл, и вместе с тем к нему можно подойти со стороны бассейна. Как известно, плавание пробуждает аппетит, поэтому недостатка в гостях бар не испытывает.
Выбор питания клиентом спортклуба зависит от того, каким спортом он занимается и какие у него нагрузки. Большую часть аудитории фитнес-клубов на сегодняшний день составляют мужчины и женщины (примерно в равном соотношении) в возрасте от 20 до 40 лет с доходами средним и выше среднего. Похудание или, наоборот, набирание мышечной массы – основные задачи, которые ставят перед собой тренирующиеся. Эти два критерия главным образом учитывают бары, составляя меню. Обычно к этому процессу привлекают врачей-диетологов. Для худеющих женщин готовят легкие, низкокалорийные блюда и напитки. Мужчинам предлагают продукты, содержащие белок (например, салаты и горячие блюда с курицей, рыбой), которые помогают наращивать мышечную массу.
Основные продажи фитнес-баров приходятся на барную продукцию: свежевыжатые соки, фреши, холодные чаи, воду, обогащенную кальцием и магнием, кофе без кофеина, спортивное питание. Так, доля кухни в MaxiSport составляет всего около 15–20% общих продаж. Позиции из меню в барах World Class чаще всего заказывают мужчины и семьи с детьми, а также члены клуба, когда они приходят не тренироваться, а воспользоваться другими услугами, к примеру салоном красоты. «Продажи бара составляют около 70%, тогда как блюд из меню – всего около 30%. Есть непосредственно перед тренировкой нельзя и сразу же после нее тоже, поэтому большинство посетителей покупают в баре напитки и легкие закуски», – пояснила Юлия Кулакова, управляющая барами сети World Class. В барах MaxiSport пользуются спросом безалкогольные коктейли из фруктов и ягод, спортивные напитки, чай, кофе, свежевыжатые соки. Так, на категорию соков здесь приходится около 35–40% продаж, других напитков – 20–25%. Лидерами продаж в World Class также являются свежевыжатые соки (стоимость – 100–150 руб.), количество видов которых за время существования сетевых баров выросло с 10 до 30, и миксы на основе фруктов и ягод.
В то же время с каждым годом появляется больше людей, которые проводят в фитнес-клубах значительную часть времени, что не может не отразиться на популярности меню. «Почти в каждом клубе Orange Fitness есть клиенты, которые проводят там по полдня, а иногда и больше: они обычно делают несколько заходов в бар в течение дня», – отметила Ирина Овсянникова, управляющая барами сети. Эту тенденцию подтвердила и Любовь Франке, менеджер фитнес-баров сети MaxiSport (Москва). «Многие люди приходят в клубы всей семьей, проводят там чуть ли не целый день, полноценно едят. Для этих гостей есть удобная ресторанная зона со столиками. Особенно много гостей у фитнес-бара в выходные», – рассказала она. Для завсегдатаев, проводящих много времени на тренировках, в меню фитнес-баров MaxiSport представлено несколько позиций завтраков (омлеты, в том числе белковые, каши, блинчики) и комплексных обедов, салаты, супы, горячие блюда (например, говядина отварная, куриная грудка, овощное рагу), десерты, а также отдельное детское меню. Средний чек на обед в фитнес-баре MaxiSport составляет примерно $6–10. Позиции блюд для детей, а также детский барный ассортимент есть в World Class на улице Архитектора Власова: это и детское питание (для самых маленьких), и различные витаминосодержащие продукты для детей с 12 лет, например обогащенные батончики, изотонические напитки, йогурты в комплекте с игрушками и т.д.
Также некоторые клубы вводят вегетарианское меню и органические позиции. В конце 2005 г. в системе фитнес-баров World Class появилась линейка органических продуктов. После посещения сотрудниками World Class выставки биопродуктов в Нюрнберге сеть стала завозить сначала органические соки, мюсли, марку биодобавок Green Magma (концентрат пророщенного ячменя), хлеб, а затем и фрукты и овощи для свежевыжатых соков и другие биопродукты для приготовления блюд из меню. Во всех фитнес-барах World Class есть отдельные папки-меню с вегетарианскими и органическими блюдами и витрины с маркированными биопродуктами. «Если раньше на категорию органических продуктов и блюд на их основе приходилось около 2% продаж и многие посетители клубных баров не задумывались о пользе биологических продуктов, то сегодня органика составляет около 15% общих продаж», – рассказала Юлия Кулакова.
Многие специалисты отмечают, что востребованность фитнес-баров растет с каждым годом. За последние два года в фитнес-барах World Class наблюдался рост продаж более чем в два раза. Примерно те же показатели роста анонсирует фитнес-сеть MaxiSport. Специфика работы фитнес-баров заключается в том, что благодаря невысокой проходимости (в World Class, к примеру, порядка 60–100 человек в день) по сравнению с обычными ресторанами у этих заведений есть возможность работать с каждым гостем индивидуально. В фитнес-барах MaxiSport, например, все позиции могут комбинироваться в зависимости от индивидуальной диеты и вкусовых предпочтений.
Подобный подход для своих клиентов практикует World Class. «Любое блюдо в меню по сути представляет собой конструктор. Например, клиент может заказать рис и овощи на пару, приготовленные без соли. В то же время какие-то заготовки на кухне делаются заранее, так как довольно часто у посетителя бара нет времени ждать», – поделилась Юлия Кулакова. При этом, по ее словам, достаточно большой процент продаж – порядка 20% – приходится на еду и напитки, которые берут на вынос. Более того, благодаря сбалансированным диетическим блюдам, быстрому обслуживанию и индивидуальному подходу фитнес-бары привлекают посетителей со стороны. По словам Ирины Овсянниковой, управляющей барами сетей Orange Fitness и City Fitness, в последнее время к ним стали приходить на обед работники ближайших офисов. Максимальная посещаемость в большинстве фитнес-баров наблюдается в утренние часы и вечером после 19.00.
Волшебные капсулы
Многие тренирующиеся в фитнес-клубах придерживаются спортивной диеты, главные составляющие которой – специально разработанные препараты, которые употребляются как дополнение к повседневному питанию. В эту категорию входят витаминные добавки и комплексы минералов, аминокислоты, элькарнетин, энергетики и т.д.
В сети Orange Fitness спортивное питание выбирают около 40% клиентов. «Все-таки москвичи пока не совсем привыкли к спортивному питанию, многие просто боятся его, так как не верят, что все комплексы добавок и витаминов имеют природное происхождение. Поэтому перед барменами сети ставится задача – консультировать клиентов бара, рассказывать технологии приготовления и правила употребления того или иного спортивного продукта», – рассказала Ирина Овсянникова.
Чаще всего спортивное питание продается в фитнес-барах. Так, в сети MaxiSport у барной стойки можно заказать протеиновые коктейли на молоке, воде и соке, жидкий творог – белково-углеводистый коктейль на основе молока, коктейли с элькарнетином для сжигания жиров, фруктовые чипсы, орешки, обогащенные витаминами батончики, а также серию напитков на травах, вызывающих повышенное потоотделение на тренировках, что помогает снижать вес. Стоимость спортивных коктейлей варьирует от 150 до 200 руб. Спортивное питание приносит 15–20% общего объема продаж баров MaxiSport.
Другие клубы, например «Империя Фитнес», предлагают спортивное питание на рецепшене: там гость может купить кислородную воду, энергетические и белковые коктейли и т.д. А при клубе «Империя Фитнес» в Бибиреве организован специальный магазин.
Диета по вызову
В августе 2006 г. в компании Аркадия Новикова появился новый проект Just For You по доставке клиенту сбалансированного диетического питания. Автор и руководитель Just For You – кандидат медицинских наук Ирина Почитаева. Производство диетического питания было организовано на базе медицинского центра «Эллипсис», директором которого она является. «К услугам Just For You обращаются в основном обеспеченные люди, которые, придерживаясь здорового образа жизни, не хотят обременять себя заботами о приготовлении или поиске правильного, здорового питания. Большинство клиентов Just For You – люди, занимающиеся спортом», – рассказала Ирина Почитаева.
Проект состоит из шести стандартных программ питания: сбалансированное питание, снижение веса, интенсивное снижение веса, программа для вегетарианцев, при сахарном диабете, при интенсивных физических нагрузках (с повышенной калорийностью – от 2700 до 3000 ккал). Срок действия каждой программы –10 дней (750 евро) или месяц (3 тыс. евро), в течение которого клиенту каждое утро доставляется в специальных боксах и термосумках питание на день, рассчитанное на пять приемов.
Пока программа питания для людей с физическими нагрузками занимает небольшую долю продаж – около 5%, чаще ее заказывают мужчины. В меню этой программы, разработанное брэнд-шефом проекта Уильямом Ламберти («Галерея»), входят, например, мюсли со свежими ягодами и лесными орехами, минестроне на родниковой воде, сашими лосось с корн-салатом и мисо-соусом, суп-пюре из шпината, говядина отварная в бульоне, мини-овощи на пару, а также органическое печенье, натуральные фруктовые фреши, смеси орехов, йогурты. Основной упор при его составлении делался на белковые блюда и блюда, содержащие сложные углеводы – крупы и бобовые, также в боксы могут быть добавлены витаминные комплексы.
Помимо стандартных программ Just For You предлагает составить индивидуальный курс питания. Для этого нужно сдать анализы, пройти консультацию у диетолога и обговорить меню с поваром. С ноября 2006 г. Just For You начала сотрудничать с сетью World Class. В трех фитнес-клубах сети врачи-диетологи World Class рекомендуют клиентам подписаться на программу Just For You.